Контрольный эксперимент исследования развития связной речи
Контрольный эксперимент проводился при помощи тех же методик, что и констатирующий эксперимент. В результате проведенной работы мы получили следующие результаты. Методика №1. Изучение словаря детей.
Таблица 8 Данные экспериментальной группы
Выводы об уровне развития: Высокий уровень (В) - 5 детей (41,65%) Средний уровень (С) - 7 детей (58,35%) Низкий уровень (Н) — 0
Обработка таблицы №8
Таблица 9. Данные контрольной группы
Выводы об уровне развития: Высокий уровень (В) — 1 ребенка (8,3%) Средний уровень (С) - 7 детей (58,3%) Низкий уровень (Н) — 4 ребенка (33,3%)
Обработка таблицы №9
Статистическая обработка методики №1
Данные экспериментальной группы
Nэ = 12 xарэ= 2х7+3х5 = 2,42 12 σэ = 2,89 = 0,512 mэ= 0,512 = 0,147 11 3,46
Данные контрольной группы
Nк = 12 xарк= 1 х4+2х7+3х1 = 1,75 12 σк = 4,23 = 0,620 mк= 0,620 = 0,179 11 3,46
Критерий Стьюдента
t= 2,42 – 1,75 = - 0,67 = - 2,3 0,147 2 + 0,179 2 0,291 f= 12 +12 – 2 = 22
Теперь полученное значение t-критерия необходимо сравнить с табличным значением. Из таблицы следует, что значения для пятипроцентного уровня значимости есть t0,05= 2,074. Т.к.. – 2,3 > 2,074, то различия между средними значениями двух рассматриваемых выборок являются статистически значимыми.
Таблица №10 Методика №2. Изучение связности речи.
Выводы об уровне развития экспериментальной группы: Высокий уровень (В) - 4 ребенка (33,35%) Средний уровень (С) — 8 детей (66,65%) Низкий уровень (Н) — О Выводы об уровне развития контрольной группы: Высокий уровень (В) — 2 ребенка (16,65%) Средний уровень (С) - 6 детей (50%) Низкий уровень (Н) —4 ребенка (33,35%)
Таблица № 11 Обработка данных экспериментальной группы
Выводы об уровне развития экспериментальной группы: Высокий уровень (В) — 4 ребенка (33,35%) Средний уровень (С) - 8 детей (66,65%) Низкий уровень (Н) – 0 Обработка данных таблицы № 11. в процентах
Таблица №12 Обработка данных контрольной группы
Выводы об уровне развития контрольной группы: Высокий уровень (В) - 2 ребенка (16,65%) Средний уровень (С) — 6 детей (50%) Низкий уровень (Н) - 4 ребенка (33,35%)
Обработка данных таблицы № 12. в процентах
Статистическая обработка методики № 2
Данные экспериментальной группы
Nэ = 12 xарэ= 2х8+3х4 = 2,33 12 σэ = 2,48 = 0,474 mэ= 0,474 = 0,137 11 3,46
Данные контрольной группы
Nк = 12 xарк= 1 х4+2х6+3х2 = 1,83 12 σк = 5,608 = 0,674 mк= 0,674 = 0,19 11 3,46
Критерий Стьюдента
t= 2,33– 1,83 = - 0,5 = - 2,13 0,137 2 + 0,19 2 0,234 f= 12 +12 – 2 = 22
Теперь полученное значение t-критерия необходимо сравнить с табличным значением. Из таблицы следует, что значения для пятипроцентного уровня значимости есть t0,05= 2,074. Т.к.. – 2,13 > 2,074, то различия между средними значениями двух рассматриваемых выборок являются статистически значимыми. Методика №3. Изучение употребления имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа.
Таблица 13 Обработка данных экспериментальной группы
Выводы об уровне развития: Высокий уровень (В) - 4 ребенка (33,35%) Средний уровень (С) - 8 детей (66,66%) Низкий уровень (Н) – 0
Таблица 14 Обработка данных контрольной группы
Выводы об уровне развития: Высокий уровень (В) — 2 ребенка (16,65%) Средний уровень (С) - 6 детей (50%) Низкий уровень (Н) - 4 ребенка (33,35%) Статистическая обработка методики № 3
Данные экспериментальной группы
Nэ = 12 xарэ= 2х8+3х4 = 2,33 12 σэ = 2,54 = 0,48 mэ= 0,48 = 0,138 11 3,46 Данные контрольной группы
Nк = 12 xарк= 1 х4+2х6+3х2 = 1,83 12 σк = 5,608 = 0,674 mк= 0,674 = 0,19 11 3,46
Критерий Стьюдента
t= 2,33– 1,83 = - 0,5 = - 2,13 0,137 2 + 0,19 2 0,234 f= 12 +12 – 2 = 22
Теперь полученное значение t-критерия необходимо сравнить с табличным значением. Из таблицы следует, что значения для пятипроцентного уровня значимости есть t0,05= 2,074. Т.к.. – 2,13 > 2,074, то различия между средними значениями двух рассматриваемых выборок являются статистически значимыми.
Вывод по III главе
Нами был проведен констатирующий эксперимент исследования развития связной речи. В методику проверки мы включили разные задания. Выявлялось состояние словаря, грамматического строя, связной речи, словарного состава. Словарный запас выявлялся в умении называть предметы, свойства, выделять части предмета. Для проверки умения связно, логично, последовательно и самостоятельно передавать содержание литературного произведения детям предлагалось рассказать сказку «Репка». Для определения состояния грамматического строя проверялось умение образовывать названия детенышей животных; употребление имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа. Ориентируясь на возрастные особенности детей, был проведен формирующий эксперимент по развитию связной речи с использованием сказок. После проведения контрольного эксперимента, мы можем отметить, что уровень развития детей в экспериментальной группе значительно повысился. Так, количество детей с уровнем выше среднего после проведения формирующего эксперимента составило 41,65% и 33,35% - до эксперимента 8,3%. Средний уровень развития речи мы наблюдаем у 7-8 детей 58,35% и 66,65%. Детей с уровнем развития ниже среднего в результате контрольной диагностики не выявлено.
В результате проведенного эксперимента мы получили, что подготовленная и проведенная нами работа по развитию связной речи является эффективной. Таким образом, гипотеза о том, что сказка является эффективным средством развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста, доказана. Подведя итог данной главы, переходим к заключительной части нашей работы. Заключение
Итак, данная работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе мы рассмотрели психолого-педагогические основы исследования, основные функции речи, виды речи, возникновение и этапы развития речи у ребенка. Мы сделали вывод о том, что ощущения и восприятия — первая ступень в познании мира. Органы внешних чувств — орудия познания, и в развитии речи ребенка они играют главнейшую роль. Правильное восприятие предметов является главной умственной работой. Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Рассматривали виды связного высказывания. Можно отметить, что развитие связной речи детей дошкольного возраста происходит в тесной взаимосвязи с развитием других сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Преимущественное внимание необходимо уделять работе над смысловой стороной слова. Данная глава явилась результатом теоретического анализа и обобщения трудов таких авторов как: Выготский Л.С., Леонтьев А.А., Обухова Л.В., Рубинштейн С.Л., Леушина А.М., Сохин. Ф.А.и др. Во второй главе мы раскрывали особенности сказки и восприятия ее дошкольником. Развитие связной речи на занятиях с использованием сказок должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи. В этой главе мы опирались на работы таких авторов как: Запорожец А.В., Пропп В.Я., Фесюкова Л.Б. и др. В третьей главе - экспериментальной части нашей работы мы провели предварительную диагностику по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группе. Сделав выводы по полученным результатам, мы подготовили и провели работу по развитию связной речи по средствам сказок. После формирующей части эксперимента мы провели контрольную диагностику обеих групп. В результате нашего эксперимента были получены следующие результаты: количество детей с уровнем развития речи выше среднего увеличилось, было 8,3%, стало 33,35% - 41,65%. Наблюдается значительное уменьшение детей с уровнем развития речи ниже среднего. После констатирующего эксперимента было 33,35%, стало — 8,3%. Средний уровень составили 58,35% детей. В контрольной группе значительных изменений не наблюдается. Количество детей с уровнем развития речи выше среднего во время констатирующего эксперимента составило 16,65%, на конец года - 25%. Детей с уровнем развития речи ниже среднего было 33,35%, стало 16,7%-25%. В результате проведенного нами исследования, поставленные задачи решены, цели достигнуты. Поскольку уровень развития связной речи детей экспериментальной группы повысился, будем считать гипотезу, сформулированную в исследовании, подтвержденной. Рекомендации воспитателям и родителям Для развития связной речи дошкольников можно применять различные методы, но мы остановимся на работе со сказкой. Ребенок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них. Из сказок дети черпают множество познаний: представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Из сказки можно вынести много уроков: нравственный, воспитание добрых чувств, речевая зарядка, развитие мышления и воображения, математические и экологические представления и т.д. С помощью сказки ребенку можно объяснить множество явлений. Т.к. сказка близка мышлению ребенка. Но, к сожалению, в настоящее время используется не весь потенциал сказки. Ребенок чаще сидит у телевизора, т.к. смотреть сказку легче и интереснее, чем читать или слушать. При просмотре сказки у ребенка не возникает потребности представить какой-то образ, не возникают ассоциации. Поэтому детям нужно чаще читать и разбирать прочитанное. Работа с экспериментальной группой показала, что при кратком пересказе сказки дети часто путались в чередовании событий, не всегда могли назвать действующих лиц. В придумывании собственных сказок часто повторялись действия других детей. Это подтверждает то, что с детьми не проводится работа по сказкам, направленная на развитие познавательных процессов. Мы рекомендуем подходить к работе со сказкой не традиционно. Т.к. развитие всех психических процессов у ребенка происходит взаимосвязанно, то уча детей мыслить оригинально, не привычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д., мы оказываем целенаправленное влияние на развитие ребенка. Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию. Так же родителям стоит больше уделять внимание сказке. Конкретное содержание каждой сказки моет подсказать родителям и свои пути воспитания. Образы сказок, отношения персонажей выступают у детей в качестве средств интерпретации явлений действительности, обоснования суждений, требований, аргументации тех или иных Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе. Список использованной литературы
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.-400 с. 2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.:Мозаика – Синтез, 1999 – 272с. 3. Выготский Л. С. Мышление и речь. - Собр. соч. в 6 т. - М.: «Педагогика», 1983.- Т.2. - 340 с. 4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. –СПб.:СОЮЗ, 1997-224с. 5. Ветрова В.В., Смирнова Е.О. Ребенок учится говорить. – М.:Знание, 1998.-94с. 6. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001 7. Гейци Э.Д. Психодиагностика в педвузе: Учеб. Пособие. Новосибирск: Изд. НГПУ. 2001. - 170 с. 8. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. -М.:АРКТИ, 2002-144с. 9. Елкина Н.В. Формирование связной речи у детей пятого года жизни. Автореф. дисс... канд. пед. наук. - М, 1999. 10. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником.// Психология дошкольника. Хрестоматия/ Сост. Г.А.Урунтаева -М.: изд. «Педагогика», 1998.- 138 с. 11. Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. –Издательство Ростовского университета, 1987 -96 с. 12. Козлова С.А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика.- М., 2001 13. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М.:Педагогика, 1974. – 256с. 14. Люблинская А.А. Детская психология. - М, 1971. 15. Пропп В.Я. Мофология сказки – М.: Изд. «Лабиринт», 2000-315с. 16. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.:Просвещение, 1969. -214с. 17. Лурия А.Р. Язык и сознание/Под ред. Е.Д.Хомской. – М.: Издательство МГУ, 1998. – 336с. 18. Леушина A.M. Развитие связной речи у дошкольника.// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост. М.М.Алексеева, В. И.Яшина. -М.:Издательский центр «Академия», 1999. -560с. 19. Мухина B.C. Детская психология. М.,1985 16 20. Немов Р.С, Психология: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений: В 3 кн. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – Кн.2:Психология образования. – 608с. 21. Обухова Л.В. Возрастная психология. - М.: Изд. «Педагогическое общество России», 1999. - 170 с. 22. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И.Лисиной. – М.:Педагогика, 1985. -208с. 23. Основы теории речевой деятельности. – М.: Издательство «НАУКА», 1974. – 368с. 24. Психологические и психофизиологические исследования речи / Под ред. Т.Н.Ушаковой. – М.:Наука, 1985. – 240 с. 25. Пропп В.Я. Русская сказка. - М.: Изд. «Лабиринт», 2000. - 416 с. 26. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду: Сб. научн. тр./ Под ред. Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой. – М.: изд. АПН СССР, 1987. – 120с. 27. Расскажи мне сказку/Сост. Э.И.Иванова. М.: Изд. «Просвещение», 1993. -464 с. 28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд. «Питер», 1998. - 453 с. 29. Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи.//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост.М.М.Алексеева, В.И.Яшина.-М.:Издательский центр «Академия», 1999.-560с. 30. Родари Дж. Грамматика фантазии. М.,1990 31. Развитие речи дошкольника: Сб. научн. тр. / Под ред. О.С,Ушаковой. – М.: изд. АПН СССР, 1990.- 137с. 32. Сказка как источник творчества детей/ Науч. рук. Ю.А.Лебедев. - М.:Изд. «Просвещение», 2001. - 235 с. 33. Смирнова О.Е. Детская психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 – 368с. 34. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Ф.А.Сохина. М.: Просвещение, 1981. – 159 с. 35. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. - М.: Изд. «Просвещение», 1998. - 254 с. 36. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001-240с.. 37. Ушакова О.С. Развитие речи детей четырех – семи лет // Дошкольное воспитание. – 1995. - №1. – С.59-66 38. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М, 1999. 39. Флёрина Е.А. Рассказывание в дошкольной практике.// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./Сост.М.М.Алексеева, В.И.Яшина.-М.:Издательский центр «Академия», 1999.-560с. 40. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. - М.: ООО «Издательство ACT», 2000. - 464 с. 41. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./Сост.М.М.Алексеева, В.И.Яшина.-М.:Издательский центр «Академия», 1999. -560с. 42. Ядэшко В.И. Развитие речи детей от трех до пяти лет. – М.: Издательство «Просвещение», 1966. – 96 с. Приложение
Блок 4 (4 занятия) Сказка «Гуси лебеди» Занятие №1 Цель: Формировать грамматический строй речи. Активизировать словарь. Развивать умения составлять связное высказывание. Развивать мышление, память. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать. Материал: иллюстрации к сказке. Ход занятия. Воспитатель читает сказку. Беседа по сказке: - Понравилась сказка? Что понравилось? Почему? - А вот мне не все понравилось. Что могло мне не понравиться? - Кто помог Аленушке спасти братца Иванушку? - А как бы вы поступили на месте Аленушки, если бы вам родители наказали заботиться о младшем братике? - …. Если бы вам печка сказала, что поможет найти братика, только нужно съесть пирожок? - А как бы вы поступили на месте печки, яблоньки и речки? Вы стали бы помогать Аленушке спрятаться с братом от Гусей-Лебедей? Занятие №2 Цель: Систематизировать представления о значении слов. Формировать умения подбирать слова-названия качеств, предметов, действий, частей предметов, глаголы, прилагательные; умение использовать суффиксы. Активизировать словарь. Развивать умения составлять связное высказывание. Развивать мышление, память. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать. Материал: иллюстрации к сказке. Ход занятия. - Отгадайте к какой сказке иллюстрация? Пересказ сказки по цепочке с опорой на иллюстрацию. - Почему сказка называется Гуси-Лебеди? - Давайте придумает другое название сказки. Игра «Назови ласково» - Вам нравятся герои сказки? А когда нам кто-то или что-то понравится, мы называем их ласково. Давайте назовем ласково: сестру, брата, яблоню, мышь, печь, дерево, реку, дом, кисель, молоко. Игра «Задумай слово» -Поиграем в такую игру. Сейчас (ребенок) задумает слово, которое есть в сказке, но называть его не будет, а просто расскажет что это слово обозначает, а мы отгадаем, какое слово задумал (ребенок). Например: Она маленькая, серенькая и пищит. Занятие №3 Цель: Формировать грамматический строй речи, умение продолжать и заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово и согласовывать его с другими словами в предложении.. Активизировать словарь, творческое воображение, мышление, память. Упражнять в решении творческих задач. Развивать умения составлять связное высказывание. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать. Материал: нарисованные вагоны поезда, иллюстрации к сказке. Ход занатия. - Отгадайте сказку по словам: «Унесли они ее братца», «Яблонька, красавица, спрячь нас». - Давайте вспомним всех героев этой сказки. Игра «От каждого по словечку». - А сейчас мы с вами составим поезд. Поезд – это предложение, а каждый из вас назовет по одному слову – это будут вагоны. Будем браться за руки, так сцепим вогончики-слова. И если поезд составлен правильно – он сможет поехать. (каждому ребенку, назвавшему слово, дается нарисованный вагон). Придумывание предложений про Аленушку, Гусей-Лебедей, Бабу-Ягу, печку, яблоньку. Игра «А если бы…» - А если бы печка, яблонька и река отказались помогать девочке, что тогда ей пришлось бы сделать, чтобы спастись самой и спасти братика? Игра «Хорошо-плохо» - Мышка помогла девочке убежать от Бабы-Яги. Что в этом хорошо, а что плохо? - Река молочная. Что в этом хорошо, а что плохо? - Печка умеет разговаривать. Что в этом хорошо, а что плохо. Занятие №4 Цель: Формировать грамматический строй речи. Активизировать словарь, творческое воображение, мышление, память. Упражнять в решении творческих задач. Развивать умения составлять связное высказывание. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать. Материал: иллюстрации к сказке. Ход занятия. Узнать к какой сказке иллюстрация. Рассказать эпизод сказки, изображенный на иллюстрации. -Какие герои в этой сказке хорошие, а какие плохие? - Гуси-Лебеди какие? Почему? - А если бы Гуси -Лебеди служили доброму волшебнику, какие тогда они были бы? - Баба-Яга какая? Почему? - А если бы Баба-Яга оказалась доброй, как тогда закончилась бы сказка? - Но если Баба-Яга добрая, зачем Гуси-Лебеди унесли Иванушку? - Давайте придумаем сказку, где Аленушка стала злой, а Баба-Яга – доброй. Блок 5 (4 занятия) Сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть» Занятие №1 Цель: Формировать грамматический строй речи, умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки; умения выделять части предметов, качества, действия; умения сравнивать. Развивать умение использовать заместители при пересказе конкретного эпизода сказки. Развивать умение строить связное высказывание. Продолжать Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать. Материал: фланелеграф, полоски разной длины и ширины, иллюстрации к сказке. Ход занятия. Чтение воспитателем сказки. Беседа по содержанию сказки: - Можно назвать Пузыря, Соломинку и Лаптя друзьями? - Почему? - За что вы любите своих друзей? Составление схемы сказки. - Давайте зашифруем сказку на фланелеграфе. - Какую полоску лучше выбрать для обозначения Пузыря, Соломинки, Лаптя, речки? Пересказ детьми сказки по схеме. - Давайте придумаем загадки про героев сказки, а потом вы их загадаете родителям. - Какой Пузырь? (круглый, легкий) - А что еще такое же? (воздушный шарик) - Получилась загадка: круглый и легкий, но не
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|