Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Констатирующий эксперимент исследования развития связной речи

 

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.

Мы выдвинули предположение, что сказки являются эффективным средством связной речи детей среднего дошкольного возраста.

Задачи практического исследования:

Провести исследование развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста до формирующего эксперимента.

Подобрать и организовать систему занятий с использованием картинок.

Провести исследование развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста после формирующего эксперимента.

Для экспериментального исследования мы выбрали методики при помощи, которых определили уровень развития речи и влияние обучения рассказыванию по картинкам на развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста.

Методика №1. Изучение словаря детей. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.[36]

Методика №2. Изучение связности речи. Словарного состава речи. Виды предложений. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.

Методика №3. Изучение употребления имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ №234 Октябрьского района города Новосибирска в средней группе: экспериментальная №1, контрольная №2, возраст детей 4-5 лет, в течение 2004/2005 учебного года (октябрь - март). Количество детей и в той и в другой группе составило по 12 человек. Список прилагается.

Методика №1. Изучение словаря детей.

Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина

Цель: Изучить словарь детей среднего дошкольного возраста.

Подготовка исследования. Подобрали предметы, хорошо знакомые детям, с которыми они часто действуют, например мяч, ложка, лопатка, рукавицы.

Проведение исследования. Исследование проводили индивидуально. Ребенку давали по одному предмету и предлагали с ним поиграть. В ходе игры задавали вопросы: «Что это? Для чего это нужно?» Затем предлагали ребенку погладить предмет, снять, надавить и т.п. и спрашивали: «Какой...?», чтобы выяснить умение выявить качества предмета и назвать их. Если ребенок самостоятельно не обращал внимание на части предмета, то их показывали и просили назвать.

Обработка данных. Подсчитывали правильность названия детьми предметов, их частей и свойств. Данные оформили в таблицу №1, №2.

Выводы об уровне развития:

3 балла - высокий уровень

2 балла - средний уровень

1 балл - низкий уровень

 


Таблица 1

Данные экспериментальной группы

Имя ребенка Название предмета Название части Свойства Количество баллов Уровень развития
1 Эдик П. +   +
2 Максим Р. +    
3 Катя Г. +    
4 Саша Г. +   +
5 Маша М. +   +
6 Матвей К. +    
7 Даша С. +   +
8 Сережа А. + +  
9 Вадим К. +   +
10 Лера К. +   +
11 Никита О. +    
12 Андрей И. + + + зв

 

Выводы об уровне развития:

Высокий уровень (В) - 1 ребенок (8,3%) Средний уровень (С) - 7 детей (58,35%) Низкий уровень (Н) - 4 ребенка (33,35%)

 

Обработка таблицы №1

Дети Название предмета Название части Свойства
12 100% 16,70% 58,35%

 

Таблица 2

Данные контрольной группы

Имя ребенка Название предмета Название части Свойства Количество баллов Уровень развития
1 Женя Б. +    
2 Олеся Ж. +   +
3 Игорь Д. + + + зв
4 Саша К. +    
5 Настя А. +   +
6 Данил Р. + +  
7 Никита В. +    
8 Настя К. + +  
9 Вадим Ч. +   +
10 Таня Ш. +    
11 Данил Я. +   +
12 Артем Ж. +    

 

Выводы об уровне развития:

Высокий уровень (В) - 1 ребенка (8,3%) Средний уровень (С)- 6 детей (50%)

Низкий уровень (Н) - 5 ребенка (41,6%)

 

Обработка таблицы №2

Дети Название предмета Название части Свойства
12 100 25% 41,6%

 

При сравнении исследуемых групп получаем следующие результаты:

Вывод: Результаты анализа изучения словаря детей на начало года показали, что правильно называют предметы все дети в обеих группах, вызывает затруднение выделение частей предмета; свойства предметов дети экспериментальной и контрольной группы знают лучше. Знания детей по названию предмета, их частей и свойств можно считать примерно одинаковыми.

Статистическая обработка методики № 1

 

Данные экспериментальной группы

Xi fi xi - xар (xi - xар)2 fi (xi - xар)2
1 4 -0,75 0,56 2,24
2 7 0,25 0,06 0,42
3 1 1,25 1,56 1,56
        Σ = 4,22

 

Nэ = 12

xарэ= 1 х4+2х7+3х1 = 1,75

12

σэ = 4,22 = 0,618              mэ= 0,618 = 0,178

3,46

 

Данные контрольной группы

Xi fi xi - xар (xi - xар)2 fi (xi - xар)2
1 5 -0.5 0,25 1,25
2 6 0,5 0.25 1,5
3 1 1,5 2,25 2,25
        Σ = 5

 

Nк = 12

xарк= 1 х5+2х6+3х1 = 1,5

12

σк = 5,0 = 0,674      mк= 0,674 = 0,194

3,46

 

Критерий Стьюдента

 

t= 1,75 – 1,5 = - 0,25 =- 0,93

0,178 2 + 0,194 2 0,263

f= 12 +12 – 2 = 22

 

Теперь полученное значение t-критерия необходимо сравнить с табличным значением. Из таблицы следует, что значения для пятипроцентного уровня значимости есть t0,05= 2,074. Т.к.. - 0,93 < 2,074, то различия между средними значениями двух рассматриваемых выборок не являются статистически значимыми.

Методика №2. Изучение связности речи.

О.С. Ушакова, Е.М. Струнина

Цель: 1) Изучить связность речи у детей среднего дошкольного возраста.

2) Изучить словарный состав речи.

3) Виды предложений используемые при рассказывании.

Подготовка исследования. За день до проведения исследования детям прочитали сказку «Репка» без показа иллюстраций. Проведение исследования. Исследование проводили индивидуально. Ребенка просили рассказать сказку «Репка». Установка на пересказ не давалась. Выводы об уровне развития: 3 балла - высокий уровень, 2 балла - средний уровень, 1 балл - низкий уровень. Данные оформили в таблицы №3, №4, №5

 

Таблица 3

Связность речи

Имя ребенка Оценка результатов Экспериментальной группы Имя ребенка Оценка результатов Контрольной группы
1 Эдик П. 1 Женя Б.
2 Максим Р. 2 Олеся Ж.
3 Катя Г. 3 Игорь Д.
4 Саша Г. 4 Саша К.
5 Маша М. 5 Настя А.
6 Матвей К. 6 Данил Р.
7 Даша С. 7 Никита В.
8 Сережа А. 8 Настя К.
9 Вадим К. 9 Вадим Ч.
10 Лера К. 10 Таня Ш.
11 Никита О. 11 Данил Я.
12 Андрей И. зв 12 Артем Ж.

 

Выводы об уровне развития экспериментальной группы: Высокий уровень (В) - 1 ребенок (8,3%)

Средний уровень (С) - 7 детей (58,35%)

Низкий уровень (Н) - 4 ребенка (33,35%)

Выводы об уровне развития контрольной группы: Высокий уровень (В) - 2 ребенка (16,65%)

Средний уровень (С) - 6 детей (50%)

Низкий уровень (Н) - 4 ребенка (33,35%)

Таблица 4

Обработка данных экспериментальной группы

Имя ребенка

Словарный состав речи

Виды предложений

Существительные

Глаголы Прилаг. Нареч. Местоимения Междометия

простые

сложносочиненн

сложноподчиненн

Уровень

собст. нариц.          
Эдик П.   + + +   +   +     С
Максим Р.   +   +       +     Н
Катя Г.   + +         +     Н
Саша Г.   + + + +       +   С
Маша М. + + + +       +     С
Матвей К.   +   +       +     Н
Даша С. + + + +   +   +     С
Сережа А.   + + +   + + +     С
Вадим К.   + + + +     +     С
Лера К.   + + +       +     С
Никита О.   + +         +     Н
Андрей И.   + + + + + + +   + В

 

Выводы об уровне развития экспериментальной группы: Высокий уровень (В) - 1 ребенок (8,3%)

Средний уровень (С) - 7 детей (58,35%)

Низкий уровень (Н) - 4 ребенка (33,35%)


Обработка данных таблицы № 4. в процентах

Имя ребенка

Словарный состав речи

Виды предложений

Существительные

Глаголы Прилаг. Нареч. Местоимения Междометия

простые

сложносочиненн

сложноподчиненн

собст.

нариц.

 

 

 

 

 

     
12 16,65 100 100 83,4 25 33,35 8,5 91,6 8,3 8,3

 

Таблица 5

Обработка данных контрольной группы

Имя ребенка

Словарный состав речи

Виды предложений

Существительные

Глаголы Прилаг. Нареч. Местоимения Междометия

простые

сложносочиненн

сложноподчиненн

Уровень

собст. нариц.          
Женя Б.   +   +       +     Н
Олеся Ж.   + + +   +   +     С
Игорь Д.   + + + + +   +   + В
Саша К.   + + +       +     С
Настя А.   + +         +     Н
Данил Р. + + + +   +   +     С
Никита В.   + +         +     Н
Настя К.   + + + +   + + +   В
Вадим Ч.   + + +   +   +     С
Таня Ш. + + + +       +     С
Данил Я.   + + + +     +     С
Артем Ж.   + +         +     Н

Выводы об уровне развития контрольной группы: Высокий уровень (В) - 2 ребенка (16,65%)

Средний уровень (С) - 6 детей (50%)

Низкий уровень (Н) - 4 ребенка (33,35%)

 

Обработка данных таблицы № 5. в процентах

Имя ребенка

Словарный состав речи

Виды предложений

Существительные

Глаголы Прилаг. Нареч. Местоимения Междометия

простые

сложносочиненн

сложноподчиненн

собст.

нариц.

 

 

 

 

 

     
12 16,7 100 91,6 83,3 25 33,35 8,3 100 8,3 8,3

 

Вывод:

Проведя методику в экспериментальной и контрольной группах мы сделали вывод, что развитие связной речи в основном среднего и низкого уровня.

У детей обеих групп возникли трудности в использовании сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Это умение сформировано на низком уровне.

При пересказе отмечается однообразие словарного состава речи. Средний и низкий уровень развития этого умения, как в экспериментальной, так и в контрольной группах.

Статистическая обработка методики № 2

 

Данные экспериментальной группы

Xi fi xi - xар (xi - xар)2 fi (xi - xар)2
1 4 -0,75 0,56 2,24
2 7 0,25 0,06 0,42
3 1 1,25 1,56 1,56
        Σ = 4,22

 

Nэ = 12

 xарэ= 1 х4+2х7+3х1 = 1,75

12

σэ = 4,22 = 0,618              mэ= 0,618 = 0,178

3,46

 

Данные контрольной группы

Xi fi xi - xар (xi - xар)2 fi (xi - xар)2
1 4 -0,83 0,68 2,72
2 6 0,17 0,028 0,168
3 2 1,17 1,36 2,72
        Σ = 5,608

 

Nк = 12

xарк= 1 х4+2х6+3х2 = 1,83

12

σк = 5,608 = 0,714            mк= 0,714 = 0,206

3,46

 

Критерий Стьюдента

 

t= 1,75 – 1,83     =- 0,08 = - 0,3

0,178 2 + 0,206 2 0,272

f= 12 +12 – 2 = 22

 

Теперь полученное значение t-критерия необходимо сравнить с табличным значением. Из таблицы следует, что значения для пятипроцентного уровня значимости есть t0,05= 2,074. Т.к.. – 0,3 < 2,074, то различия между средними значениями двух рассматриваемых выборок не являются статистически значимыми.

Методика №3. Изучение употребления имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа.

О.С. Ушакова, Е.М. Струнина

Цель: Изучить употребление имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа.

Подготовка исследования. Подобрать картинки: кошка, котенок, котята; коза, козленок, козлята; курица, цыпленок, цыплята; собака, щенок, щенята.

Проведение исследования. Исследование проводили индивидуально. «Сейчас я расскажу одну историю, которая произошла летом. Был солнечный день, и на лужок (показывается на стол) прибежала (показывается картинка, на которой изображена кошка)... (ответ ребенка). Ей очень понравилось гулять по лугу, и кошка позвала своего детеныша. Кто у кошки детеныш, а детеныши?» Если ребенок не может ответить, то показываются картинки. На столе уже три картинки: кошка, котенок, котята.

«Вышла погулять мама...(показ картинки, на которой изображена коза, ребенок должен назвать животное). Мама-коза позвала своего сыночка. Кто сынок у козы? (Козленок.) А много детенышей? (Козлята.) Вышла погулять и (показ картинки, после чего ребенок называет слово) курица со своим детенышем. Мама-курица, а детеныш, кто? (Цыпленок.) А много? (Цыплята.)»

После показа картинка остается на столе. «Прибежала и собака, а с ней ее сынок. Кто сынок у собаки? Правильно щенок, а много детенышей? (Щенята.) Все детеныши бегают по лугу, играют в прятки. Но вот на небе появилась тучка, и все убежали. Убежал котенок (убираются картинки кошки и котенка). Кого не стало? (Котенка.) Убежали котята, кого не стало? (Не стало котят.) И козленок убежал. Кого не стало? (Козленка, козлят.) И цыпленок за ними. Кого не стало? (Цыпленка, цыплят) И щенок убежал. Кого не стало? (Щенка, щенят.) Вот какая история случилась летом.

Обработка данных. Подсчитывали число правильных и неправильных ответов, данные оформили в таблицу №6,№7.

Выводы об уровне развития:

3 балла - высокий уровень 2 балла - средний уровень 1 балл - низкий уровень

 

Таблица 6

Обработка данных экспериментальной группы

Имя ребенка Употребление имен сущ. в род. падеже ед. числа Употребление имен сущ. В род. падеже мн. числа
1 Эдик П.
2 Максим Р.
3 Катя Г.
4 Саша Г.
5 Маша М.
6 Матвей К.
7 Даша С.
8 Сережа А.
9 Вадим К.
10 Лера К.
11 Никита О.
12 Андрей И. зв зв

 

Выводы об уровне развития:

Высокий уровень (В) - 1 ребенок (8,3%) Средний уровень (С) - 5 детей (41,7%) Низкий уровень (Н) - 6 детей (50%)

 

Таблица 7

Обработка данных контрольной группы

Имя Употребление имен сущ. в род. падеже ед. числа Употребление имен сущ. в род. падеже мн. числа
1 Женя Б.
2 Олеся Ж.
3 Игорь Д.
4 Саша К.
5 Настя А.
6 Данил Р.
7 Никита В.
8 Настя К.
9 Вадим Ч.
10 Таня Ш.
11 Данил Я.
12 Артем Ж.

 

Выводы об уровне развития:

Высокий уровень (В) - 1 ребенка (8,3%) Средний уровень (С) - 4 ребенка (33,35%) Низкий уровень (Н) - 7 детей (58,3%)

Вывод:

Проведение этой методики показало, что дети, как правило, называют животное, изображенное на картинке. Но образовать названия детеныша (детенышей) этого животного самостоятельно для многих детей трудно.

Наибольшую трудность представляют для детей задания, когда нужно образовывать названия детенышей животного от другого корня, например: курица - цыпленок.

Таким образом, употребление имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа у детей на низком и среднем уровне.

Статистическая обработка методики № 3

 

Данные экспериментальной группы

Xi fi xi - xар (xi - xар)2 fi (xi - xар)2
1 6 -0,58 0,33 2,02
2 5 0,42 0,17 0,88
3 1 1,42 2,01 2,01
        Σ = 4,91

 

Nэ = 12 xарэ= 1 х6+2х5+3х1 = 1,58

12

σэ = 4,91 = 0,668              mэ= 0,668 = 0,193

11                           3,46

 

Данные контрольной группы

Xi fi xi - xар (xi - xар)2 fi (xi - xар)2
1 7 -0,5 0,25 1,75
2 4 0,5 0,25 1,0
3 1 1,5 2,25 2,25
        Σ = 5,0

 

Nк = 12 xарк= 1 х7+2х4+3х1 = 1,5

12

σк = 5,0 = 0,674 mк= 0,674 = 0,194

11                 3,46

 

Критерий Стьюдента

 

t= 1,58 – 1,5 =  - 0,08 = - 0,29

0,193 2 + 0,194 2                       0,273

f= 12 +12 – 2 = 22

 

Теперь полученное значение t-критерия необходимо сравнить с табличным значением. Из таблицы следует, что значения для пятипроцентного уровня значимости есть t0,05= 2,074. Т.к.. – 0,29 < 2,074, то различия между средними значениями двух рассматриваемых выборок не являются статистически значимыми.

Вывод по констатирующему эксперименту

Проведя исследование, мы пришли к выводу, что проблема развития речи - одна из главных в плане формирования личности ребенка.

Важнейшими задачами речевого развития детей среднего дошкольного возраста являются: формирование словарного запаса, грамматического и синтаксического строя речи.

Проведенное нами исследование показало, что словарь многих детей беден, ограниченное использование частей речи. В рассказах детей преобладают простые предложения, иногда с однородными членами, которые прерываются паузами. Отмечается у детей не умение грамматически правильно оформить предложения, высказывания. Что говорит о том, что необходимо провести специальную работу для развития связной речи.

Для развития связной речи детей мы провели работу с использованием сказок.

 

Формирующий эксперимент

Ориентируясь на возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста и после проведения методик, с помощью которых мы выявили развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста, нами была подготовлена и проведена работа по развитию связной речи в по средствам сказок.

Цель: доказать, что сказки являются эффективным средством развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста.

План-программа работы по развитию связной речи с использованием сказок

Сказки вызывают у ребенка напряженное внимание к зачаровывающим описаниям чудес, необычайных событий, оказывают сильное эмоциональное воздействие. Ребенок спрашивает себя: кто я? Откуда произошел? Как возник мир? Как появились люди и животные? В чем смысл жизни? Эти жизненно важные вопросы осмысливаются ребенком не абстрактно. Он думает о собственной защите и убежище. Есть ли вокруг него какие-то еще добрые силы, кроме родителей? А сами родители – являются ли они доброй силой? Что происходит с ним самим? Сказки дают ответы на эти животрепещущие вопросы.

Детское видение мира, образ мышления детей и психологическая специфика сказок характеризуются тесным родством в своем тяготении к противоположностям, крайностям. Именно поэтому коррекционная работа с детьми проводилась с помощью сказок.

Работа проводилась на протяжении 6 месяцев с октября 2004 г. по март 2005 г.

Всего было проведено 24 занятия, которые проводились в первой половине дня 1 раз в неделю. Длительность занятия составляла 20 – 25 минут. Занятия представляли из себя работу по блокам: детям предлагается определенная сказка, которая рассматривается на протяжении 4-х занятий. После этого переходим к работе по другой сказке и т.д. Последние 4 занятия итоговые. На них дети, используя умения, которыми овладели во время проведения работы, сочиняют сказки по сюжету, предложенному воспитателем.

Тема занятия Цели Методы, приемы.
Блок 1 (4 занятия) Сказка «Репка» Формировать грамматический строй речи, умение составлять разные словосоче-тания, исползовать местоимения в речи, подбирать определения к предмету, явлениям; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Активизировать словарь. Развивать мелкую моторику. Активизировать творческое воображение и мышление. Упражнять в решении творческих задач. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать 1.Рассказывание сказки. 2. Отгадывание загадок. 3. Дидактические игры: «Что умеют делать звери» «Какой, какая, какое?» «Кто сумеет похвалить» «От каждого по словечку» 4. Развивающая игра «А если бы…» 5. Придумывание нового названия сказки. 6. Придумывание нового конца сказки.
Блок 2 (4 занятия) Сказка «Колобок» Систематизировать представление о значении слов. Активизировать словарь. Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слова-названия качеств, действий, частей предметов; умение подбирать антонимы, синонимы, употреблять местоимения в речи, согласовывать прилагательные и существительные. Упражнять в решении творческих задач. Развивать умение составлять связное высказывание. Активизировать творческое воображение и мышление. Чтение сказки. Беседа. Дидактические игры: «Напишем письмо герою» «Закончи предложение» «Кто знает другое слово» Развивающие игры: «А если бы…» «Хорошо-плохо» Сочинение загадок. Пересказ эпизода сказки от имени героя. Изменение сюжета сказки путем ввода нового героя.
Блок 3 (4 занятия) Сказка «Маша и Медведь» Продолжать формировать умения подбирать антонимы, прилагателные согласовывать с существительными в роде, числе, падеже; составлять словосочетания, подбирать слова-названия качеств, действий, частей предметов. Активизировать словарь. Продолжать развивать умение составлять связное высказывание. Активизировать творческое воображение, мышление. Упражнять в решении творческих задач. Чтение сказки. Пересказ с помощью иллюстрации. Придумывание нового названия сказки. Придумывание загадок. Дидактические игры: «Дополни предложение» «Какой, какая, какое» «Задай вопрос герою» Развивающие игры: «А если бы…» «Хорошо-плохо» Придумывание нового окончания сказки. Изменение сюжета сказки.
Блок 4 (4 занятия) Сказка «Гуси-лебеди» Систематизировать представления о значении слов. Активизировать словарь. Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слова-названия качеств, предметов, действий, частей предметов, глаголы, прилагательные; умение использовать суффиксы; умение продолжать и заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово и согласовывать его с другими словами в предложении. Активизировать творческое воображение, мышление. Упражнять в решении творческих задач. Чтение сказки. Беседа. Дидактические игры: «Кто сумеет похвалить» «Назови ласково» «Задумай слово» «От каждого по словечку» Развивающие игры: «А если бы…» «Хорошо-плохо» Пересказ по цепочке с опорой на иллюстрацию. Придумывание нового названия сказке. Придумывание нового окончания сказки. 8. Изменение сюжета сказки.
Блок 5 (4 занятия) Сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть» Формирование умений отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки; умения выделять части предметов, качества, действия; умения сравнивать, подбирать антонимы, синонимы. Развивать умение использовать заместителей при пересказе конкретного эпизода сказки. Активизировать словарь, творческое воображение и мышление. Развивать умение строить связное высказы- вание. Упражнять в решении творческих задач. Чтение сказки. Беседа. Изображение героев гео- метрическими фигурами. Рассказывание сказки по схеме. Дидактическая игра «Скажи наоборот» Придумывание истории. Придумывание нового названия сказки. Придумывание загадок. Придумывание другого конца сказки. Развивающие игры: «Хорошо-плохо» «А если бы…» 10. Изменение сюжета сказки путем добавления нового героя.
Блок 6 (4 занятия) Итоговый. 1 занятие. Итоговое по пройденным сказкам. Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слово к заданному, объяснять смысловую связь между словами, обогащать словарь за счет слов, относящихся к разным частям речи; умения составлять связное высказывание с опорой на иллюстрацию; умение аргументировать. Активизировать и развивать мышление и память. Рассказ эпизода сказки по иллюстрации. Дидактическая игра «Разные слова». Самостоятельное состав- ление рассказа о любимом герое.
2 занятие. Придумывание новой сказки. Активизировать знания и представления. Формировать умение подбирать нужное слово, уточнять значение слов. Развивать творческое воображение и мышление. Продолжать формирование умения составлять связное высказывание. Дорисовывание кляксы на бумаге. Дидактические игры: «Бывает – не бывает» «Речевые ситуации» Придумывание сказочной истории про Кляксу.
3 занятие. Придумывание сказочной истории по игрушке. Формировать умения заканчивать высказывание, начатое взрослым, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении; умение подбирать прилагательные и согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже. Развивать творческое воображение, мышление, мелкую моторику. Продолжать формирование умения самостоятельно составлять связное высказывание. Дидактические игры: «Какой, какая, какое» «Закончи предложение» Придумывание сказочной истории про игрушку. 3. Рисование истории.
4 занятие. Придумывание сказки по сюжетной картинке. Формировать умения классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение; составлять разнооб- разные словосочетания, связные высказывания. Развивать творческое воображение и мышление. Упражнять в решении творческих задач. Дидактические игры: «Какое что бывает?» «Что умеют делать звери?» Рассмотривание картинки. Придумывание сказочной истории по сюжетной картинке.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...