Разногласия в решении проблем: неправильное или следующее решение?
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Разногласия в решении проблем на переговорах обычно концентрируются в четырех предметах споров: • люди по-разному понимают проблему, располагают разными и противоречащими друг другу сведениями, доверяют или не доверяют той или иной информации, недооценивают собственную власть и полномочия; • спор затрагивает цели и задачи, стоящие перед командами переговорщиков, и каждая из них стремится выполнить свое задание; • переговорщики имеют различные взгляды на процедуры, стратегии и тактики, используемые для достижения целей; • переговорщики расходятся во взглядах на вопросы этики, справедливости и законности'. Для определения предмета разногласий полезно выяснить, какую информацию используют участники спора; как они ее воспринимают, и не оказывает ли на позицию в споре влияние положение участника переговоров. После определения характера разногласий, необходимо определить меры по их устранению, рассмотрев несколько вариантов действий и не забывая о миссии своей компании и целях переговоров. Если в основе разногласий лежат межличностные отношения, иногда достаточно «развести участников». Следующий шаг- преобразование разногласий в поиск взаимоприемлемого решения. С этой целью команды могут постараться увидеть в наличии разногласий и положительные стороны. Например, в ходе обсуждения точек зрения можно более надежно проверить методы решения проблем. Прояснение участниками своего видения природы разногласий также поможет нахождению общего понимания их основы. Конструктивной мерой разрешения спора является разработка процедуры и основных правил преодоления разногласий. Если речь идет о методах решения общей проблемы, следует подчеркнуть, что речь идет о средствах ее решения, а не о подмене целей сторон. Если предмет спора - приоритеты сторон, им необходимо изложить свои конфликтующие приоритеты как можно подробнее для определения более реалистичных позиций торга. Если же речь идет о ценностях, лучше всего сторонам описать их на конкретных примерах. Тогда участники могут лучше представить границы своих действий и то, как им следует поступать в конкретной ситуации. Системы ценностей связаны с представлениями участников о мире, поэтому для того, чтобы не задеть самолюбие другой стороны, анализировать следует не систему ценностей каждого переговорщика, а лишь то, что имеет отношение к рассматриваемой проблеме.
Самое важное при возникновении разногласий между переговорными командами - уметь отделять идеи от людей, их высказывающих. Существует ряд методик, например, «мозговой штурм», которые освобождают участников переговоров от необходимости защищать свои мысли в процессе их оценки. Еще один способ сделать дискуссию эффективной - предложить конструктивный план действий, которого стороны должны придерживаться при разрешении разногласий2. Но кроме этого следует научиться преодолевать так называемый страх разногласий, когда вы боитесь не понравиться кому-то или разрушить длительные отношения. Еще одна причина, по которой мы боимся сказать «нет», - страх принять неправильное решение. Эта одна из самых изматывающих эмоций лежит в основе всех мотивов принятия решений. Неопытные или дезориентированные участники переговоров со всех сторон окружены сомнениями. Они боятся, что окажутся в пучине разногласий и, если скажут «может быть», то защитят себя от них. Ненужный страх принять неудачное решение - основное препятствие на пути к удачным решениям. На самом деле, когда мы не соглашаемся с партнером, мы просто принимаем другое решение. Если мы сочтем, что ошиблись, мы не можем принять второе, третье, другие решения. Переговоры - это последовательность решений, поэтому, когда мы принимаем неудачное решение, то вслед за ним мы просто принимаем решение лучше.
Понимание этого простого принципа развяжет вам руки на переговорах. Не нужно бояться разногласий с партнерами по переговорам. Не нужно бояться неудачных решений. Не нужно пытаться совершенно избежать разногласий, поскольку при выяснении их природы стороны учатся лучше понимать нужды друг друга. Тупики Даже если переговоры зашли в тупик, и вы покинули поле боя, так и не договорившись и не приняв какого-либо решения, примите ответственность за это, вынесите из этого урок, постарайтесь исправить ошибку и продолжайте бесстрашно и упорно двигаться вперед, потому что от верного пути вас отделяет всего лишь одно решение. Но эта ориентация и этот подход требуют дисциплины и уверенности в себе, потому что быть правым для большинства из нас очень важно. Это - очень сильная потребность, нужда, и, как любую другую нужду, ее нужно преодолеть. Однажды небольшая компания А вела переговоры с довольно крупной компанией В, название которой представляет собой знаменитую аббревиатуру. Эта компания собиралась купить у А некую высокотехнологичную продукцию, требуя при этом скидку в размере 28 %. Несмотря на то, что А такая скидка позволяла всего лишь покрыть свои производственные издержки, ее представитель согласился. Когда его босс узнал об этом, он позвонил консультанту по ведению переговоров, который, естественно, сказал, что уступка в 28 % была неудачным решением и даже катастрофой. Это был тупик, но не конец света. На следующей неделе А снова обратилась к противнику, вновь начала переговоры и сказала, что не сможет поставлять продукцию по такой низкой цене. В конце концов, другая сторона согласилась на гораздо меньшую скидку. В данном случае речь идет не о спасении лица клиента, а о принятии осмотрительного делового решения для выхода из тупика. Видимо, речь идет об осторожной и дальновидной компании. Ведь клиент мог убрать со сцены старую команду переговорщиков, а новая команда потребовала бы повторных переговоров.
Слишком часто компании, обремененные невыгодными контрактами, заключенными в стиле «выиграть-выиграть», даже не рассматривают возможности их пересмотра. А зря. Если контракт неудачный, то не стоит ждать, пока грянет буря. В истории бизнеса есть две классические истории об изменении неудачных решений, которые, казалось, завели компанию в тупик. Когда-то Соса-Со1а решила, что ей нужно изменить формулу своего продукта и вывела на рынок «№\у Соке»3. Это было невероятно убыточное решение, но ситуация не стала фатальной. Компания просто отменила свое первое решение. Многие и сейчас полагают, что на самом деле это было невероятно хитрым маркетинговым ходом: компания просто сделала вид, что заменила классическую формулу Соса Со 1а формулой «№ш Соке», чтобы напомнить американцам, как они любят стоящие товары. Что бы это ни было - грубая ошибка или уловка - она хорошо сработала. Позднее продажи поднялись, а вместе с ними выросла и капитализация компании. С 1985 г. доход компании увеличился с 9 млрд почти до 100 млрд долл. Еще один гигант, компания Мюгозой, в течение многих лет недооценивала Интернет. Когда Билл Гейтс понял свою ошибку, он в мгновение ока развернул свою гигантскую компанию из 15 тысяч служащих на 180 градусов. За девяносто дней каждый отдел Мгсгозой поставил перед собой новые цели с учетом важности Интернета. Нельзя не признать, что это был невероятный пример лидерства в бизнесе. Гейтс не собирался упорно следовать неудачному решению (вернее, его отсутствию). Он сделал крутой поворот, и никго не перестал его уважать. Какое отношение эти истории имеют к тупиковым ситуациям на переговорах? Самое прямое: тупик является результатом неудачных решений, недоверия или плохой подготовки к переговорам, но это не значит, что решения нельзя изменить, доверие завоевать и в дальнейшем лучше подготовиться. Самые сложные переговоры (переговоры о цене, переговоры с целью переманивания клиента), когда вы слышите массу возражений другой стороны или даже отказ продолжать разговор - все-таки не что иное, как попытка решить проблему. Если вы можете заранее определить свою стратегию поведения, предусмотреть возражения другой стороны, не раздражаться, слыша отказ, - у вас хорошие шансы избежать тупика в переговорах. Есть несколько приемов, в соответствии с которыми вы можете действовать в случае тупиковых ситуаций на переговорах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|