Лица с амблиопией и косоглазием.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Нарушения зрения могут быть врождёнными и приобретёнными. Врождённая слепота обусловлена повреждениями при заболевании плода в период внутриутробного развития или является следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения. Приобретённая слепота обычно бывает слествием заболевания органов зрения – сетчатки, роговицы и заболеваний центральной нервной системы (менингит, опухоль мозга, менингоэнцефалит), осложнений после общих заболеваний организма (корь, грипп, скарлатина), травматических повреждений мозга (ранения головы, ушибы) или глаз. Различают прогрессирующие и непрогрессирующие нарушения зрительного анализатора. При прогрессирующих зрительных дефектах происходит постепенное ухудшение зрительных функций под влиянием патологического процесса (при глаукоме, мозговых опухолях, несоблюдении санитарно-гиг. условий прогрессирует близорукость, дальнозоркость). К непрогрессирующим дефектам зрительного анализатора относят некоторые врождённые его пороки (астигматизм, катаракта). Причинами этих дефектов могут также стать последствия некоторых заболеваний и глазных операций. Исходя из этого, существуют такие категории детей с нарушением зрения, как слепорождённые, рано ослепшие, лишившиеся зрения после 3-х лет жизни. Общие задачи тифлопедагогики. Тифлопедагогика является частью специальной педагогики. Как раздел специальной педагогики она развивается на основе принципов гуманистического воспитания и с учётом своеобразия развития детей и взрослых с нарушением зрения. Определяющее влияние на постановку задач и разработку содержания специального образования слепых и слабовидящих во все исторические периоды оказывали уровень социально-экономического развития страны, состояние науки и производства, общественное отношение к инвалидам по зрению, потребности и интересы государства.
На современном этапе развития тифлопедагогика решает следующие основные задачи. 1. Психолого-педжагогическое и клиническое изучение зрения и аномалий психического и физического развития при этих нарушениях: раскрытие основных закономерностей в области обучения, воспитания и развития людей с нарушением зрения, установления связей этих процессов с коррекционно-педагогической работой по преодолению недостатков психофизического развития учащихся; комплексное клинико-генетическое, психологическое, педагогическое изучение детей, их диагностирование, выявление структурно-функциональных нарушений в организме, связанных с дефектным зрением, установление психофизических нарушений и сочетанных дефектов у детей; выяснение и определение роли сохранных анализаторов в познавательной деятельности слепых, слабовидящих и детей с косоглазием и амблиопией, условий формирования и развития личности, межличностных отношений при различных зрительных нарушениях. 2. Пути и условия компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении; изучение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения: определение содержания коррекционно-педагогической работы, разработка приёмов и способов её осуществления при различных формах организации учебно-воспитательного процесса в специальных образовательных учреждениях; разработка требований к специальным средствам коррекции вторичных отклонений в развитии и компенсации зрительного дефекта, к наглядному и раздаточному дидактическому материалу, специальным пособиям, к тифлотехническим средствам обучения, создание, совершенствование и модификация пособий и учебного оборудования;
разработка специальных приёмов, методик обучения и воспитания детей и взрослых с нарушением зрения, особенностей проведения специальных коррекционных и предметных занятий; теоретическое обоснование осуществления индивидуального и дифференцированного подходов к учащимся в ходе учебно-воспитательного процесса, организация этой работы с учётом зрительных возможностей обучающихся, характера и времени появления аномалии, сопутствующих заболеваний и сочетанных дефектов. 3. Разработка системы гигиенических мероприятий по охране и развитию неполноценного зрения: определение специальных эргономических, гигиенических и офтальмопедагогических рекомендаций с учётом клинической картины зрительного заболевания, разработка на этой основе зрительных, тактильных, общефизических нагрузок, рекомендаций по структурному построению занятий; создание специальных технических средств, проектирование специальных зданий для обучения, воспитания и трудовой подготовки. 4. Изучение путей и возможностей интеграции слепых и слабовидящих учащихся в общество, определение содержания, форм и методов трудового обучения и воспитания, социально-трудовой адаптации школьников, профессиональной ориентации, подготовки их к жизни и труду. 5. Определение типов и структурного построения специальных образовательных учреждений для детей и взрослых с различными нарушениями зрения, разработка нормативно-методических документов, рекомендаций и реабилитационных программ. 6. Изучение и обобщение передового тифлопедагогического опыта работы, практики обучения, воспитания и развития лиц со зрительной депривацией, распространение и внедрение инноваций и оригинальных методик в учебно-воспитательный процесс. 7. Разработка и прогнозирование специального образования на определённые периоды, определение основных направлений развития тифлопедагогической науки и её взаимосвязей с практикой обучения и воспитания людей со зрительными аномалиями.
Тифлопедагогика Лекция 2. История становления и развития тифлопедагогики (4 л., 4 пр.)
План: 1. Становление тифлопедагогики (конец XIX века – начало 30-х гг. XX века) 2. Развитие тифлопедагогики в контексте решения задач дифференциации системы специального образования (начало 30-х гг. -1991гг.). 3. Современный этап развития тифлопедагогики; актуальные направления исследований (начало 90-х гг. - …) 3. Литература: 1. Специальное образование в развитии. Современные проблемы специального образования в Нидерландах, России, Швеции, Великобритании, США / Под ред. Кейс ван Рейсвейк (Нидерланды), Найджел Форман (Великобритания), Л.М. Шипициной (Россия) – СПб, 1996. – 110 с. 2. Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие. – М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2004. – 375 с. 3. Тупоногов Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики. Учебное пособие – М.: АПК и ПРО, 2001. – 68 с. 4. Хрестоматия по истории тифлопедагогики: Учебное пособие для студентов / Сост. В.А. Феоктистова. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1987. – 191 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|