Анализ приемов использования интерактивных модулей и информационных технологий при изучении истории
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Наиболее интересным и востребованным в образовательной практике, является такой виртуальный учебный объект, как интерактивный модуль. Под интерактивным модулем понимается модуль, в котором для пользователя оказываются доступными операции с ее различными элементами, которые осуществляются управляющими кнопками или с помощью мыши непосредственно в активном поле интерфейса модели. Использование интерактивных модулей существенно ускоряет процесс объяснения учебного материала и повышает его качество. Образы явлений и понятий, которые формируются с помощью моделей и анимацией, запоминаются надолго. Интерактивные модули и задания легко вписываются в семинар и позволяют преподавателю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности студентов. В результате проведенного анализа приемов использования интерактивных модулей и информационных технологий при изучении истории нами были выделены их положительные и отрицательные стороны. 1)Использование презентаций на семинарах Достоинства: · Обеспечивает максимальную наглядность и доступность материала (возможность вставить не только картинки, но также видео фрагменты и музыкальную дорожку), способствует развитию познавательного интереса. · Презентация может включать в себя различные виды контроля и закрепления знаний и умений. · Обеспечение гибкости контроля. · Если учащийся не услышал, не успел записать материал, он может его видеть в презентации. Недочет: · Нет навыков в правильном оформлении презентации, что влияет в частности на усвоение материала. · Использование презентаций должно быть методически правильным, разумным и целесообразным.
· Не все темы подходят для данной технологии. · Возможны технические неполадки. Использование интерактивных модулей Достоинства: · Новинка, которая привлечет внимание абсолютно всех обучающихся. · Возможность экспериментировать при подаче материала. · Возможность повторить материал и пройти контроль, находясь дома. · Усиление мотивации к обучению. Недочет: · Обязательный доступ к internet-пространству. · Потеря внимания от основных целей и задач занятия. · Качественные и интересные платформы платные. Таким образом, внедрение новых технологий влияет благоприятно на процесс обучения и усвоения нового материала.
Глава 2. Практическая часть Построение учебного курса
Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов Высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) на основе компетентностного подхода актуализировало значимость применения образовательных технологий и интерактивных методов в процессе обучения. Переход на компетентностный подход при организации процесса обучения предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах… в учебном процессе, должен составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. (ФГОС, 7 раздел «Требования к условиям реализации основных образовательных программ», п. 7.3). При модульной системы организации учебного процесса носителем является учебный модуль. Понятие «учебный модуль» неоднозначно трактуется в литературе и неоднозначно используется преподавателями. Преподаватель, применяющий модульную систему обучения, обычно под модулем понимает конкретную тему, под учебными элементами - пункты параграфа. Это так называемый дифференцированный модуль, направленный на обеспечение какого-то одного аспекта обучения, вполне удобный при изучении объемной и сложной темы.
На самом же деле, учебный модуль – это определенная единица обучения, обладающая относительной самостоятельностью и целостностью в рамках учебного курса, поскольку имеет: 1. свое содержание в виде логически завершенного блока в рамках учебного курса; 2. собственные цели обучения данному содержанию; 3. технологическое и методическое оснащение, обеспечивающее дидактический процесс в соответствии с целями обучения; 4. организационные формы обучения, необходимые для дидактического процесса. 5. Учебный модуль обеспечен также системой контроля над результатом обучения и его оценивания. В соответствии с принципом модульности учебный курс предмета разделяется на определенное количество модулей. Исходя из вышеизложенной характеристики модуля, можно предположить примерную модель построения части учебного курса «История России. XX век». Последовательность действий построения учебного курса. 1. Формирование содержания учебной направленности курса из учебных модулей. Модуль-это укрупненная, по сравнению с традиционной темой, единица содержания и процесса обучения, логически завершенный блок. Расчленение содержания учебного курса на такие блоки должно соответствовать общей цели изучения этого курса и его логической структуре. Для выделения модулей и их наименования используется программа по истории России. Учебный курс «История России XX век» можно разделить на 6 модулей, каждый из которых в свою очередь разделяется на учебные элементы. (условное обозначение: М-модуль, УЭ – учебный элемент)
Название модулей: 1. М-0. Введение в курс. Россия в XX веке. Общая дидактическая цель курса. 2. М-1. Россия в годы «Великих потрясений». 1914-1921 гг. 3. М-2. Советский союз в 1920-1930-е гг. 4. М-3. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг. 5. М-4. Апогей и кризис Советской системы. 1945-1991 гг. 6. М-5. Новейшая история России. 1991-2001 гг. Учебный элемент (на примере М-1.): 1. УЭ-0. Введение в модуль. Цель изучения модуля. 2. УЭ-1. Россия в Первой мировой войне.
3. УЭ-2. Великая Российская революция 1917г. Первые революционные преобразования большевиков. 4. УЭ-3. Гражданская война и ее последствия. Идеология и культура периода Гражданской войны и «военного коммунизма». 5. УЭ-К. Контроль (итоговый по модулю). Определение дидактических целей учебных элементов. Они формулируются в каждом УЭ содержания как можно точнее и конкретнее с тем, чтобы можно было выявить степень их достижения в результатах обучения. В задачах определяется не только объем предметных знаний, но и уровень их усвоения, умения и навыки, которыми следует овладеть. Тем самым преодолевается разрыв между содержанием и целями его усвоения, свойственный традиционному обучению. Проектирование дидактического процесса, т.е. учебно-познавательной деятельности предполагает использование в модуле соответствующих технологий и методик обучения. Важно адаптировать систему учебных заданий, составленную под уровни усвоения, умения и навыки, обозначенные в задачах учебного элемента, именно под использование интерактивно-модульного обучения. Определение организационных форм обучения и их координация осуществляется на основе каждого модуля с учетом его УЭ. Важно при этом обеспечить оптимальное сочетание разнообразных форм учебного процесса с использованием интерактивных формы обучения и самостоятельную работу обучающихся. И здесь неоценимую помощь окажут информационные технологии. Разработка системы контроля и коррекции познавательной деятельности обучающихся (на основе анализа выявленных ошибок и затруднений). Этим завершается обучение каждого модуля с использованием метода компьютерного тестирования. После обобщающего заключения по данному модулю и указанного контроля и коррекции осуществляется переход к следующему. Таким образом, модульное обучение происходит поэтапно, что позволяет студенту намного эффективнее усваивать материал, в случае не усвоения материала, он всегда самостоятельно может вернуться к модулю и повторить его еще раз. Модуль «Гражданская война в России» изучается с использованием презентаций созданных при помощи приложений Cаnvа и Prezi, в ходе освоения материала применяются различные игры и викторины, созданные при помощи LeаrningАpps.org, а контрольные задания создаются и решаются на платформе Online Test Pаd. Все эти платформы очень легки в освоении и понимании, содержат инструкции, как на английском, так и на русском языке. Поэтому сложности в непонимании программы ни у преподавателя, ни у студента не возникнет.
На обучение модуля (М-2) отводится 4 часа. На первом семинаре изучаются УЭ-0, УЭ-1,УЭ-2. По каждому модулю составляется технологическая карта, которая включает в себя названия УЭ, комплекс заданий и методическое руководство по обучению. Технологическая карта, в отличие от просто конспекта способствует более углубленному осмысливанию информации, закреплению образов. И как факт, студент при помощи использования такого метода точно не будет спать, и скучать на вашем предмете. Использование модульно - компьютерного обучения предполагает работу индивидуально и в парах. Технологические карты, студенты могут заполнять в ручную, либо использовать приложения Loopy и Goggle. Достоинством данного режима является возможность работать в удобном для учащегося темпе, а так же использовать сеть internet, студенты могу отправлять свои карты преподавателю на почту для проверки. Содержание модуля «История России в XX век».
Это примерная модель построения учебного курса, основанная на рекомендациях историко-культурного стандарта утвержденная в 2019 году, по принципу модульного обучения и методике использования информационных технологий при изучении учебного элемента модуля. Продуктивность такого модульного изучения предмета высокая. Внедряемая система ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) требует формирования у обучающихся умений и навыков тестирования, работы с заданиями повышенной сложности, связанных с применением знаний, оценкой и обобщением полученной информации, анализа исторических источников и документов, и неоценимую помощь в этом окажут информационные технологии и модульное обучение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|