I. Общие сведения…………...……………………………………………………………...2
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)………………………………..3
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция «Социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации»………………………………………………………...5
3.2. Обобщенная трудовая функция «Организация деятельности детских общественных объединений в образовательной организации»……………………………….11
3.3. Обобщенная трудовая функция «Организационно-педагогическое обеспечение проектирования и реализации программ воспитания»………………………………………...17
3.4. Обобщенная трудовая функция «Воспитательная работа с группой обучающихся»……………………………………………………………………….………….…24
3.5. Обобщенная трудовая функция «Библиотечно-педагогическая деятельность в образовательной организации общего образования»…………………………………………..31
3.6. Обобщенная трудовая функция «Тьюторское сопровождение обучающихся»……..........................................................................................................................37
IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта……..45
Наименование
классификатора
| Код
| Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
| Педагогические работники в средней школе
|
| Педагогические работники в начальном образовании
|
| Педагогические работники в дошкольном образовании
|
| Специалисты в области образования, не входящие в другие группы
|
ОКПДТР[6]
|
| Педагог социальный
|
ОКСО[7]
|
| Образование и педагогика
|
| Социальная работа
|
| Психология
|
3.1.1. Трудовая функция
|
Наименование
| Планирование мер по социально-педагогической поддержке обучающихся в процессе социализации
| Код
| А/01.6
| Уровень (подуровень) квалификации
|
|
|
Происхождение трудовой функции
| Оригинал
| Х
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
| Анализ ситуаций жизнедеятельности обучающихся
|
Разработка мер по социально-педагогической поддержке обучающихся в процессе образования
|
Проектирование программ формирования у обучающихся социальной компетентности, социокультурного опыта
|
Разработка мер по социально-педагогическому сопровождению обучающихся в трудной жизненной ситуации
|
Разработка мер по профилактике социальных девиаций среди обучающихся
|
Планирование совместной деятельности с семьей, другими институтами социализации в целях обеспечения позитивной социализации обучающихся
|
Необходимые умения
| Осуществлять отбор социально-педагогических методов изучения ситуаций жизнедеятельности обучающихся
|
Применять социально-педагогические методы изучения ситуаций жизнедеятельности обучающихся для выявления их потребностей
|
Определять необходимый перечень мер по социально-педагогической поддержке обучающихся в процессе образования
|
Определять необходимый перечень мер по реализации и защите прав обучающихся в процессе образования
|
Разрабатывать программы формирования у обучающихся социальной компетентности
|
Разрабатывать мероприятия по социальной адаптации обучающихся к новой жизненной ситуации
|
Проектировать содержание социально и личностно значимой деятельности обучающихся с целью расширения их социокультурного опыта
|
Планировать работу с обучающимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, с учетом специфики их социальных проблем
|
Планировать мероприятия по профилактике девиантного поведения обучающихся
|
Разрабатывать меры по социальной реабилитации обучающихся, имевших проявления девиантного поведения
|
Разрабатывать меры по обеспечению досуговой занятости обучающихся в образовательном учреждении и по месту жительства
|
Согласовывать с семьей и другими институтами социализации план совместных действий по обеспечению позитивной социализации обучающихся
|
Оказывать обучающимся первую помощь
|
Необходимые знания
| Нормативные правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные
|
Нормативные правовые акты Российской Федерации в области образования, воспитания, социальной работы с детьми и молодежью
|
Методы социально-педагогической диагностики, изучения ситуаций жизнедеятельности обучающихся, выявления их потребностей
|
Подходы, формы и методы социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе образования
|
Способы обеспечения реализации и защиты прав обучающихся в процессе образования
|
Особенности формирования социальной компетентности у обучающихся разного возраста
|
Основы социально-педагогической деятельности по социальной адаптации обучающихся, помощи им в освоении социальных ролей
|
Основы проектирования программ социально-педагогического сопровождения детей и молодежи в процессе социализации
|
Подходы к планированию мероприятий по организации свободного времени обучающихся
|
Способы планирования социально и личностно значимой деятельности обучающихся с целью расширения их социокультурного опыта
|
Формы и методы социально-педагогической поддержки детей и молодежи в трудной жизненной ситуации
|
Основные направления профилактики социальных девиаций среди обучающихся
|
Формы и методы профилактической работы с детьми и семьями группы социального риска
|
Социально-педагогические условия обеспечения социальной реабилитация обучающихся, имевших проявления девиантного поведения
|
Способы обеспечения досуговой занятости обучающихся
|
Теория и методика организации отдыха и оздоровления детей и молодежи в каникулярное время
|
Теория и методика социально-педагогической работы с детьми и молодежью по месту жительства
|
Теоретические и практические знания по учебной дисциплине «Первая помощь
|
Другие характеристики
| -
|
3.1.2. Трудовая функция
|
Наименование
| Организация социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации
| Код
| А/02.6
| Уровень (подуровень) квалификации
|
|
|
Происхождение трудовой функции
| Оригинал
| Х
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер
профессионального стандарта
|
Трудовые действия
| Организация социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе образования
|
Реализация культурно-просветительских программ и мероприятий по формированию у обучающихся социальной компетентности и позитивного социального опыта
|
Организация социально-педагогической поддержки обучающихся в трудной жизненной ситуации
|
Профилактическая работа с обучающимися группы социального риска
|
Организация социальной реабилитации обучающихся, имевших проявления девиантного поведения
|
Обеспечение досуговой занятости обучающихся
|
Организация совместной деятельности с семьей и другими социальными институтами в целях позитивной социализации обучающихся
|
Необходимые умения
| Проводить консультирование педагогов, родителей (законных представителей) и обучающихся по вопросам реализации прав обучающихся в процессе образования
|
Реализовывать меры по социально-педагогической поддержке обучающихся в освоении образовательных программ
|
Проводить занятия и культурно-просветительские мероприятия по формированию у обучающихся социальной компетентности
|
Организовывать социально и личностно значимую деятельность обучающихся с целью формирования у них социокультурного опыта
|
Оказывать консультативную помощь обучающимся в принятии решений в ситуациях самоопределения
|
Применять технологии педагогической поддержки социальных инициатив обучающихся
|
Проводить мероприятия по адресной социально-педагогической поддержке обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с учетом специфики их социальных проблем
|
Применять социально-педагогические технологии профилактики девиантного поведения обучающихся
|
Организовывать индивидуальную профилактическую работу с обучающимися и семьями группы социального риска
|
Применять педагогические технологии социальной реабилитации обучающихся, имевших проявления девиантного поведения
|
Организовывать досуговую деятельность обучающихся
|
Согласовывать содержание совместной деятельности с семьей и другими социальными институтами по обеспечению позитивной социализации обучающихся
|
Координировать совместную деятельность с семьей и другими социальными институтами по социально-педагогической поддержке обучающихся
|
Необходимые знания
| Нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся
|
Требования охраны труда, жизни и здоровья обучающихся; санитарно-гигиенические требования к организации работы с обучающимися
|
Права и свободы обучающихся в образовании
|
Формы и методы консультирования педагогов, родителей (законных представителей) и обучающихся по вопросам реализации прав обучающихся
|
Механизмы реализации социально-педагогической поддержки обучающихся в освоении образовательных программ
|
Особенности формирования социальной компетентности обучающихся разного возраста
|
Основные направления и виды деятельности обучающихся, обеспечивающие расширение у них актуального социокультурного опыта
|
Формы и методы организации социально и личностно значимой деятельности обучающихся разного возраста
|
Методы формирования воспитывающей атмосферы в образовательной организации, обеспечения позитивного общения обучающихся
|
Технологии педагогической поддержки обучающихся в проектировании индивидуального маршрута, ситуациях самоопределения
|
Технологии социально-педагогической поддержки детей и молодежи в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении
|
Формы и методы профилактики социальных девиаций, работы с детьми и семьями группы социального риска
|
Особенности детей, проявляющих девиантное поведение, имеющих различные формы зависимостей
|
Педагогические технологии социальной реабилитации обучающихся, имевших проявления девиантного поведения
|
Формы работы с детьми и молодежью по месту жительства
|
Механизмы обеспечения досуговой занятости обучающихся, проведения культурно-просветительских мероприятий
|
Социально-педагогический потенциал различных институтов социализации, методы его изучения и условия эффективной реализации
|
Формы социального партнерства институтов социализации в целях позитивной социализации обучающихся
|
Другие характеристики
| -
|
3.1.3. Трудовая функция
|
Наименование
| Организационно-методическое обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся
| Код
| А/03.7
| Уровень (подуровень) квалификации
|
|
|
Происхождение трудовой функции
| Оригинал
| Х
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
| Разработка методических материалов для реализации программ и мероприятий по социально-педагогической поддержке обучающихся
|
Разработка методических материалов для консультирования обучающихся по построению социальных отношений, адаптации к новым жизненным ситуациям
|
Осуществлять методическое сопровождение деятельности педагогов по развитию у родителей (законных представителей) социально-педагогической компетентности
|
Организационно-методическое сопровождение совместной деятельности с семьей и другими институтами социализации по социально-педагогической поддержке обучающихся
|
Организация и методическое обеспечение контроля результатов деятельности по социально-педагогической поддержке обучающихся
|
Необходимые умения
| Осуществлять поиск информационных ресурсов, методической литературы, инновационного опыта и их анализ
|
Осуществлять отбор материалов, актуальных для реализуемых программ социально-педагогической поддержки обучающихся
|
Разрабатывать информационно-методические материалы для программ социально-педагогической поддержки обучающихся, предназначенные для их участников – педагогов, родителей (законных представителей), обучающихся
|
Формировать информационно-методическую базу для консультирования родителей (законных представителей) по вопросам обеспечения позитивной социализации обучающихся
|
Оказывать обучающимся организационно-педагогическую поддержку в построении социальных отношений, адаптации к новым жизненным ситуациям
|
Реализовывать мероприятия по социально-педагогической поддержке обучающихся из числа сирот и оставшихся без попечения родителей
|
Осуществлять организационно-методическое сопровождение мероприятий по профилактике девиантного поведения обучающихся
|
Осуществлять организационно-методическое сопровождение программ и мероприятий по социальной реабилитации обучающихся
|
Проводить мероприятия по формированию безопасной информационной среды
|
Реализовывать организационные меры и методическое сопровождение совместной деятельности социальных институтов по социально-педагогической поддержке разных категорий обучающихся
|
Осуществлять контроль и анализ результатов реализации программ и мероприятий по социально-педагогической поддержке обучающихся
|
Необходимые знания
| Источники актуальной информации в области социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации
|
Подходы к методическому обеспечению программ социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации
|
Особенности современной семьи, семейного воспитания, работы с родителями, их консультирования
|
Социально-педагогические средства поддержки обучающихся в построении социальных отношений, социальной адаптации
|
Нормативно правовые акты в области трудоустройства, патроната, обеспечения жильем, пособиями, пенсиями, оформления сберегательных вкладов, использования ценных бумаг обучающихся из числа сирот и оставшихся без попечения родителей
|
Механизмы программно-методического обеспечения социального партнерства институтов социализации по вопросам социально-педагогической поддержки обучающихся
|
Подходы к программно-методическому обеспечению социально-педагогической работы с детьми и молодежью по месту жительства
|
Средства профилактики социальных рисков, девиантного поведения
|
Методика социальной реабилитации обучающихся
|
Основы образовательного менеджмента, управления воспитательным процессом, основы организационной культуры
|
Формы и методы контроля реализации программ и мероприятий по социально-педагогической поддержке обучающихся
|
| Методы диагностики и анализа результатов реализации программ и мероприятий по социально-педагогической поддержке обучающихся
|
Другие характеристики
| -
|
3.2. Обобщенная трудовая функция
|
Наименование
| Организация деятельности детских общественных объединений в образовательной организации
| Код
| В
| Уровень квалификации
| 6 – 7
|
|
Происхождение обобщенной трудовой функции
| Оригинал
| Х
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Возможные наименования должностей
| Старший вожатый
|
|
|
Требования к образованию и обучению
| Среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование – бакалавриат в области педагогики, психологии, социальной работы. Дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка в области педагогики, психологии, социальной работы. При отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное образование по профилю профессиональной деятельности; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства. При отсутствии профильного педагогического образования рекомендовано дополнительное профессиональное образование по профилю профессиональной деятельности; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства
|
Требования к опыту практической работы
| -
|
Особые условия допуска к работе
| Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации. Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности
|
Другие характеристики
| -
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Наименование классификатора
| Код
| Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
|
ОКЗ
|
| Педагогические работники в средней школе
|
| Педагогические работники в начальном образовании
|
| Преподавательский персонал начального образования
|
ОКПДТР
|
|
|
ОКСО
|
| Образование и педагогика
|
| Социальная работа
|
| Психология
|
3.2.1. Трудовая функция
|
Наименование
| Оказание педагогической поддержки обучающимся в создании общественных объединений
| Код
| В/01.6
| Уровень (подуровень) квалификации
|
|
|
Происхождение трудовой функции
| Оригинал
| Х
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
| Организация участия обучающихся в проектировании содержания совместной деятельности по основным направлениям воспитания
|
Организация участия педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании содержания совместной деятельности
|
Педагогическое стимулирование детских социальных инициатив
|
Определение педагогических средств развития самоуправления обучающихся совместно с другими субъектами воспитания
|
Организационно-педагогическая поддержка самоорганизации обучающихся, их инициатив по созданию общественных объединений в форме консультирования, делегирования функций, обучающих занятий, создания педагогических ситуаций, пошаговых инструкций, сотрудничества и др.
|
Оказывать обучающимся первую помощь
|
Необходимые умения
| Осуществлять проектирование содержания воспитательного процесса на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО)
|
Применять игровые педагогические технологии с целью включения обучающихся в планирование совместной деятельности
|
Организовывать обсуждение планов и программ совместной деятельности в детских коллективах
|
Организовывать участие педагогов и родителей (законных представителей) в проектировании содержания воспитательной деятельности образовательной организации
|
Применять технологии педагогического стимулирования обучающихся к самореализации в социально и личностно значимой деятельности
|
Мотивировать обучающихся к реализации социальных проектов
|
Осуществлять педагогическую поддержку детских инициатив
|
Осуществлять разработку программ деятельности детских общественных объединений на основе предложений субъектов воспитания
|
Выявлять социальные способности и лидерский потенциал обучающихся, их социокультурный опыт, интересы, потребности
|
Организовывать совместное с обучающимися проектирование моделей детского самоуправления в образовательной организации
|
Оказывать педагогическую поддержку обучающимся в формировании их творческих, общественных объединений, органов самоуправления
|
Осуществлять педагогическую поддержку в формировании одного или нескольких общественных объединений обучающихся
|
Осуществлять руководство одним или несколькими направлениями воспитательной деятельности с учетом требований ФГОС ОО
|
Необходимые знания
| Основные положения государственных стратегий и программ развития воспитания детей и молодежи
|
Требования ФГОС ОО к разработке программ воспитания
|
Основные направления, виды и формы воспитательной деятельности
|
Нормативные правовые акты в области развития детского движения, деятельности детских и молодежных общественных организаций
|
Основы проектирования воспитательного процесса, примерная структура программы воспитания
|
Теоретические и методические основы организации воспитательного процесса в детском коллективе
|
Методы выявления лидерского потенциала обучающихся, их социокультурного опыта, интересов, потребностей
|
Возрастные особенности обучающихся, пути реализации возрастного подхода к проектированию программ воспитания
|
Методы педагогического стимулирования, мотивации обучающихся к самореализации в социально и личностно значимой деятельности
|
Игровые технологии включения детей в проектирование совместной деятельности
|
Основы организации проектной деятельности детей разного возраста
|
Примерное содержание социальных проектов обучающихся
|
Технологии педагогической поддержки детских социальных инициатив, развития детской самодеятельности
|
Теоретические и методические основы развития детского самоуправления в образовательной организации
|
Теория и методика педагогической поддержки деятельности детских общественных организаций, движений, объединений
|
Педагогические приемы включения педагогов и родителей (законных представителей) в проектирование моделей самоуправления в образовательной организации
|
Теоретические и практические знания по учебной дисциплине «Первая помощь
|
Другие характеристики
| -
|
3.2.2. Трудовая функция
|
Наименование
| Педагогическое сопровождение деятельности детских общественных объединений
| Код
| В/02.6
| Уровень (подуровень) квалификации
|
|
|
Происхождение трудовой функции
| Оригинал
| Х
| Заимствовано из оригинала
|
|
|
|
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
|
Трудовые действия
| Организация совместной деятельности детей и взрослых, ориентированной на достижение результатов гражданского, нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания
|
Педагогическая поддержка обучающихся в реализации ими программ деятельности их общественных объединений
|
Организация работы органов самоуправления обучающихся
|
Организация творческих занятий и мероприятий по развитию у обучающихся лидерского потенциала, организаторских способностей
|
Педагогическая поддержка социальных инициатив обучающихся
|
Проведение коллективных творческих дел, массовых мероприятий
|
Необходимые умения
| Организовывать совместную социально и личностно значимую деятельность детей и взрослых
|
Осуществлять руководство одним или несколькими направлениями совместной деятельности субъектов воспитания в области гражданского, нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического и других актуальных направлений воспитания
|
Формировать пространство для социальных инициатив обучающихся на основе социального партнерства институтов социализации
|
Применять технологии педагогического стимулирования обучающихся к самореализации в социально и личностно значимой деятельности
|
Организовывать проектную деятельность обучающихся, осуществлять педагогическое сопровождение детских социальных проектов
|
Проводить консультирование обучающихся по вопросам реализации ими социальных инициатив
|
Мотивировать обучающихся к принятию самостоятельных решений в ситуациях выбора
|
Оказывать педагогическую поддержку обучающимся в процессе самоопределения в рамках программ коллективной деятельности
|
Руководить деятельностью одного или нескольких детских общественных объединений на основе технологий педагогической поддержки
|
Проводить творческие занятия для членов детских общественных объединений и органов самоуправления с целью развития у обучающихся лидерского потенциала и организаторских способностей
|
Проводить коллективные творческие дела, массовые мероприятия с учетом инициатив, интересов, потребностей субъектов воспитания
|
Осуществлять контроль реализации программ совместной деятельности
|
Анализировать динамику развития детского самоуправления, результаты деятельности детских общественных объединений
|
Организовывать обсуждение в детских коллективах результатов реализации программ совместной деятельности
|
Необходимые знания
| Требования ФГОС ОО к организации воспитательного процесса в образовательной организации
|
Примерное содержание гражданского, нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания
|
Методы и формы организации гражданского, нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания
|
Вариативные модели детского самоуправления в образовательной организации и механизмы их реализации
|
Формы и методы организации деятельности органов детского самоуправления в образовательной организации
|
Технологии организации деятельности детских общественных объединений на основе самодеятельности
|
И |
|
|