Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава II. Роль государства в управлении




Социальными процессами

Социальность государства.

Российская Федерация в соответствии с Конституцией Российской Федерации, является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты10.

По масштабам выполнения социальных функций государства подразделяют на патерналистские11 и субсидиарные12.

В законодательстве ряда стран утверждается статус социального государства, требующий от органов власти проведения соответствующей социальной политики, Российская Федерация не исключение, чему свидетельствует ст. 7 Конституции Российской Федерации, которая была упомянута выше.

Социальная ответственность делится между государством, коммерческой средой (бизнесом) и гражданским обществом при определенной роли государства. Поэтому Конституция Российской Федерации позволяет государству занимать «нейтральную» позицию в сфере экономического и социального регулирования и не «обещать» обеспечить высокий уровень социального благополучия населения.

Государство финансирует социальную сферу, но при этом также взимает необходимые средства через налогообложение физических и юридических лиц. Также к решению острых социальных вопросов государство нередко привлекает коммерческие и общественные организации, посредством передачи им части функций и финансовых ресурсов для решения данных вопросов.

 

*10 – (ст.7 Конституции РФ).

*11 – (возлагают на себя максимум социальных обязательств)

*12 – (ответственность за благосостояние делят с гражданами)

Критериями для оценки степени социальности государства выступают:

- соблюдение прав и свобод человека;

- гарантии в проведении государством последовательной социальной политики, ориентированной на человека и создания благоприятных условий для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях власти;

- обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан;

- адресная поддержка наиболее уязвимых групп населения;

- соблюдение прав и гарантий, признающих и реализующих систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия;

- гарантии социальной ответственности;

- соблюдение прав и гарантий, ориентированных на укрепление семьи, духовное развитие, культурное и нравственное развитие граждан, ориентированность на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций страны.

Россия, как государство, строящееся на идеях общественного государства, гарантирует охрану труда и здоровья граждан, также устанавливает минимальный размер оплаты труда, в стране обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты населения13.

В Российской Федерации поощряется добровольное социальное страхование, строительство жилья, создание добавочных форм социального обеспечения14.

Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в Российской Федерации оказывается гражданам бесплатно, финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, за счет государства, принимаются меры по развитию систем здравоохранения, физкультуры и спорта.15

 

*13 – (ст. 7, 38, 39 Конституции РФ).

*14 – (ст. 40 Конституции РФ)

*15 – (ст. 41 К РФ).

 

Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях16 .

Однако государство не обязуется обеспечить право на труд как право на гарантированное рабочее место и «рыночную» зарплату для каждого гражданина страны. В статье 37 Конституции Российской Федерации закрепляется свобода труда. Труд свободен, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям техники безопасности. Заработная плата гарантируется на уровне установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Фиксированный размер государственных пенсий и социальных пособий на данный момент, к сожалению, в Российской Федерации пока не соответствует общепринятым мировым стандартам цивилизованных государств.

Социальная сфера жизни общества в государстве включает в себя такие потребности человека и гражданина в государстве как: право на труд, медицинское обеспечение, получение образования, право на науку, культуру, а также на иные социальные отношения и блага удовлетворяющие материальные, духовные, образовательные и др. потребности человека и гражданина.

Деятельность социального управления направлена на улучшение жизни населения страны в целом и поэтому ее объектом деятельности является все население Российской Федерации, но реализовывается это управление посредствам индивидуального подхода государства к каждому классу, к каждому социальному слою, семье и человеку с учетом индивидуальности и специфики потребления каждого.

Посредствам воздействия на «рычаги» социального управления государство влияет на общественные отношения, которые соприкасаются с использованием материальных и духовных благ, государство создает благоприятные условия для цивилизационного, мирного разрешения возникающих противоречий, которые безусловно были, есть и будут в этой «острой» и жизненно важной сфере общества.

Основополагающая цель социального государства, а именно социальное управление выражается в сохранении нации, народа, находящие свое выражение в социальной политике государства.

*16 – (ст. 43 Конституции РФ).

 

При достижении этой цели не должны воспрепятствовать ни национальные, ни духовные, ни идейные предрассудки. Социальное управление может только ограничивается финансовыми возможностями, которые в достаточной степени зависят от социального благополучия. Именно в этом и проявляется взаимосвязь между экономическим и социальным государственным управлением.

Социальная политика государства осуществляется и реализуется, при наличии сильной государственной власти, социальных институтов, посредством перехода к договоренности и согласования интересов субъектов социальных отношений, а также регулируемого рынка труда, который устанавливает цену рабочей силы.

Прежде всего, основой социальной политики государства является цель уравнения граждан, в виде предоставления всем гражданам равных возможностей осуществить обеспечение собственного благополучия (материального, духовного и пр.) используя методы «отстраненности» государства в решении данных вопросов, а именно осуществление минимального вмешательства государства.

Данные методы позволяют создать средний класс общества с опорой на методы рыночной экономики.

Главным рычагом управления общественной сферой государства является не «слепая» дотация денежных средств бедствующим слоям населения, а непосредственное повышение производительности и улучшение труда и прибыли основной массы рабочего населения из которой и складывается средний класс- опора государства.

 

Социальная политика.

Социальная политика государства – это основной элемент политики страны, направленная на внутреннее управление общественными процессами, отношениями в социально-культурной сфере, нацеленное на обеспечение благополучия (материального, духовного и др.) и всестороннее развитие граждан и общества в стране в целом.

Социальная политика государства в обязательном порядке должна быть соотнесена и переплетена с историческим наследием страны, должна быть подкреплена финансовыми дотациями и ориентирована на исходящие из этого, определенные социальные результаты.

Следует отметить следующие принципы социальной политики государства:

- экономические свободы человека, свобода предпринимательства (в рамках законодательства), право на труд, права профсоюзов;

- возложение ответственности на государство за развитие рыночной экономики страны, разработку законодательства, создание благоприятных условий для нормального существования экономической и социальной жизни; организация социальной справедливости общества;

- равенство полов;

- организация и создание благоприятного уровня благосостояния общества в стране;

- гарантированность государством обеспечения общества прожиточным минимум в форме минимального размера оплаты труда и установления минимального размера пенсий;

- адресная поддержка слабозащищенных групп населения страны, за счет государственных средств;

- «опека» населения посредством социальной защищенности граждан в форме пособий и выплат в экстремальных, непредвиденных чрезвычайных ситуациях;

- децентрализация центра тяжести государства по содержанию им социальной сферы с центра власти на ее региональный уровень;

- открытость, «прозрачность» социальной политики государства посредством предоставления отчетов о проделанной работе государством и повышенность внимания общественности к проводимым социальным преобразованиям;

- непосредственный контроль государством и общественностью социальной сферы, посредством участия граждан в управлении делами государства и вытекающей из этого общественной и государственной жизни.

Социальная политика государства осуществляется в сферах социальных отношений, таких как:

- оплата труда, охрана труда, регулирование рынка труда, осуществление занятости и борьбы с безработицей населения, регулирование доходов населения;

- регулирование вопросов демографии, семьи, материнства и детства;

- организация социальной защиты населения;

- организация пенсионного обеспечения, социального обслуживания, социального страхования граждан;

- обеспечение граждан образованием, организация профессиональной переподготовки кадров, повышение квалификации; здравоохранение граждан;

- обеспечение быта граждан, а именно предоставление коммунальных и бытовых услуг;

- развитие культуры, организация развития физической культуры, развитие спорта, туризма;

- организация экологической безопасности страны;

- непосредственная защита социальных прав всех категорий граждан.

Исходя из вышеперечисленных социальных сфер государства и исходит непосредственная направленность социальной политики государства:

- повышение уровня жизни населения;

- формирование эффективно-продуктивной системы социальной защиты населения;

- регулирование государством трудовых отношений, отношений в сфере занятости населения и непосредственное регулирование миграционных процессов населения;

- усовершенствование системы пенсионного обеспечения и совершенствования законодательства в этой области;

- модернизация и усовершенствование системы здравоохранения и социального страхования.

Основные задачи социальной политики государства:

- идеализация внутренних государственных общественных отношений, учет и приведение к консенсусу и согласованию интересов и необходимых потребностей отдельных групп населения с многоуровневыми и долговременными интересами общества, а также поддержание и стабилизация общественно-политической системы;

- создание нормальных условий для повышения материального благосостояния граждан, а также формирование государством экономических стимулов в обществе с целью участия граждан в общественном производстве, формирование государством возможности обеспечения равенства социальных возможностей среди граждан с целью достижения нормального уровня жизни, посредством обеспечения качественного и доступного образования, обеспечение медицинскими услугами, доступным жильем, индексацией зарплат бюджетников и обеспечение достойной пенсионной системы, повышением эффективности сферы социальных услуг;

- обеспечение государством эффективной социальной защиты всех граждан страны и предоставление, и защита их основных гарантированных государством социально-экономических прав, в том числе и безусловная поддержка государством малообеспеченных и слабозащищенных слоев населения;

- отслеживание тенденций рынка труда государством и обеспечение рационального распределения занятости населения в обществе;

- снижения уровня криминальной напряжённости в обществе;

- развитие государством отраслевых социальных комплексов, таких как образование, здравоохранение, наука, культура и т. д.;

- обеспечение экологической безопасности страны.

Социальная политика государства характеризуется большим количеством целей и функций. В качестве инструментов социальной политики государства используется социальное законодательство (К примеру: Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и пр.), гарантии, социальные стандарты (минимальный потребительский бюджет; минимальный размер оплаты труда; минимальный размер пенсий, пособий, стипендий), потребительские бюджеты и другие рычаги управления социальной политикой.

Методами развития и осуществления государственной социальной политики являются такие важные факторы как: социальное целеполагание, социальное прогнозирование, социальное планирование, социальное программирование.

Социальное целеполагание — это непосредственная разработка и закрепление в практике государственного управления основ целевых социальных ориентиров государства. По факту, это формирование показателей запланированного развития социальной сферы государства на определенный период развития. Результатом социального целеполагания на долгую перспективу выступает долгосрочная стратегия социального развития государства. В среднесрочной перспективе — это целая разработка целевых социальных форм дохода и потребления (минимальный уровень оплаты труда, размер прожиточного минимума, обеспеченность граждан жильем и т. д.); в краткосрочной перспективе — это разработка экономически подкрепленного, гарантируемого государством уровня социального развития и продвижения в данной области.

Социальное прогнозирование — это деятельность государства по разработке прогнозов социально-экономического развития страны. В данной деятельности осуществляется прогнозирование демографической ситуации (уровень рождаемости, уровень смертности и т. п.), состояние миграционных процессов, уровень безработицы среди населения, среднедушевого дохода граждан в стране и др. Экономическое и социальное прогнозирование тесно взаимосвязаны.

Социальное прогнозирование может быть отраслевым (здравоохранение, демография, культура), территориальным (федеральные и региональные уровни).

Результатом деятельности государства по социальному планированию являются минимальные государственные социальные стандарты, запланированные отчетные показатели отраслевого развития (с обязательными экономическими обоснованиями).

Основа государственного социального планирования — это социальное программирование, которое выражается в разработке государственных целевых программ, целенаправленных на помощь определенным группам населения, к примеру, такие как: «Дети России», «Социальная поддержка инвалидов» и т. д.

Во время кризиса социальное управление государством выполняет, прежде всего, функции защиты населения, а также более разумно-справедливое распределение его «груза»/бремени без ущерба для стимулирования трудовой и предпринимательской деятельности экономически активных граждан страны.

Одним из наиболее важнейшим механизмом реализации государственной социальной политики является социальная защита, понимаемая в российском правовом поле как совокупность гарантированных государством мер, направленных на уменьшение влияния факторов, снижающих качество жизни граждан. Это защита и от возможных нарушений прав и свобод личности, и от административного произвола на местах и от преступных посягательств на жизнь человека, здоровье, собственность, честь и достоинство человека и других вредоносных факторов.

Согласно определению, МОТ17 социальная защита как комплекс мер включает в себя:

- стимулирование устойчивой, оплачиваемой трудовой деятельности;

- предотвращение и компенсацию части доходов в случае возникновения основных социальных рисков посредством социального страхования;

- предоставление социальной помощи уязвимым группам населения, не являющимся участниками системы социального страхования;

- доступ граждан к основным правам и услугам, таким как образование и медицинская помощь.

Мировой опыт цивилизованных стран свидетельствует, что наиболее эффективные и комплексные системы социальной защиты населения включают в себя: обязательное социальное страхование, социальную помощь, пенсионное обеспечение, систему государственных пособий.

Основным источником финансирования и общим регулятором системы социальной защиты тут выступает государство. При недостатке средств имеющихся ресурсов у государства, приходится сосредотачиваться на основных, первостепенных и особенно важных направлениях, таких как: обеспечение прожиточного минимума для всех нуждающихся слоев населения, развитие социальной инфраструктуры, организация социальной адресной поддержки.

 

 

*17 – (международная организация труда)

Инструментами регулирования социальной политики в таких случаях становятся государственные гарантии, социальные стандарты и потребительские бюджеты и пр.

Социальные государственные гарантии обеспечиваются на законодательной основе, фиксирующей обязанности и ответственность государства перед гражданами и граждан перед государством.

 

Минимальные социальные гарантии государства образуют первый уровень системы социальных стандартов и предназначаются для удовлетворения потребностей населения за счет бюджета государства.

Вторым уровнем системы социальных стандартов являются стандарты, обеспечиваемые за счет собственных средств населения, а при их недостатке — за счет адресной социальной помощи от государства.

Социальные гарантии обеспечиваются на законодательной основе, фиксирующей обязанности и ответственность как государства перед гражданами, так и граждан перед государством, а также на основе партнерства, то есть, согласия между властью и населением по вопросам потребления ими, накопления, оплаты и производительности труда.

Государственные социальные стандарты разрабатываются на едином законодательном уровне и на общих принципах. Основой государственных социальных стандартов служат законы о прожиточном минимуме, потребительском бюджете, минимальной оплате труда, рекомендации по определению потребительской корзины граждан и другие нормативные акты. Органы власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления вправе определять и устанавливать региональные и местные дополняющие социальные стандарты (выплаты) при условии их обеспечения за счет собственных финансовых средств.

Потребительские бюджеты фиксируют определенное количество материальных и духовных благ, которые можно приобрести за счет доходов населения. В их составе основное место занимает прожиточный минимум населения, которым официально определяется черта бедности и обосновывается система адресной поддержки населения, минимальная оплата труда, пенсии и другие выплаты социального характера.

Все инструменты социальной политики государства должны поддерживать и повышать уровень жизни населения. Это целевая функция государства и одновременно основа социальной политики государства.

При рассмотрении вышеуказанных факторов следует отметить социальное партнерство. Социальное партнерство понимается как система взаимодействия главных агентов рынка труда, позволяющая наиболее эффективно учитывать и лоббировать основные интересы работников, работодателей и государства при регулировании социально-трудовых отношений.

В современных условиях социальное партнерство выступает как способ согласования интересов различных групп населения страны при разрешении возникающих противоречий и предотвращении конфликтов и возможность к приходу к консенсусу в социально-трудовой сфере.

Исходя из всего вышеперечисленного, следует отметить, что, главная задача государственного регулирования социальных отношений состоит в том, чтобы содействовать социальной солидарности и социальной справедливости в обществе.

Для решения этих важных задач парламенты (в том числе и в России) принимают соответствующие законы: о порядке разрешения трудовых конфликтов (в том числе о забастовках), о создании трехсторонних комиссий, состоящих из представителей государства, профсоюзов (работников) и предпринимателей (работодателей), об установлении минимальных размеров оплаты труда, об оплачиваемых выходных днях и отпусках и т. д.

Все эти нормы распространяются на все существующие предприятия в стране независимо от формы их собственности. Законы, принятые парламентом, устанавливают справедливые пропорции уплаты налогов: с больших доходов уплачивают большие налоги, а низкие доходы освобождаются от налогообложения (в России с 2001 г. установлена единая ставка подоходного налога для всех физических лиц— 13 %). Действуют законы и о пенсиях, медицинском обслуживании, образовании и т. д., устанавливаются и льготы для малообеспеченных и многодетных семей, инвалидов, ветеранов войны и ветеранов труда и т. д. Парламент поощряет благотворительность, посредством уменьшения налогооблагаемой базы на соответствующие размеры, и т. д.

Как и в сфере экономики, в области социальных отношений глава государства и правительство контролируют исполнение на местах принятых законов, они своими актами развивают их положения.

Федеральные органы государственной власти регулируют сферу социального обслуживания, реализуют федеральные социальные программы, лицензируют деятельность по социальному обслуживанию, принимают государственные стандарты социального обслуживания, управляют федеральными учреждениями социального обслуживания — структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ от 24 сентября 2007 г. № 1274. Оперативным управлением ведают министерства, на местном уровне — их территориальные управления и отделы.

 

Заключение

 

Одной из основных целей государственного управления является цель обеспечение народного благосостояния общества, путем повышения уровня жизни народа, удовлетворении общественных потребностей, где социальное начало призвано быть ведущим, определяющим принципом управления государством.

Статья 7 Конституции Российской Федерации гласит следующее: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Исходя из данной статьи следует, что государственные органы управления должны проводить активную социальную политику государства и ориентироваться на решение социальных задач в обществе.

Но ни одно современное цивилизованное государство не способно и не должно принимать на себя весь груз социальных забот об условиях жизни, трудовой занятости, социальной обеспеченности населения.

Патерналистская концепция развития государства, согласно которой государство несет полную ответственность за социальный уровень и социальный фон в стране, за уровень обеспеченности социальными благами и потребления материальных благ и услуг, такая концепция реальна только в рамках теории, но на практике она полностью лишена каких-либо функционируем оснований и полностью, безоговорочно нереальна в существовании какой-либо форме экономики.

Патерналистская концепция полностью неприемлема и нереальна в рыночной экономике страны. Полное удовлетворение всех социальных запросов и нужд населения в первую очередь дело и предмет заботы самих граждан, различных организаций, семей, мест работы граждан, местных органов власти, благотворительных, некоммерческих фондов и в конце концов самого государства.

Государство осуществляет свое участие в социальных процессах общества, посредством удовлетворения социальных запросов и требований населения, за счет государственных источников финансирования, а также посредством оказание государством содействия гражданам страны в решении их проблем, посредством проведения общегосударственной социальной политики, исходящей из функций государства и соответствующей ресурсным возможностям государства.

Степень непосредственного участия государства в процессах социальной экономики, а именно способы такого участия в большей степени зависят от общественно-политического строя страны, государственного устройства и складывающейся экономической ситуации в стране.
Необходимо также отметить, что воздействие государства на социальные процессы и его участие в этих процессах не сводится только к мерам экономической поддержки слабо защищенных слоев населения, государственного финансирования отраслей социальной сферы и социальных программ.

Социальная политика государства подразумевает под собой одновременно обеспечение социальных прав и свобод граждан, которые гарантированы конституцией страны и действующим законодательством.
Неотъемлемость участия государства в формировании и осуществлении социальной политики страны, направленной на рост благосостояния населения, исходит не только из социальной миссии государства, ради которой оно в первую очередь создается и существует.

Но дело в том, что социальные объекты в основном приносят гораздо меньше экономической выгоды в виде финансовых доходов для государства. Следовательно социальные объекты труднее поддаются коммерциализации, они не попадают в зону предпринимательской деятельности, а цель их существования диктуется в большей степени социальной направленностью нежели, чем экономической.
В таком случае, возникает реальная опасность, что коммерциализация, приватизация объектов социальной направленности способны породить либо их использование не по назначению, что очень часто наблюдается в современной российской практике, либо к установлению высоких, недоступных для малоимущих слоев населения возможности потребления рыночных цен на социальный продукт (таких как оказание платных медицинских услуг в Америке).

В связи с вышеуказанными особенностями государство вынуждено и между тем одновременно обязано, с одной стороны, держать социальные объекты в поле своего непосредственного управления, частично сохранять их в государственной собственности и с другой стороны, принимать на себя ощутимую долю затрат по содержанию таких объектов в виде прямого или косвенного финансирования из средств государственного бюджета.

В Российской Федерации после перехода страны от командной экономики к рыночной, государство отстранилось от масштабного управления экономическими процессами внутри страны, оно провело приватизацию довольно-таки немалого ряда объектов государственной собственности, выпустило из своих рук контроль над большинством цен, из-за чего произошло ослабление цен — централизованной социальной функции государства, потребовавшее ее восстановления посредством проведения специальных мер в области социальной политики государства.

К таким мерам по восстановлению относятся:
— государственная поддержка социально уязвимых слоев населения;
— введение пособий по безработице;
— создание системы обязательного медицинского страхования;
— предоставление налоговых льгот и послабление организациям отраслей социальной сферы: культуры, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта;
— проведение жилищно-коммунальной реформы;
— государственная поддержка малого бизнеса;
— осуществление государственных программ с социальной направленностью;
— преобразование системы социального страхования и пенсионного обеспечения.
Следует отметить, что разработка и осуществление указанных мер по модернизации системы государственного управления социальными процессами и социальной сферой экономики в Российской Федерации довольно-таки затянулись, пути и способы реализации этих мер во многом остаются неясными остаются некоторые из них утопическими. Наблюдается явный разрыв между социальными запросами общества к государству и реальными ресурсными возможностями государства по удовлетворению запросов общества. Данный разрыв между запросами общества и возможности государства обусловлен элементарной нехваткой бюджетных средств у государства. Причины нехватки средств безусловно разные, но одна из наиболее острых и наносящих большой урон по бюджету, является следующая причина – коррупция в органах власти. Из-за коррупции деньги выделенные из государственного бюджета, попросту не доходят до регионов, непосредственно самого населения которому адресованы данные выделения средства. Одним из не особо лицеприятных отражений данной проблемы стало неаккуратное заявление: «Денег нет, но вы держитесь» — это сокращённая версия фразы, произнесённой в 2016 году Председателем Правительства Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым во время визита в Крым в ответ на жалобу пенсионерки о размере пенсии. Предыстория данной фразы: во время визита Дмитрия Анатолиевича Медведева в Феодосию к нему подошла пенсионерка, которая сказала, что у неё размер пенсии 8 тысяч рублей и спросила: «Вы же сказали, будет индексация, где она в Крыму, эта индексация? Что такое 8 тысяч? Это мизер. Ноги вытирают об нас здесь!». Также слышна фраза: «На пенсии невозможно прожить, цены бешеные». Дмитрия Анатолиевича Медведева ответил: «Её нигде нет, мы вообще не принимали, просто денег нет. Найдём деньги, сделаем индексацию. Вы держитесь здесь, вам всего доброго, хорошего настроения и здоровья»

Такие высказывания представителей государства, являются результатом укоренившейся в подсознаниях людей социальной психологии, что выработанный многими годами всеобщего государственного властвования общественный менталитет населения просто на просто понимает что какой то особой и всеобщей заботы государства о каждом гражданине страны вряд ли осуществим и не будет реализован в ближайшее время, но при этом то же население продолжает «слепо» верить и надеется что государство сделает все за них и поэтому граждане фактически ничего не предпринимают для изменения ситуации, из чего выливается фактически полное отсутствие эффективных форм гражданской самоорганизации и самосознания, что, приводит к продолжающемуся упованию фактически подавляющего большинства народа(о чем было упомянуто выше) на то, что именно российское государство может и должно решать все крупные социальные проблемы. Но с другой стороны, надежды на то, что переход к полным рыночным отношениям превратит Российскую Федерацию в государство с выраженной социальной ориентацией, придаст государственному управлению экономикой более яркую социальную окраску, пока призрачен.

Но непосредственно роль Российской Федерации в регулировании социально-экономическая функция государства проявляется в установлении и воздействии на экономическую и социальную систему общества. Суверенитет народа, суверенность государства, свободное развитие личности базируются на прочной и эффективной экономике, способной обеспечить стабильный и достойный уровень жизни граждан и материальные ресурсы для обороны, безопасности страны. Конституция Российской Федерации устанавливает основы правового воздействия на экономические процессы, принципы рыночной экономики, равную защиту форм собственности, определяет полномочия государственных органов в экономической и социальной сферах. В Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности (ч 1. ст. 8 Конституции Российской Федерации); политика государства направленна на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека (ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации).

Названный перечень функций не является закрытым. Расширение этого перечня зависит от того, насколько разнообразно основной закон страны Конституция Российской Федерации воздействует на общество.

Список источников:

1. Конституция Российской Федерации;

2. «Конституционное право России», учебник, С.В. Васильева, В.А. Виноградов, В.Д. Мазаев, 2010г., С. 82-83, 156-159;

3. «Национальная безопасность современной России» 2014г., В.И.Костин, А.В.Костина. С. 6-32..

4. «ВВП; краткая история, рассказанная с пиететом», ДайанаКойл, 2016г.,С. 34-35;

5. «Государственное управление экономическими и социальными процессами» Б.А. Райзберг, С. 56-89, 255-258;

6. «Государственное управление» Козбаненко В.А. Том 2, глава 5;

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...