Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дифференциация клинических дисциплин в России второй половины 19-го века.




Во второй половине XVIII столетия Москва и Петербург становятся центрами российской акушерской науки. В 1797 г. в Петербурге был основан родильный госпиталь на 20 коек, а при нем - Повивальная школа на 22 учащихся (ныне Институт акушерства и гинекологии РАМН).

С 1798 г. после учреждения в Петербурге и Москве Медико-хирургических академий преподавание акушерства стало вестись на самостоятельных кафедрах повивальной науки. Первым профессором акушерства в Московской медико-хирургической академии был Г.Фрезе. Первым профессором акушерства в Петербургской медико-хирургической академии стал И.Конради.

В 1790 г. кафедру повивального искусства в Московском университете возглавил Вильгельм Михайлович Рихтер (1783- 1822). После окончания медицинского факультета в Москве, он получил степень доктора медицины в Эрлангенском университете. Возвратясь в AlmaMater, В.М.Рихтер открыл при Клиническом институте Московского университета Повивальный институт на 3 койки (в 1820 г. число коек увеличилось до 6). Так на практике осуществлялась идея клинического преподавания акушерства в России.

Введение эфирного (1846) и хлороформного (1847) наркоза, начало профилактики родильной горячки (1847), а также развитие учения об антисептике и асептике открыли широкие возможности для акушерской и гинекологической практики. Все это вместе с достижениями в области морфологии и физиологии женскогоорганизма способствовало успешному развитию гинекологии и выделению ее в середине XIX в. в самостоятельную медицинскую дисциплину.

В России первые гинекологические отделения были открыты в Петербурге (1842) и Москве (1875). Начало хирургическому направлению в российской гинекологии положил Александр Александрович Китер (1813-1879) - талантливый ученик Н.И.Пирогова. В течение 10 лет (1848-1858) А.А.Китер руководил кафедройакушерства с учением о женских и детских болезнях в Петербургской медико-хирургической академии; он написал первый в России учебник по гинекологии "Руководство к изучению женских болезней" (1858) и произвел первую в стране успешную чрезвлагалищную операцию удаления матки, пораженной раком (1842).

Большой вклад в развитие оперативной гинекологии и оперативного акушерства внес ученик А.А. Китера Антон Яковлевич Крассовский (1821-1898). Он первым в России произвел успешные операции овариотомии (овариэктомия) и удаления матки и постоянно совершенствовал технику этих оперативных вмешательств, предложил оригинальную классификацию форм узкого таза, четко разделив понятия "анатомически узкий таз" и "клинически узкий таз", и разработал показания для наложения акушерских щипцов, ограничив их неоправданное применение при узком тазе.

На базе Петербургской медико-хирургической академии он впервые в России организовал широкую клиническую подготовку акушеров-гинекологов, ввел систему постдипломного усовершенствования в этой области. Его "Курс практического акушерства" долгое время служил основным руководством для отечественных акушеров-гинекологов. А.Я.Крассовский организовал первое в России Петербургское акушерско-гинекологическое научное общество (1887) и первый в этой области "Журнал акушерства и женских болезней" (1887).

Преподавание гинекологии как самостоятельной дисциплины было введено в России по инициативе Владимира Федоровича Снегирева (1847-1916) - одного из основоположников отечественной гинекологии. В 1889 г. он создал в Московском университете первую в нашей стране гинекологическую клинику, которой руководил до 1900 г. Большой вклад в развитие акушерства и гинекологии в России также внесли Г.Фрезе, И.Конради, С.А.Громов, С.Ф.Хотовицкий, Г.П.Попов, Д.И.Левитский, И.П.Лазаревич, В.В.Строганов и другие.

Как отмечалось, в XIX в. особенно четко проявилась дифференциация медицинских дисциплин. Эта тенденция была прослежена нами на примере развития хирургии, где благодаря Н.И. Пирогову образовалась топографическая анатомия и оперативная хирургия, на примере возникновения и развития патологической физиологии, неврологии и психиатрии, создания физиологии нервной системы, возникновения микробиологии - бактериологии, гигиены и ее отраслей. Направления сложившиеся в терапевтических школах во второй половине 19 века оказали большое влияние и на другие дисциплины. Отпочковались от терапевтической клиники инфекционные болезни, неврология, бальнеология, э ндокринология, акушерство, гинекология, отоларингология, офтальмология. Названные дисциплины, особенно в своих клинических аспектах, буквально впитывали достижения фундаментальных медико-биологических наук, не избежав и ряда ошибок и заблуждений, имевших место в медицине ранее.

Во второй половине XVIII столетия Москва и Петербург становятся центрами российской акушерской науки. В 1797 г. в Петербурге был основан родильный госпиталь на 20 коек, а при нем - Повивальная школа на 22 учащихся (ныне Институт акушерства и гинекологии РАМН).

Становление акушерского образования в России связано с именем П.З.Кондоиди (1710-1760). По предложению П.З.Кондоиди Сенат в 1754 г. издал указ "О порядочном учреждении бабичьева дела в пользу общества". Всвязи с чем, в Москве и Петербурге были созданы "бабичьи школы", которые готовили "присяжных бабок" (образованных повивальных бабок, или акушерок). В 1784 г. в Петербургской бабичьей школе начал преподавать Нестор Максимович Максимович-Амбодик (1744-1812) - первый российский профессор повивального искусства, один из основоположников научного акушерства, педиатрии и фармакогнозии в России. Н.М.Максимович-Амбодик впервые начал преподавание акушерства на русском языке. Одним из первых в России он применил акушерские щипцы.

В 1781 г. он возглавил в Петербурге акушерскую школу, первым из русских врачей получил звание профессора акушерства (1782 г.). В отличие от своих коллег Амбодик положил начало бережного отношения к ведению родов, ввел не практиковавшееся ранее в России искусство демонстрации, упражнения на фантомах, внедрил в практику операцию наложения щипцов, предложил свою конструкцию родильной кровати и гинекологического кресла. Преподавание вел на русском языке, а не немецком, придавал большое значение терминологии (составил три словаря), подчеркивал необходимость знания анатомии и физиологии. Основной труд Амбодика - «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле», первое оригинальное на русском языке руководство по акушерству, педиатрии, уходу за новорожденными и детьми, их образе жизни.

Развитие акушерства продолжалось особенно активно с избранием на кафедру в Петербурге С.А. Громова (1774-1865 гг.), зятем С.Ф. Хотовицкого (1794-1885 гг.); в 1856 г. кафедру возглавил крупнейший акушер А.Я. Крассовский (1821-1898 гг.), автор двух фундаментальных руководств. В 1887 г. Крассовским было основано в Петербурге первое в России Акушерско-гинекологическое общество. Он положил начало оперативному акушерству и гинекологии в России; в 1862 г. произвел первую в России успешную операцию по удалению яичника (овариотомия), одним из первых произвел удаление матки (1868 г.). Он был председателем правления Пироговского общества, создателем «Журнала акушерства и женских болезней».

В России первые гинекологические отделения были открыты в Петербурге (1842) и Москве (1875). Начало хирургическому направлению в российской гинекологии положил Александр Александрович Китер (1813-1879) - талантливый ученик Н.И.Пирогова. В течение 10 лет (1848-1858) А.А.Китер руководил кафедрой акушерства с учением о женских и детских болезнях в Петербургской медико-хирургической академии; он написал первый в России учебник по гинекологии "Руководство к изучению женских болезней" (1858) и произвел первую в стране успешную чрезвлагалищную операцию удаления матки, пораженной раком (1842).

Преподавание гинекологии как самостоятельной дисциплины было введено в России по инициативе Владимира Федоровича Снегирева (1847-1916) - одного из основоположников отечественной гинекологии. В 1889 г. он создал в Московском университете первую в нашей стране гинекологическую клинику, которой руководил до 1900 г.

Большой вклад в развитие акушерства и гинекологии в России также внесли Г.фрезе, И.Конради, С.А.Громов, С.Ф.Хотовицкий, Г.П.Попов, Д.И.Левитский, И.П.Лазаревич, В.В.Строганов и другие.

В Московской медико-хирургической академии акушерство преподавали такие известные врачи, как Г.П. Попов, О.И. Левицкий, Г.И. Кораблев. Все они работали над актуальными проблемами (хирургические вмешательства, узкий таз и др.), были составителями учебных пособий по акушерству. Из их числа наиболее известен Н.И. Побединский, автор «Краткого учебника по акушерству». В Харьковском университете работал И.П. Лазаревич, предложивший задолго до иностранных авторов свою конструкцию акушерских щипцов, составивший получившее широкое признание двухтомное руководство «Курс акушерства» (1877 г., 1892 г.). В конце XIX - начале XX в. большую известность получил В.В. Строганов, благодаря предложенному им профилактическому лечению эклампсии.

Уже в XVIII в. в Англии, Франции, Германии акушерство становится самостоятельной отраслью медицины; открываются акушерские клиники и кафедры при университетах. В XVIII в. начало развиваться учение об узком тазе, которое успешно продолжалось в XIX в. Ф. Негелле детально изучил строение и размеры таза, описал неправильную форму таза - косо-суженный таз. Другой немецкий акушер X. Роберт в 1842 г. описал поперечно-суженный таз. Французским акушером А. Пинаром предложено наружное исследование беременной для распознания положения плода. В это же время стало распространяться выслушивание сердцебиения плода, расширилось применение хирургических операций, этому способствовало открытие английским акушером Симпсором обезболивания эфиром и хлороформом. Акушеры начали изучение болезней при беременности - токсикозов, эклампсии. Уже в XIX в. в разнообразных случаях патологического течения родов применялись поворот, щипцы, симфизиотомия и пубитомия, кесарево сечение и плодоразрушающие операции.

С акушерством тесно связано и развитие педиатрии. Как известно, уже в конце XV-XVI вв. в Париже, Мюнхене и других городах Европы стали создаваться воспитательные дома. В это же время, и особенно в XVII-XVIII вв., выходят первые труды по детским болезням, воспитанию, отдельным болезням детей, например, работа Т. Сиденгама об оспе и кори, считающаяся классической; Ф. Глиссона - о происхождении рахита и его профилактике; чуть раньше Байю описал коклюш, английские врачи - дифтерию, туберкулез у детей, менингит. Тогда же наиболее известными были «Очерк о наиболее опасных детских болезнях» В. Гордона и руководство по детским болезням М. Андервуда. В профилактике оспы решающее значение имела вакцинация, предложенная Э. Дженером (конец XVIII в.).

В XIX в. происходит дифференциация педиатрии в самостоятельную дисциплину. Этому способствует открытие первых детских больниц (в 1802 г. в Париже открыта больница для детей в возрасте 2-15 лет, которая в дальнейшем становится центром по подготовке детских врачей). Публикуются работы о болезнях новорожденных, патологической анатомии детских болезней; А. Труссо предложил произвести трахеотомию у детей. Особенно интенсивно развивается учение о детских болезнях и появляются соответствующие больницы с средины XIX в. В 1882 г. в Париже была основана детская консультация, которая пропагандировала грудное вскармливание и давала советы матерям по воспитанию детей. В 1844 г. во Франции впервые открыты ясли для детей, в 1892 г. - организовано научное общество детских врачей.

В Англии во второй половине XIX в. открываются лечебницы для детей, которые становятся и центрами преподавания педиатрии. Известным английским ученым был Т. Барлоу, основавший клинику цинги у детей.

В конце XIX - начале XX в. педиатрия становится обязательным предметом преподавания на медицинских факультетах большинства стран. В России заметную роль в развитии педиатрии сыграл и XVIII в. И.И. Бецкой, по проектам которого в Москве и Петербурге стали открываться воспитательные дома, содержащиеся на средства благотворительности. Одним из основоположников педиатрии в нашей стране следует считать Е.Ф. Хотовицкого, создавшего первое оригинальное руководство под названием «Педиатрика». Оно содержало лекции, которые Хотовицкий читал в Петербургской медико-хирургической академии.

Хотовицкий заведовал единой кафедрой акушерства, женских и детских болезней. В противоположность большинству врачей, имеющих дело с детьми и считающих ребенка уменьшенной копией взрослого, Хотовицкий понимал, что ребенок развивается по присущим ему законам, т.е. он доказал специфический характер его организма и специфическое содержание науки о здоровье и болезнях детей.

Большое влияние на развитие педиатрии оказал К.А. Раухфус, По его проектам в Петербурге (1869 г.) и Москве (1876 г.) построены детские больницы по правильной системе - для изоляции больных с разными заболеваниями, в первую очередь с инфекционными. Как клиницист Раухфус открыл симптомы врожденных пороков сердца, гнойных артритов и пр.

В 1861 г. в России введено обязательное преподавание педиатрии на медицинских факультетах. В 1865 г. в Медико-хирургической академии была создана первая кафедра детских болезней, заведующими которой были известные педиатры В.М. Флоринский - с 1870 г., а с 1896 г. - Н.И. Быстров.

В 1866 г. на медицинском факультете Московского университета была организована кафедра детских болезней, которой руководил

врач П.А. Тольский, а в 1891 г. - один из основоположников отечественной педиатрии Н.Ф. Филатов. В это же время в Петербурге заведующим кафедрой был не менее известный педиатр Н.П. Гундобин, автор капитального труда «Особенности детского возраста», в котором он изложил анатомо-физиологические основы и клинику детских заболеваний.

Нил Федорович Филатов (1847- 1902 г.) окончил медицинский факультет Московского университета, в 1876 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Об отношении бронхита к острой катаральной пневмонии». За 25 лет своей научной и педиатрической деятельности И.Ф. Филатов впервые описал скарлатинозную краснуху, железистую лихорадку, скрытую форму малярии, им изучены детские острые инфекционные заболевания - корь, скарлатина, ветряная оспа, дифтерия. Известен описанный Филатовом симптом при кори - отрубевидное шелушение слизистой в области рта (так называемые пятна Филатова-Коплика). Широкое признание получили учебники и руководства Филатова. Как верно отмечено в книге, посвященной двухсотлетию медицинского факультета МГУ (1955 г.), «Н.Ф. Филатов является самым крупным в России представителем учения о детских болезнях, создателем русской педиатрической школы, обогатившим педиатрию оригинальными руководствами и многочисленными научными трудами». Из учеников Филатова особенно известны В.М. Молчанов и Г.Н. Сперанский.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...