Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Потребности, ресурсы, блага.




2. Проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей.

3. Экономический кругооборот.

Отвечаем и дискутируем:

1. Что такое потребности?

2. Как соотносятся между собой потребности и интересы?

3. Какие существуют классификации потребностей?

4. Рост потребностей означает количественное или качественное их изменение?

5. Что такое экономические ресурсы? Каковы их виды?

6. Почему в экономике существует проблема выбора? В чем суть данной проблемы?

7. Может ли общество преодолеть ограниченность ресурсов и выйти за границу своих производственных возможностей?

8. Какие основные положения иллюстрирует кривая производственных возможностей?

9. Почему кривая производственных возможностей имеет вид выпуклой кривой?

10. Что такое альтернативные издержки или издержки упущенных возможностей?

11. Почему экономический выбор всегда сопряжен с альтернативными издержками?

12. Почему издержки упущенной возможности возрастают?

13. Учитывают ли домашние хозяйства, фирмы в повседневной жизни принцип альтернативных издержек? Приведите примеры.

14. Что такое благо? Каковы признаки экономического блага?

15. Может ли экономика работать эффективно при незанятости части ресурсов?

Размышляем:

1. Созданные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг и косвенно удовлетворяют потребности людей – это:

а) производственные ресурсы;

б) материальные ресурсы;

в) предметы труда;

г) произведенные ресурсы;

д) средства труда.

2. Оборудование, машины, орудия труда, сырье, с помощью которых производятся товары и услуги – это:

а) людские ресурсы;

б) произведенные ресурсы;

в) средства труда;

г) материальные ресурсы.

3. Не относятся к понятию «экономические ресурсы» -

а) земля и сырьевые ресурсы;

б) труд и предпринимательская способность;

в) продукты питания;

г) потребительские товары длительного пользования.

4. Понятие «ограниченность ресурсов» в экономике означает:

а) ресурсы настолько велики, что у общества нет возможности их полностью задействовать в производстве товаров и услуг

б) ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, недостаточно для удовлетворения потребностей всех членов общества;

в) в любой экономике бывают периоды спада, когда существует ограниченность ресурсов.

5.Найдите вариант, в котором перечислены все факторы производства:

а) каменный уголь, сталевар, деньги, технология;

б) врач, рентгеновский аппарат, лекарства, средства производства;

в) бухгалтер, компьютер, земля, предприимчивость.

6. Кривая производственных возможностей иллюстрирует:

а) преимущества производства одного товара вместо другого;

б) альтернативную стоимость производства одного и другого товара;

в) изменение в цене различных продуктов.

7. На кривой производственных возможностей рост производства одного

вида продукта сочетается:

а) с уменьшением производства другого вида продукта;

б) с ростом производства другого вида продукта;

в) с постоянным объемом производства другого вида продукта;

г) возможен рост или уменьшение производства одного продукта вне сочетания с другим.

8. Столярная мастерская производит столы и стулья. При неизменном объеме ресурсов возможны следующие сочетания общего объема выпуска (штук) за год:

Варианты Столы Стулья
А В    

Каковы альтернативные издержки увеличения производства столов с 25 до 30, выраженные в стульях?

а) 180;

б) 130;

в) 50.

9. Альтернативные издержки платного обучения не включают в себя:

а) зарплату, которую можно было бы получить, работая вместо обучения;

б) расходы на учебную литературу и канцелярские принадлежности;

в) расходы на питание;

г) плату за обучения.

10. Повысилась квалификация производителей косметики. Какой вариант графика кривой производственных возможностей отражает это обстоятельство?

а) обувь б) обувь

       
   

 

 


косметика косметика

в) обувь г) обувь

       
   

 

 


косметика косметика

11.Какое из предприятий будет самым эффективным производителем товара В? То, которое может произвести:

а) 10А или 5В;

б) 3А или 5В;

в) 1А или 1В;

г) 5А или 3В.

12. Альтернативные издержки турпохода включают:

:а) удовольствие посидеть в выходной перед телевизором;

б) доход, который можно было получить за это время;

в) расходы на проезд до пункта сбора и обратно.

. 13. Экономическими благами являются:

а) выпеченный хлеб;

б) деревья в лесу;

в) мебель в магазине.

 

Разберитесь в ситуации:

1. Допустим, вы одержали победу в викторине по экономике. Вам предоставлена возможность выбора одного из трех призов: магнитофона, принтера или телевизора. Вы выбрали принтер, так как магнитофон и телевизор у вас уже есть. Поэтому альтернативной стоимостью вашего выбора будет:

а) сумма цен телевизора и магнитофона, от которых вы отказались;

б) цена принтера;

в) альтернативная стоимость отсутствует, поскольку принтер достался вам бесплатно.

2. Банковский служащий, имеющий зарплату 15 долл. в час, решает сделать небольшой косметический ремонт в квартире. Он может пригласить бригаду рабочих или взять неоплачиваемый отгул и поработать сам. Бригада обещает справиться за 30 часов (оплата – 450 долл.). Сам служащий надеется все закончить за 40 часов.

Стоит ли нанимать бригаду? Обоснуйте ваш ответ.

3. С острова А на остров В можно добраться двумя способами – самолетом или паромом. Стоимость билета на самолет -90долл.; стоимость билета на паром – 30 долл. Время нахождения в пути: на самолете – 2 часа, на пароме -12 часов. Какой вид транспорта более предпочтителен для человека со средним доходом в час а) 1долл.; б) 8 долл.?

Решаем:

Задача 1.

В экономике производится два товара Х и У. Постройте условную кривую производственных возможностей для этой экономики. Объясните и покажите графически, как изменится положение данной кривой в следующих случаях:

а) в производстве товара Х использована новая технология;

б) для производства товара У привлечены более квалифицированные работники;

в) технологически усовершенствован процесс производства товара Х и товара У

Задача 2.

На острове с тропическим климатом живут 5 человек. Они занимаются сбором кокосов и черепаховых яиц. В день каждый собирает либо 20 кокосов, либо 10 черепаховых яиц.

а) начертите кривую производственных возможностей экономики этого острова;

б) предположим, что на остров завезена техника, с помощью которой каждый из пяти его жителей может ежедневно собирать 28 кокосов. Как это отразится на положении кривой производственных возможностей экономики этого острова?

Задача 3.

Страна производит автомобили и пушки:

Автомобили            
Пушки            

Определите издержки упущенной возможности:

а) производства одного дополнительного автомобиля;

б) производства одной дополнительной пушки.

 

Задача 4.

Дана таблица производственных возможностей:

Вид продукта Производственные альтернативы
         
А          
В          

Экономика находится в точке 2. Определите альтернативные издержки производства дополнительных единиц товаров А и В в данной точке.

 

Задача 5.

При производстве 1 кг алюминия было недополучено 10 керамических ваз. Какой из таблиц производственных возможностей это соответствует:

 

Продукт а б в г
Алюминий (кг)                
Керамика (кг)                

 

Задача 6.

Для решения математической задачи Вам потребуется в среднем 10 минут, решение задачи по физике занимает 15 минут. Ваш друг на задачу по математике тратит 15 минут, а задачу по физике он решает не быстрее, чем за 20 минут. Кто обладает сравнительным преимуществом в решении задачи по математике?

Задача 7.

Допустим, что в условной экономике действуют три предприятия и производятся товары А и В. Производственные возможности их различны. Первое в течение дня может произвести 8А или 4В, или же любую комбинацию между ними. Второе- 3А или 3В, либо также любую комбинацию между этими величинами. Третье, соответственно, 1А или 2В. Определите, кто самый эффективный производитель товара А в данной экономике? Кому следует поручит производство товара А, если для удовлетворения потребностей общества требуется одна единица товара А и максимально возможное количество товара В?

Задача 8.

Светлана и Дмитрий оказываются на необитаемом острове. Их основные занятия – сбор кокосовых орехов и ловля рыбы. Светлана может за один час собрать 10 кокосовых орехов или поймать две рыбы. Дмитрий может за то же время поймать 10 рыб или собрать 30 орехов. Как следует распределить обязанности между ними, чтобы сбор кокосов и ловля рыбы производились эффективно?

 

Задания для сообразительных:

1. Какие ресурсы выступали наиболее редкими в доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном обществе?

2. Каким образом традиционное общество, рыночная и командная экономика решали проблему редкости ресурсов?

3. Альтернативные возможности выпуска товаров на предприятиях, входящих в объединение, даны в таблице.

Вид товара (тыс. шт.) Предприятие
I II III IV V
Видеокамеры          
Фотоаппараты          

 

Требуется произвести 60 тыс. шт. фотоаппаратов. Как распределить заказ между предприятиями, чтобы добиться при этом максимального выпуска видеокамер?

Повторяем понятия и термины:

Каждому из приведенных ниже высказываний найдите соответствующий термин или понятие.

1. Ресурсы, которые используются в процессе производства товаров и услуг

2. Процесс расширения производственных возможностей общества.

3.Созданные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг.

4. Естественные ресурсы (пахотные земли, полезные ископаемые, водные ресурсы).

5. Кривая, показывающая различные комбинации двух товаров, в условиях полной занятости и полного использования ресурсов в экономике.

6. Оборудование, орудия труда, машины, сырье, с помощью которых производятся товары и услуги.

7. Способность человека рационально использовать имеющиеся ресурсы, принимать рациональные решения, активно участвовать в инновационных процессах, уметь идти на риск.

8. Способность товара удовлетворять те или иные потребности человека.

9. Издержки, связанные с выбором варианта использования производственных ресурсов

10. То, на что человек воздействует в процессе труда.

Ответы:

а. Земля

б. Производственные ресурсы

в. Капитал (средства труда)

г. Материальные ресурсы

д. Экономический рост

е. Издержки упущенных возможностей

ж. Предпринимательские способности

.з. Предметы труда

и. Кривая производственных возможностей

к. Благо.

Проверьте себя еще раз:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...