Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика основных факторов и закономерностей научения




Научение - это устойчивая, целесообразна смена деятельности, которая возникает благодаря предыдущей деятельности и не вызвана непосредственно врожденными физиологическими реакциями организма, целесообразное изменение внешней (физической) и внутренней (психической) активности индивида.
Но не любой. В частности, нельзя считать процессом научения физиологические изменения в ходе адаптации к темноте, под влиянием усталости или употребления психотропных веществ и т.п..

Как процесс и результат получения индивидуального опыта научения присуще как человеку, так и животному миру. Отличие между ними заключается, прежде всего в том, что у человека - это познавательный процесс усвоения социального опыта практической и теоретической деятельности, а у животных - только процесс изменения видового опыта с целью приспособления его к условиям среды, меняется. Научение у животных происходит преимущественно на инстинктивной основе и состоит в совершенствовании и перекомбинации врожденных элементов видового опыта с целью большего соответствия их условиям существования определенного животного. Таким образом, в каждом отдельном случае научение животных формируется целостный поведенческий акт, содержащий как врожденные, генетически фиксированные, т.е. видовые, так и индивидуально приобретенные компоненты. Основной формой научения у животных есть навык - программа автоматизированных способов реагирования на ситуацию. Способами научения в животном мире выступают следующие:

• видовое научение - выработка в ходе эволюции вида безусловно-рефлекторных и инстинктивных реакций;

• дрессура (дрессировка), т.е. выработку условных рефлексов под влиянием постоянно возникающих ситуативных факторов среды жизнедеятельности животного;

• научения через инсайт как трансформация опыта отдельного животного вследствие решения наглядных проблемных ситуаций с применением простейших интеллектуальных операций.

В целях более глубокого выяснения различий научения у животных и человека Н. Леонтьев предлагал ис-ваты для адекватного понимания сущности этих процессов такие категории, как приспособление и присвоение, подчеркивая тем самым реактивность поведения животных и активность, субъектность человека в ситуации научения. Такие различия обусловлены, прежде всего, потенциалом психического отражения человека и животного. Так, у животных отображения объективного мира происходит только с опорой на внешне представленные физические свойства предметов окружения, которые непосредственно влияют на их органы чувств и связанные с удовлетворением их жизненных потребностей. Вместе с тем человеку доступны не только физические отношения элементов ситуации, но и их логические (частного к общему, вида - к роду, конкретного - к абстрактному т.п.) и функциональные отношения (действия - до результата, причины - к следствию, средства - до цели и т.д.).

Передачи и усвоения таких неочевидных характеристик осуществляются, как известно, исключительно через понятие, которые зафиксированы в отдельной системе знаков - языке. Даже объективные физические качества вещей человек всегда воспринимает не непосредственно, а через систему категорий общественного опыта. В каждом отдельном случае такие понятия возникали у конкретного человека. И в совокупности, учитывая фактор преемственности, они отражают опыт и знания, накопленные всем человечеством. Поэтому научение понятием, обозначаемых словами, - это, по сути, овладение человеком тех знаний, которые накоплены всем человечеством в ходе его исторического развития. Кроме овладения знаниями в процессе научения человек способен к усваивания специфических навыков - сознательно усвоенных и автоматизированных приемов и способов работы, которые выступают элементами сложной деятельности, а также к выработку умений как приобретение специфической способности успешно использовать приобретенные знания и навыки умственной деятельности в процессе решения практических задач.

Итак, качественная расхождение между научения человека и животного заключается, во-первых, в разнице механизма отображения и, во-вторых, в принципиальной разницы программ поведения и деятельности как результата научения.

Научение у человека и животных может осуществляться на двух уровнях: рефлекторном и когнитивном.

Рефлекторный уровень является генетически первичным, где научение как усвоение определенных стимулов и реакций может осуществляться автоматически и бессознательно. Здесь принято выделять три разновидности: сенсорное научение, моторное и сенсорно-моторное. В рамках первого нарабатывается разрешением чувственных сигналов - образов восприятия и сравнения форм, цветов, звуковых фонем и др.. Через моторное научение происходит обьеднування движений в программы. Таким образом формируются такие моторные координации, как письмо, хождение, звуковисловлювання. Результатами сенсорно-моторного научения как синтеза активности двух предыдущих механизмов у человека выступают навыки преодоления препятствий во время ходьбы, реагирования на зуммер при пользовании телефоном и т.д..

Когнитивный уровень научения предполагает использование операций выявления, отбора, обобщения и закрепления существенных связей, целесообразных способов активности с целью их адекватного применения. Здесь выделяются подуровни практического и интеллектуального научения. Первое осуществляется на основе чувственного опыта. Предметом научения здесь фактические знания и практические действия, а результатом научения выступают сложившиеся представления и практические умения. Интеллектуальное научение предполагает научение понятием (обобщенным теоретическим знаниям), научение мышлению (мыслительным операциям) и научение теоретическим умением (умение решать задачу, доказывать тезис т.п.). Понятно, что интеллектуальное научение является исключительно человеческой прерогативой. Как и практическое, у человека оно осуществляется на основе наблюдения, осмысления и самоконтроля, которые управляются сознательно поставленными или принятыми целями и задачами.

По критерию наличия или отсутствия исходного намерения научиться научение разделяют на стихийное (случайное) и целесообразно (организовано). Принципиальная разница между ними состоит в характере конечной цели деятельности субъекта. Так, в ситуации стихийного научения конечный результат в виде овладения общественным опытом не совпадает с непосредственными целями активности индивида. Например, ребенок в желании играть усваивает правила игры, учится регулировать свои непосредственные намерения. А взрослые попадают в ситуацию стихийного научения каждый раз при приобретении очередной покупки, к которой прилагается инструкция по использованию, или же оказываясь перед необходимостью овладеть новым видом деятельности с целью дальнейшего здийснювання ее для удовлетворения определенных потребностей.

Организованное или целесообразным научение - это учения, под которым понимается специальная деятельность человека, которая имеет прямой целью научиться чему-то. Такое научение является деятельностью присвоения общественного опыта, управляемое осознанными познавательными мотивами и целями. Для эффективного осуществления научения подрастающего поколения общество создало специальный социальный институт - школу, основная цель существования которой - организовывать целенаправленное научения. Последний процесс, как известно, называется обучения. Он предусматривает организацию, стимуляцию и управления учения через создание соответствующих учебных программ, развитие мотивации учебной деятельности пу-хом формирования познавательных интересов и управления деятельностью учащегося с помощью методов обучения.

Несомненным преимуществом стихийного научения исключительная самостоятельность активности субъекта, его высокая мотивированность и ориентация на достижение промежуточных и конечных результатов деятельности. Вместе с тем, в отличие от организованной учебной деятельности, эффективность такой деятельности значительно ниже. Поскольку при отсутствии квалифицированной помощи при отборе направлений и средств научения индивид с необходимостью обречен на фрагментарность и хаотичность (бессистемность) усвоенных знаний, неоправданно большие затраты времени, необходимого для поиска, понимания и усвоения социально важного и общественно полезного опыта.

ВИДЫ И МЕХАНИЗМЫ НАУЧЕНИЯ

Научение наполняет всю нашу жизнь. Люди соприкасаются с научением в общении друг с другом, в процессе эмоционального развития и социального роста. Человек научается любить или ненавидеть, вести себя правильно или неправильно и т. п. Научение в самом общем виде определяется как формирование нового индивидуального опыта в процессе активного взаимоотношения организма с внешней средой. При этом совокупность поведенческих актов, которые приспособлены к конкретным условиям среды, следует понимать как индивидуальный опыт.

Существует множество теорий научения, в каждой из которых можно выделить какой-то отдельный аспект изучаемого процесса. Например, бихевиористы при исследовании научения в основном опираются на внешне наблюдаемое поведение, которое пытаются контролировать различными воздействиями. Этологи больше внимания уделяют научению в естественных условиях и межвидовым различиям при научении. Когнитивные психологи интересуются тем, какие психические структуры формируются во время научения. Многие из них пытаются смоделировать процессы научения в виде компьютерных программ, и существует направление, которое занимается моделированием процессов научения, называющееся коннекционизмом.

Несмотря на многообразие теорий, большинство исследователей соглашается с некоторыми общими положениями, а именно:

1) научение – это скачкообразное или постепенное изменение поведения человека. При этом существует два типа временного протекания процесса научения. Такие формы научения, как оперантное или классическое обусловливание, протекают постепенно, а такие формы научения, как импринтинг или инсайт, – моментально;

2) хотя развитие всегда сопровождается научением, изменение поведения в процессе научения не является непосредственно следствием созревания организма. Проблема научения непосредственно связана с проблемами созревания и развития. У детей сложно отличить результат созревания от результата научения, поэтому научение исследуют у взрослых;

3) упражнение улучшает процесс научения;

4) изменение поведения в результате употребления психоактивных веществ или при утомлении научением не является;

5) возможности научения организма обусловлены видовой принадлежностью. Причем последнее положение является главной заслугой этологов.

В наше время определяют четыре основных вида научения:

1) привыкание. Его суть сводится к тому, что в течение небольшого промежутка времени человек научается не учитывать или не обращать внимания на повторяющиеся события;

2) классическое обусловливание. Человек при этом виде научения научается связывать события одно с другим, если они постоянно следуют друг за другом. В дальнейшем при возникновении одного события человек ожидает наступления второго;

3) оперантное обусловливание. Это более высокая форма научения, суть которой заключается в том, что человек начинает вырабатывать новые способы поведения для достижения своих целей;

4) комплексное научение. Этот вид научения предполагает возникновение новых форм поведения и новых ассоциаций, а также формирование отвлеченного знания об окружении и появление новых стратегий решения задач.

Привыкание – это самый простой вид научения, который интенсивно исследуют с помощью регистрации активности отдельных клеток нервной системы у животных.

Классическое обусловливание как выработку условных рефлексов изучал И. П. Павлов на примере связи между выработкой слюны у собак с таким незначимым раздражителем, как звонок. Он помещал собаку в специальную установку с автоматически подаваемой кормушкой и фиксировал ее ремнями. Каждый раз после включения звонка собаке в кормушку подавали корм. После многократных повторений сочетания включения звонка с подачей пищи у собак возникало выделение слюны на одно только включение звонка.

Таким образом у животного возникло научение связывать включение звонка с подачей пищи. И. П. Павлов назвал звонок условным раздражителем, пищу – безусловным раздражителем, вызывающим реакцию выделения слюны – безусловный рефлекс. При этом выделение слюны как реакцию на условный раздражитель начали называть условным рефлексом. И. П. Павлов полагал, что в процессе выработки условных рефлексов устанавливается связь между условным и безусловным раздражителем, в результате чего условный раздражитель заменяет безусловный. Повторное сочетание условного раздражителя с безусловным называется фазой выработки условного рефлекса. Для того чтобы произошло угасание условного рефлекса, можно после четкого возникновения условного рефлекса на предъявление звонка (условного сигнала) приостановить подачу пищи. Угасание не приводит к разрушению связи между условным и безусловным раздражителем, так как при возобновлении подачи безусловного раздражителя после условного вскоре восстанавливается и условный рефлекс.

Важно, что в качестве условного раздражителя может выступать любое событие, а в качестве безусловного раздражителя – любые биологически значимый для организма предмет или событие.

В зарубежной психологии выработку условных рефлексов стали называть обусловливанием, а после появления ее новых форм – классическим обусловливанием.

Термин оперантного обусловливания введен Б. Ф. Скиннером. Оперантное обусловливание – это научение, при котором приобретение нового опыта и его реализация с помощью поведения приводят к достижению какой-либо определенной цели. Оно присуще не только людям, но и более простым существам и позволяет человеку оказывать воздействие на окружающую среду.

Процедура оперантного обусловливания веками использовалась для дрессировки животных. Американский исследователь Э. Торндайк на рубеже XIX и XX в. старался узнать, существует ли интеллект у животных. Для того чтобы выяснить это, он помещал голодных котов в специальный ящик, снаружи которого находилась пища. Животные могли открыть дверь клетки только в том случае, если они нажали на педаль внутри ящика. Сначала коты пытались достать приманку, просовывая лапы сквозь решетку клетки. После серии неудач они обычно обследовали все внутри, затем производили разнообразные действия. И в конце концов, когда животное наступало на рычаг, дверка клетки открывалась. В результате многочисленных повторений этой процедуры постепенно животные переставали совершать лишние действия и стали сразу нажимать на педаль. Э. Торндайк называл это научением путем проб и ошибок, так как прежде чем животное научается совершать нужный поведенческий акт, оно реализует много ошибочных. Эксперимент показал, что чем больше раз животное попадало в проблемный ящик – клетку, тем быстрее оно оттуда выходило. Другими словами, чем чаще совершалась процедура, тем меньше ошибок совершалось перед реализацией нужного действия. Также американским исследователем было обнаружено, что те действия, которые поощряются, т. е. подкрепляются, с большей вероятностью возникали в последующем, а те, которые не подкреплялись, не использовались животными в последующих пробах. Другими словами, животное научалось совершать только те действия, за которыми следовало подкрепление, – это есть закон эффекта.

Э. Торндайк сделал определенные выводы по поводу разумного поведения животных. Он отрицал наличие у них каких-либо признаков интеллекта, так как научение происходит вслепую, путем проб и ошибок, механизм научения заключается в установлении связей между стимулами и реакциями. После публикации работ Э. Торндайка стало формироваться направление бихевиоризм.

Б. Ф. Скиннер полагал, что оперантное поведение спонтанно и возникает без каких-либо очевидных стимулов, а реактивное поведение является следствием какого-либо стимула. Путем подкрепления оперантное поведение можно модифицировать. Создав определенный порядок подкрепления, поведение можно контролировать, им можно управлять. После многолетнего экспериментирования Б. Ф. Скиннер выяснил, что закономерности научения одинаковы как для животных, так и для человека. Совершение действия с высокой частотой обусловлено высоким оперантным уровнем.

Процедуру оперантного обусловливания применяют для научения животных сложным формам поведения, которые не могли бы возникнуть в естественных условиях (например, научить медведя водить мопед и т. п.). Такой сложности поведение выработать у животных можно с помощью процедуры формирования поведения.

Если перестать подавать подкрепление, произойдет угасание оперантного поведения. Например, маленький ребенок проявляет истерические формы поведения, когда родители не уделяют ему нужного внимания. Родители успокаивают его и этим подкрепляют дальнейшее проявление истерики. Отмена подкрепления в виде внимания приводит к угасанию, т. е. исчезновению, всех истерических проявлений.

В оперантном научении особую роль играет подкрепление, которым называется любой значимый для организма предмет или событие, ради которого им совершается данное поведение. Существует отрицательное и положительное подкрепление, причем в качестве положительного подкрепления всегда выступают биологически необходимые для организма объекты (вода, пища и т. п.). У человека к биологически необходимым объектам добавляются продукты культуры или культурные ценности. Отрицательное подкрепление опасно для жизни, поэтому организм пытается его избежать или предотвратить его действие. В качестве отрицательного подкрепления исследователи часто используют электрический ток или громкий звук, а процедуру научения в таких случаях принято называть аверзивным обусловливанием.

Эксперимент показал, что научение связано с имеющимся опытом, а также с врожденными формами поведения.

Существуют сложные формы научения, например латентное (скрытое) научение, при котором изменение скрыто, а его характеристики трудно проследить по кривым научения. По мнению Э. Толмена, научение происходит по причине формирования когнитивной карты окружающей обстановки. Когнитивная карта указывает маршруты и линии поведения и взаимосвязи элементов окружающей среды. При этом происходит смещение акцента с внешних причин поведения на внутренние.

Немецкий психолог В. Кёлер изучал, наблюдается ли интеллект, или разумное поведение, у приматов при решении различных задач. Э. Торндайк при работе с животными пришел к выводу, что у животных не существует разумного поведения, они научаются за счет проб и ошибок и механически связывают стимулы с подкрепляемыми действиями. В. Кёлер, работая с шимпанзе, пришел к противоположному выводу. По его мнению, у шимпанзе обнаруживается разумное поведение того же самого рода, что и у человека. В. Кёлер полагал, что в проблемной ситуации, если не скрыты вспомогательные средства, т. е. вся ситуация выступает в целостности, животные приходят к правильному решению. При этом научение происходит моментально. Подтверждением моментального научения служит тот факт, что, решив задачу однажды, животное в дальнейшем решает ее без проблем. Научение, обнаруженное В. Кёлером у приматов, отличается от научения путем проб и ошибок, или от оперантного обусловливания, и описывается как феномен инсайта, или озарения. Инсайт очень похож на латентное научение, но при инсайте научение происходит за один раз.

И животные, и люди, научаясь чему-то, всегда используют свой старый индивидуальный опыт. Старый опыт может улучшать протекание научения, в этом можно убедиться, рассматривая латентное научение. Организмы могут использовать ранее выученные действия в совсем другой ситуации. Когда ранее приобретенный индивидуальный опыт влияет на его последующее формирование, это называется переносом. Например, человек, выучивший один иностранный язык, быстрее выучит второй. Или, если человек научился ездить на велосипеде, то ему легче будет освоить езду на мотоцикле.

Выделяют два вида переноса: отрицательный и положительный.

Положительный перенос улучшает протекание процесса научения, а отрицательный обычно усложняет научение или не сказывается на нем. Например, если обучать животных проходить лабиринт с одного конца в другой, а затем учить их проходить тот же лабиринт, только в обратную сторону, то научение будет проходить медленнее либо точно так же, как в другом новом лабиринте.

Имитацией, или подражанием, называется формирование нового поведения путем воспроизведения действий другого человека. Например, маленькие дети часто подражают своим родителям: девочки примеряют мамины платья и красят губы помадой, а мальчики надевают папины ботинки, берут в рот карандаш как сигарету и т. п. Имитация обеспечивает процесс приобретения специфических видовых форм поведения, также она позволяет передавать видовой опыт от поколения к поколению.

У человека имитация (подражание) выражена больше всего в детском возрасте. Подражая своим родителям, персонажам из фильмов, дети проявляют все это в игре. Считается, что имитация происходит без всякого подкрепления, поэтому этологи считают, что у людей существует готовность к имитации, но эта готовность неосознанна. Наблюдая поведение близких людей, тон их голоса, манеру разговора, язык и стиль речи, привычки, стиль одежды, человек перенимает все это и начинает схоже вести себя, одеваться и разговаривать. Все это происходит ненамеренно.

Как утверждает американский психолог А. Бандура, людям свойственно обучаться большей частью с помощью наблюдения, а не путем проб и ошибок. Свойство обучаться, перенимая поведение других людей, позволяет человеку достигать великих высот, при этом не рискуя своей жизнью. Трудно разграничить имитацию с научением путем наблюдения, так как имитация является частью последнего. Неосознанность является одной из отличительных черт имитации, а научение путем наблюдения большей частью проходит осознанно.

В научении путем наблюдения выделяется четыре основных процесса:

1) процесс внимания, в него включается обращение внимания на поведение «модели» и его правильное понимание;

2) процесс сохранения, когда при наблюдении за «моделью» человек запоминает ее поведение в виде информации, которая представлена в репрезентации. Репрезентации могут быть вербальными и невербальными, возникающими путем вербального кодирования или путем образного кодирования;

3) моторно-репродуктивный процесс, во время которого происходит перевод символически закодированной информации в действия;

4) этап зависимости от разных переменных подкрепления, т. е. от мотивационных процессов.

Приведем пример научения путем наблюдения: ребенок в школе следит за движениями учителя, рисующего на доске, – это первый этап научения; ребенок запоминает все движения учителя (модели) при рисовании на доске – второй этап; затем дома он пробует воспроизвести запомнившееся – это третий этап; четвертый этап – одни дети выполняют эти действия потому, что им это нравится, другие – потому, что боятся плохой оценки. По сути, это тот вид научения, в ходе которого человек усваивает культурный и социальный опыт.

Таким образом, нам удалось рассмотреть такие виды научения, как привыкание, классическое обусловливание, оперантное обусловливание, и более сложные виды, такие как латентное научение, когнитивные карты, инсайт, перенос, имитация и научение через наблюдение.

С научением связывают также метафору «генерирующая и тестирующая вышка», в которой «вышка» означает эволюционный процесс, т. е. процесс развития, а «генерирующая» и «тестирующая» – это функции, за счет которых обеспечивается протекание этого процесса. «Вышка» имеет несколько этажей. В ней на третьем этаже обитают так называемые «попперовские существа», к которым относится большинство животных, начиная с самых простых и кончая человеком. Названы они так Д. Деннетом, потому что К. Поппер отмечал, что селекция поведения позволяет, чтобы вместо нас погибали наши гипотезы. Попперовские существа используют в качестве самого эффективного способа выживания предварительную селекцию возможных форм поведения, или актов. Такая селекция делается для того, чтобы отбросить ненужные шаги, перед тем как реализовать их в среде обитания. Обратной связью здесь является фильтрация информации, приходящей из внешней среды, а фильтр должен состоять из модели внешней среды, которая содержит максимальное количество информации о наружной среде.

В настоящее время идея попперовских существ все глубже проникает в теорию научения. При этом накапливаются данные, что процесс научения – это не инструктивный процесс, где среда инструктирует организм о том, что ему надо сделать, а скорее, селективный. Это означает, что внутри организма заранее происходит отбор нужных форм поведения. Так как поведение человека обеспечивается нервной системой, то и селекция происходит там, а точнее, в главной ее части – головном мозге. Множество нейронов, объединяясь в системы, обеспечивают функционирование организма и его поведение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...