Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования «Российский государственный университет правосудия»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ

 

 

Специальность среднего
профессионального образования

 

40.02.03. Право и судебное администрирование

 

Углубленной подготовки

 

Курс 2

Семестры 3

Форма обучения очная

Срок освоения ОПОП по форме обучения 3 года 10 месяцев

Квалификация специалист по судебному администрированию

Москва, 2015 год


 

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 40.02.03. Право и судебное администрирование

 

 

Автор программы: Ивашко М.И., заведующий кафедрой _____________________

Фамилия И.О., должность, подпись

 

 

Программа рассмотрена на заседании кафедры общеобразовательных дисциплин

 

Протокол заседания № 5 от «15» декабря 2015 г.

 

 

Заведующий кафедрой общеобразовательных дисциплин

 

__________________________________М. Ивашко

Фамилия И.О., подпись

 

СОГЛАСОВАНО

 

Декан ФНО Пашинский А.И.

«____» _________ 20___ г.

 

 

 

Содержание

 

  Содержание Страницы
1. Паспорт программы учебной дисциплины 4-5
1.1. Область применения программы  
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы  
1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины  
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины  
2. Структура и содержание учебной дисциплины 5-14
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы  
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины  
3. Условия реализации программы учебной дисциплины  
3.1. Образовательные технологии  
3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению  
3.3. Информационное обеспечение обучения  
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 16-19
  Карта обеспечения литературой  

 

 

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 


Паспорт программы учебной дисциплины

1.1. Область применения программы:

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы Университета по специальности СПО

40.02.03. Право и судебное администрирование.

 

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины:

Целью изучения дисциплины «История» является формирование представлений об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX – начала XXI веков.

 

Задачи дисциплины:

  • рассмотреть основные этапы развития России на протяжении последних десятилетий XX – начала XXI вв.;
  • показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на развитие современной России;
  • сформировать целостное представление о месте и роли современной России в мире;
  • показать целесообразность учёта исторического опыта последней четверти XX века в современном социально-экономическом, политическом и культурном развитии России.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 7. Ориентироваться в условиях постоянного обновления технологий в профессиональной деятельности.

ОК 9. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

В результате изучения истории студент должен

уметь:

 

· ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

· выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем в историческом аспекте.

знать:

· основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX-XXI вв.;

· сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – XXI в.;

· основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

· назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций, особенности их деятельности;

· о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.

 

приобрести практический опыт:

  • формирования собственного алгоритма решения познавательных задач, определения адекватных способов и методов их решения;
  • прогнозирования ожидаемого результата и сопоставления его с собственными историческими знаниями;
  • представления результатов индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме конспекта, реферата, информационного сообщения.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 64 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.

 

 

2. Структура и содержание учебной дисциплины

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 64
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 48
в том числе:  
лабораторные занятия -
лекционные занятия 32
практические занятия 16
контрольные работы -
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 16
в том числе:  
домашняя работа: - работа над материалами учебника, конспектом лекций, ведение глоссария по дисциплине - выполнение индивидуальных заданий, творческой работы разных видов - работа над материалами периодической печати, другими источниками исторической информации 16 4 8 4
Форма промежуточной аттестации по дисциплине экзамен

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

 

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения
Раздел 1. Введение.        
Тема 1.1.- 1.2.Место России в современном мировом сообществе цивилизаций. Содержание учебного материала  
1. Задачи, содержание курса «История». Источники и научная литература по курсу. Понятие исторического процесса. Функции в истории. Методы, подходы, принципы в научном познании исторического процесса. Типы мировых цивилизаций. Точки зрения в исторической науке на пути развития России. Место России в мировом сообществе цивилизаций: сходство и различие. Репродуктивный
Лабораторные работы -  
Практические занятия: Семинар-диспут с подготовкой и защитой группового задания проектного характера. 1. Обсуждение вопросов: «Что есть Россия?». Россия – это Восток или Запад? Или она соединяет в себе оба начала? А может быть, Россия уникальна? 2. Рассмотрение и анализ точек зрения о месте нынешней России в цивилизационном процессе. Её ценностные ориентиры.    
Контрольные работы -
Самостоятельная работа обучающихся.Примерные варианты заданий: 1. Подготовить мультимедийную презентацию и комментарии (аргументы) к ней, подтверждающие, что Россия относится к западному типу цивилизации. 2. Подготовить мультимедийную презентацию и аргументы, подтверждающие, что в России достаточно ценностей, характерных для восточной цивилизации. В качестве вывода следует выделить ценности, характерные для цивилизации восточного типа. 3. Подготовить и предложить свой взгляд на место России в мире, представив свои аргументы с использованием презентации. 4. Продумать и записать в конспект аргументы, которые помогут обосновать свою точку зрения.    
Раздел 2. Ключевые регионы мира на рубеже ХХ-ХХI вв.: тенденции развития.    
Тема 2.1. – 2.2. Политическое, экономическое и социальное развитие ведущих государств и регионов мира на рубеже ХХ-ХХI вв. Содержание учебного материала  
  Ключевые регионы на политической и экономической карте мира, специфика их развития на рубеже ХХ – ХХI вв. Информационная революция и ее влияние на экономическую систему. Изменения в социальной структуре. Трансформация международного экономического пространства. Интеграционные процессы. Миграционные процессы в основных регионах мира в конце ХХ – начале ХХI вв. Особенности политического развития стран первого эшелона в последней четверти ХХ века: своеобразие спектра политических сил, изменение роли государства в важнейших сферах жизни общества, появление новых политических сил, всепланетарный масштаб утверждения демократической политической системы, демократических институтов и ценностей. Репродуктивный
Лабораторные работы -  
Практические занятия: Семинар-практикум. 1. Рассмотрение и анализ документального материала (наглядного и текстового), раскрывающего основные процессы, характеризующие социально-экономическое развитие ключевых регионов мира на рубеже ХХ – ХХI вв. и их последствия. 2. Выявление в ходе коллективного обсуждения тенденций развития политической системы в ведущих государствах мира на современном этапе.    
Контрольные работы  
Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий: 1. Подготовить ответ на первый и второй вопрос семинара, используя рекомендованную литературу по теме, краткие ответы записать в конспект. 2. Подготовить доклад на тему: «Последствия мирового финансового кризиса 2008-2011 гг. для развития современного мира». 3. Опираясь на знания, полученные по дисциплине «История» на первом курсе, а также знания проблем второго вопроса семинара подготовить письменную работу (объемом 1 - 1,5 страницы) на тему: «Схожие и отличительные стороны процессов построения глобального коммунистического общества в начале ХХ века и построения глобального демократического общества во второй половине ХХ- начала ХХI вв.».    
Раздел 3. Развитие СССР и его место в мире в 80-е годы ХХ в.      
Тема 3.1. СССР накануне перемен (вторая половина 70-х – первая половина 80-х гг. ХХ века).   Тема 3.2. Дезинтеграционные процессы в Советском Союзе и странах Восточной Европы во второй половине 80-х гг. ХХ века. Содержание учебного материала  
1. Внутренняя политика государственной власти в СССР. Советское общество. Особенности идеологии и национальной политики. Объективные и субъективные причины кризиса советского общества и государства в первой половине 70-х – второй половине 80-х годов ХХ века. Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, «странами третьего мира». Ознакомительный
2. Внешние и внутренние факторы, оказавшие влияние на перемены в СССР. Реформа экономики и управления, советской политической системы (1985-1991 гг.). Демократизация общественной жизни. Значение гласности в духовном раскрепощении советского общества. Рождение оппозиции. Эволюция взглядов политического руководства СССР на стратегию реформ. Создание многопартийности. Введение президентской формы правления. Особенности национальной политики. Реализация основных направлений советской внешней политики в 1985-1991 гг. Причины и последствия распада СССР. Создание СНГ.   Продуктивный
Лабораторные работы -  
Практические занятия: Учебная дискуссия. Вопросы, выносимые на обсуждение. 1. Почему и как Советский Союз от сверхдержавы, одного из мировых лидеров, дошел до распада государства? Чем объяснялась и в чем проявилась слабость Советского государства? 2. В ряде учебников мы встречаем высказывания о том, «в самой системе были заложены мощные силы самораспада». Как Вы понимаете это высказывание? Согласны ли Вы с таким мнением? 3. Считаете ли Вы, что распад Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой ХХ в.? Аргументируйте свой ответ. 4. Как, на Ваш взгляд, дезинтеграционные процессы в СССР отразились на развитии событий в странах Восточной Европы. В чем схожесть и различие перемен, которые произошли в конце 80- начале 90-х гг. ХХ века в СССР и странах Восточной Европы? 5. Был ли у руководства страны шанс сохранить СССР? Свою точку зрения обоснуйте. Приведите конкретные аргументы. Точка зрения и аргументы Е.Т. Гайдара («пытаться сохранить СССР было можно, но сохранить – нельзя»).  
Контрольные работы -
Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий: 1. Ознакомиться с содержанием материала, отражающего тематику дискуссии в нескольких учебниках по истории России. Сопоставить оценки периода «перестройки», имеющиеся у них. 2. Осуществить экономический, внешнеполитический, культурный анализ, произошедших в ходе «перестройки» событий. 3. Ознакомиться с содержанием Закона СССР «О кооперации в СССР» (26.05. 1988), Закона СССР «О собственности в СССР» (26.03. 1990), Декларации о государственном суверенитете РСФСР (12.06. 1990), Парижской хартии для новой Европы (21.11. 1990), Соглашения о Создании Содружества Независимых Государств (8.12. 1991). 4. Подготовить сообщение на тему: «Личность М.С. Горбачева в воспоминаниях современников».  
Раздел 4. Российская Федерация на рубеже ХХ – ХХI вв.      
Тема 4.1. - 4.2. Социально-экономическое развитие Российской Федерации на рубеже ХХ – ХХI вв. Содержание учебного материала  
  Основные направления деятельности государства при переходе к рыночно-капиталистическим отношениям. Понятие «шоковой терапии», ее содержание. Социально-экономические последствия первого этапа либеральных реформ в России. Концепция приватизации, её этапы, их характеристика. Достижения и причины просчетов экономической политики 90-х гг. Социально-экономическое развитие России в 2000-2012 гг. Усиление роли государства в экономике. Динамика экономических преобразований. Продуктивный
Лабораторные работы -  
Практические занятия: Практикум. 1. Рассмотрение на основе документального материала коллективного портрета «российских экономических младореформаторов». 2. Работа с документами: Указами Президента РСФСР от 3 декабря 1991 г. N 297 «О мерах по либерализации цен»; от 29 января 1992 г. N 65 «О свободе торговли»; от 14 августа 1992 г. N 914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации». По завершении изучения документов студент формулирует ответы на следующие вопросы: а. Была ли экономическая реформа, которая проводилась методом «шоковой терапии» действительно радикальной? б. Какие цели, методы преследовали вышеперечисленные документы для решения экономических и социальных проблем? Каковы их последствия в реформировании России? 3. Сопоставление статистических сведений, характеризующих социально-экономическое развитие России в 90-е годы со статистической информацией о социально-экономическом развитии России в 2000-2012 гг. Оформление на основе сопоставления таблицы №3: «Приобретения и потери суверенной России в области экономики за последнее десятилетие».  
Контрольные работы -
Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий: 1. Ознакомиться с содержанием разделов учебников, посвященных социально-экономическим преобразованиям в период с 1992 по 2012 гг. 2. Составить две таблицы: №1: «Социально-экономическая ситуация в 90-е гг. в России» и №2: «Социально-экономическое развитие России в 2000-2012 гг.», самостоятельно выбрав основания для характеристики социально-экономического развития России в указанные годы. 3. Опираясь на материалы таблицы, подготовить свой анализ (выводы) о развитии социально-экономической ситуации в 90-е и двухтысячные годы в России. 4. Подготовить сообщение на тему: «Коллективный портрет «российских экономических младореформаторов».  
Тема 4.4. - 4.5. Формирование новой политической системы в России в конце ХХ – начале ХХI вв. Содержание учебного материала  
1. Кризис власти. Двоевластие: борьба за власть между президентом РФ и Верховным Советом (конец 1992–1993 гг.). Вехи противостояния. Развитие политической системы в 1994-1999 гг. Общественно - политическая жизнь и основные тенденции развития общественного сознания в 90- х годах ХХ в. Развитие политической системы России в 2000-2012 гг. Продуктивный
Лабораторные работы -  
Практические занятия: Практикум. 1. Рассмотрение и анализ документального материала (наглядного и текстового), раскрывающего проблемы и противоречия становления российской государственности (1992-2000 гг.). Указы Президента РФ: «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993 г.; «О поддержке мер Правительства Москвы и Московского областного Совета Народных депутатов по реформе органов государственной власти и местного самоуправления в г. Москве и Московской области» от 24 октября 1993 г.; «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» от 26 октября 1993 г. 2. Рассмотрение биографий политических деятелей РФ конца ХХ - начала ХХI вв. 3. Выяснение содержания политической модернизации в РФ в начале ХХI в.: задачи, тенденции.  
Контрольные работы -
Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий: 1. Разобраться и записать в конспект этапы в противостоянии исполнительной и законодательной ветвей власти в начале 90-х гг. 2. Найти ответ на вопросы: почему Верховный Совет не мог одобрить проект новой Конституции? Чем была продиктована необходимость принятия новой Конституции РФ? В чем состояла опасность оттягивания факта принятия новой Конституции? 3. Установить органы власти, которые были сформированы в России в ходе политической реформы, результаты парламентских выборов 1999 г. и президентских выборов 2000 г., их влияние на общественно-политическую обстановку в стране. Определить особенности развития многопартийности в России. 4. Разобраться с содержанием реформ политической системы с 2000 по 2012 гг. Объясните, с какой целью были предприняты реформы по усилению роли федерального Центра. Уясните содержание административной, военной реформ, реформы судебной системы, партийного строительства, отношений власти и олигархии. Записать в конспект основные достижения россиян в становлении новой российской государственности. 5. Подготовить сообщения на тему: «Политический портрет Б.Н. Ельцина»,«Политический портрет В.В. Путина». 6. В качестве учебного индивидуального задания (объемом в 1- страницу) выполнить следующую работу: проанализируйте Конституцию России как первой в истории страны демократической конституции. Укажите статьи Конституции РФ, которые отражают противоречия переходного времени и являются результатом политических компромиссов. Аргументируйте свой ответ.  
Тема 4.7. - 4.8. Реформы федеративного устройства России. Содержание учебного материала  
1. Складывание федеративного устройства в России на протяжении 90-х гг. ХХ в. Характерные черты развития российского федерализма в 2000-2012 гг. Итоги формирования нового федеративного устройства. Локальные межэтнические противоречия и конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг.: причины возникновения. Основные регионы, этапы активного проявления этнополитического процесса в современной России. «Чеченский кризис». Пути, условия предотвращения национальных, региональных противоречий и конфликтов. Репродуктивный
Лабораторные работы -  
Практические занятия: Обсуждение ключевых проблем, поставленных в лекциях, в форме управляемой дискуссии. Вопросы, выносимые на обсуждение. 1. Назовите примеры локальных национальных конфликтов, которые имели место на постсоветском пространстве, в том числе и Российской Федерации, в 90-е годы ХХ в. Обоснуйте свой выбор, перечислите критерии, по которым Вы классифицируете, перечисленные конфликты. 2. Перечислите причины, которые привели к возникновению локальных национальных конфликтов на постсоветском пространстве? 3. Была ли, с Вашей точки зрения, у российских политических лидеров возможность избежать обострения национальных конфликтов в России? 4. В чем причины кризиса в Чеченской республике? 5. Какие проблемы этнополитического характера, существующие сегодня во взаимоотношениях между федеральным центром и субъектами РФ, Вы можете назвать? 6. Можно ли считать проблемы Ольстера в Великобритании, Басков в Испании, Квебека в Канаде и пр. схожими с проблемами на территории СНГ? 7. Какие эволюционные методы представляются возможными при решении этнополитических проблем? Как Вы понимаете значение понятия «толерантность»? Насколько толерантно сегодня российское общество при решении национальных проблем?  
Контрольные работы -
Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий: 1. Доработать конспект лекций по данной теме. 2. Разобраться со значением понятий: «этнополитический конфликт», «толерантность», «национализм», «националистическое движение». 3. Выписать в конспект основные события, характеризующие кризис в Чеченской республике, примеры проявления национальной нетерпимости, правовые акты, направленные на недопущение национальной розни в Российской Федерации.  
Тема 4.10. - 4.11. Культурные и духовно-нравственные ориентиры России в 1992-2012 гг. Содержание учебного материала  
  Факторы, оказавшие влияние на видоизменение культурно-духовного пространства России, изменение шкалы общественных ценностей и сознания на протяжении 90-х годов. Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и распространение «массовой культуры». Особенности развития культурно-духовного пространства на рубеже ХХ – XXI вв. Религиозный фактор и его роль в развитии и укреплении национальных традиций. Особенности российской религиозности. Конфессиональное пространство современной России. Законодательное обеспечение свободы совести в РФ. Продуктивный
Лабораторные работы -  
Практические занятия: Заслушивание индивидуальных проектно-исследовательских работ студентов. 1. «Роль отечественной современной науки в укреплении государственных традиций». 2. «Роль религиозных институтов современной России в сохранении духовно-нравственного здоровья общества: следование традиции или дань моде?» 3. «Традиции национальных культур народов России и влияние на них идей «массовой культуры». 4. «Современная молодежь и культурные традиции: «конфликт отцов и детей» или трансформация нравственных ценностей и норм в рамках освоения «массовой культуры». 5. «Духовные ценности и ориентиры россиян в период социально-экономических и политических преобразований». 6. «Пути и средства формирования духовных ценностей общества современной России».  
Контрольные работы -
Самостоятельная работа обучающихся. 1. Провести сбор, обработку, систематизацию и обобщение информации по выбранной проблеме. 2. Оформить проектно-исследовательскую работу в соответствии с требованиями, предъявляемым к подобного рода работам. 3. Подготовить презентацию в качестве приложения к выбранной теме.  
Раздел 5. Россия и мир в глобальных процессах современности.      
Тема 5.1. Межгосударственные конфликты в конце ХХ - начале ХХI вв.: причины, участники, политико-правовые средства их предотвращения и урегулирования. Роль России в данном процессе.   Тема 5.2. Россия в мировом внешнеполитическом процессе. Перспективы развития Российской Федерации в современном мире Содержание учебного материала  
1. Межгосударственные конфликты на рубеже XX – XXI вв.: сущность, причины возникновения, классификация. Политико-правовые средства предотвращения и урегулирования межгосударственных конфликтов. Международные межправительственные и неправительственные организации и их роль в предотвращении конфликтов. Назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности, в том числе и на постсоветском пространстве. Роль Российской Федерации в миротворческой деятельности по предотвращению и урегулированию межгосударственных конфликтов. Репродуктивный
2. Геополитическое положение современной России. Особенности внешнеполитического курса российского государства в период с 1991 по 2012 гг. Россия и США. Борьба с международным терроризмом. Глобальная программа НАТО и политические ориентиры России. Российско-европейские отношения. Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Россия и «Большой Восток». Возвращение России в страны Латинской Америки и Африки. Интеграционные и дезинтеграционные тенденции в СНГ. Таможенный союз. Мировой экономический кризис и его влияние на политическую карту мира.   Ознакомительный
Лабораторные работы    
Практические занятия: Практикум. 1. Знакомство с историей и предназначением всемирных и региональных межправительственных и неправительственных (негосударственных, общественных) организаций. 2. Составление на основе выступлений классификационных таблиц всемирных и региональных межправительственных и неправительственных (негосударственных, общественных) организаций по сфере деятельности, выполняемым функциям, по кругу участников. 3. Работа студентов с документами, характеризующими деятельность Организации Объединенных наций (ООН); Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе; Содружества независимых государств (СНГ) и других организаций в сфере глобализации различных сторон жизни общества с позиции гражданина России.  
Контрольные работы -
Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий. 1. Собрать материал, характеризующий: - Всемирные и региональные правительственные организации; - Всемирные и региональные неправительственные организации; - Военно-политические организации; - Экономические и финансовые организации. 2. Подготовить письменную работу на тему «Вызовы будущего и Россия».  
Всего:  

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...