Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Итоги и значение Великой Отечественной войны




Основное значение Великой Отечественной войны состояло в том, что она окончательно сломила немецкую армию, не давая Гитлеру возможности дальше продолжать свою борьбу за мировое господство. Война стала переломным моментов в ходе Второй Мировой и, фактически, ее завершением.

Однако победа далась СССР тяжело. Экономика страны на протяжении войны находилась в особом режиме, заводы работали, в основном, на военную промышленность, поэтому после войны пришлось столкнуться с тяжелейшим кризисом. Многие заводы были разрушены, большая часть мужского населения погибла, люди голодали и не могли работать. Страна находилась в тяжелейшем состоянии, и ей потребовалось немало лет на то, чтобы восстановиться.

Но, несмотря на то, что СССР находился в глубоком кризисе, страна превратилась в сверхдержаву, резко возросло ее политическое влияние на мировой арене, Союз стал одним из самых крупных и влиятельных государств, наравне с США и Великобританией.

35 Быстрые темпы восстановления разрушенной промышленности были обусловлены тем, что в соответствии с пятилетним планом восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. основное направление относилось к восстановлению именно промышленности. В области промышленности предстояло решить три важные задачи: во-первых, демилитаризовать экономику, перестроив ее на мирное производство; во-вторых, восстановить разрушенные предприятия; в-третьих, осуществить новое строительство.

На восстановление промышленности были выделены огромные средства. Восстановление хозяйства происходило в ущерб производству предметов потребления, социально-культурной сфере, сельскому хозяйству. Восстановление промышленности происходило в том числе за счет сельского хозяйства. При этом усилилось внеэкономическое принуждение крестьян.

Данный период может быть назван "апогеем сталинизма". так как в этот момент усилились репрессии, в жизни страны все большую роль приобретала административно-командная система управления.

Моя точка зрения совпадает с точкой зрения Н. Загладина, Дк. Гайдиса: "нельзя обелять одну из сторон и при этом обелять другую". Действительно, не только СССР проявляла коммунистическую агрессию, но и другие страны не оставались лояльными.

Так, испугавшись роста влияния СССР в послевоенном мире, У. Черчилль признавал за США и Великобританией право применять силу. В итоге по отношению к СССР были определены две стратегические задачи: как минимум – не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и его коммунистической идеологии, как максимум – заставить уйти социализм в своим прежние границы. Были определены и конкретные шаги к достижению этих целей: во-первых, оказать широкомасштабную экономическую помощь странам Европы, поставив их экономику в зависимость от США; во-вторых, создать военно-политический союз этих стран во главе с США; в-третьих, разместить у границ СССР сеть военных баз США; в-четвертых, поддерживать антисоциалистические силы внутри стран советского блока; наконец, использовать свои вооруженные силы для непосредственного вмешательства во внутренние дела стран сферы советского влияния.

Новый политический курс бывших военных союзников руководство СССР расценило как призыв к войне с Советским Союзом, что незамедлительно сказалось как на внешней, так и на внутренней политике советского государства.

36 Состояние экономики в послевоенный период. Экономическая политика партийно-государственного аппарата в послевоенный период характеризовалась возвратом к модели 30-х годов. В качестве приоритетных направлений рассматривались развитие тяжелой промышленности и ускорение процесса преобразований сельского хозяйства в сторону все более огосударствленных, «социалистических» форм собственности (совхозы). Сталин возражал против любой уступки рынку, заменив денежные платежи колхозам продуктообменом, снижая розничные цены, что обрекало сельских производителей на убыточность. В итоге темпы роста объема сельскохозяйственного производства после 1947 года значительно снизились. Продолжение подобной политики начало приводить к экономическим потрясениям, резко ухудшившим, в 1951 — 1953 гг. все хозяйственные показатели. Перемены в руководстве страной, вызванные смертью Сталина, поставили на повестку дня необходимость пересмотра стратегии экономического развития советского общества.
Планы развития экономики Г.М. Маленкова и Н.С. Хрущева. Новый курс во внутренней политике СССР был провозглашен в августе 1953 г. на сессии Верховного Совета Союза. На сессии глава правительства Г.М. Маленков впервые поставил вопрос о повороте экономики лицом к человеку, о подъеме производства продовольствия и предметов потребления. Такой подход предполагал, по его мнению, значительное увеличение инвестиций в развитие легкой и пищевой промышленности, а также сельское хозяйство. Он должен был, по мнению Маленкова, обеспечить за два- три года значительное улучшение снабжения населения продовольственными и промышленными товарами. В области сельского хозяйства он предложил считать главным направлением повышение урожайности (т.е. интенсификацию производства) и включение фактора личной заинтересованности колхозников. Для этого, по мнению Маленкова, необходимо было снизить нормы обязательных поставок с личного подсобного хозяйства колхозников, уменьшить в среднем в два раза денежный налог с каждого колхозного двора и полностью снять оставшуюся недоимку по сельскохозяйственному налогу прошлых лет. Реорганизации подлежала и сфера торговли.
При казалось бы едином политическом курсе партийно-государственного руководства, позиция Первого секретаря ЦК Н.С. Хрущева отличалась от стратегического замысла Маленкова. Приоритет в его политике был отдан сельскому хозяйству. Она предполагала, в частности, значительное повышение государственных закупочных цен на продукцию колхозов, быстрое расширение посевных площадей за счет целинных и залежных земель (что означало, по сути, продолжение экстенсивного развития сельского хозяйства). Выступая на сентябрьском (1953 г.) пленуме ЦК КПСС с программным докладом о развитии сельского хозяйства, Хрущев поддержал как исходный тезис Маленкова о перенесении центра тяжести с тяжелой промышленности на подъем производства товаров народного потребления. Но это не помешало ему в последующем, на январском (1955 г.) Пленуме ЦК, осудить Маленкова, а на XX съезде партии — и сам этот курс. С приходом к власти в стране Хрущева началось осуществление его концепции экономического развития СССР.
Научно-технический прогресс и реформы. В системе экономических преобразований было отведено значительное, но явно недостаточное место научно-техническому прогрессу. В специальном майском постановлении, а затем в июле 1955 г. на пленуме ЦК КПСС заявляется о необходимости ускорения НТП, внедрения в народное хозяйство передового опыта и достижений науки и техники. Тогда же образуется Госкомитет Совета министров СССР по новой технике. К концу 50-х гг. в стране было создано и освоено производство свыше 5 тыс. новых типов машин и оборудования.
Своеобразным символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса. В октябре 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. А в апреле 1961 г. Советский Союз первым в мире осуществил запуск человека в космос.
Перестройка управления экономикой. В качестве главного направления реформ, предпринятых руководством Хрущева, рассматривалась перестройка хозяйственного механизма, системы управления экономикой. Хрущев полагал, что одним из главных факторов, сдерживающих экономическое развитие страны, является неоправданно большее количество чиновников: при общей численности рабочих и слуясащих в 1954 г. — 444,8 млн чел., свыше 6,5 млн составлял административно-управленческий аппарат.
Для преодоления факторов, сдерживавших реформу, в 1954 г. было принято специальное постановление, результатом которого стало сокращение численности различных управленческих структур. Это дало ежегодную экономию свыше 5 млрд руб. В марте 1955 г. предпринимается попытка реформы планирования сельскохозяйственного производства, исходившая из сочетания централизованного государственного руководства с местной хозяйственной инициативой, расширением прав колхозов и совхозов. В 1956 г. в продолжение курса на децентрализацию управления ряд союзных министерств был преобразован в союзно-республиканские. Тогда же в ведение республик передается управление почти 15 тыс. промышленных предприятий. В 1957 г. реформа управления экономикой была продолжена. В мае сессия Верховного Совета одобрила решение февральского пленума ЦК об упразднении отраслевых министерств и создании территориальных органов управления — советов народного хозяйства. Авторам этих решений казалось, что благодаря разрушению ведомственной монополии будет решена задача максимального использования ресурсов, имеющихся на местах.
Состояние промышленности, социальной сферы. Несмотря на то, что правительство Хрущева увеличило финансирование сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, упор по-прежнему делался на производство средств производства (предприятия группы «А»)„ которое составило к началу 60-х гг. почти 3/4 общего объема промышленного производства.
Предприятия группы «Б» (прежде всего легкая, пищевая, деревообрабатывающая промышленности) развивались значительно медленнее. Однако и их рост был двухкратным. В целом среднегодовые темпы промышленного производства превышали 10 %. Столь высокие темпы позволяют сделать вывод о завершении к началу 60-х гг. построения в СССР индустриального общества.
Это обстоятельство обусловило и весьма серьезные позитивные сдвиги в социальной сфере: к середине 60-х гг. значительно выросла заработная плата рабочих и служащих (за 1961—1965 гг. — на 19%), увеличились доходы колхозников (в 1964 г. им были впервые введены пенсии), на 40% за годы семилетки вырос жилой фонд страны, укрепилась материальная база науки, образования, здравоохранения, культуры. Указанные достижения породили у Хрущева и его окружения эйфорию и уверенность в скором построении коммунизма. В 1959 г. на XXI съезде КПСС была поставлена задача в кратчайший срок «догнать и перегнать» ведущие капиталистические страны по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения. А в 1961 г. программа КПСС, принятая на XXII съезде, провозгласила, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме» уже к началу 80-х гг.
Нарастание трудностей в экономике, кризис хрущевских реформ. Практическое решение грандиозной задачи построения коммунизма столкнулось с несовершенством существовавшего хозяйственного механизма. В начале 60-х гг. экономическая ситуация в стране вновь осложнилась. Давали о себе знать не только объективные причины, но и многочисленные управленческие эксперименты в экономике, субъективизм и волюнтаризм руководства, значительное увеличение расходов на военные нужды, новая волна политизации и идеологизации управления экономикой.
Вновь нарушается принцип материальной заинтересованности как колхозников, так и рабочих промышленных предприятий. Были ограничены возможности ведения крестьянами подсобных хозяйств, что породило острую нехватку продовольствия в 1962—1964 гг.. В промышленном производстве роль материальных стимулов сводится на нет введенной системой морального стимулирования новаторов производства.
К этому же времени относится и «кукурузная эпопея» Хрущева. Стремясь увеличить производство кормовых культур, он настоятельно рекомендовал решить эту задачу путем расширения посевов кукурузы. С 1955 по 1962 гг. площади под нее были увеличены более чем вдвое (с 18 до 37 млн га). Результатом этих мероприятий стало общее снижение сбора зерновых. Ситуация усугубилась и кризисом в освоении целинных земель в 1962—1963 гг., связанным как с неблагоприятными погодными условиями, так и с непродуманной системой землепользования, приведшей к эрозии почв.
Кризисные явления в развитии сельского хозяйства привели к первым за долгие годы массовым закупкам зерна за границей, ставшим затем традиционными. В городах не хватало даже хлеба, за которым с раннего утра выстраивались огромные очереди. С 1 июня 1962 г. решением правительства были «временно» повышены на 30 % цены на мясо и на 25 % на масло. Это вызвало массовое недовольство, а в ряде случаев, и открытые выступления в рабочей среде. Наиболее серьезными стали события 1 — 2 июня 1962 г. в Новочеркасске, где против семитысячной демонстрации рабочих были выдвинуты войска. Волнения и столкновения с милицией в эти же дни имели место в городах Донбасса и Кузбасса.
С целью снижения напряженности правительство приняло ряд социальных мер. В частности, была повышена зарплата в госсекторе (на 35 %), удвоился размер пенсий и снижен пенсионный возраст. Продолжительность рабочей недели сокращается с 48 до 46 часов. Руководство отменило введенные еще в 20-е гг. обязательные государственные займы. Начал решаться и жилищный вопрос. Городской жилищный фонд с 1955 по 1964 гг. увеличился на 80%.
Все это свидетельствовало о том, что по сравнению с первыми послевоенными годами вторая половина 50-х гг. и даже начало 60-х гг. стали периодом значительного улучшения материального положения населения.
Подводя итоги параграфу, можно заключить, что результаты преобразований были достаточно противоречивыми: с одной стороны, выросли темпы промышленного и сельскохозяйственного производства, улучшилось материальное положение населения, с другой стороны, уже в начале 60-х годов наметились кризисные явления в социально-экономической сфере, руководство не смогло добиться поставленных задач. В современной науке вплоть до настоящего времени продолясаются споры относительно оценок характера и итогов хрущевских реформ.
Оценка экономических реформ. Несмотря на некоторые положительные сдвиги, общая цель реформ, нашедшая выражение в лозунге «Догнать и перегнать Америку!» не была достигнута. Отставание СССР от наиболее развитых капиталистических стран Запада продолжало оставаться значительным. Построение в СССР индустриального общества современного типа требовало замены не только прежнего хозяйственного механизма, но и устаревшей политической системы. Сломав репрессивную систему, реформы не тронули ее основу — систему административно-командную. Поэтому уже через пять-шесть лет многие из преобразований начали сворачиваться усилиями, как самих реформаторов, так и мощным административно-управленческим аппаратом. Новая общественная модель должна была ориентироваться на построение в СССР постиндустриального общества. Однако этого не произошло ни в начале 60-х гг., ни позже.

 

37 Нередко период 1953–1964 гг. образно называют «оттепелью» (так называлась известная в те годы повесть И.Г.Эренбурга, отразившая первые симптомы перемен после смерти Сталина).

Условно можно разделить на три периода:

март 1953–февраль 1956: начало преобразований,
с XX съезда – наиболее решительные меры по десталинизации,
первая половина 60–х гг. – «оттепель» выдыхается: усиление консервативных тенденций и колебаний в политике.
После Сталина: начало перемен

После смерти Сталина, на протяжении целой исторической эпохи являвшегося практически неограниченным диктатором огромной державы, наступила историческая полоса выбора, время преобразований. Важнейший процесс – распределение властных полномочий в верхах. Председателем Совета Министров стал Маленков, Берия возглавил объединенное МВД. В руководстве партии обходились без первого секретаря, но наибольшее влияние имел Хрущев.

Приняты первые шаги по устранению наиболее нетерпимых последствий сталинского правления: пересмотрены некоторые репрессивные дела (начиная с «дела врачей»), по инициативе Берии из лагерей освобождено 2 млн. чел., Маленков принимает меры по облегчению положения крестьян и высказывается с осуждением «культа личности» (правда, при этом еще не уточняется, о чьем «культе» идет речь).

Шла острая борьба за власть, в ходе которой в июне 1953 г. по инициативе Хрущева Берия был арестован и затем уничтожен. Сейчас историки высказывают разные мнения об этой борьбе, в том числе есть точка зрения, что Берия и Маленков выдвигали более смелые планы преобразований, чем Хрущев.

Дальнейшие шаги. В сентябре 1953 г. на Пленуме ЦК Хрущев был избран Первым секретарем ЦК КПСС, что говорило о его успехах в борьбе за лидерство, постепенном сосредоточении у него всех рычагов власти. Позднее – в 1955 г. Хрущев добился снятия Маленкова с поста предсовмина (до 1958 г. им был Булганин).

На пленуме 1953 г. были приняты решения и по самой сложной экономической проблеме – о сельском хозяйстве (снижение налогов, поощрение ЛПХ). В 1954 г. для быстрого подъема сельского хозяйства принимается решение о массовом освоении целинных и залежных земель. Продовольственная проблема на какое–то время была решена, но тем самым создавались новые проблемы (эрозия почвы на целине, отставание старых районов).

Сделаны новые шаги по смягчению политического режима. Ликвидированы чрезвычайные внесудебные органы («тройки», «особые совещания»). Медленно идет процесс реабилитации репрессированных из числа номенклатуры: до 1956 г. реабилитировано 5 тыс. человек. В эти годы несколько повышается политическая активность народа, в частности происходят крупные выступления узников ГУЛАГа (Кенгир и др.), что возможно повлияло на дальнейшую политику.

XX съезд и противоречия «десталинизации»

Разоблачение Сталина. Ускорение политических преобразований начинается с XX съезда КПСС (февраль1956 г.). На его последнем заседании Хрущев выступил с закрытым докладом, где впервые был развенчан миф о «непогрешимости» Сталина, острой критике разоблачались многие стороны его деятельности. Это еще больше проявилось в постановлении ЦК КПСС от 30 июня 1956 г. вышло постановление ЦК КПСС «О культе личности и его последствиях»: там все сводилось к личным недостаткам Сталина и специально подчеркивалось, что «культ личности Сталина» не изменил природы нашего общественного строя.

Тем не менее, критика Сталина имела большое положительное значение, стала значительным толчком для оживления общественной жизни. Теперь быстро пошел процесс реабилитации репрессированных – были освобождены сотни тысяч узников.

Противоречия политической ситуации. После XX съезда происходит рост общественной активности различных групп населения, прежде всего интеллигенции, студенчества. В Москве, Ленинграде стали возникать кружки студенческой молодежи, однако эти свободомыслящие люди были подвергнуты репрессиям, получив сроки заключения до 10 лет (например, по «делу истфака МГУ»).

В конце 1956 г. советские войска были брошены на подавление наиболее крупного демократического выступления этого времени в странах коммунистического блока – антисталинистской революции в Венгрии. Ее кровавое подавление оказало большое воздействие на политическое положение внутри нашей страны, способствовало усилению консервативных настроений в недрах властвующей элиты.

Одновременно в это время обострилась. Борьба за власть в советском руководстве. В июне 1957 г. Хрущев победил в столкновении с «антипартийной группой». Это было поражение сталинистов, но с другой стороны тем самым были устранены единственные легальные критики хрущевской политики. Хрущев приобрел огромную власть (с 1958 г. он стал и предсовмином), что усилило его негативные черты (склонность к непродуманным решениям, непоследовательность).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...