Тема 9. Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса
И СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Понятие совокупного спроса. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса. 2. Понятие совокупного предложения. Кривая совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения. Краткосрочная и долгосрочная кривые совокупного предложения (кейнсианская и классическая версии совокупного предложения). 3. Краткосрочное и долгосрочное равновесие в модели AD – AS. Изменения в равновесии. Эффект храповика. Ключевые понятия и термины Агрегирование (aggregation) – соединение отдельных единиц или данных в единый показатель. Детерминанты совокупного предложения (determinants of aggregate supply) – экзогенные факторы, вызывающие смещение кривой совокупного предложения. Детерминанты совокупного спроса (determinants of aggregate demand) – экзогенные факторы, вызывающие смещение кривой совокупного спроса. Кейнсианский отрезок кривой совокупного предложения (Keynsian range of aggregate curve) – горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения, на котором экономика характеризуется неполной занятостью ресурсов. Классический отрезок кривой совокупного предложения (classical range of aggregate curve) – вертикальный отрезок кривой совокупного предложения, на котором экономика характеризуется полной занятостью всех ресурсов. Кривая совокупного предложения (aggregate supply curve) – кривая, показывающая прямую зависимость между уровнем цен и объемом внутреннего продукта, который производители готовы предложить к продаже. Кривая совокупного спроса (aggregate demand curve) – кривая, показывающая обратную зависимость между уровнем цен и величиной спроса на реальный внутренний продукт. Макроэкономическое равновесие (macroeconomic equilibrium) – это такое состояние национальной экономики, когда существует равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением.
Модель AD – AS (AD – AS model) – макроэкономическая модель, в которой показатели совокупного спроса и совокупного предложения используются для определения цен и реального внутреннего продукта. Промежуточный отрезок кривой совокупного предложения (intermediate range) – восходящий отрезок кривой совокупного предложения, характеризующий состояние экономики, приближающееся к уровню полной занятости. Равновесный ВВП (equilibrium gross domestic product) – ВВП, при котором объем произведенной продукции равен совокупному спросу на нее. Равновесный уровень цен (equilibrium price level) – уровень цен, устанавливаемый при равновесном ВВП (когда кривая совокупного спроса пересекается с кривой совокупного предложения). Реальный ВВП (real gross domestic product) – ВВП с поправкой на изменение уровня цен. Совокупное предложение (aggregate supply, AS) – общее количество товаров и услуг, которое могут предложить производители при данном уровне цен в определенный период времени. Совокупный спрос (aggregate demand, AD) – общий объем товаров и услуг, который потребители, предприятия и правительство (государство) хотят и могут купить при любом возможном уровне цен в определенный период времени. Уровень цен (price level) – средневзвешенная величина цен, уплачиваемых за продаваемые товары и услуги в стране. Эффект богатства, или реальных наличных средств (wealth or real balances effect) – понятие, выражающее связь между уровнем цен и величиной реального богатства, представленного в финансовых активах (акциях, облигациях, депозитах и т.п.); повышение уровня цен сокращает размеры реального богатства, в результате чего сокращается величина совокупного спроса, и наоборот. Эффект импортных закупок (foreign purchases effect) – понятие, которое показывает взаимосвязь между объемом чистого экспорта и уровнем цен в экономике: при повышении уровня цен объем чистого экспорта сокращается и наоборот.
Эффект процентной ставки (interest-rate effect) – понятие, которое выражает взаимосвязь между уровнем процентных ставок и величиной совокупного спроса: при повышении процентных ставок дорожает потребительский кредит и инвестиции, что снижает величину совокупного спроса, и наоборот. Эффект храповика (ratchet effect) – тенденция уровня цен к повышению, если возрастает совокупный спрос, и к сохранению уровня цен, если он сокращается.
ЛИТЕРАТУРА
[ 4, с. 256–262; 5, с. 384–391; 6, с. 245–251; 7, с. 175–193; 9, с. 228–250; 12, с. 132–136; 15, с. 234–241; 18, с. 415 – 422]. Задачи и тесты
№ 1. Увеличение совокупного спроса приводит к росту равновесного ВВП и уровня цен, если это происходит на: а) кейнсианском отрезке кривой AS; б) промежуточном отрезке кривой AS; в) промежуточном и классическом отрезках кривой AS; г) классическом отрезке кривой AS. № 2. Эффект храповика – это тенденция: а) повышения цен с ростом совокупного спроса; б) падения цен с ростом совокупного спроса; в) стабильности цен с ростом совокупного спроса; г) повышения цен с ростом совокупного спроса, но их стабильности при его понижении. № 3. Классический вариант кривой предполагает, что в долгосрочном периоде изменение совокупного спроса: а) окажет влияние на объем выпуска, но не на уровень цен; б) окажет воздействие на уровень цен, но не на объем выпуска; в) не окажет влияние на уровень цен и объем выпуска; г) окажет влияние как на уровень цен, так и на объем выпуска. № 4. Если налоги на предпринимательство растут, то: а) растут совокупное предложение и совокупный спрос; б) сокращается совокупное предложение, а объем совокупного спроса не изменяется; в) совокупный спрос сокращается, а объем совокупного предложения не изменяется; г) увеличивается совокупный спрос, а объем совокупного предложения остается прежним.
Ответы 1. б); 2. г); 3. б); 4. б).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|