Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статус центральных банков.

Введение.

       Эффективное функционирование банковской системы - необходимое условие развития рыночных отношений в России, что объективно определяет ключевую роль центрального банка в регулировании банковской деятельности. Поиск действенных форм и методов денежно-кредитного регулирования экономики предполагает изучение и обобщение накопленного в этой области опыта стран с рыночной экономикой. Осуществляемая в этих странах денежно-кредитная политика является одной из составляющих экономической политики и позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с быстрой корректировкой регулирующих мероприятий, оказывая им оперативнуюРоссииРРоРРРРРвлууалуHHHHHH и гибкую поддержку. В связи с этим большой интерес вызывают различные аспекты деятельности центральных банков, являющихся основными проводниками официальной денежно - кредитной политики. Отсюда вытекает актуальность рассмотрения зарубежных центральных банков в качестве примеров успешного функционирования банковской системы. По сути дела, двухуровневая банковская система начала свое существование в России в 1991 году. Тогда как в зарубежных развитых странах развитие банковских систем насчитывает десятки, а в некоторых и сотни лет. Примеры успешной деятельности очень полезны для рассмотрения в условиях российской действительности. Целью этой работы является выяснение причин кризисов 1995, 1998 годов. И выяснение необходимости реформирования российской банковской системы и центрального банка в частности.

Статус, формы организации и функции центральных банков.

       Центральные банки в их современном виде существуют сравнительно недавно. На ранних стадиях развития капитализма четкое разграничение между центральными (эмиссионными) и коммерческими банками отсутствовало. Коммерческие банки активно прибегали к выпуску банкнот для накопления капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банковской эмиссии в немногих крупных коммерческих банках. Итогом этого процесса явилось закрепление за одним банком монопольного права на выпуск банкнот. Вначале такой банк назывался эмиссионным или национальным, а в дальнейшем - центральным, что соответствовало его главенствующему положению в кредитной системе.

       Первый национальный банк - шведский “Риксбанк” - был создан в 1668 г. на рубеже перехода от феодализма к капитализму; в 1694 г. был учрежден Банк Англии. Однако они не обладали исключительным правом на эмиссию денежных знаков и их функции отличались от функций современных центральных банков - например, Банк Англии поначалу должен был финансировать торговлю и промышленность, а Банк Нидерландов - внутреннюю и внешнюю торговлю. Центральные банки в их современном виде возникли в XIX веке. В настоящее время практически во всех странах мира имеются центральные банки, однако, между ними есть существенные различия, обусловленные особенностями политического и финансово-экономического развития стран базирования.

Статус центральных банков.

       Центральные банки являются юридическими лицами, имеющими особый статус, отличительный признак которого - обособленность имущества банка от имущества государства. Хотя формально это имущество находится, как правило, в государственной собственности, центральный банк наделен правом распоряжаться им как собственник. Этим центральный банк отличается от государственного банка, имущество которого контролируется государством.

       Правовой статус центральных банков развитых стран закреплен в правовых актах: законах о центральных банках и их уставах, законах о банковской и кредитной деятельности, в валютном законодательстве. Как правило, основным правовым актом, регулирующим деятельность центрального банка, является Закон о центральном банке, в котором определяются его организационно правовой статус, функции, процедура назначения высшего руководящего состава, взаимоотношения с государством и национальной банковской системой. Данный закон устанавливает полномочия центрального банка как эмиссионного института страны.

       Центральный банк сочетает в себе отдельные черты коммерческого банковского учреждения и государственного ведомства, располагая некоторыми властными полномочиями в сфере регулирования кредитной системы.

       Центральный банк обычно создается в форме акционерного общества. Как правило, его капитал принадлежит государству (Франция, Великобритания, Германия, Нидерланды и Испания). Если государство владеет лишь частью капитала (Бельгия, Япония) или акционерами центрального банка являются коммерческие банки (например, в США) и другие финансовые учреждения (Италия), государство, тем не менее, играет ведущую роль в формировании органов управления центрального банка.

       Содержание и форма взаимосвязей центральных банков с органами государственной власти существенно различаются в развитых странах. Взаимодействия такого рода могут быть условно представлены в виде двух моделей:

- ЦБ выступает агентом министерства финансов и проводником его денежно-кредитной политики;

- ЦБ независим от правительства, что обеспечивает ему самостоятельность в проведении денежно-кредитной политики без давления со стороны правительственных органов.

       Однако в действительности эти модели в чистом виде не действуют. В большинстве стран функционирует промежуточная модель, в рамках которой используются принципы взаимодействия исполнительной власти с центральным банком при определенной степени его независимости.

       В законодательстве лишь 5 стран - США, Германии, Швейцарии, Швеции и Голландии - предусмотрено прямое подчинение центральных банков парламентам. В большинстве государств центральные банки подотчетны казначейству или министерству финансов.

       В Великобритании, Франции, Италии, Японии и некоторых других развитых странах министерства финансов уполномочены давать инструкции центральным банкам, однако на практике такие случаи довольно редки. Как правило, консенсус достигается на заседаниях правительства, союзов предпринимателей и банкиров и находит отражение в подписании представителями министерства финансов и центрального банка совместных заявлений.

       При разногласиях министерства финансов и центрального банка возможен только административный путь их разрешения в форме резолюции парламента или решения правительства. В странах, в которых центральные банки непосредственно подчинены парламентам, с помощью проведения законодательных процедур возможно принятие решений, обязывающих исполнительные органы оказывать содействие центральным банкам в достижении той или иной цели денежно-кредитной политики.

       Законодательством ряда стран предусмотрена отчетность центральных банков перед парламентами. Так, Федеральная резервная система США представляет Конгрессу США отчет о своей деятельности 2 раза в год, а центральные банки Германии и Японии направляют отчеты в парламенты своих стран ежегодно.

Независимость центральных банков от исполнительной власти. Выполнение юридически возложенной на центробанк главной цели его деятельности - обеспечение стабильности цен - предполагает наличие определенной степени его независимости от исполнительной власти. Причем независимость центрального банка от правительства подразумевает две ее формы: политическую и экономическую.

       Политическая независимость - это автономия (самостоятельность) центрального банка при установлении целевых ориентиров денежной массы; экономическая независимость - самостоятельность центрального банка являются определение порядка назначения членов его руководящего органа или управляющего (президента), одобрение принятого банком решения со стороны правительства и (или) парламента. Экономическая независимость выражается в том, что центральный банк не обязан автоматически выдавать денежные средства правительству для финансирования государственных расходов и оказывать ему предпочтение в предоставлении кредитов. Кроме того, для экономической независимости центрального банка имеет значение характер осуществляемого им контроля за кредитной системой: применение административных (прямых) нерыночных способов контроля, предполагающее вмешательство правительства в принятии решений банком, ущемляет автономию последнего. Конечно, на практике весьма трудно определить степень политической независимости данного центрального банка. Однако с помощью некоторых объективных показателей независимости, таких, например, как наличие формальных организационных связей между центральным банком и правительством (правил, обязывающих центральный банк поддерживать фискальную политику), можно попытаться это сделать. Результаты одного из проведенных исследований степени независимости центральных банков с использованием этих показателей свидетельствуют о наличии сильной взаимосвязи между политической независимостью центрального банка и низким уровнем инфляции.

       Результаты исследований подобного рода позволяют считать, что независимость центрального банка в целом определяется следующими факторами:

- независимость от правительственных органов. Это условие является обязательным. Если центральный банк обязан выполнять указания правительственных органов, то он не сможет поддерживать стабильность цен, поскольку будет испытывать давление со стороны правительства;

- личная независимость членов органов управления центрального банка. Независимость органов управления центрального банка будет обеспечиваться в том случае, если они назначаются на достаточно длительный срок. В случае их повторного назначения возникает опасность уменьшения степени их личной независимости;

- юридический статус банка, который определяется, в частности, возможностями внесения изменений в устав (закон) центрального банка. Чем сложнее внести изменения в устав, тем надежнее обеспечивается независимость центрального банка.

       Важным фактором, определяющим возможности центробанка поддерживать стабильность цен, являются сложившиеся взаимоотношения с государственными органами власти которые повышают степень доверия последних к действиям центрального банка и способствуют достижению им главной цели - обеспечения стабильности цен. Таким образом, выполнению данной задачи может содействовать периодически представляемая парламенту отчетность центрального банка о своей деятельности.

       Степень независимости центрального банка от исполнительной власти в различных странах неодинакова. Считается, что наибольшей независимостью в проведении денежно-кредитной политики обладает центральный банк Германии Бундесбанк, чья независимость предусмотрена в законе о Бундесбанке (1957 г.). При реализации стоящих перед ним задач Бундесбанк обязан поддерживать экономическую политику правительства, однако не зависит от его указаний. Бундесбанк обязан выступать в качестве советника правительства по важнейшим вопросам денежно-кредитной политики и предоставлять ему необходимую информацию. В то же время члены правительства имеют право участвовать в работе Центрального совета Бундесбанка - его коллективного руководящего органа. Они не имеют права голоса, однако могут предлагать вопросы для обсуждения на Совете и вносить предложения; по их требованию решение Совета может быть отложено на 2 недели. Президент Бундесбанка в случае необходимости может быть вызван на заседания федерального правительства.

       При принятии решений по вопросам денежно-кредитной политики Бундесбанк обладает полной автономией, что возможно до тех пор, пока его действия не будут идти вразрез с направлениями кредитно-финансовой политики правительства.

       Довольно высокой степенью независимости от исполнительной власти располагает ФРС США - ее решения не подлежат ратификации со стороны президента или правительственных структур. Вместе с тем ФРС несет ответственность перед Конгрессом США за проводимую ею денежно-кредитную политику. Все назначения в Совет управляющих ФРС, включая назначения председателя и вице-председателя из числа членов Совета, осуществляются президентом с согласия сената. С учетом этого, а также с учетом координации проводимой ФРС и правительством политики данная система может быть охарактеризована как “независимая внутри правительства”.

       Одним из наименее независимых центральных банков является Банк Англии. Взаимоотношения между ним и государством регулируются Законом о Банке Англии (1946 г.), на основании которого Банк стал государственным. В соответствии с этим Законом Казначейство имеет право существенно влиять на деятельность банка Англии. В области денежно-кредитной политики Банк Англии наделен только консультативной функцией. В задачу руководящего органа - Правления Банка Англии - входит координация вопросов денежно-кредитной политики с министерством финансов (Казначейством), глава которого формально ответственен за принятие решений в этой сфере и подотчетен парламенту. Таким образом, Банк Англии находится под контролем Казначейства, которое уполномочено давать центральному банку рекомендации после предварительных консультаций с ним. В этом заключается своеобразие взаимоотношений Казначейства и центрального банка.

       Подобно Банку Англии Банк Италии испытывает довольно большую зависимость от правительства при проведении денежно-кредитной политики. Административно он подчинен Казначейству и должен следовать рекомендациям созданного при последнем Межминистерского комитета по кредитам и сбережениям. Банк Италии выступает как правительственный консультант.

       Таким образом, в странах, для которых традиционно характерны централизм и сильная политическая власть, центральный банк обычно юридически более зависим от правительства.

       В федеративных же государствах центробанк пользуется гораздо большей самостоятельностью. Кроме того, в федеративных государствах четко прослеживается стремление должным образом представить интересы регионов в руководящих органах центрального банка.

Различная степень независимости центральных банков Германии, США, Великобритании, Италии от правительств коррелирует с темпами инфляции в этих странах. В исследовании профессора А. Алесина (США) указано, что за 1973 - 1986 гг. самые низкие среднегодовые темпы инфляции в группе из 17 государств отмечались в Германии и США, а самые высокие - в Италии и Великобритании.

       Разумеется, в идеале центральный банк должен быть достаточно независимым и влиятельным учреждением, которое, с одной стороны, осуществляет денежно-кредитное регулирование на основе закрепленных законом его полномочий, а с другой стороны, осуществляет денежно-кредитное регулирование на основе закрепленных законом его полномочий, а с другой стороны, обеспечивает надежность и стабильное функционирование кредитно-банковской системы. Однако в реальных условиях независимость многих центральных банков оказывается ограниченной - в частности, в результате конфликтов, возникающих из-за противоречий между декларируемыми правительством задачами экономической политики и необходимостью поддержания стабильности национальной денежной единицы, которую призван обеспечивать центральный банк. Практика показывает, что конфликт подобного рода удается урегулировать путем довольно формальных переговоров между правительством и центральным банком без применения “силовых” методов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...