Государственное управление социально-экономическими процессами
Государственное управление социально-экономическими процессами означает прямое воздействие государства на естественные и общественные процессы с целью достижения и обеспечения желаемых изменений в области экономики и социальной сферы. Сущность государственного управления в экономических процессах находит отражение в динамике изменения таких показателей, как объем реализованной продукции внутри страны (также продукция, предназначенная для экспорта) и темпы ее обновления, а также уровень получаемой прибыли и платежеспособности, использование производственных мощностей и прочих внутригосударственных ресурсов, внутри валовой продукт (ВВП) с выделением в нем процентной доли трудовых и инвестиционных доходов всего населения, внутри валовой продукт (ВВП) на душу населения, фонды заработной платы, индекс потребительских цен (инфляция), прожиточный минимум, численность населения с доходом ниже прожиточного минимума, уровень безработицы и др. На основании анализа и оценки показателей реального состояния экономики социально-трудовой сферы общества, прогнозируются возможные изменения этих сфер с учетом научно-технологических и социальных факторов в плане стратегического развития общества в зависимости от складывающихся течений в изменении рыночной экономической ситуации в стране, обремененных реально происходящими социально-экономическими процессами. В зависимости от функционального и целевого назначения управления можно выделить три основных направления государственного управления социально-экономическими процессами. Первое направление полностью нацелено на процессы, обусловленные этапами экономического цикла или проведением государством экономических реформ и обусловленных их социальными последствиями.
В этом направлении государство воздействует на процессы методами осуществления мер антикризисного регулирования, такими мерами как – предупреждение и ликвидация неплатежеспособности и банкротства, предупреждая спад производства и мерами достижения стабилизации, с последующим наращиванием объема конкурентоспособной продукции и услуг, а также снижением роста безработицы и повышением роста доходов трудящегося населения страны. Второе направление государственного управления социально-экономическими процессами – государственное управление общими экономическими процессами, продиктованными необходимостью разумного использования таких реально эффектных рычагов регулирования экономики страны, как ценообразование, налогообложение, кредитование, и инвестиция в развитие коммерческой деятельности (бизнеса) и технологической базы производителей товаров. Третье направление государственного управления социально-экономическими процессами – государственное управление охватывает процессы, связанные с улучшением использования имеющихся в стране природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Так же стоит отметить не менее важную основу экономических общественных отношений, характеризующихся провозглашением свободы экономической деятельности, а именно: свободным перемещением товаров, услуг и финансовых средств; поддержкой конкуренции; правом каждого гражданина на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.3 Также стоит отметить, что, особое внимание уделяется правовым принципам закрепленных в Конституции Российской Федерации, таким как единство, свобода экономического пространства, недопустимость монополизации и недобросовестной конкуренции в стране.4
Основы экономических общественных отношений, закрепленных в Конституции Российской Федерации, определяют также права, свободы и обязанности граждан в сфере экономической жизни общества.5.
*3 – (ст. 8 и 34 Конституции РФ). *4 – (ст. 8 и 34 Конституции РФ).
Функции государственного управления экономическими И социальными процессами
Функции государственного управления экономическими и социальными процессами определяются исходя из положения, что экономические и социальные процессы, отражая динамику состояния экономики страны, сами же выполняют роль не только объектов управленческих воздействий, но и средств их осуществления. Исходя из этого, специфика государственного управления рассматриваемыми процессами, заключается в более широком аналитическом и исследовательском характере поиска решений вместе с собранностью и оперативностью их осуществления. Учитывая эти особенности следует подразумевать необходимость подготовки государством экономистов-аналитиков широкого профиля в интересах государства, ориентированных на управление экономическими и социальными процессами во всех сферах экономики государства с учетом последующей направленности отраслевой специфики. Следует отметить пять функций государственного управления экономическими и социальными процессами: Первая функция государственного управления экономическими и социальными процессами – это анализ и оценка этих же процессов с целью выявления действительного состояния регулируемой экономической системы по установленным положительным и отрицательным критериям. Данная функция осуществляется путем отлаженного, систематического проведения мониторинга по средствам статистических данных отчетности и конкретного изучения экономических и социальных процессов на предприятиях и фирмах с учетом действующих факторов рыночного и институционального регулирования. При этом используются начальные и расчетные показатели, на основании которых можно произвести численную оценку.
Также к их числу относятся такие показатели, как внутри валовой продукт (ВВП) в текущих и сопоставимых ценах; его структура по направлениям использования; соотношение спроса и предложения на потребительские и инвестиционные товары; рентабельность; капитальные вложения и их структура; объем продукции и ее реализация; индексы цен и др. Вторая функция государственного управления экономическими и социальными процессами – это непосредственное прогнозирование направлений развития действующих экономических и социальных процессов внутри государства, основанное на результатах их анализа и объективной оценки. Процесс прогноза ожидаемых изменений состояний экономики страны на рассматриваемом уровне происходит в два этапа прогнозирования. На первом этапе прогнозирования рассчитываются ожидаемые показатели при сохранении и нахождения в стабильном состоянии существующих внешних условий, (конъюнктуры рынка6 и политики институционального регулирования), а также внутренних факторов (структурных и технических изменений), то есть, путем простой экстраполяци7 показателей, а на втором этапе - с учетом выше перечисленных факторов предполагаемых изменений. При наличии разных вариантов прогноза, каждый из них должен сопровождаться оценкой возможных экономических и социальных последствий в зависимости от срока, на который рассчитан прогноз, и от его назначения: долгосрочный, необходимый для выработки стратегических решений или краткосрочный - для решений задач текущего, расчетно-тактического характера. Третья функция государственного управления экономическими и социальными процессами – это стратегическое планирование развития экономических и социальных процессов. Данная функция имеет цель определить, обосновать и принять лучшие из выбранных решения по выбору приоритетных направлений положительного изменения движения рассматриваемых процессов, путем принятия мер антикризисного регулирования с целью обеспечения экономического роста в прогнозируемом периоде. Первостепенное значение имеют такие основные направления, как приватизация и национализация, то есть изменение форм собственности; конверсия предприятий8;
*6 – (экономическая ситуация, складывающаяся на рынке и характеризующаяся уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объёмами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления) *7 – (выравнивание, правка) *8 – (переориентация на выпуск другой, пользующейся спросом продукции с максимальным использованием имеющейся технологической базы и квалифицированных работников) создание субконтрактных9 систем, обеспечивающих взаимосвязь больших и малых предприятий и фирм – поставщиков конечной и промежуточной продукции; развитие информационных, новых производственных и социальных структур. Четвертая функция государственного управления экономическими и социальными процессами – это организация всех процессов экономического регулирования. Данное регулирование заключается в создании и доведения до совершенства экономических механизмов, создаваемых для целенаправленного изменения действующей практике в соответствии с заданными направлениями стратегического планирования и исходя из реального состояния экономики страны. Пятая функция государственного управления экономическими и социальными процессами – это воплощение в жизнь нормативных и проектных решений, принятых с целью реализации этих проектов. Основная форма реализации данной функции – это разработка и утверждение программ введения в работу новых экономических механизмов и соответствующая доработка действующих экономических механизмов, а также связанных с ними процессов экономического регулирования, с использованием нормативных и аналитических методов. *9 – (субъектов статистики)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|