Категории лиц с нарушением зрения.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Модуль I Становление тифлопедагогики как науки | (15 часов) | |||||||
Предмет и задачи тифлопедагогики. | 4 | 3 | 7 | |||||
История становления и развития тифлопедагогики. | 4 | 4 | 8 | |||||
Тифлопедагогика
Лекция 1. Предмет и задачи тифлопедагогики (4 л, 3 пр.)
1. Тифлопедагогика: определение понятия.
2. Объект и предмет тифлопедагогики.
3. Категории лиц с нарушением зрения.
4. Общие задачи тифлопедагогики.
Литература:
5. Ермаков В.П., Якунин Г.А Основы тифлопедагогики: Развитие обучение и воспитание детей с нарушением зрения: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
6. Ермаков В.П., Якунин Г.А.. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Справ.-метод. пособие для учителеля. – М.: Просвещение, 1990. – 223 с., илл.
7. Тупоногов Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики. Учебное пособие – М.: АПК и ПРО, 2001. – 68 с.
Тифлопедагогика: определение понятия.
В ходе исторического развития человеческого общества постоянно осуществляется передача подрастающим поколениям накопленного социального опыта. Термин педагогика появился в Древней Греции и дословно переводится как детовождение. С необходимостью обучать и воспитывать нормально развивающихся детей встаёт вопрос: «А как быть с детьми, у которых нарушено зрение?»
Тифлопедагогика (от греч. typhlos – слепой и педагогика), отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания, образования, обучения и трудовой подготовки лиц с нарушением зрения (слепых от рождения, ослепших, частичновидящих, слабовидящих, слепоглухих).
В зависимости от степени нарушения зрения они делятся на слепых и слабовидящих. Слепота и слабовидение с точки зрения специальной педагогики представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения, психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно-практической деятельности, в особенностях эмоционально- волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.
|
|
В ходе развития тифлопедагогики происходит разработка и теоретическое осмысление объективных знаний о ученике, имеющем зрительные нарушения, о тифлопедагоге, о их совместных действиях. Сюда относятся специальные методы, средства, организационные формы обучения и воспитания слепых и слабовидящих учащихся. Такая деятельность может осуществляться и как наука, и как практический процесс. Главная функция тифлопедагогики состоит в научном обосновании практики обучения и воспитания лиц с дефектным зрением и её необходимо в первую очередь учитывать при определении предмета тифлопедагогики.
Объект и предмет тифлопедагогики.
Специальная педагогика должна быть нацелена на практику, но её задача состоит не только в отражении практики обучения и воспитания детей с нарушением зрения, но и в воздействии на неё, в оказании помощи тифлопедагогу, в совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Для определения предмета тифлопедагогики следует учитывать фундаментальное положение теории познания, а именно единство теории и практики.
Процесс научного познания осуществляют исследователи-профессионалы, а эмпирическое познание проводят все занятые практической деятельностью.
|
|
Необходимо различать объект науки (отражаемое) и её предмет (отражённое, т.е. система понятий, в которой отражены явления действительности и их связи. К.К. Платонов). Под объектом науки понимают исследуемую область действительности, а предмет – это отражение способа видения объекта исследователем с позиций науки. В тифлопедагогике объектом изучения становится человеческая деятельность, а именно обучение, воспитание и развитие детей со зрительным дефектом. Тифлопедагогика изучает образовательную деятельность (включающую в себя все три составные части) в отношении людей с нарушением зрения. Этот особый вид деятельности, который учитывает своеобразие познавательного процесса при зрительной депривации и осуществляется с коррекционно-компенсаторной направленностью по преодолению недостатков развития детей, связанных с дефектом зрения.
Т.о., объектом тифлопедагогической науки является специальное образование лиц с нарушенным зрением как особая функция общества.
Предмет познания – это зафиксированные в опыте и заключённые в процессе практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объектов, которые исследуются с определённой целью в конкретных условиях и обстоятельствах. В нашем случае это условия, движущие силы, возможности обучения, воспитания и развития детей и взрослых с нарушением зрения в специальных образовательных учреждениях. Предмет тифлопедагогической науки – это система компонентов, свойств и отношений, возникающих в деятельности, которая является объектом этой науки (напр., тифлопедагогика разрабатывает специальные педагогические системы, направленные на социально-трудовую адаптацию и реабилитацию слепых и слабовидящих людей, на формирование всесторонне и гармонически развитой личности: коррекционная направленность методов и средств, создание условий и др.).
Субъект тифлопедагогики – лица с нарушением зрения.
Категории лиц с нарушением зрения.
Слепые (незрячие) – подкатегория лиц с нарушением зрения, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение (до 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией очками), а также лица с прогредиентными заьолеваниями и сужением поля зрения (до 10-15º) с остротой зрения до 0,08.
|
|
По степени нарушения зрения различают лиц с абсолютной (тотальной) слепотой на оба глаза, при которой полностью утрачиваются зрительные восприятия, и лиц практически слепых, у которых имеется светоощущение или остаточное зрение, позволяющее воспринимать свет, цвет, контуры (силуэты) предметов.
Слабовидящие – подкатегория лиц с нарушением зрения, имеющих остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Кроме снижения остроты зрения слабовидящие могут иметь отклонения в состоянии других зрительных функций (цвето- и светоощущение, переферическое и бинокулярное зрение).
|
|