Ключевые понятия и термины
Аккордный налог (lump-sum tax) – налог, который представляет собой постоянную сумму при любом уровне ВВП (GDP). Акциз (excise tax) – налог на расходы, связанные с приобретением конкретного товара или определенного его количества. Бюджетный дефицит (budget deficit) – сумма превышения расходов государственного бюджета над его доходами в данный год. Государственный долг (public debt) – сумма накопленных прошлых бюджетных дефицитов. Дискреционная фискальная политика (discretionary fiscal policy) – преднамеренное изменение парламентом налогов (налоговых ставок) и объема правительственных расходов. Достигнутая автоматически стабильность (built-in stability) – воздействие на экономику недискреционной бюджетной политики; изменение чистых налогов в прямой зависимости от изменений ВВП (GDP) с целью уменьшения (увеличения) чистых налоговых поступлений, способствующих снижению уровня безработицы (инфляционного давления) в период спада (инфляции). Косвенные налоги на деловые предприятия (indirect business taxes) – налоги,которые фирмы включают в издержки производства продукта и перекладывают (целиком или частично) на покупателя путем повышения цены продукта (налог с оборота, акцизный сбор, оплата лицензий и др.). Кривая Лаффера (Laffer curve) – кривая, показывающая связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений и выявляющая такую налоговую ставку, при которой налоговые поступления достигают максимума. Личный подоходный налог (personal income tax) – налог, которым облагается подлежащий налогообложению доход отдельных лиц. Мультипликатор сбалансированного бюджета (balanced budget multiplier) – воздействие равных приростов (сокращений) правительственных расходов и повышения (снижения) налогов на равновесный ВВП (GDP), выражающееся в увеличении (уменьшении) бюджета на величину этих приростов (сокращений).
Налог (tax) – принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или услуги, причем такая выплата не является штрафом, наложенным судом за незаконные действия. Налог на добавленную стоимость, НДС (value-added tax, VAT) – налог на разницу между стоимостью проданных предприятием товаров и стоимостью товаров, купленных у других фирм. Налог на заработную плату (payroll tax) – налог на нанимателей рабочей силы, а также на работников, составляющий определенный процент всей или части суммы полученной работниками заработной платы. Налог на имущество, имущественный налог (property tax) – налог на стоимость собственности (капитала, земли, акций, облигаций и других активов), которой владеют фирмы и домохозяйства. Налог на прибыль корпораций (corporate income tax) – налог на чистый доход (прибыль) корпораций. Налог с продаж (sales tax) – налог, которым облагаются затраты на большую группу товаров. Налоговая льгота (tax subsidy) – субсидирование индивидов или отраслей с помощью благоприятных условий налогообложения; например, платежи нанимателя рабочей силы на страхование здоровья вычитаются из налогов на доходы и заработную плату. Налоговый «клин» (tax «wedge») – косвенные налоги на бизнес и налоги на заработную плату, которые относятся фирмами к издержкам производства и включаются ими в цену производимой продукции; равны цене продукта за вычетом затрат ресурсов на его производство. Положительное сальдо бюджета, бюджетный излишек (budget surplus) – превышение доходов государственного бюджета над его расходами. Правительственные (государственные) закупки (government purchases) – денежные платежи правительства, за которые оно получает товары или услуги текущего производства.
Правительственные трансфертные платежи (government transfer payment) – расходование правительством денег, в обмен на которые оно не получает товары и услуги текущего производства. Предельная ставка налогообложения (marginal fax rate) – доля дополнительного (облагаемого налогом) дохода, которую приходится выплачивать в виде налогов. Принцип налогообложения получаемых благ (benefits-received principle) – концепция, согласно которой лица, получающие от государства какие-то блага в виде товаров и услуг, должны платить налоги, необходимые для финансирования их производства. Принцип платежеспособности (ability-to-pay principle) – концепция, согласно которой с тех, кто имеет больший доход (или больше богатства), следует взимать абсолютно или относительно больший налог, чем с тех, у кого доход (или богатство) меньше. Прогрессивный налог (progressive tax) – налог, средняя ставка которого возрастает по мере увеличения дохода налогоплательщика и снижается по мере сокращения этого дохода. Пропорциональный налог (proportional tax) – налог, средняя ставка которого остается неизменной при увеличении или сокращении дохода налогоплательщика. Регрессивный налог (regressive fax) – налог, средняя ставка которого уменьшается (повышается) по мере увеличения (уменьшения) дохода налогоплательщика. Сбалансированный годовой бюджет (annually balanced budget) – равенство правительственных расходов и налоговых поступлений в течение года. Сдерживающая (рестрикционная) фискальная политика (concretionary fiscal policy) – уменьшение правительственных расходов, увеличение налоговых поступлений или их комбинация. Средняя ставка налогообложения (average tax rate) – общая сумма выплачиваемого налога, деленная на общий размер облагаемого налогом дохода; налоговая ставка на весь облагаемый налогом доход. Стимулирующая фискальная политика (expansionary fiscal policy) – увеличение правительственных расходов, уменьшение налоговых поступлений или сочетание этих двух факторов. Структурный дефицит (structural deficit) – разность между поступлениями налогов и расходами государственного бюджета в условиях полной занятости. Фискальная, финансово-бюджетная, политика (fiscal policy) – изменения государственных расходов и налогообложения.
Функциональное финансирование (functional finance) – использование фискальной политики для обеспечения производства неинфляционного ВВП (GDP) в условиях полной занятости независимо от государственного долга. Циклически сбалансированный бюджет (cyclically balanced budget) – равенство правительственных расходов и налоговых поступлений в пределах экономического цикла. Циклический дефицит (cyclical deficit) – дефицит государственного бюджета, вызванный экономическим спадом и обусловленным им сокращением налоговых поступлений. Чистые налоговые поступления (net taxes) – налоговые поступления правительства минус государственные трансфертные платежи. ЛИТЕРАТУРА
[ 1, с. 28, 36, 43, 74, 82, 89; 3, с. 43, 44, 80, 81; 4, с. 277–286, 396–405; 5, с. 501–541; 6, с. 314–326; 7, с. 242–262; 265–379; 8, с. 206–209; 9, с. 251–270; 391–409; 10, с. 255–265; 12, с. 149–158; 13, с. 207–230; 15, с. 291–311; 16, с. 227–234; 17, с. 434–503].
Задачи и тесты
№ 1. Дефицит государственного бюджета образуется в тех случаях, когда: а) сумма активов государства превышает размеры его обязательств; б) сумма расходов государства превышает сумму налоговых поступлений; в) расходы государства уменьшаются; г) сумма налоговых поступлений сокращается; д) обязательства государства превышают его активы. № 2. Госбюджет, сбалансированный на циклической основе, явился бы следствием: а) роста государственных расходов и снижения налогов в период экономического спада; б) сокращения государственных расходов и увеличения налогов в период экономического спада; в) роста государственных расходов и снижения налогов в период инфляционного подъема; г) роста государственных расходов при неизменных ставках налогов в период инфляционного подъема; д) сокращения государственных расходов и снижения налогов в период экономического спада. № 3. Если правительство ежегодно будет стремиться к сбалансированному бюджету, то такой бюджет: а) будет сглаживать колебания в рамках экономического цикла; б) будет усиливать колебания в рамках экономического цикла;
в) не будет оказывать никакого влияния на объем производства и уровень занятости; г) будет способствовать ослаблению инфляции; д) будет стимулировать совокупный спрос. № 4. Государственный долг – это сумма предшествующих: а) государственных расходов; б) бюджетных дефицитов; в) бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков; г) бюджетных излишков за вычетом бюджетных дефицитов; д) расходов на оборону. № 5. К каким экономическим последствиям может привести государственный долг? а) сокращению производственных возможностей национальной экономики; б) снижению уровня жизни; в) перераспределению национального богатства между членами общества; г) увеличению совокупных национальных расходов; д) все предыдущие ответы верны. № 6. Прямая связь между чистыми налоговыми поступлениями и реальным ЧВП (NDP): а) автоматически приводит к образованию бюджетных излишков в период рецессии; б) повышает эффективность дискреционной фискальной политики, направленной на преодоление рецессии и достижение полной занятости; в) расширяет возможности для поддержания полной занятости; г) снижает влияние изменений объема плановых инвестиций на уровень национального дохода и занятости. № 7. В «Общей теории» Дж. М. Кейнса предполагается, что: а) цены и заработная плата устойчивы; б) кривая совокупного предложения представлена горизонтальной линией; в) изменение уровня государственных расходов может влиять на величину ВВП (GDP); г) изменения в налоговой политике могут влиять на величину ВВП (GDP); д) все предыдущие ответы верны. № 8. Ярко выраженная антиинфляционная фискальная политика предполагает: а) повышение уровня налогообложения и сокращение государственных расходов; б) сокращение и налоговых поступлений, и государственных расходов; в) рост налогов и более высокий уровень государственных расходов; г) снижение налогов и более высокий уровень государственных расходов; д) постоянство уровня и государственных расходов, и налоговых поступлений. № 9. Правительственная политика в области расходов и налогообложения называется: а) политикой, основанной на количественной теории денег; б) монетарной политикой; в) деловым циклом; г) фискальной политикой; д) политикой распределения доходов. № 10. Согласно кейнсианской теории: а) рыночный механизм гарантирует равновесное состояние экономики; б) при постоянных ценах нет уверенности, что рыночный механизм обеспечит равновесие дохода и производства в условиях полной занятости; в) совокупный спрос должен регулироваться, чтобы экономика достигла желаемого уровня равновесия дохода и производства;
г) все предыдущие ответы верны; д) верны только ответы б) и в). № 11. Если правительство предполагает повысить уровень реального ЧВП (NDP), оно может: а) снизить налоги; б) снизить государственные закупки товаров и услуг; в) уменьшить трансфертные платежи; г) снизить уровень бюджетного дефицита; д) верны ответы а) и г). Ответы 1. б); 2. а); 3. б); 4. в); 5. в); 6. г); 7. д); 8. а); 9. г); 10. д); 11. а).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|