Неожиданное сотрудничество: вам нужно уважение, а не дружба
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ПСИХОЛОГИЯ ТРУДНОСТЕЙ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ Неожиданности, разногласия и тупики в решении проблем Основными типами неожиданностей в решении проблем на переговорах являются непредвиденные проблемы, неожиданное сопротивление и неожиданное сотрудничество. Неожиданности не возникают на пустом месте. Они - результат наших просчетов и ошибок, самой опасной из которых считается попытка спасти противника. На самом деле мы просто не в состоянии спасти его или наши отношения ни эмоционально, ни интеллектуально, ни материально. Это - непродуктивная практика, которая не приносит никакой пользы ни одной из сторон, потому что, если мы спасаем противника, то начинаем нести ответственность за его решения. Если затем возникают какие-то проблемы, именно нас обвиняют в том, что они возникли. Кроме того, пытаясь спасти отношения, мы продвигаемся в направлении компромисса. Одна из компаний по производству микрочипов позволила своему заказчику, крупной транснациональной корпорации (ТНК), аннулировать контракт на техобслуживание ее оборудования по всему миру. Менеджер компании позволил сотруднику из отдела закупок транснациональной корпорации аннулировать контракт. Таким образом, он отказался от долгосрочного договора о гарантийном обслуживании и решил выставлять счета на разовые услуги по ремонту по факту возникновения неисправностей. Для ТНК это оказалось ужасной ошибкой. Во-первых, продавец вел переговоры с неквалифицированным переговорщиком, который не должен был позволять сотруднику отдела закупок принимать подобное реше ние. Контракт на техобслуживание нужно было пересмотреть и заново согласовать от начала и до конца. Но из дружеских чувств представитель ТНК согласился уничтожить контракт. Он не ожидал, что это приведет к следующим последствиям: когда оборудование, наконец, потребовало техобслуживания, доставка запасных частей занимала не один день, как раньше, когда оно стояло «на гарантии», а целую неделю. В результате оказалось невозможным осуществлять техобслуживание местных предприятий, как раньше - круглосуточно, включая праздники. Начались простои.
Когда все эти проблемы обнаружились, сотрудник ТНК признал свою вину, несмотря на то, что это была ошибка сотрудника из отдела закупок компании заказчика, который просил об этом новом соглашении. Спасение противника во имя дружбы не оправдало ожиданий ни ТНК, ни заказчика, которому техобслуживание «по факту возникновения неисправности» обошлось слишком дорого. Подобное спасение другой стороны - всего лишь один пример множества стилей поведения, которые часто называют сохранением отношений на переговорах. Сохранение отношений в той или иной форме происходит ежечасно, во всем мире, во всех сферах и отраслях бизнеса. Это одно из слабых мест подхода «выиграть-выиграть». Неожиданное сопротивление: спасаем лиио Антрепренер танцевального коллектива, основной доход которого приносят гастроли в разных городах страны, вела переговоры с директором театра, который собирался пригласить танцевальную группу в свой город. Директор театра не хотела подписывать протокол о намерениях по причинам, которые никогда не проясняла, и, кроме того, заручилась поддержкой коллеги антрепренера. Этот коллега заявил антрепренеру: «Даже если твоя позиция обоснована, нельзя так вести дела с ведущим продюсером танцевальных коллективов!» Боясь испортить отношения с противником, коллега антрепренера не хотел выглядеть слишком требовательным. Он не хотел задевать чувств противника, например, сказать: «Нет кон тракта - нет гастролей». Из-за своей потребности в одобрении он не смог увидеть реальную проблему этих переговоров. Он стал настоящим блокатором, готовым подвергнуть антрепренера и ее танцевальный коллектив значительному финансовому риску, чтобы спасти отношения с директором театра.
Но этот коллега был прав в одном: директор не приняла «нет». Она страшно возмутилась, когда антрепренер сказала ей, что он не приедет к ней, потому что работает только на основании подписанного контракта. В течение тридцатиминутного телефонного монолога она поведала, что за все семнадцать лет ее опыта работы с ней никогда не обращались подобным образом. Она обвинила антрепренера в том, что та дискредитирует ее опыт и репутацию и ставит под сомнение ее честность. Она восприняла «нет» как самую большую неожиданность и свидетельство недоверия к ней лично, и не могла этого простить. Подобная реакция широко распространена, особенно на ранней стадии переговоров. Люди воспринимают отказ как неожиданность и личное оскорбление. Они впадают в ярость, начинают вести себя в высшей степени негативно. В основе этого поведения лежит формальное предписание начинать переговоры с попыток установить дружеские отношения, а потом стремиться к тому, чтобы этим отношениям ничто не угрожало до самого конца переговоров. Но в этом случае необходимо решить классическую дилемму подхода «выиграть - выиграть»: сколько денег мы должны оставить за этим столом, чтобы поддержать отношения? Профессионалы по ведению переговоров из крупных корпораций, как и многие другие, играют в эту игру. Они превозносят важность партнерских отношений и лояльности. Но все эти преимущества нельзя подвергнуть опасности, просто повесив трубку. Ведь на самом деле деловых людей беспокоят только деньги, которые им придется заплатить. Один из руководителей компании-поставщика А хвалится: - Руководитель отдела закупок компании В - мой хороший знакомый. - В самом деле? Очень интересно. - Да, и наши жены тоже довольно близко дружат. Они вместе играют в теннис. - Правда? И как долго длятся эти отношения? - Думаю, пару лет.
- И давно ваш приятель стал руководителем отдела закупок? Пауза.
- Думаю, пару лет назад. Интересный пример системы управления закупками. Явная цель этого приема - использовать загородные прогулки, пикники и любые другие средства для установления дружеских отношений, которые затем можно использовать как скрытый рычаг давления, если противник хочет и должен сказать «нет» на переговорах. Дружить с хорошими людьми, сидящими по ту сторону стола переговоров, может быть прекрасно или опасно. Многим довольно трудно сказать «нет» на переговорах противнику, которого они впервые видят. Еще труднее должно быть сказать это другу. Но бизнес есть бизнес. И лучше иметь хорошие отношения, основанные на взаимовыгодном сотрудничестве, чем бизнес, основанный на хороших отношениях. Неожиданное сотрудничество: вам нужно уважение, а не дружба Попытки думать и действовать, исходя из стремления сохранить отношения, ведут к поражению. И не только потому, что это ведет к провалу переговоров, но также и потому, что противник с той стороны стола не хочет быть вашим другом. Правда в том, что слишком часто мы хотим нравиться, не желаем задевать ничьих чувств, не хотим выглядеть грубыми, неприветливыми или высокомерными. Правда и то, что мы не хотим столкнуться с подобным поведением со стороны окружающих. Но это не значит, что мы стремимся дружить с каждым встречным. Для деловых людей и участников переговоров в любом бизнесе есть вещи намного важнее дружелюбия - эффективность и уважение. Если вы до сих пор удивляетесь тому, что законченные хамы и негодяи умудряются достичь успеха, выбиться в люди, а иногда и добраться до самого верха, то перестаньте это делать. Эти люди не стесняются так себя вести, потому что хорошо делают свою работу и просто нужны своим деловым партнерам. Каждый может вспомнить ситуацию, когда предпочитал иметь дело с неприятным, но эффективным человеком, а не с милым, но неэффективным. Дружба не имеет отношения к принятию верных решений в бизнесе и на переговорах, в отношениях с противником уместно уважение и постоянная вежливость. Подобная практика не имеет ничего общего с тем, чтобы спасать противника от ответственности за его собственные решения только ради дружбы или из чувства собственной важности. Большинство деловых людей, если они остановятся на секунду и тщательно обдумают этот вопрос, согласятся, что дружба в бизнесе -следствие длительных и эффективных деловых отношений. Принимать решения на основе предположения, будто бы противник ищет вашей дружбы, ошибочно. Он, намного более вероятно, предпочел бы вашу эффективность.
Если контракт является результатом удачного решения, весьма вероятно, что возникнут длительные деловые отношения, независимо от того, играете вы в теннис со своим противником или нет. Если контракт - результат неудачного решения, длительных отношений не будет - да и не может быть. И не важно, сколько партий вы уже сыграли. Неожиданное сотрудничество чаще всего недолговечно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|