Формы организации центральных банков.
Существуют две модели организационного строения ЦБ развитых стран, которые определяются многообразием выполняемых ими функций. В соответствии с первой моделью центральный банк проводит денежно-кредитную политику, рассматриваемую как часть инструментария, которым располагают органы власти для регулирования экономики (модель используется во Франции, Великобритании, Японии). Согласно второй модели перед ЦБ ставится конкретная цель – поддерживать стабильность цен с помощью специально предназначенных для этого инструментов денежно-кредитной политики, на которую не оказывают давления политические власти (Германия, Нидерланды). Эту организационную модель помимо государств с федеративным устройством, в которых ЦБ, как правило, уже давно являются независимыми, в настоящее время используют многие страны мира. Банк Франции был основан в 1800 г. по инициативе Наполеона I и первоначально функционировал как частное акционерное общество. Постепенно он начал выполнять функции центрального банка, в частности эмиссионную, а в 1948 г. превратился в единый эмиссионный центр страны. Лишь в 1936 году был принят новый Закон об Уставе Банка Франции. В соответствии с ним Банк Франции разрабатывает и проводит денежную политику в целях обеспечения стабильности цен и выполняет свою миссию в рамках общей экономической политики правительства. Для современной функциональной структуры Банка Франции характерна централизация административной власти в руках управляющего (схема 1). Он и оба его заместителя назначаются декретом совета министров Франции сроком на 6 лет без права отзыва и не могут занимать эти должности более двух сроков. Такой порядок назначения – своего рода гарантия независимости центрального банка. Управляющий, возраст которого не должен превышать 65 лет, приносит присягу президенту республики.
Управляющий осуществляет руководство Банком Франции, определяет общие направления деятельности всех его подразделений. Ему предоставлено право назначать служащих на все должности в Банке, за исключением директора филиала Банка – его кандидатуру он может лишь предложить, а назначает на эту должность министр экономики и финансов Франции. Функции заместителей управляющего Банком четко разграничены: один из них отвечает за вопросы денежной политики, другой – за административные вопросы. Управляет Банком Франции Генеральный совет, в состав которого входит Совет по денежной политике, созданный в 1993 г. в соответствии с Законом об Уставе Банка Франции. Совет по денежной политике разрабатывает направления денежной политики и отслеживает динамику денежной массы и ее агрегатов; определяет порядок проведения Банком Франции ссудных, учетных, валютных операций, сделок с обратным выкупом, предоставления гарантий по данным видам операций; устанавливает параметры политики обязательных резервов (базу исчисления, нормы отчислений). В состав Совета по денежной политике входят управляющий Банком Франции (председатель Совета), 2 его заместителя и 6 высококвалифицированных специалистов в области денежно-кредитных проблем, финансов и экономики. В заседаниях совета имеют право участвовать премьер-министр и министр экономики
Схема 1. Структура центрального аппарата Банка Франции
и финансов, но без права голоса, хотя они могут предложить на обсуждение совета любой проект решения. В Генеральный совет помимо членов Совета по денежной политике входят представитель Государственного казначейства (назначаемый декретом совета министров Франции) и представитель от служащих Банка Франции, избираемый сроком на 6 лет. В компетенцию Ген. Совета входят: рассмотрение общих вопросов управления Банком, в частности кадровой политики и штатного расписания; принятие бюджета Банка и внесение в него изменений; составление и утверждение балансового отчета; разработка проекта использования прибыли; определение отчисляемых государству дивидендов и пр.
В Совете присутствует также финансовый инспектор, назначаемый министерством экономики и финансов, и представляющий правительство страны. Он может настаивать на повторном рассмотрении вопроса или оспаривать его решение. На заседаниях Генерального совета присутствуют также 2 аудитора, которые назначаются Советом для проведения проверки финансовых отчетов Банка Франции. Организационная структура Банка Франции представлена центральными подразделениями в Париже и разветвленной сетью филиалов (212), расположенных по всей стране. Каждый филиал возглавляет директор, назначаемый министром экономики и финансов по предложению управляющего БФр. При каждом филиале имеется консультативный орган – совет, который консультирует директора филиала о перспективах развития экономической деятельности в этом районе. В функции филиалов входят: выпуск банкнот в обращение; обслуживание клиентуры, например по операциям с ценными бумагами; организация клиринговых расчетов через расчетные палаты; сбор информации о деятельности кредитных учреждений; оценка банковских рисков; консультирование предприятий по вопросам финансового анализа и экспертизы; сбор и анализ экономической и финансовой информации на региональном уровне, в частности с помощью конъюнктурных обследований в различных отраслях экономики. Выполнение Банком Франции всех своих функций способствует повышению степени независимости центрального банка. Федеральная Резервная Система США (ФРС США) была образована в 1913 г. в соответствии с законом о создании ФРС. По принципам организации и управления ФРС США существенно отличается от центральных банков других развитых стран. Она состоит из 12 федеральных резервных банков, во главе которых находится Совет управляющих, а также из частных коммерческих банков – членов ФРС.
Правовой статус ФРС своеобразен: федеральные резервные банки юридически не являются государственными институтами, хотя и тесно связаны с правительством, министерством финансов, системой государственных учреждений. Согласно уставу их капитал образуется из взносов частных коммерческих банков – членов ФРС. Состав руководящих органов, функции, принципы и критерии проводимой политики ФРС позволяют причислить ее к важнейшим правительственным учреждениям США. В законе о создании ФРС был предусмотрен принцип ее независимости в рамках системы государственного управления. Этот принцип нашел отражение в ряде законодательных положений, определяющих организационные и функциональные особенности ФРС: - члены руководящего органа ФРС – Совета управляющих, состоящего из 7 человек, - назначаются президентом США (с одобрения сената) сроком на 14 лет и не могут быть освобождены президентом от должности по причине его несогласия с их деятельностью, причем каждые два года заканчивается один 14-летний срок; - Совет управляющих ФРС подотчетен Конгрессу США, а не администрации; - Совет управляющих ФРС предоставляет Конгрессу США ряд докладов, включая ежегодный доклад об операциях ФРС, и специальные доклады дважды в год о состоянии экономики и целевых ориентирах ФРС относительно денежной массы и кредитов; - Вся деятельность ФРС финансируется из ее собственных внутренних источников и не подлежит какой-либо регламентации со стороны законодательной или исполнительной власти. Примерно 80% доходов, полученных ФРС в процессе ее деятельности, передается в казну. Особенности организационной структуры ФРС. В структуре ФРС выделяются 5 звеньев, составляющих ее функциональный комплекс (схема 2): - Совет управляющих ФРС; - Федеральный комитет по операциям на открытом рынке; - Федеральный консультативный совет; - 12 федеральных резервных банков;
Осуществляет общее руководство
Выполняет совещательную функцию образуют
Схема 2. Организационная структура Федеральной резервной системы.
- около 6000 коммерческих банков – членов ФРС (составляющих примерно 1/3 общего количества коммерческих банков США). Совет управляющих был учрежден как государственная структура с полномочиями контроля за деятельностью федеральных резервных банков и принятия решений по основным направлениям политики ФРС. Главная функция Совета управляющих ФРС – разработка денежно-кредитной политики. Кроме того, Совет обладает широкими надзорными и регулирующими функциями в отношении различных категорий банковских институтов и федеральных резервных банков. Совет играет главную роль в обеспечении бесперебойного функционирования платежной системы страны, а также контролирует выполнение федеральных законов, регулирующих деятельность в сфере потребительского кредита (Закон о частном кредитовании, Закон о равных кредитных возможностях и Закон об открытой информации по жилищной ипотеке). Совет управляющих ФРС регламентирует и контролирует деятельность федеральных резервных банков; принимает решения об учреждении филиалов резервных банков и других банков – членов ФРС в резервных округах страны, а также за границей; проводит не реже одного раза в год ревизии деятельности резервных банков. Председатель Совета является членом Национального консультативного совета по международным валютно-финансовым проблемам, координирующим политику правительства в этой области.
Совет управляющих ФРС обладает широкими полномочиями в сфере денежно-кредитной политики ФРС: - утверждает бюджеты федеральных резервных банков; - утверждает и пересматривает учетные ставки всех 12 федеральных резервных банков; - через Комитет ФРС по операциям на открытом рынке определяет политику ФРС в операциях с ценными бумагами; - регламентирует все основные требования по операциям с ценными бумагами. С 1978 года совет управляющих получил полномочия устанавливать резервные требования и верхние пределы процентных ставок для филиалов и отделений иностранных банков, функционирующих в США, решать вопросы о предоставлении им кредитов федеральных резервных банков и других видов услуг и контролировать их банковские операции, осуществляемые на территории США. Согласно закону о монетарном контроле 1980 г. Совет управляющих ФРС уполномочен устанавливать правила, относящиеся к резервам депозитных институтов, а также максимальный уровень процентных ставок, выплачиваемых банками – членами ФРС по срочным и сберегательным депозитам. Федеральный комитет по операциям на открытом рынке был создан в 1933 г., 20 лет спустя после образования ФРС. В первые годы его существования операции с ценными бумагами на открытом рынке проводились на местах каждым резервным банком в отдельности. В состав Комитета входят 12 человек: 7 из них – члены Совета управляющих ФРС, 5 – представители, избранные федеральными резервными банками. На президента федерального резервного банка Нью-Йорка возложены функции председателя Комитета. Федеральный консультативный совет состоит из 12 человек. Формально члены Совета назначаются федеральными резервными банками сроком на 1 год, но, как правило, регулярно переизбираются на очередной срок. Совет обладает лишь консультативными функциями, представляя рекомендации по вопросам деятельности ФРС, особенно в области кредитной политики, операций с золотом, банкнотной эмиссии операций с иностранными банками. Операции ФРС осуществляют 12 федеральных резервных банков. Эти банки и их 25 отделений расположены в крупных городах страны. Территория США разделена в соответствии с Законом о создании ФРС на 12 федеральных резервных округов, границы которых не совпадают с границами штатов. Федеральные резервные банки осуществляют эмиссию банкнот и другие функции центрального банка в рамках определенного округа. Каждым резервным банком управляет совет, состоящий из 9 директоров, 6 из которых избираются банками – членами ФРС, а 3 назначаются Советом управляющих ФРС. Директора разделяются на 3 группы: класс А, класс В и класс С. Директора классов А и В избираются банками – членами ФРС, один директор каждого из двух классов выбирается мелкими банками, один – средними, один – крупными. Директора класса А являются представителями банковских кругов – как, правило, банкирами; директора класса С назначаются Советом управляющих ФРС и формально не могут занимать никаких постов в частных банках или являться их акционерами. Таким образом, разделение директоров на 3 группы отражает интересы банков, их клиентов-бизнесменов и общества. Срок действия полномочий каждого из 9 директоров федерального резервного банка – 3 года, причем ежегодно сменяется один из директоров в каждом классе. Каждый резервный банк возглавляют президент и первый вице-президент, который назначаются советами директоров соответствующих резервных банков и утверждаются Советом управляющих ФРС. Исполнительная и законодательная власти не осуществляют непосредственный контроль за назначениями президентов федеральных резервных банков. Федеральные резервные банки выполняют следующие функции: - осуществляют безналичные расчеты по чекам (клиринг чеков); - выпускают новые банкноты и изымают из обращения изношенные денежные знаки; - оценивают возможности слияний кредитных учреждений; - предоставляют учетные кредиты банкам в рамках резервных округов; - осуществляют связи между бизнесменами и ФРС; - инспектируют банки штатов; - собирают информацию об условиях для хозяйственной деятельности в округах; - проводят исследования по вопросам денежно-кредитной политики и издают аналитические журналы и бюллетени. Федеральные резервные банки участвуют в разработке и проведении денежно-кредитной политики: - исходя из анализа и прогнозов макроэкономической ситуации в США и в каждом округе разрабатывают предложения для руководства ФРС по уровню дисконтной ставки; - определяют банки (члены и не члены ФРС), нуждающиеся в учетных кредитах резервных банков; - каждый из федеральных резервных банков выбирает одного из руководителей коммерческих банков для представительства от округа в Федеральном консультационном совете; - каждый из 5 выбираемых в Федеральный комитет по операциям на открытом рынке президентов федеральных резервных банков имеет право голоса в этом Комитете; причем поскольку 1 место из 5 всегда принадлежит президенту Федерального банка Нью-Йорка, оставшиеся 4 места распределяются на ротационной основе между остальными 11 президентами федеральных резервных банков. При федеральных резервных банках действуют консультационные комитеты, важнейшими из которых являются комитеты, консультирующие руководство банков по вопросам развития сельского хозяйства и малого бизнеса. Банки – члены Федеральной резервной системы составляют ее основание. Из общего их числа (около 6000 частных коммерческих банков) примерно 4900 являются национальными банками, остальные – банками штатов. Национальные банки функционируют в пределах федеральных районов (округов), и регулирование их деятельности находится в компетенции лишь федеральных властей. Банки штатов функционируют на основе законов штатов, и надзор за их деятельностью осуществляют власти штатов (при определенном федеральном участии). В соответствии с Законом о создании ФРС все национальные банки должны быть членами ФРС. Банки штатов могут вступить в ФРС при условии соответствия требованиям членства; они составляют около 15% общего числа членов ФРС и имеют право выхода при условии предварительного (за 6 месяцев) уведомления об этом. Банки – члены ФРС обязаны держать свои резервы либо в наличной форме, либо в форме депозитов в федеральном резервном банке своего округа. Они обязаны также выкупать по паритету все полноценные чеки, а также участвовать в клиринговых операциях ФРС. Важным преимуществом членства в ФРС является возможность стать клиентом федерального резервного банка, то есть банка банков своего округа, и пользоваться всеми его услугами. Если размеры кредитов, получаемых в частном банке, ограничиваются объемом его ресурсов, то при обращении банка – члена ФРС в федеральный резервный банк такое ограничение фактически отсутствует, поскольку федеральный резервный банк (ввиду наличия гибкого механизма перелива средств между отдельными звеньями ФРС) может пользоваться финансовыми ресурсами всей ФРС. Банки, не являющиеся членами ФРС, но поддерживающие деловые отношения с банками – членами этой системы, косвенно пользуются услугами ФРС в области кредитно-чекового обращения, клиринга и т.д. Такое сотрудничество банков – аутсайдеров с ФРС обусловило образование специальных клиринговых банков, имеющих право проводить клиринговые операции на равных основаниях с банками – членами ФРС непосредственно через механизм ФРС. Таким образом, и в организационном, и в функциональном плане ФРС сочетает элементы централизма и определенной самостоятельности на местах при заметном преобладании первого. Немецкий федеральный банк использует более высокую по сравнению с ФРС США степень централизации. Становление системы центрального банка Германии после второй мировой войны на первых порах отражало политическое положение страны, и, главным образом, деление ее территории на оккупационные зоны. У военной администрации западных зон вначале отсутствовало единое мнение о модели построения центрального банка: США считали наиболее приемлемым вариант ФРС, а Великобритания признавала оптимальной структуру банка Англии. В результате процесс формирования центрального банка произошел стихийно, снизу, на уровне оккупационных зон. В 1946-1947 гг. в американской и французской оккупационных зонах появились первые центральные банки земель, основанные на принципах функционирования ФРС. В 1948 г. были учреждены 4 центральных банка земель в британской зоне. Такие структуры, однако, не способствовали решению экономических проблем Германии: инфляция достигла таких масштабов, что привела к натуральному обмену, падению капиталовложений, росту безработицы. Без создания нормально функционирующего центрального банка стало невозможным оздоровление денежного обращения и экономики, поэтому в марте 1948 г. в соответствии с законом западных оккупационных властей был образован Банк немецких земель. В правовом отношении этот банк являлся дочерним банком юридически самостоятельных центральных банков земель, однако в совокупности эти кредитные институты представляли собой более или менее единую систему. Банк немецких земель осуществлял операции исключительно с коммерческими банками и государственными организациями. Поддерживать деловые отношения с частными нефинансовыми учреждениями и физическими лицами ему было запрещено. Наряду с учетными и ломбардными операциями он устанавливал нормы минимальных резервных требований для частных банков. Вначале Банк немецких земель был лишен права эмиссии, – позднее оно было предоставлено ему специальным законом. Фактически двухступенчатая система центрального банка (Банк немецких земель и центральные банки земель) была переходной формой организационной структуры центрального банка Германии. В ст. 88 Конституции ФРГ, вступившей в действие в 1949 г., предусматривалась необходимость создания единого центрального банка, деятельность которого регулировалась бы нормами западногерманского законодательства, а не оккупационных властей. Полностью реализовать эту статью Конституции удалось только в 1957 г., когда был специально принят закон о Немецком федеральном банке (Бундесбанке). В результате двухступенчатая система центрального банка была упразднена путем слияния центральных банков земель с Банком немецких земель. Центральные банки земель утратили юридическую самостоятельность и были преобразованы в головные конторы Бундесбанка в землях; при этом наименование центральных банков земель было сохранено. По конституции Германии Бундесбанк представляет собой институт, осуществляющий единую денежно-кредитную и эмиссионную политику. Деятельность Бундесбанка регулируется публичным правом. Его уставный капитал принадлежит федеральному правительству Германии, которому перечисляется получаемая Банком прибыль. Сложившаяся система Бундесбанка весьма эффективна не только в отношении денежно-кредитного регулирования, но и в плане организационной структуры банка (схема 3). Руководящими органами Банка являются: - Совет центральных банков (расположенный в Бонне); - Совет директоров (расположенный во Франкфурте-на-Майне); - Правление центральных банков земель, являющихся территориальными подразделениями Бундесбанка. Совет центральных банков и Совет директоров приравнены к центральным органам исполнительной власти (федеральному министерству), а правления центральных банков земель (ландесцентральбанков) – к органам исполнительной власти в федеральных землях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|