Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 9. Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса




И СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

1. Понятие совокупного спроса. Кривая совокупного спро­са. Неценовые факторы совокупного спроса.

2. Понятие совокупного предложения. Кривая совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения. Краткосрочная и долгосрочная кривые совокупного предложения (кейнсианская и классическая версии совокупного предложения).

3. Краткосрочное и долгосрочное равновесие в модели AD – AS. Изменения в равновесии. Эффект храповика.

Ключевые понятия и термины

Агрегирование (aggregation) – соединение отдельных единиц или данных в единый показатель.

Детерминанты совокупного предложения (determinants of aggregate supply) – экзогенные факторы, вызывающие смещение кривой совокупного предложения.

Детерминанты совокупного спроса (determinants of aggregate demand) – экзогенные факторы, вызывающие смещение кривой совокупного спроса.

Кейнсианский отрезок кривой совокупного предложения (Keynsian range of aggregate curve) – горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения, на котором экономика характеризуется неполной занятостью ресурсов.

Классический отрезок кривой совокупного предложения (classical range of aggregate curve) – вертикальный отрезок кривой совокупного предложения, на котором экономика характеризуется полной занятостью всех ресурсов.

Кривая совокупного предложения (aggregate supply curve) – кривая, показывающая прямую зависимость между уровнем цен и объемом внутреннего продукта, который производители готовы предложить к продаже.

Кривая совокупного спроса (aggregate demand curve) – кривая, показывающая обратную зависимость между уровнем цен и величиной спроса на реальный внутренний продукт.

Макроэкономическое равновесие (macroeconomic equilibrium) – это такое состояние национальной экономики, когда существует равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением.

Модель AD – AS (AD – AS model) – макроэкономическая модель, в которой показатели совокупного спроса и совокупного предложения используются для определения цен и реального внутреннего продукта.

Промежуточный отрезок кривой совокупного предложения (intermediate range) – восходящий отрезок кривой совокупного предложения, характеризующий состояние экономики, приближающееся к уровню полной занятости.

Равновесный ВВП (equilibrium gross domestic product) – ВВП, при котором объем произведенной продукции равен совокупному спросу на нее.

Равновесный уровень цен (equilibrium price level) – уровень цен, устанавливаемый при равновесном ВВП (когда кривая совокупного спроса пересекается с кривой совокупного предложения).

Реальный ВВП (real gross domestic product) – ВВП с поправкой на изменение уровня цен.

Совокупное предложение (aggregate supply, AS) – общее количество товаров и услуг, которое могут предложить производители при данном уровне цен в определенный период времени.

Совокупный спрос (aggregate demand, AD) – общий объем товаров и услуг, который потребители, предприятия и правительство (государство) хотят и могут купить при любом возможном уровне цен в определенный период времени.

Уровень цен (price level) – средневзвешенная величина цен, уплачиваемых за продаваемые товары и услуги в стране.

Эффект богатства, или реальных наличных средств (wealth or real balances effect) – понятие, выражающее связь между уровнем цен и величиной реального богатства, представленного в финансовых активах (акциях, облигациях, депозитах и т.п.); повышение уровня цен сокращает размеры реального богатства, в результате чего сокращается величина совокупного спроса, и наоборот.

Эффект импортных закупок (foreign purchases effect) – понятие, которое показывает взаимосвязь между объемом чистого экспорта и уровнем цен в экономике: при повышении уровня цен объем чистого экспорта сокращается и наоборот.

Эффект процентной ставки (interest-rate effect) – понятие, которое выражает взаимосвязь между уровнем процентных ставок и величиной совокупного спроса: при повышении процентных ставок дорожает потребительский кредит и инвестиции, что снижает величину совокупного спроса, и наоборот.

Эффект храповика (ratchet effect) – тенденция уровня цен к повышению, если возрастает совокупный спрос, и к сохранению уровня цен, если он сокращается.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

[ 4, с. 256–262; 5, с. 384–391; 6, с. 245–251; 7, с. 175–193; 9, с. 228–250; 12, с. 132–136; 15, с. 234–241; 18, с. 415 – 422].

Задачи и тесты

 

№ 1. Увеличение совокупного спроса приводит к росту равновесного ВВП и уровня цен, если это происходит на:

а) кейнсианском отрезке кривой AS;

б) промежуточном отрезке кривой AS;

в) промежуточном и классическом отрезках кривой AS;

г) классическом отрезке кривой AS.

№ 2. Эффект храповика – это тенденция:

а) повышения цен с ростом совокупного спроса;

б) падения цен с ростом совокупного спроса;

в) стабильности цен с ростом совокупного спроса;

г) повышения цен с ростом совокупного спроса, но их стабильности при его понижении.

№ 3. Классический вариант кривой предполагает, что в долгосрочном периоде изменение совокупного спроса:

а) окажет влияние на объем выпуска, но не на уровень цен;

б) окажет воздействие на уровень цен, но не на объем выпуска;

в) не окажет влияние на уровень цен и объем выпуска;

г) окажет влияние как на уровень цен, так и на объем выпуска.

№ 4. Если налоги на предпринимательство растут, то:

а) растут совокупное предложение и совокупный спрос;

б) сокращается совокупное предложение, а объем совокупного спроса не изменяется;

в) совокупный спрос сокращается, а объем совокупного предложения не изменяется;

г) увеличивается совокупный спрос, а объем совокупного предложения остается прежним.

 

Ответы

1. б); 2. г); 3. б); 4. б).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...