Как организационного фактора решения проблем на переговорах
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Переговорная деятельность реализуется в специфической для участников физической и информационной среде, имеющей свои закономерности развития и функционирования Первой характерной особенностью информационной среды переговоров является то, что ей присуще постоянное и стремительное расширение, осуществляемое отдельными личностями, группами людей, организациями, определенными социальными институтами и т. п. Второй характерной особенностью является то, что в информационной среде переговоров может одновременно функционировать информация, которая адекватно отражает приводимые в качестве аргументов факты, и искаженная информация. Действие определенных способов искажения информационных потоков приводит к качественным изменениям информации, превращая ее в реальную силу, негативно воздействующую на переговорщиков и на организацию переговоров. Фальсифицированная информация представляет сознательную или непроизвольную подделку объективной информации, подмену подлинного ложным. Дезориентирующая информация, часто подаваемая системно, способствует неправильному определению положения переговорщиков. Деморализующая информация трансформирует нравственные ценности и провоцирует нарушение последовательности умозаключений, утверждений, хаотичности и незавершенности мыслей, непоследовательности поведения. Если организованность информации способствует упорядочиванию экономических требований и поведения в нечто целое и гармоничное, то ее подмена деморализующей» приводит к хаотичным действиям на переговорах. Неупорядоченная информация отражает появление всевозможных точек зрения - от самых примитивных до самых фантастических и невероятных. Известное делается неизвестным, понятное - непонятным, уродливое - красивым, нравственное - безнравственным, ясное - неясным. При этом доминируют наиболее примитивные, мистические и просто бредовые объяснения.
Социализирующая информация отражает результаты трансформации исходных сведений в форму ясных, понятных и убедительных для большинства стереотипов социального поведения, адекватных действительности. В то же время «социализи рующая информация» может подменяться ложными сообщениями, которые вводят в заблуждение под видом истинных. Дезорганизующая информация расстраивает систему управления переговорным процессом, разрушает его порядок и приводит к развалу переговорной деятельности. Для ее донесения используются методы резонерства, основными признаками которых являются бессодержательные программные выступления, облеченные во внешне правильную и привлекательную форму. Практичная информация развращает, побуждая к запрещенным действиям: цель оправдывает средства, а право истины заменяется правом силы. Дезинтегрирующая информация разделяет коммуникативное пространство переговоров на противоборствующие части. Под влиянием такой информации переговорщики вдруг обнаруживают неразрешимые противоречия в отношениях со своими недавними партнерами. Крайним следствием результатов воздействия этого вида информации может выступать позиционная война. Таким образом, трансформация и изменение информационной среды могут использоваться субъектами переговоров для оказания воздействия друг на друга и изменения их поведения. Специфическим образом организованное изменение информационной среды как части интегральной среды переговоров выступает своеобразным информационным оружием переговорщиков, которые используют его для побуждения друг друга к принятию выгодных для себя решений.
Решение проблем: варианты «да», «нет» и «может быть» Возможно, вы уже слышали, что «да» на переговорах достигается с помощью «нет», которое в данном случае значительно больше, чем просто провокация. Это правда. Переговоры, по мнению Дж. Кэмпа, действительно начинаются с «нет» - не с «может быть» и определенно не с «да», но с твердого и ясного «нет». Кэмп объясняет: «нет» - реальное решение, которое стимулирует команду по другую сторону стола переговоров дей ствительно задуматься о том, почему им только что сказали «нет». Ответственность за принятие ясного решения помогает противнику сосредоточиться на реальных проблемах переговоров. На самом деле, поощряя другую сторону говорить «нет», мы изменяем динамику переговоров и делаем их исключительно продуктивными. Другие ответы - «может быть» и «да» -вообще не решения. Они никак не помогают управлять отливами и приливами эмоций - это всего лишь досадная потеря времени. Этому есть свои объяснения. «Может быть» не дает ни одной из сторон никакого представления о том, как обстоят дела. Другая сторона не получает от вас достаточной информации, поэтому не поможет и вам получить от нее значимой реакции или ценной информации. Говоря так, вы ничего не говорите - просто тяните время. Когда вы сами слышите «может быть», то начинаете строить догадки о том, что бы это значило: я почти у цели? Неужели это «да»? Или это всего лишь последняя уловка, чтобы получить уступку перед заключением сделки? Может быть, на самом деле это значит «нет, это предложение нас не интересует»? Партнер сам не знает, чего хочет? Для начинающего переговорщика, который не хочет ранить ничьих чувств и тем самым подвергать переговоры опасности, иногда даже «может быть» звучит слишком резко. Иногда противник настолько загипнотизирован идеалами «пути к согласию», что с согласия и начинает. Но «да», сказанное в начале, ничем не лучше «может быть». Это не настоящее решение проблемы, потому что противник на самом деле не имеет в виду «да». Если бы это было так, то вам вообще ни к чему были бы переговоры. Чаще всего это так называемое «да, но...» Другой опасностью «да» в начале переговоров является состояние нужды, в которое мы попадаем, услышав такой ответ на наше предложение. Начав испытывать нужду, мы теряем контроль, и ситуацию начинает контролировать другая сторона. Раннее «да» - настоящая уловка тигра, заманивающего вас в его клетку, и проницательные участники переговоров из крупных корпораций постоянно ее используют. В классической ситуации переговоров нескольких небольших компаний-поставщиков с транснациональной корпорацией (ТНК) обычная тактика последней - натравливать конкурентов друг на друга, требовать от всех одну уступку за другой, сбивать цену. Если один из мелких поставщиков устает от этой двойной игры и решает либо изменить ход переговоров, либо вообще их прекратить, это будет самым верным ходом. Представители поставщика могут просто сообщить корпорации, что больше не пойдут ни на какие уступки и поэтому компания не сможет принять участие в проекте корпорации. Нужно сказать «нет», поощряя транснациональную корпорацию в свою очередь тоже сказать «нет».
В данном случае решаются три задачи. Поставщик выясняет, действительно ли ТНК заинтересована в сотрудничестве с ним; он побуждает других поставщиков последовать своему примеру; он не дает шанса ТНК стравливать его с другими поставщиками. Теперь у мощной корпорации появляются проблемы. Поскольку одна компания готова скорее пойти на риск и потерять сделку, чем и дальше идти на компромиссы, участники переговоров со стороны корпорации оказываются в серьезном затруднении. Что происходит потом? Корпорация начинает раскрывать стратегически важную информацию той самой компании, которая сказала ей «нет», давая ей определенные преимущества для получения контракта. Если бы поставщики с самого начала не боялись сказать «нет», на стол легли бы существенные проблемы, а не эмоциональные уловки. Ни одной из сторон не пришлось бы теряться в догадках. Каждый знал бы, как воспринимают эти переговоры все остальные, и работал бы над решением реальных проблем; были бы сэкономлены время, деньги и другие ресурсы.
Таким образом, решение «нет» позволяет преодолеть эмоциональные проблемы, уйти от незначительных вопросов и перейти к сути дела. Ведь нам нужны переговоры, базирующиеся на решениях, а не основанная на эмоциях потеря времени под названием «выиграть - выиграть». В Японии использование ничего не означающих «может быть» - настоящее искусство. Но и в этой уважаемой стране те перь есть несколько историй о «нет». Вот одна из них. Американскому клиенту был навязан абсолютно невыгодный контракт на поставки продукции для крупной японской корпорации. Этот контракт был заключен несколько лет назад группой приверженцев подхода «выиграть - выиграть». Компания ежегодно несла убытки в миллионы долларов. На самом деле контракт подрывал работу компании, и ее руководство отдавало себе отчет в том, что условия контракта должны быть пересмотрены, несмотря даже на то, что он должен был соблюдаться еще в течение пяти лет. Однако, как и следовало ожидать, те, кто вел переговоры по поводу старого соглашения, утверждали: если станет известно, что компания хочет пересмотреть условия контракта, она потеряет свои позиции в Японии и никогда их не восстановит. В этой стране нельзя действовать подобным образом, предупреждала старая команда, это совершенно невозможно. Но президент компании решил, что невозможно только одно - продолжать соблюдать невыгодный контракт, подписанный некомпетентной командой приверженцев модели «выиграть - выиграть». Через восемнадцать месяцев после того, как тема пересмотра контракта была поднята впервые, эта проблема наконец-то достигла ушей руководства японской компании. Американская фирма предложила японцам новый контракт, поощряя их просто говорить «нет», если они этого хотят. «Наше соглашение должно быть пересмотрено, - сказали американцы. - Но если условия нового контракта вас не устраивают, просто скажите "нет"». Японцы заскрипели зубами -в буквальном смысле - и совещались между собой, по крайней мере, двадцать минут. Потом они ушли на перерыв, а, вернувшись, сказали, что готовы принять предложение американцев. Приглашение сказать «нет» прояснило их мысли и захватило их внимание. Если бы они все-таки сказали «нет» американской стороне, пришлось бы детализировать свое предложение и продолжить переговоры, отталкиваясь от этого. Но приглашение сказать «нет» привело прямо к сделке. А как же насчет предсказания о разрушении деловых связей с японским дистрибьютором? Стереотип, который часто не позволяет устанавливать взаимовыгодные связи.
В нескольких сотнях километров к западу от Японии находится Корея. Деловые люди этой страны также славятся умением осторожно и жестко вести переговоры и всегда добиваться своих целей. Представитель одной из высокотехнологичных отраслей промышленности вел переговоры с корейским концерном по поводу чрезвычайно сложного и важного оборудования. Корейский концерн справедливо считал, что ему нужна эта технология. Но он настаивал на том, чтобы получить ее почти бесплатно. Это было совершенно естественное требование, потому что, как знают многие, американские компании часто дарят устаревшие технологии и оборудование с целью просочиться в общество и в бизнес какой-либо страны. Но в этой истории речь шла не о 200 тыс. долл., а о фабриках и технологиях стоимостью в десятки и сотни миллионов долларов, которые корейцы хотели получить бесплатно. Почему американским компаниям вообще пришло в голову, что они должны делать подобные подарки? Просто корейцы просили об этом, а они довольно жесткие переговорщики. Сотрудники отдела продаж американской фирмы в Корее прошли обучение по системе Дж. Кэмпа. Обычно они не шли на компромисс и не отдавали ничего бесплатно просто потому, что их об этом попросили. Но они сомневались, что в Корее система Кэмпа будет работать, потому что бизнес здесь можно вести только при помощи щедрой «благодарности». Однако президент компании не хотел ничего отдавать даром и проинструктировал сотрудников отдела продаж назначить за оборудование полную цену. Задача была не из легких, но группа вернулась в Корею и провела презентацию, вынуждая корейцев при каждой возможности говорить «нет». Корейцы были вне себя от ярости, всем своим видом показывая, что у них вести бизнес подобным образом нельзя. Наконец, американцы сказали, что улетают на следующее утро, очень вежливо дали корейцам последнюю возможность сказать «нет» и на этом отбыли. Корейцы снова ничего не сказали, и команда прилетела домой, так и не получив ни отказа, ни заказа на оборудование. Через три дня в головном офисе компании раздался телефонный звонок. Корейская фирма прислала заказ на общую сумму 30 млн долл. Они заплатили полную и справедливую цену за оборудование. Их уловка получить машины даром просто не прошла. Еще один пример о решении проблем на переговорах с помощью «нет» связан с распространенной ситуацией противостояния заказчика и поставщика. Компания собиралась отправить новому заказчику первую партию товара. Неожиданно заказчик позвонил и сказал, что ему срочно нужна еще одна машина, которая работает в связке с уже заказанным оборудованием. Сотрудник отдела продаж, который вел эту сделку, захотел отправить эту отдельную машину немедленно и стать героем в глазах нового заказчика. Но машины не оказалось в наличии, и он решил сказать, что, к сожалению, эту машину невозможно отправить немедленно, для этого потребуется восемь недель, и он не знает, что можно сделать в этой ситуации. Заказчик получил этот ответ в пятницу вечером. В субботу утром поставщик снова позвонил заказчику и сказал, что мог бы кое-что предпринять и отправить ему другую машину, но при этом будет вынужден пойти на некоторый риск остаться в убытке. Поэтому он попросил заказчика пойти ему навстречу и заказать две старых машины, оплатив их в течение месяца. Заказчик немедленно принял новые условия. Затем, в понедельник, он позвонил и сказал, что уже нашел ту отдельную машину, которая так срочно ему понадобилась, поэтому больше не нуждается в услуге. Поставщик спокойно ответил: «Хорошо, но мы уже проделали большую работу, чтобы помочь вам. Поэтому хотели бы, чтобы вы в любом случае купили две старые машины. Скажите "нет", если не хотите этого делать, все будет в порядке, никаких обид, но мы думаем, что было бы справедливо, если бы вы все-таки их купили». Заказчик согласился. Процесс принятия решений на переговорах сложен и обусловлен индивидуальными различиями. Переговорщики принимают решения по-разному. Нельзя встретить двух людей, которые, мыслят и ведут себя совершенно одинаково даже при решении одной и той же задачи. Эти различия объясняются разнообрази ем индивидуальных психических свойств или качеств, которые составляют важнейшую группу среди личностных факторов, влияющих на процесс принятия решений вообще и в процессе переговоров в частности. Ведь реальные процессы показывают, что то, как люди эмоционально принимают решения в действительности, отличается от нормативных процессов, которые предписывают им, как надо принимать решения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|