Констатирующий эксперимент исследования развития связной речи
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития. Мы выдвинули предположение, что сказки являются эффективным средством связной речи детей среднего дошкольного возраста. Задачи практического исследования: Провести исследование развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста до формирующего эксперимента. Подобрать и организовать систему занятий с использованием картинок. Провести исследование развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста после формирующего эксперимента. Для экспериментального исследования мы выбрали методики при помощи, которых определили уровень развития речи и влияние обучения рассказыванию по картинкам на развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста. Методика №1. Изучение словаря детей. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.[36] Методика №2. Изучение связности речи. Словарного состава речи. Виды предложений. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. Методика №3. Изучение употребления имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ №234 Октябрьского района города Новосибирска в средней группе: экспериментальная №1, контрольная №2, возраст детей 4-5 лет, в течение 2004/2005 учебного года (октябрь - март). Количество детей и в той и в другой группе составило по 12 человек. Список прилагается.
Методика №1. Изучение словаря детей. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина Цель: Изучить словарь детей среднего дошкольного возраста. Подготовка исследования. Подобрали предметы, хорошо знакомые детям, с которыми они часто действуют, например мяч, ложка, лопатка, рукавицы. Проведение исследования. Исследование проводили индивидуально. Ребенку давали по одному предмету и предлагали с ним поиграть. В ходе игры задавали вопросы: «Что это? Для чего это нужно?» Затем предлагали ребенку погладить предмет, снять, надавить и т.п. и спрашивали: «Какой...?», чтобы выяснить умение выявить качества предмета и назвать их. Если ребенок самостоятельно не обращал внимание на части предмета, то их показывали и просили назвать. Обработка данных. Подсчитывали правильность названия детьми предметов, их частей и свойств. Данные оформили в таблицу №1, №2. Выводы об уровне развития: 3 балла - высокий уровень 2 балла - средний уровень 1 балл - низкий уровень
Таблица 1 Данные экспериментальной группы
Выводы об уровне развития: Высокий уровень (В) - 1 ребенок (8,3%) Средний уровень (С) - 7 детей (58,35%) Низкий уровень (Н) - 4 ребенка (33,35%)
Обработка таблицы №1
Таблица 2 Данные контрольной группы
Выводы об уровне развития: Высокий уровень (В) - 1 ребенка (8,3%) Средний уровень (С)- 6 детей (50%) Низкий уровень (Н) - 5 ребенка (41,6%)
Обработка таблицы №2
При сравнении исследуемых групп получаем следующие результаты: Вывод: Результаты анализа изучения словаря детей на начало года показали, что правильно называют предметы все дети в обеих группах, вызывает затруднение выделение частей предмета; свойства предметов дети экспериментальной и контрольной группы знают лучше. Знания детей по названию предмета, их частей и свойств можно считать примерно одинаковыми. Статистическая обработка методики № 1
Данные экспериментальной группы
Nэ = 12 xарэ= 1 х4+2х7+3х1 = 1,75 12 σэ = 4,22 = 0,618 mэ= 0,618 = 0,178 3,46
Данные контрольной группы
Nк = 12 xарк= 1 х5+2х6+3х1 = 1,5 12 σк = 5,0 = 0,674 mк= 0,674 = 0,194 3,46
Критерий Стьюдента
t= 1,75 – 1,5 = - 0,25 =- 0,93 0,178 2 + 0,194 2 0,263 f= 12 +12 – 2 = 22
Теперь полученное значение t-критерия необходимо сравнить с табличным значением. Из таблицы следует, что значения для пятипроцентного уровня значимости есть t0,05= 2,074. Т.к.. - 0,93 < 2,074, то различия между средними значениями двух рассматриваемых выборок не являются статистически значимыми. Методика №2. Изучение связности речи. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина Цель: 1) Изучить связность речи у детей среднего дошкольного возраста. 2) Изучить словарный состав речи. 3) Виды предложений используемые при рассказывании. Подготовка исследования. За день до проведения исследования детям прочитали сказку «Репка» без показа иллюстраций. Проведение исследования. Исследование проводили индивидуально. Ребенка просили рассказать сказку «Репка». Установка на пересказ не давалась. Выводы об уровне развития: 3 балла - высокий уровень, 2 балла - средний уровень, 1 балл - низкий уровень. Данные оформили в таблицы №3, №4, №5
Таблица 3 Связность речи
Выводы об уровне развития экспериментальной группы: Высокий уровень (В) - 1 ребенок (8,3%) Средний уровень (С) - 7 детей (58,35%) Низкий уровень (Н) - 4 ребенка (33,35%) Выводы об уровне развития контрольной группы: Высокий уровень (В) - 2 ребенка (16,65%) Средний уровень (С) - 6 детей (50%) Низкий уровень (Н) - 4 ребенка (33,35%) Таблица 4 Обработка данных экспериментальной группы
Выводы об уровне развития экспериментальной группы: Высокий уровень (В) - 1 ребенок (8,3%)
Средний уровень (С) - 7 детей (58,35%) Низкий уровень (Н) - 4 ребенка (33,35%) Обработка данных таблицы № 4. в процентах
Таблица 5 Обработка данных контрольной группы
Выводы об уровне развития контрольной группы: Высокий уровень (В) - 2 ребенка (16,65%) Средний уровень (С) - 6 детей (50%) Низкий уровень (Н) - 4 ребенка (33,35%)
Обработка данных таблицы № 5. в процентах
Вывод: Проведя методику в экспериментальной и контрольной группах мы сделали вывод, что развитие связной речи в основном среднего и низкого уровня. У детей обеих групп возникли трудности в использовании сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Это умение сформировано на низком уровне. При пересказе отмечается однообразие словарного состава речи. Средний и низкий уровень развития этого умения, как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Статистическая обработка методики № 2
Данные экспериментальной группы
Nэ = 12 xарэ= 1 х4+2х7+3х1 = 1,75 12 σэ = 4,22 = 0,618 mэ= 0,618 = 0,178 3,46
Данные контрольной группы
Nк = 12 xарк= 1 х4+2х6+3х2 = 1,83 12 σк = 5,608 = 0,714 mк= 0,714 = 0,206 3,46
Критерий Стьюдента
t= 1,75 – 1,83 =- 0,08 = - 0,3 0,178 2 + 0,206 2 0,272 f= 12 +12 – 2 = 22
Теперь полученное значение t-критерия необходимо сравнить с табличным значением. Из таблицы следует, что значения для пятипроцентного уровня значимости есть t0,05= 2,074. Т.к.. – 0,3 < 2,074, то различия между средними значениями двух рассматриваемых выборок не являются статистически значимыми. Методика №3. Изучение употребления имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина Цель: Изучить употребление имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа. Подготовка исследования. Подобрать картинки: кошка, котенок, котята; коза, козленок, козлята; курица, цыпленок, цыплята; собака, щенок, щенята. Проведение исследования. Исследование проводили индивидуально. «Сейчас я расскажу одну историю, которая произошла летом. Был солнечный день, и на лужок (показывается на стол) прибежала (показывается картинка, на которой изображена кошка)... (ответ ребенка). Ей очень понравилось гулять по лугу, и кошка позвала своего детеныша. Кто у кошки детеныш, а детеныши?» Если ребенок не может ответить, то показываются картинки. На столе уже три картинки: кошка, котенок, котята. «Вышла погулять мама...(показ картинки, на которой изображена коза, ребенок должен назвать животное). Мама-коза позвала своего сыночка. Кто сынок у козы? (Козленок.) А много детенышей? (Козлята.) Вышла погулять и (показ картинки, после чего ребенок называет слово) курица со своим детенышем. Мама-курица, а детеныш, кто? (Цыпленок.) А много? (Цыплята.)» После показа картинка остается на столе. «Прибежала и собака, а с ней ее сынок. Кто сынок у собаки? Правильно щенок, а много детенышей? (Щенята.) Все детеныши бегают по лугу, играют в прятки. Но вот на небе появилась тучка, и все убежали. Убежал котенок (убираются картинки кошки и котенка). Кого не стало? (Котенка.) Убежали котята, кого не стало? (Не стало котят.) И козленок убежал. Кого не стало? (Козленка, козлят.) И цыпленок за ними. Кого не стало? (Цыпленка, цыплят) И щенок убежал. Кого не стало? (Щенка, щенят.) Вот какая история случилась летом. Обработка данных. Подсчитывали число правильных и неправильных ответов, данные оформили в таблицу №6,№7. Выводы об уровне развития: 3 балла - высокий уровень 2 балла - средний уровень 1 балл - низкий уровень
Таблица 6 Обработка данных экспериментальной группы
Выводы об уровне развития: Высокий уровень (В) - 1 ребенок (8,3%) Средний уровень (С) - 5 детей (41,7%) Низкий уровень (Н) - 6 детей (50%)
Таблица 7 Обработка данных контрольной группы
Выводы об уровне развития: Высокий уровень (В) - 1 ребенка (8,3%) Средний уровень (С) - 4 ребенка (33,35%) Низкий уровень (Н) - 7 детей (58,3%) Вывод: Проведение этой методики показало, что дети, как правило, называют животное, изображенное на картинке. Но образовать названия детеныша (детенышей) этого животного самостоятельно для многих детей трудно. Наибольшую трудность представляют для детей задания, когда нужно образовывать названия детенышей животного от другого корня, например: курица - цыпленок. Таким образом, употребление имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа у детей на низком и среднем уровне. Статистическая обработка методики № 3
Данные экспериментальной группы
Nэ = 12 xарэ= 1 х6+2х5+3х1 = 1,58 12 σэ = 4,91 = 0,668 mэ= 0,668 = 0,193 11 3,46
Данные контрольной группы
Nк = 12 xарк= 1 х7+2х4+3х1 = 1,5 12 σк = 5,0 = 0,674 mк= 0,674 = 0,194 11 3,46
Критерий Стьюдента
t= 1,58 – 1,5 = - 0,08 = - 0,29 0,193 2 + 0,194 2 0,273 f= 12 +12 – 2 = 22
Теперь полученное значение t-критерия необходимо сравнить с табличным значением. Из таблицы следует, что значения для пятипроцентного уровня значимости есть t0,05= 2,074. Т.к.. – 0,29 < 2,074, то различия между средними значениями двух рассматриваемых выборок не являются статистически значимыми. Вывод по констатирующему эксперименту Проведя исследование, мы пришли к выводу, что проблема развития речи - одна из главных в плане формирования личности ребенка. Важнейшими задачами речевого развития детей среднего дошкольного возраста являются: формирование словарного запаса, грамматического и синтаксического строя речи. Проведенное нами исследование показало, что словарь многих детей беден, ограниченное использование частей речи. В рассказах детей преобладают простые предложения, иногда с однородными членами, которые прерываются паузами. Отмечается у детей не умение грамматически правильно оформить предложения, высказывания. Что говорит о том, что необходимо провести специальную работу для развития связной речи. Для развития связной речи детей мы провели работу с использованием сказок.
Формирующий эксперимент Ориентируясь на возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста и после проведения методик, с помощью которых мы выявили развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста, нами была подготовлена и проведена работа по развитию связной речи в по средствам сказок. Цель: доказать, что сказки являются эффективным средством развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста. План-программа работы по развитию связной речи с использованием сказок Сказки вызывают у ребенка напряженное внимание к зачаровывающим описаниям чудес, необычайных событий, оказывают сильное эмоциональное воздействие. Ребенок спрашивает себя: кто я? Откуда произошел? Как возник мир? Как появились люди и животные? В чем смысл жизни? Эти жизненно важные вопросы осмысливаются ребенком не абстрактно. Он думает о собственной защите и убежище. Есть ли вокруг него какие-то еще добрые силы, кроме родителей? А сами родители – являются ли они доброй силой? Что происходит с ним самим? Сказки дают ответы на эти животрепещущие вопросы. Детское видение мира, образ мышления детей и психологическая специфика сказок характеризуются тесным родством в своем тяготении к противоположностям, крайностям. Именно поэтому коррекционная работа с детьми проводилась с помощью сказок. Работа проводилась на протяжении 6 месяцев с октября 2004 г. по март 2005 г. Всего было проведено 24 занятия, которые проводились в первой половине дня 1 раз в неделю. Длительность занятия составляла 20 – 25 минут. Занятия представляли из себя работу по блокам: детям предлагается определенная сказка, которая рассматривается на протяжении 4-х занятий. После этого переходим к работе по другой сказке и т.д. Последние 4 занятия итоговые. На них дети, используя умения, которыми овладели во время проведения работы, сочиняют сказки по сюжету, предложенному воспитателем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|