Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования «Российский государственный университет правосудия»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ
Специальность среднего
профессионального образования
40.02.03. Право и судебное администрирование
Углубленной подготовки
Курс 2
Семестры 3
Форма обучения очная
Срок освоения ОПОП по форме обучения 3 года 10 месяцев
Квалификация специалист по судебному администрированию
Москва, 2015 год
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 40.02.03. Право и судебное администрирование
Автор программы: Ивашко М.И., заведующий кафедрой _____________________
Фамилия И.О., должность, подпись
Программа рассмотрена на заседании кафедры общеобразовательных дисциплин
Протокол заседания № 5 от «15» декабря 2015 г.
Заведующий кафедрой общеобразовательных дисциплин
__________________________________М. Ивашко
Фамилия И.О., подпись
СОГЛАСОВАНО
Декан ФНО Пашинский А.И.
«____» _________ 20___ г.
Содержание
| Содержание
| Страницы
|
1.
| Паспорт программы учебной дисциплины
| 4-5
|
1.1.
| Область применения программы
|
|
1.2.
| Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
|
|
1.3.
| Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины
|
|
1.4.
| Количество часов на освоение программы дисциплины
|
|
2.
| Структура и содержание учебной дисциплины
| 5-14
|
2.1.
| Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
|
|
2.2
| Тематический план и содержание учебной дисциплины
|
|
3.
| Условия реализации программы учебной дисциплины
|
|
3.1.
| Образовательные технологии
|
|
3.2.
| Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
|
|
3.3.
| Информационное обеспечение обучения
|
|
4.
| Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
| 16-19
|
| Карта обеспечения литературой
|
|
Паспорт программы учебной дисциплины
1.1. Область применения программы:
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы Университета по специальности СПО
40.02.03. Право и судебное администрирование.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины:
Целью изучения дисциплины «История» является формирование представлений об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX – начала XXI веков.
Задачи дисциплины:
- рассмотреть основные этапы развития России на протяжении последних десятилетий XX – начала XXI вв.;
- показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на развитие современной России;
- сформировать целостное представление о месте и роли современной России в мире;
- показать целесообразность учёта исторического опыта последней четверти XX века в современном социально-экономическом, политическом и культурном развитии России.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 7. Ориентироваться в условиях постоянного обновления технологий в профессиональной деятельности.
ОК 9. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
В результате изучения истории студент должен
уметь:
· ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
· выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем в историческом аспекте.
знать:
· основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX-XXI вв.;
· сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – XXI в.;
· основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
· назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций, особенности их деятельности;
· о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.
приобрести практический опыт:
- формирования собственного алгоритма решения познавательных задач, определения адекватных способов и методов их решения;
- прогнозирования ожидаемого результата и сопоставления его с собственными историческими знаниями;
- представления результатов индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме конспекта, реферата, информационного сообщения.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 64 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. Структура и содержание учебной дисциплины
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
|
Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 64
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 48
|
в том числе:
|
|
лабораторные занятия
| -
|
лекционные занятия
| 32
|
практические занятия
| 16
|
контрольные работы
| -
|
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
| -
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 16
|
в том числе:
|
|
домашняя работа:
- работа над материалами учебника, конспектом лекций, ведение глоссария по дисциплине
- выполнение индивидуальных заданий, творческой работы разных видов
- работа над материалами периодической печати, другими источниками исторической информации
| 16
4
8
4
|
Форма промежуточной аттестации по дисциплине экзамен
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
| Объем часов
| Уровень освоения
|
Раздел 1. Введение.
|
|
|
|
Тема 1.1.- 1.2.Место России в современном мировом сообществе цивилизаций.
| Содержание учебного материала
|
|
1.
| Задачи, содержание курса «История». Источники и научная литература по курсу. Понятие исторического процесса. Функции в истории. Методы, подходы, принципы в научном познании исторического процесса. Типы мировых цивилизаций. Точки зрения в исторической науке на пути развития России. Место России в мировом сообществе цивилизаций: сходство и различие.
| Репродуктивный
|
Лабораторные работы
| -
|
|
Практические занятия:
Семинар-диспут с подготовкой и защитой группового задания проектного характера.
1. Обсуждение вопросов: «Что есть Россия?». Россия – это Восток или Запад? Или она соединяет в себе оба начала? А может быть, Россия уникальна?
2. Рассмотрение и анализ точек зрения о месте нынешней России в цивилизационном процессе. Её ценностные ориентиры.
|
|
Контрольные работы
| -
|
Самостоятельная работа обучающихся.Примерные варианты заданий:
1. Подготовить мультимедийную презентацию и комментарии (аргументы) к ней, подтверждающие, что Россия относится к западному типу цивилизации.
2. Подготовить мультимедийную презентацию и аргументы, подтверждающие, что в России достаточно ценностей, характерных для восточной цивилизации. В качестве вывода следует выделить ценности, характерные для цивилизации восточного типа.
3. Подготовить и предложить свой взгляд на место России в мире, представив свои аргументы с использованием презентации.
4. Продумать и записать в конспект аргументы, которые помогут обосновать свою точку зрения.
|
|
Раздел 2.
Ключевые регионы мира на рубеже ХХ-ХХI вв.: тенденции развития.
|
|
|
Тема 2.1. – 2.2.
Политическое, экономическое и социальное развитие ведущих государств и регионов мира на рубеже ХХ-ХХI вв.
| Содержание учебного материала
|
|
| Ключевые регионы на политической и экономической карте мира, специфика их развития на рубеже ХХ – ХХI вв. Информационная революция и ее влияние на экономическую систему. Изменения в социальной структуре. Трансформация международного экономического пространства. Интеграционные процессы. Миграционные процессы в основных регионах мира в конце ХХ – начале ХХI вв.
Особенности политического развития стран первого эшелона в последней четверти ХХ века: своеобразие спектра политических сил, изменение роли государства в важнейших сферах жизни общества, появление новых политических сил, всепланетарный масштаб утверждения демократической политической системы, демократических институтов и ценностей.
| Репродуктивный
|
Лабораторные работы
| -
|
|
Практические занятия: Семинар-практикум.
1. Рассмотрение и анализ документального материала (наглядного и текстового), раскрывающего основные процессы, характеризующие социально-экономическое развитие ключевых регионов мира на рубеже ХХ – ХХI вв. и их последствия.
2. Выявление в ходе коллективного обсуждения тенденций развития политической системы в ведущих государствах мира на современном этапе.
|
|
Контрольные работы
|
|
Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий:
1. Подготовить ответ на первый и второй вопрос семинара, используя рекомендованную литературу по теме, краткие ответы записать в конспект.
2. Подготовить доклад на тему: «Последствия мирового финансового кризиса 2008-2011 гг. для развития современного мира».
3. Опираясь на знания, полученные по дисциплине «История» на первом курсе, а также знания проблем второго вопроса семинара подготовить письменную работу (объемом 1 - 1,5 страницы) на тему: «Схожие и отличительные стороны процессов построения глобального коммунистического общества в начале ХХ века и построения глобального демократического общества во второй половине ХХ- начала ХХI вв.».
|
|
Раздел 3.
Развитие СССР и его место в мире в 80-е годы ХХ в.
|
|
|
|
Тема 3.1.
СССР накануне перемен (вторая половина 70-х – первая половина 80-х гг. ХХ века).
Тема 3.2.
Дезинтеграционные процессы в Советском Союзе и странах Восточной Европы во второй половине 80-х гг. ХХ века.
| Содержание учебного материала
|
|
1.
| Внутренняя политика государственной власти в СССР. Советское общество. Особенности идеологии и национальной политики. Объективные и субъективные причины кризиса советского общества и государства в первой половине 70-х – второй половине 80-х годов ХХ века. Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, «странами третьего мира».
| Ознакомительный
|
2.
| Внешние и внутренние факторы, оказавшие влияние на перемены в СССР. Реформа экономики и управления, советской политической системы (1985-1991 гг.). Демократизация общественной жизни. Значение гласности в духовном раскрепощении советского общества. Рождение оппозиции. Эволюция взглядов политического руководства СССР на стратегию реформ. Создание многопартийности. Введение президентской формы правления. Особенности национальной политики. Реализация основных направлений советской внешней политики в 1985-1991 гг. Причины и последствия распада СССР. Создание СНГ.
|
| Продуктивный
|
Лабораторные работы
| -
|
|
Практические занятия: Учебная дискуссия. Вопросы, выносимые на обсуждение.
1. Почему и как Советский Союз от сверхдержавы, одного из мировых лидеров, дошел до распада государства? Чем объяснялась и в чем проявилась слабость Советского государства?
2. В ряде учебников мы встречаем высказывания о том, «в самой системе были заложены мощные силы самораспада». Как Вы понимаете это высказывание? Согласны ли Вы с таким мнением?
3. Считаете ли Вы, что распад Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой ХХ в.? Аргументируйте свой ответ.
4. Как, на Ваш взгляд, дезинтеграционные процессы в СССР отразились на развитии событий в странах Восточной Европы. В чем схожесть и различие перемен, которые произошли в конце 80- начале 90-х гг. ХХ века в СССР и странах Восточной Европы?
5. Был ли у руководства страны шанс сохранить СССР? Свою точку зрения обоснуйте. Приведите конкретные аргументы. Точка зрения и аргументы Е.Т. Гайдара («пытаться сохранить СССР было можно, но сохранить – нельзя»).
|
|
Контрольные работы
| -
|
Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий:
1. Ознакомиться с содержанием материала, отражающего тематику дискуссии в нескольких учебниках по истории России. Сопоставить оценки периода «перестройки», имеющиеся у них.
2. Осуществить экономический, внешнеполитический, культурный анализ, произошедших в ходе «перестройки» событий.
3. Ознакомиться с содержанием Закона СССР «О кооперации в СССР» (26.05. 1988), Закона СССР «О собственности в СССР» (26.03. 1990), Декларации о государственном суверенитете РСФСР (12.06. 1990), Парижской хартии для новой Европы (21.11. 1990), Соглашения о Создании Содружества Независимых Государств (8.12. 1991).
4. Подготовить сообщение на тему: «Личность М.С. Горбачева в воспоминаниях современников».
|
|
Раздел 4.
Российская Федерация на рубеже ХХ – ХХI вв.
|
|
|
|
Тема 4.1. - 4.2.
Социально-экономическое развитие Российской Федерации на рубеже ХХ – ХХI вв.
| Содержание учебного материала
|
|
| Основные направления деятельности государства при переходе к рыночно-капиталистическим отношениям. Понятие «шоковой терапии», ее содержание. Социально-экономические последствия первого этапа либеральных реформ в России. Концепция приватизации, её этапы, их характеристика. Достижения и причины просчетов экономической политики 90-х гг. Социально-экономическое развитие России в 2000-2012 гг. Усиление роли государства в экономике. Динамика экономических преобразований.
| Продуктивный
|
Лабораторные работы
| -
|
|
Практические занятия: Практикум.
1. Рассмотрение на основе документального материала коллективного портрета «российских экономических младореформаторов».
2. Работа с документами: Указами Президента РСФСР от 3 декабря 1991 г. N 297 «О мерах по либерализации цен»; от 29 января 1992 г. N 65 «О свободе торговли»; от 14 августа 1992 г. N 914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации».
По завершении изучения документов студент формулирует ответы на следующие вопросы:
а. Была ли экономическая реформа, которая проводилась методом «шоковой терапии» действительно радикальной?
б. Какие цели, методы преследовали вышеперечисленные документы для решения экономических и социальных проблем? Каковы их последствия в реформировании России?
3. Сопоставление статистических сведений, характеризующих социально-экономическое развитие России в 90-е годы со статистической информацией о социально-экономическом развитии России в 2000-2012 гг. Оформление на основе сопоставления таблицы №3: «Приобретения и потери суверенной России в области экономики за последнее десятилетие».
|
|
Контрольные работы
| -
|
Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий:
1. Ознакомиться с содержанием разделов учебников, посвященных социально-экономическим преобразованиям в период с 1992 по 2012 гг.
2. Составить две таблицы: №1: «Социально-экономическая ситуация в 90-е гг. в России» и №2: «Социально-экономическое развитие России в 2000-2012 гг.», самостоятельно выбрав основания для характеристики социально-экономического развития России в указанные годы.
3. Опираясь на материалы таблицы, подготовить свой анализ (выводы) о развитии социально-экономической ситуации в 90-е и двухтысячные годы в России.
4. Подготовить сообщение на тему: «Коллективный портрет «российских экономических младореформаторов».
|
|
Тема 4.4. - 4.5.
Формирование новой политической системы в России в конце ХХ – начале ХХI вв.
| Содержание учебного материала
|
|
1.
| Кризис власти. Двоевластие: борьба за власть между президентом РФ и Верховным Советом (конец 1992–1993 гг.). Вехи противостояния. Развитие политической системы в 1994-1999 гг. Общественно - политическая жизнь и основные тенденции развития общественного сознания в 90- х годах ХХ в. Развитие политической системы России в 2000-2012 гг.
| Продуктивный
|
Лабораторные работы
| -
|
|
Практические занятия: Практикум.
1. Рассмотрение и анализ документального материала (наглядного и текстового), раскрывающего проблемы и противоречия становления российской государственности (1992-2000 гг.).
Указы Президента РФ: «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993 г.; «О поддержке мер Правительства Москвы и Московского областного Совета Народных депутатов по реформе органов государственной власти и местного самоуправления в г. Москве и Московской области» от 24 октября 1993 г.; «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» от 26 октября 1993 г.
2. Рассмотрение биографий политических деятелей РФ конца ХХ - начала ХХI вв.
3. Выяснение содержания политической модернизации в РФ в начале ХХI в.: задачи, тенденции.
|
|
Контрольные работы
| -
|
Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий:
1. Разобраться и записать в конспект этапы в противостоянии исполнительной и законодательной ветвей власти в начале 90-х гг.
2. Найти ответ на вопросы: почему Верховный Совет не мог одобрить проект новой Конституции? Чем была продиктована необходимость принятия новой Конституции РФ? В чем состояла опасность оттягивания факта принятия новой Конституции?
3. Установить органы власти, которые были сформированы в России в ходе политической реформы, результаты парламентских выборов 1999 г. и президентских выборов 2000 г., их влияние на общественно-политическую обстановку в стране. Определить особенности развития многопартийности в России.
4. Разобраться с содержанием реформ политической системы с 2000 по 2012 гг. Объясните, с какой целью были предприняты реформы по усилению роли федерального Центра. Уясните содержание административной, военной реформ, реформы судебной системы, партийного строительства, отношений власти и олигархии. Записать в конспект основные достижения россиян в становлении новой российской государственности.
5. Подготовить сообщения на тему: «Политический портрет Б.Н. Ельцина»,«Политический портрет В.В. Путина».
6. В качестве учебного индивидуального задания (объемом в 1- страницу) выполнить следующую работу: проанализируйте Конституцию России как первой в истории страны демократической конституции. Укажите статьи Конституции РФ, которые отражают противоречия переходного времени и являются результатом политических компромиссов. Аргументируйте свой ответ.
|
|
Тема 4.7. - 4.8.
Реформы федеративного устройства России.
| Содержание учебного материала
|
|
1.
| Складывание федеративного устройства в России на протяжении 90-х гг. ХХ в. Характерные черты развития российского федерализма в 2000-2012 гг. Итоги формирования нового федеративного устройства. Локальные межэтнические противоречия и конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг.: причины возникновения. Основные регионы, этапы активного проявления этнополитического процесса в современной России. «Чеченский кризис». Пути, условия предотвращения национальных, региональных противоречий и конфликтов.
| Репродуктивный
|
Лабораторные работы
| -
|
|
Практические занятия: Обсуждение ключевых проблем, поставленных в лекциях, в форме управляемой дискуссии.
Вопросы, выносимые на обсуждение.
1. Назовите примеры локальных национальных конфликтов, которые имели место на постсоветском пространстве, в том числе и Российской Федерации, в 90-е годы ХХ в. Обоснуйте свой выбор, перечислите критерии, по которым Вы классифицируете, перечисленные конфликты.
2. Перечислите причины, которые привели к возникновению локальных национальных конфликтов на постсоветском пространстве?
3. Была ли, с Вашей точки зрения, у российских политических лидеров возможность избежать обострения национальных конфликтов в России?
4. В чем причины кризиса в Чеченской республике?
5. Какие проблемы этнополитического характера, существующие сегодня во взаимоотношениях между федеральным центром и субъектами РФ, Вы можете назвать?
6. Можно ли считать проблемы Ольстера в Великобритании, Басков в Испании, Квебека в Канаде и пр. схожими с проблемами на территории СНГ?
7. Какие эволюционные методы представляются возможными при решении этнополитических проблем? Как Вы понимаете значение понятия «толерантность»? Насколько толерантно сегодня российское общество при решении национальных проблем?
|
|
Контрольные работы
| -
|
Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий:
1. Доработать конспект лекций по данной теме.
2. Разобраться со значением понятий: «этнополитический конфликт», «толерантность», «национализм», «националистическое движение».
3. Выписать в конспект основные события, характеризующие кризис в Чеченской республике, примеры проявления национальной нетерпимости, правовые акты, направленные на недопущение национальной розни в Российской Федерации.
|
|
Тема 4.10. - 4.11.
Культурные и духовно-нравственные ориентиры России в 1992-2012 гг.
| Содержание учебного материала
|
|
| Факторы, оказавшие влияние на видоизменение культурно-духовного пространства России, изменение шкалы общественных ценностей и сознания на протяжении 90-х годов. Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и распространение «массовой культуры». Особенности развития культурно-духовного пространства на рубеже ХХ – XXI вв. Религиозный фактор и его роль в развитии и укреплении национальных традиций. Особенности российской религиозности. Конфессиональное пространство современной России. Законодательное обеспечение свободы совести в РФ.
| Продуктивный
|
Лабораторные работы
| -
|
|
Практические занятия: Заслушивание индивидуальных проектно-исследовательских работ студентов.
1. «Роль отечественной современной науки в укреплении государственных традиций».
2. «Роль религиозных институтов современной России в сохранении духовно-нравственного здоровья общества: следование традиции или дань моде?»
3. «Традиции национальных культур народов России и влияние на них идей «массовой культуры».
4. «Современная молодежь и культурные традиции: «конфликт отцов и детей» или трансформация нравственных ценностей и норм в рамках освоения «массовой культуры».
5. «Духовные ценности и ориентиры россиян в период социально-экономических и политических преобразований».
6. «Пути и средства формирования духовных ценностей общества современной России».
|
|
Контрольные работы
| -
|
Самостоятельная работа обучающихся.
1. Провести сбор, обработку, систематизацию и обобщение информации по выбранной проблеме.
2. Оформить проектно-исследовательскую работу в соответствии с требованиями, предъявляемым к подобного рода работам.
3. Подготовить презентацию в качестве приложения к выбранной теме.
|
|
Раздел 5.
Россия и мир в глобальных процессах современности.
|
|
|
|
Тема 5.1.
Межгосударственные конфликты в конце ХХ - начале ХХI вв.: причины, участники, политико-правовые средства их предотвращения и урегулирования. Роль России в данном процессе.
Тема 5.2.
Россия в мировом внешнеполитическом процессе. Перспективы развития Российской Федерации в современном мире
| Содержание учебного материала
|
|
1.
| Межгосударственные конфликты на рубеже XX – XXI вв.: сущность, причины возникновения, классификация. Политико-правовые средства предотвращения и урегулирования межгосударственных конфликтов. Международные межправительственные и неправительственные организации и их роль в предотвращении конфликтов. Назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности, в том числе и на постсоветском пространстве. Роль Российской Федерации в миротворческой деятельности по предотвращению и урегулированию межгосударственных конфликтов.
| Репродуктивный
|
2.
| Геополитическое положение современной России. Особенности внешнеполитического курса российского государства в период с 1991 по 2012 гг. Россия и США. Борьба с международным терроризмом. Глобальная программа НАТО и политические ориентиры России. Российско-европейские отношения. Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Россия и «Большой Восток». Возвращение России в страны Латинской Америки и Африки. Интеграционные и дезинтеграционные тенденции в СНГ. Таможенный союз. Мировой экономический кризис и его влияние на политическую карту мира.
|
| Ознакомительный
|
Лабораторные работы
|
|
|
Практические занятия: Практикум.
1. Знакомство с историей и предназначением всемирных и региональных межправительственных и неправительственных (негосударственных, общественных) организаций.
2. Составление на основе выступлений классификационных таблиц всемирных и региональных межправительственных и неправительственных (негосударственных, общественных) организаций по сфере деятельности, выполняемым функциям, по кругу участников.
3. Работа студентов с документами, характеризующими деятельность Организации Объединенных наций (ООН); Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе; Содружества независимых государств (СНГ) и других организаций в сфере глобализации различных сторон жизни общества с позиции гражданина России.
|
|
Контрольные работы
| -
|
Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий.
1. Собрать материал, характеризующий:
- Всемирные и региональные правительственные организации;
- Всемирные и региональные неправительственные организации;
- Военно-политические организации;
- Экономические и финансовые организации.
2. Подготовить письменную работу на тему «Вызовы будущего и Россия».
|
|
Всего:
|
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: