Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неправительственные международные организации




В настоящее время в мире насчитывается более 500 неправительственных международных организаций, включивших в свою деятельность природоохранительные мероприятия. Однако главная роль в этой целой армии неправительственных организаций принадлежит некоторому числу специализированных и зарекомендовавших себя высокой активностью организаций, таких как Международный союз охраны природы и природных ресурсов, Всемирный фонд охраны дикой живой природы.

Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) создан по решению учредительной ассамблеи, состоявшейся в сентябре 1948 г. в Фонтебло (Франция). В соответствии со ст. 1 Устава МСОП содействует сотрудничеству между правительствами, национальными и международными, организациями, а также между отдельными лицами, занимающимися вопросами охраны природы и сохранения природных ресурсов, путем проведения соответствующих национальных и международных мероприятий.

Международная юридическая организация (МЮО), созданная в 1968 г. за последние годы уделила большое внимание разработке правовых вопросов по окружающей среде. МЮО участвует в подготовке международно-правовых актов природоохранительного характера.

Проблема ответственности.

В современном международном праве в настоящее время считается общепризнанным деление правонарушений государств на международные преступления и международные деликты. Это деление было предложено Комиссии международного права ее специальным докладчиком и вошло в ст. 19 Проекта статей об ответственности государств за международные правонарушения. Международным преступлением, согласно ст. 19 Проекта, считается “международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом».

Комиссия международного права отнесла к таким преступлениям нарушение государством обязательств, имеющих основополагающее значение для:

-мира и безопасности;

- осуществления народами права на самоопределение, освобождение от колониализма;

-защиты человеческой личности и, наконец, тяжкого нарушения международного обязательства, имеющего основополагающее значение для защиты окружающей среды, такого, как обязательство, запрещающее массовое загрязнение атмосферы или морей.

В Комментариях к ст. 19 Проекта Комиссия международного права отметила, что положения этой статьи нашли отражение в Уставе ООН, и, “согласно communis opplnio, обязательства, изложенные в этих положениях Устава, стали отныне международным обычаем и являются обязательными для всех государств, независимо от того, являются ли они членами Организации Объединенных Наций или нет».

Проблема охраны окружающей среды по понятным причинамненашла отражения в Уставе ООН, но Комиссия международного права считала, что в условиях опасного антропогенного загрязнения окружающей среды, когда под вопросом возможность выживания настоящего и будущих поколений, нормы общего международного права, относящиеся к охране окружающей среды и к ответственности государств, могут быть только императивными. Принцип охраны окружающей среды - императивный принцип общего международного права и, соответственно, международного права окружающей среды как его отрасли. Обязательства, вытекающие из подобных принципов и норм международного права, могут быть только обязательствами т.е. затрагивать общие интересы всех государств, всего сообщества.

Следовательно, если нарушен императивный принцип международного права, то любой член международного сообщества может обратиться в Международный Суд с требованием о привлечении к ответственности нарушителя.

Однако подобные отношения возникают, как правило, в результате ядерных инцидентов. Если речь идет о нефтяном загрязнении, то к ответственности привлекается оператор или собственник судна. Так как ущерб бывает огромен, он покрывается выплатами из страховых и компенсационных фондов. На государство ложится так называемая остаточная ответственность. В целом практика пошла в этой области по пути установления гражданско-правовой ответственности.

Наиболее сложной проблемой в области ответственности остается абсолютная ответственность, которую иногда называют объективной ответственностью. Речь идет об ответственности за действия, не запрещенные международным правом, т.е. ответственности при отсутствии вины. Единой точки зрения на этот предмет до настоящего времени нет.

В этой ситуации чрезвычайно трудно установить грани между запрещенной и не запрещенной деятельностью. Что касается международных соглашений, то только в космическом праве признана абсолютная ответственность - по Конвенции за ущерб, причиненный космическими объектами (1972). Других международных соглашений с признанием абсолютной ответственности нет.

Российская Федерация в ряду государств занимает как в плане территориального расположения, так и владения природными ресурсами далеко не последнее место. Экологическая ситуация складывается у нас на протяжении последних двух десятков лет неблагополучно, а порой в отдельных местах критически. Это означает, что России предстоит многое критически переосмыслить и многое сделать, чтобы приостановить деградацию природной среды. Но чтобы лечить загубленную природу, нужны серьезные инвестиции, а их по известным причинам у нас недостаточно.

 

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение международного права окружающей среды.

2. В чем заключаются особенности этой отрасли международного права? Назовите отраслевые принципы международного права окружающей среды.

3. В чем состоит значение решений Стокгольмской конференции 1972 г. по окружающей человека среде и Конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро 1992 г.?

4. Какова роль ЮНЕП в разработке и заключении международных соглашений по охране окружающей среды; выработке принципов и норм новой правовой отрасли - права окружающей среды?

5. Назовите основные положения ч. XII «Защита и сохранение морской среды» Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

6. В чем состоит значение положений Венской конвенции по защите озонового слоя 1985 года?

7. В чем заключаются обязанности государств в отношении окружающей среды Луны и других небесных тел, а также Земли, предусмотренные Договором по космосу 1967 г.?

8. Какие правонарушения государств и каким международным органом признаны как международные преступления и как международные

деликты?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...