Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие «решения» и их классификации




РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ НА ПЕРЕГОВОРАХ

В Японии, где переговоры почитают как вид национального искусства, говорят, что все решения принимаются харой ', т. е. «нутром», а не головой и не сердцем. С этой точки зрения, реше­ния на переговорах полностью лежат в области эмоций.

Действительно, представляя другой стороне факты и циф­ры, которые вам совершенно ясны, мы рассчитываем, что они ей должны быть совершенно очевидны. Но часто наши доводы не действуют и с нами не только не соглашаются, но и не пони­мают смысла нашего сообщения. Факты не решают исхода пе­реговоров, факты принимают в расчет позже, потому что для «нутра» они ничего не значат. Вспомните заядлого курильщика, который редко бросает курить даже после того, как ему показа­ли рентгеновский снимок его пораженных легких, чаще - после перенесенного инфаркта, но не всегда и после этого. Если факты не способны убедить большинство людей избавиться от при­вычки, которая их убивает, неудивительно, что они не могут ре­шить исход переговоров.

Таким образом, когда мы используем термин «наука пере­говоров», эта «наука» часто сводится всего лишь к пониманию того, что сами по себе решения - всего лишь эмоции. Можно отнести это явление к инертности, хаотичности и иррациональ­ности мышления, но чаще всего голова просто не принимает участия в принятии решения - наша рациональность включается после того, как решение уже принято, чтобы найти этому ре­шению оправдание.

Если мы внимательно понаблюдаем за собой и за другими людьми, то можем в буквальном смысле заметить переход из эмо­ционального состояния - от хары - к рациональному. Это проис­ходит каждый день, каждый час, а в некоторых обстоятельствах даже каждую минуту. Прежде чем мы примем решение, мы дол­жны дать волю эмоциям, и только потом приступить к рационали­зации уже принятого решения. Чтобы достичь успеха на перего­ворах, необходимо ясно понимать и использовать эту динамику принятия решений.

Данное рассуждение не противоречит тому, что технология переговоров должна быть основана на решениях, а не на эмоциях. Ведь оно не утверждает, что все переговоры - сплошные эмоции.

Мы говором о том, что переговоры и даже принятие решений начинаются с эмоций. Эмоции неуправляемы, они лежат в основе наших первичных решений, они ненадежны, даже разрушительны, но эмоции не должны быть последним словом на переговорах. Дж. Кэмп призывает считать эмоции именно тем, чем они являют­ся, и сотрудничать с ними, а не бороться против них. Он полагает, что мы можем научиться переходить от эмоций, которые никогда не приведут к надежным сделкам, к рациональным решениям, ко­торые к таким сделкам, без сомнения, приведут.

Решения могут рассматриваться как процесс и как резуль­тат. Решение-процесс является деятельностью по разреше­нию набора трудностей или конфликтов сторон. Решение-результат — это ответ сторон на вопрос или проблему. Ра­зумное решение является понятным и приемлемым для всех сто­рон результатом согласования интересов участников переговоров по обсуждаемой проблеме, так как отвечает их законным инте­ресам или регулирует сталкивающиеся интересы сторон.

Если стороны используют эмоции друг друга в своих инте­ресах, то есть ясно видят и преодолевают свои эмоции, используя эмоции другой стороны для достижения своих целей, на перегово­рах идет работа по рациональному принятию решений. Ее осно­вой, кроме таких уже известных элементов переговоров, как отделение людей от проблемы и разграничение интересов и позиций сторон, является третий элемент: изобретение вариантов. Он под­разумевает, что прежде чем решать, что делать, нужно выде­лить как круг, так и предел возможностей сторон.

Одна из возможностей, которая у вас есть всегда, - использо­вание тонкой связи между эмоциями и процессом принятия решений, а также способами, позволяющими извлекать выгоду из понимания особенностей процесса принятия решений. Этими особенностями выступают факторная наделенность, психологические критерии, прин­ципиальная основа и подходы к принятию решений.

Факторами, т. е. существенными обстоятельствами, влия­ющими на процесс принятия решений, могут быть: е масштаб обсуждаемого объекта;

• характер целей сторон;

• круг обсуждаемых проблем;

• способы воздействия сторон друг на друга;

• период принятия решения;

• условия, в которых принимается решение.

По психологическим критериям решения принимаются:

• запрограммировано и незапрограммированно;

• по интуиции;

• рационально и уравновешенно;

• на основании суждений;

• инертно и осторожно;

• уравновешенно;

• импульсивно и рискованно;

• структурированно, неструктурированно;

• комбинированно.

В настоящее время разработано большое число классифи­каций стилей принятия решений. Самое простое деление - на зап­рограммированные и незапрограммированные решения.

Запрограммированные решения - результат реализации оп­ределенной последовательности шагов или действий, когда коли­чество альтернатив ограничено.

Незапрограммированные решения - это психологический процесс выбора в условиях множественности вариантов на основании одного из трех подходов: интуитивного, рационального и основанного на суждениях.

Интуитивные решения принимаются на основе прошлого опыта и ощущения его правильности без анализа всех «за» и «против».

Рациональные решения обосновываются аналитически и принимаются в несколько стадий: диагностика проблемы, форму­лировка ограничений и критериев для принятия решения, выявле­ние альтернатив, оценка альтернатив, окончательный выбор, реа­лизация и мониторинг результатов.

Решения, основанные на суждениях, - выбор, обусловлен­ный знаниями, интерпретацией фактов и накопленным опытом. Достоинством этого подхода является быстрота и дешевизна про­цесса выбора альтернатив. Недостаток его в том, что решение не может быть применено в ситуации, не имевшей аналога в про­шлом опыте человека, принимающего решение.

Наиболее известная среди имеющихся классификация при­нятия решений состоит в выделении пяти типов решений в зави­симости от соотношения усилий личности на двух основных фа­зах или стадиях принятия решения - стадии генерации и разра­ботки альтернатив и стадии их критического анализа, оценивания и контроля. В связи с этим различают инертные, осторожные, урав­новешенные, рискованные и импульсивные решения.

Инертные решения характеризуются тем, что процесс по­иска и генерации новых вариантов решения протекает очень вяло, неуверенно и крайне осторожно. Каждая альтернатива ставится под сомнение и оценивается предвзято и сверхкритично. Любая новая идея сразу же подвергается тщательному анализу, жесткой критике и бесконечным уточнениям, а сами идеи малоинтересны и неоригинальны.

Осторожные решения представляют собой более мягкий вариант инертных решений, поскольку выигрывают по сравнению с ним за счет более ровного баланса усилий на двух указанных выше стадиях решения проблемы. Осторожным решениям пред­шествуют большие усилия по сбору необходимой информации, тщательная и критичная оценка всех альтернатив.

Уравновешенные решения отличаются высокой активнос­тью переговорщиков по генерации альтернатив, их большим чис­лом, структурированностью и хорошим качеством, но также критикой альтернатив, их анализом и коррекцией. Эти решения опи­раются на знания и накопленный опыт и позволяют вырабаты­вать наиболее удачные и обоснованные решения.

Рискованные решения отличаются ускоренной генераци­ей альтернатив по сравнению с фазой их критики и контроля. В процессе анализа альтернатив основное внимание уделяется их преимуществам и ожидаемому выигрышу, а возможные по­тери и связанный с ними риск недооцениваются. Эти решения не структурированы и менее обоснованны по сравнению с урав­новешенными. Они более эффектны, но менее надежны, так как иногда могут приводить к существенным потерям. Здесь прояв­ляется основное противоречие, заключенное в процессе приня­тия решений, - противоречие между выигрышем и риском. Мак­симальный выигрыш, как правило, могут обеспечить лишь ре­шения, связанные с наибольшим риском. Если же риска нет, то может быть получен гарантированный, но значительно меньший положительный результат.

Импульсивные решения характеризуются тем, что стадия генерации альтернатив существенно превосходит стадию их кри­тического анализа и контроля. В этом случае переговорщик очень легко и быстро придумывает новые идеи, генерирует всевозмож­ные варианты решения, однако не утруждает себя необходимым анализом альтернатив, который может вообще отсутствовать. Оценки и суждения такого участника переговоров излишне кате­горичны и резки, а принимаемые решения рискованны, интуитив­ны, наименее обоснованны и часто приводят к необратимым по­следствиям. Подобный стиль выработки решений характерен для людей с высокой самооценкой, но низкими аналитическими спо­собностями и самоконтролем.

Основы принятия решений и процедуры их согласования можно разделить по следующим признакам:

• инновационности,

• субъективности принятия,

• вариантности развязок противоречий,

• компромиссное™,

• принципиальности,

• неопределенности ситуации,

• сложности,

• динамичности.

В качестве подходов к принятию решений на переговорах выделим:

холистический подход (ЬоИзЪс арргоасЬ, от греч. по1оз -«весь, целый») - системный подход к принятию решений на основе понимания миссии вашей организации и целей пере­говоров как неразрывного целого;

синергетический подход (§упег§1а - «сотрудничество, со­дружество») - это искусство создания условий для воздей­ствия на оппонента, действие которых превышает действие, оказываемое одним условием. Это организация продуктив­ного диалога «порядок - хаос», на границе которых «крис­таллизуется» новый смысл, имеющий свою внутреннюю ис­торию и логику;

временной подход - подход, учитывающий перспективу вре­мени и использующий время в качестве инструмента для при­нятия решения;

межкультурный подход - подход, учитывающий особен­
ности организационной и национальных культур.
Следует заметить, что данные подходы чаще всего приме­
няются комбинированно, дополняя друг друга, и с учетом выб­
ранной стратегии, конкретной ситуации переговоров и парамет­
ров среды.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...