Борьба власти с оппозицией.
Официальные власти, стремясь сохранить статус-кво (т.е. прежнее положение вещей), со своей стороны предприняли все возможные усилия для организации отпора. Публичные осуждения общественности, исключение из творческих союзов, увольнение с работы, помещение в «психушки», откуда уже выходили с уничтожающим диагнозом, ссылки и даже аресты – все эти методы власть использовала достаточно активно. Ссылке, в частности, подвергся видный ученый того времени, академик А.Д. Сахаров, которому в сер. 70-х гг. была присуждена Нобелевская премия мира. В 1974 г. был выслан из страны Александр Солженицын. Я предлагаю вам посмотреть его обращение к молодежи, написанное незадолго до этого события.
Работа с документом – А. Солженицын «Жить не по лжи!»: Когда-то мы не смели и шепотом шелестеть. Теперь вот пишем и читаем Самиздат, а уж друг другу-то сойдясь в курилках НИИ, от души нажалуемся: чего только они не накуролесили, куда только не тянут нас!.. И судят, кого хотят, и здоровых загоняют в умалишенные – все «они», а мы – бессильны. …Мы так безнадежно расчеловечились, что за сегодняшнюю скромную кормушку отдадим все принципы, душу свою, …все возможности для потомков – только бы не расстроить своего утлого существования… Мы даже всеобщей атомной смерти не боимся… - мы только боимся шагов гражданского мужества! …Возразят: но ведь действительно ничего не придумаешь! Нам залепили рты, нас не слушают, не спрашивают. Мы ничего не можем. …И здесь-то лежит пренебрегаемый нами, самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи! Пусть ложь все покрыла, пусть ложь владеет всем, но в самом малом упремся: пусть владеет не через меня!
…Наш путь: ни в чем не поддерживать лжи сознательно! …Это будет нелегкий путь? – но самый легкий из возможных. Нелегкий выбор для тела – но единственный для души. …Если же мы струсим, то довольно жаловаться, что кто-то не дает нам дышать, - это мы сами себе не даем! Вопрос: Как вы считаете, в чем заключается основная мысль этого обращения Солженицына? (Очищение и освобождение общественного организма должно начинаться лишь с собственного очищения, с твердого самостоятельного и сознательного решения – ни в чем и никогда не поддерживать ложь и насилие).
Значение диссидентского движения.
Сегодня мы с вами можем говорить, что этот призыв Александра Солженицына был услышан. Диссидентов было мало, но их протесты помогли всколыхнуть общественное мнение. И в наше время мы уже, кажется, знаем, что такое свобода. И общество наше новое, гражданское, и государство совсем не страшное. А значит герои, рыцари, безумцы действительно победили. Завершая наше занятие, я прошу вас выразить свое мнение по рассмотренным проблемам в виде синквейна. Но, прежде, давайте обратимся к тому финалу, который предложен авторами фильма «Убить дракона». (эпизод из фильма).
41 Конец 60-х - середина 70-х гг. знаменовались тем, что политика мирного сосуществования XXII съезда КПСС стала наполняться реальным содержанием. Программа мира была выдвинута XXIV съездом КПСС (1971 г.) и дополнена XXV (1976 г.) и XXVI (1981 г.) съездами партии. В целом она содержала следующие основные положения: запрещение оружия массового поражения и сокращение его запасов; прекращение гонки вооружений; ликвидация военных очагов и конфликтов; обеспечение коллективной безопасности; углубление и укрепление сотрудничества со всеми государствами. В конце 60-х - начале 70-х годов происходит установление военно- стратегического паритета между США и СССР, ОВД и НАТО. Дальнейшее накопление ядерного оружия стало бессмысленным и слишком опасным для судеб человечества. Руководители ведущих стран встали на путь разрядки - ослабления угрозы ядерной войны.
Разрядка: качественно новый этап развития международных отношений, который характеризуется переходом от конфронтации к укреплению взаимного доверия, разрешению конфликтов и споров мирным путем, отказом от применения силы и угрозы, невмешательством во внутренние дела других государств, более тесным сотрудничеством в различных областях. Важнейшие звенья процесса разрядки: улучшение отношений между СССР, США и Западноевропейскими державами; ФРГ и странами Восточной Европы; СБСЕ; окончание Вьетнамской войны и др. Первые шаги на пути разрядки. 1) 1968 г. - Договор о нераспространении ядерного оружия 1971 г. - Договор о запрещении размещения ядерного оружия на дне морей, океанов и в недрах. СССР и США (улучшение отношений между ними внесло решающий вклад в разрядку). 1. 70-е годы: возобновлены советско-американские встречи на высшем уровне (1972,1974 гг. - визиты Никсона в Москву; 1973 г. - визит Брежнева в США). 2. Договоры общего характера: "Основы взаимоотношений между СССР и США"(1972 г.), "Соглашение о предотвращении ядерной войны", "Соглашение по мирному использованию атомной энергии". 3. Снижение ядерного противостояния (ряд договоров, ставших важным шагом человечества на пути к безопасности). - договора по ограничению стратегических вооружений - ОСВ-1 (1972 г.), ОСВ-2 (1979 г.) (в действие так и не вступил) - были установлены потолки наращивания стратегических вооружений; - Договор об ограничении подземных ядерных взрывов (не выше 150 килотонн) (1974 г.); - Договор о ядерных взрывах в мирных целях и др. Вьетнамская война. Одним из наиболее крупных столкновений СССР и США была война во Вьетнаме, где с 1966 по 1972 г. США использовал свои сухопутные и воздушные силы. Количество Американских войск в Южном Вьетнаме - 550 000 (1968 г.). 1972 г. - переговоры Брежнева и Никсона в Москве. СССР добился прекращения бомбардировок и войны в целом. 1976 г. - объединение Вьетнама. В этот период происходит мирное урегулирование территориальных вопросов в Европе. В начале 70-х гг. ФРГ заключила договоры с СССР, Польшей, ГДР, Чехословакией, в которых признавалась нерушимость границ в Европе, сложившихся после второй мировой войны. В сентябре 1971 г. на основе четырехстороннего соглашения СССР, США, Великобритания и Франции был урегулирован статус Западного Берлина.
Переход к новому этапу разрядки напряженности, основы этого периода, заложило Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) в Хельсинки. Главы 35 государств (33 из Европы, а также США и Канады) подписали Заключительный акт, основу которого составила Декларация, содержавшая такие принципы мирного сосуществования государств, как суверенное равенство государств, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, территориальная целостность государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество государств, добросовестное выполнение обязательств по международному праву и др. Последующие встречи участников СБСЕ стали называть Хельсинским процессом, или движением СБСЕ. СССР расценил Хельсинки как свою крупную победу. Деятельность СССР по реализации Программы мира повысила авторитет советского государства. К сожалению, советской дипломатии был присущ и ряд недостатков: дефицит открытости и гласности; необоснованная секретность о наличии химического оружия в СССР; отстаивание принципа самоконтроля за вооружением. СССР и страны социализма. Взаимоотношения СССР с социалистическими странами имели как успехи, так и недостатки. Несомненными успехами стали: а) Экономическое сотрудничество в рамках СЭВ, развитие интеграционных процессов, особенно в топливно-сырьевой и энергетической сфере (газопроводы "Дружба", "Союз", "Ямбург"; энергосистема "Мир"). В 1971 г. СЭВом была принята комплексная программа углубления сотрудничества, рассчитанная на 15-20 лет. Реально она осуществлялась 10 лет, с 1976 по 1985 г., после чего была прекращена. б) Интернациональная помощь Вьетнаму от агрессии США.
в) Прорыв экономической и дипломатической изоляции Кубы. г) Всеобщее признание суверенитета ГДР и прием ее в члены ООН. д) Активное сотрудничество в рамках ОВД. Практически ежегодно в 70 - 80- е гг. проводились общие военные маневры на территории ряда стран, в основном СССР, Польши и ГДР. С 1969 г. в рамках ОВД действовал Политический консультативный Комитет министров обороны. Наряду с социалистическими странами, которые входили в ОВД и СЭВ, существовали социалистические государства, проводившие независимый внешнеполитический курс. С одними СССР поддерживал добрососедские отношения, с другими находился в конфронтации. Дружескими были связи с Югославией (политика сдержанного благожелательства). Промежуточную позицию между Югославией и другими социалистическими странами занимала Румыния. Руководство страны во главе с Чаушеску пыталось проводить независимый внешнеполитический курс, однако в целом как внутренняя, так и внешняя политика государства соответствовала принципам социализма, поэтому советское руководство мирилось с румынской «самостоятельностью». Однако в отношениях с социалистическими странами имелись и недостатки: а) Парадность и разговорный уровень решения проблем на многих встречах руководителей. б) Ввод войск СССР, ГДР, Польши, Венгрии и Болгарии (1968 г.) в Чехословакию, для подавления «контрреволюции». в) Экономическая, политическая и военная помощь польскому руководству с целью подавления антиправительственных выступлений в начале 80-х гг. г) Разногласия между СССР и КНР дошедшие до вооруженных конфликтов на границе в 1969 г. д) Противоречия в отношениях СССР с его союзниками по ОВД в конце 70-х - начале 80-х гг. В государствах Восточной Европы усилилось стремление освободиться от опеки со стороны СССР, добиться самостоятельности в проведении внутренней и внешней политики. Взаимоотношения СССР и развивающихся стран в годы "застоя" были наиболее деформированными. Всесторонняя помощь СССР 45 бывшим зависимым странам осуществлялась, в основном, на безвозмездной основе. Хотя наша страна и не участвовала в их колониальном ограблении, негативное здесь заключалось в следующем: идеологизированность, поддержка режимов, заявляющих о социалистической ориентации; недооценка уровня развития этих стран; использование военной силы в стремлении удержать страны третьего мира в сфере социалистического лагеря. Крупным просчетом советского руководства стал ввод войск в Афганистан в 1979 г., приведший к мировой изоляции СССР. С конца 70-х гг. начался невиданный виток гонки вооружений.
1. 1979-1980 годы - попытки США развернуть в Западной Европе нейтронное оружие. 2. 1983-1984 годы - США размещают на территории ФРГ, Англии, Италии крылатые ракеты среднего радиуса действия. 3. 1984 год - СССР размещает в ГДР и ЧССР ядерные ракеты среднего радиуса (СС-20), наращивает танковые части в Европе, развертывает строительство авианосцев. На смену разрядки опять пришла гонка вооружений. Основными причинами являлись: Во-первых, идеологические стереотипы и догматизм мышления политиков всех стран. Об этом свидетельствовали следующие факты: а) стратегическая концепция "ядерного сдерживания", лежавшая в основе политики стран Запада; б) утверждение советского руководства о том, что мирное сосуществование является "специфической формой классовой борьбы"; в) понимание безопасности, как наращивания военной силы и вооружений и т.д. Во-вторых, решение о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. В этой необъявленной 9-летней войне погибло 15 тыс. советских солдат, 35 тыс. было ранено. Во всем мире это событие расценили как открытую агрессию. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН почти в полном составе осудила действия СССР. Афганские события резко понизили авторитет СССР, привели к серьезному сужению его внешнеполитической деятельности. В-третьих, решение советского руководства о размещении ракет средней дальности в Европе. В итоге страна оказалась втянутой в изнурительную гонку вооружений. Об агрессивности внешней политики США свидетельствовало следующее: 1. Агрессивная направленность всех военных доктрин и политики США за 1965-1985 гг. Американский атомный шантаж имел место в 1968 г. против Вьетнама, в 1980 г. против Ирана. С 1961 по 1965 гг. ЦРУ США осуществило около тысячи тайных операций против неугодных американскому руководству деятелей и законных правительств. 2. Превышающий инфляцию рост военного бюджета США. С 1960 по 1985 г. военный бюджет США возрос с 41,6 до 292,9 млрд. долл., т.е. более чем в 7 раз. Это официальные цифры. Фактически военные расходы США были в 1,5 раза больше. Они не учитывали расходы: по министерству энергетики (ядерные взрывы, лазеры и т.д.); военные программы НАСА, "звездные войны"; военную помощь другим странам. 3. Не утихающая гонка вооружений. 4. Идеологическая подрывная деятельность против стран социалистического лагеря, которая достигла уровня "психологической войны". 5. Укрепление существующих и создание новых военных блоков и баз: - 1966 г. - АЗПАК (Азиатско-Тихоокеанский совет); - 1971 г. - АНЗЮК (Тихоокеанская военная группировка). - На территории 34 стран было 400 военных объектов США, из них 100 баз - вокруг СССР. 6. Разжигание существующих и создание новых очагов международной напряженности. За рассматриваемый период США осуществили интервенции: 1964- 1973 гг. - Индокитай; 1980 г. - Никарагуа; 1980 г. - Иран; 1981-1986 гг. - Ливия; 1982-1984 гг. - Ливан; 1983 г. - Гренада. Международное положение СССР в первой половине 80-х гг. резко ухудшилось. Активные попытки его преодоления были предприняты лишь во второй половине 80-х гг., с приходом к власти М.С.Горбачева.
42 Общие условия развития культуры. Думаю, если бы Э. Неизвестному пришлось делать надгробие для Брежнева, оно было бы сплошь черным. Никогда и никто прежде в нашей стране не позволял себе доводить ситуацию до такого абсурда. У власти был мнительный и трусливый человек, с полным отсутствием самокритичного контроля за своими действиями (обилие наград и званий, вера в собственное величие), с явными следами болезни. Именно в это время на всех уровнях процветали коррупция, очковтирательство, обман, воровство, партийные должности стали превращаться в пожизненную награду за «службу и дружбу». Этот период советской истории справедливо называют – годы «застоя», «брежнеское безмыслие». Во внешней политике, с одной стороны, провозглашается «Программа мира», с другой – СССР беззастенчиво вмешивается во внутренние дела суверенных государств (в т.ч. Чехословакия и ввод войск в Афганистан). В области экономики мы отстали на века, как писал в своем письме А.Д. Сахаров, во-первых, потому что постоянно неправильно выбирали приоритетные направления, во-вторых, правительство не подозревало о существовании экономических законов, успехи экономики видели только в правильном руководстве. Недаром, отраслевые министерства и ведомства росли как «грибы после дождя». В начале 60-х их было около двух десятков, к началу 80-х число приблизилось к сотне (не считая 800 республиканских). Однако в экономике удалось создать впечатлениеблагополучия за счет сырьевого экспорта (отсюда такая тоска по застойным временам). Основной доход давала нефть. Начался хищнический и необратимый процесс истребления природных ресурсов. Замораживаются самые перспективные разработки отечественных технологий, в свою очередь финансируются самые бесполезные и бездарные проекты (БАМ – «самый длинный памятник эпохи застоя», массовая ликвидация «неперспективных деревень», проект переброски части северных рек на юг и т.п.). В итоге темпы роста советской экономики упали до уровня экономической стагнации. Социальная политика также строилась на непримиримых противоречиях. Партийное руководство провозглашает проблему повышения жизненного уровня населения своей стратегической целью. В 60-е годы государство переходит к индустриальному строительству благоустроенного жилья с водопроводом, канализацией, ванной, газом. Планируется широкое развитие социальной инфраструктуры (строительство больниц, школ, дошкольных учреждений). Рабочую неделю сократили до 42 часов. Был принят новый лучший в мире закон о пенсиях, предусматривавший самый низкий пенсионный возраст, наблюдался постоянный рост номинальной заработной платы (1956 – 75 руб., 1985 – 210). Однако уже в 70-е годы социальная сфера финансируется по остаточному принципу (капиталовложения в первую очередь идут в тяжелую промышленность и оборону). На жилье возникают огромные очереди. Сокращается число больниц, по уровню детской смертности Россия оказалась на 56 месте в мире. Рост пенсий и заработной платы не обеспечивался соответствующим производством средств потребления и продуктов питания. Начались инфляционные процессы. Снижается реальный жизненный уровень населения. В официальной идеологии незыблемыми остаются руководящая роль партии, социалистический патриотизм и интернационализм, социалистический гуманизм. Причем, договорились даже до отрицания общечеловеческих ценностей таких как, пацифизм, абстрактный гуманизм (признавали только социалистический). Единственное, в качестве ближайшей цели, теперь объявляется не коммунизм, а развитойсоциализм, как неизбежный этап на пути к коммунизму, что и было зафиксировано в новой редакции Конституции СССР 1977 г. Общественное сознание второй половины 60-х годов заряжено потенциалом оттепели. По всей стране прокатилась волна новаторства. У нас была самая внушительная в мире армия изобретателей. Однако СССР оказался фактически на последнем месте по доле изобретений внедренных в производство, поскольку как только дело, как говориться, доходило до дела, тут же следовал окрик, запрет, отстранение от должности. 43 После смерти в 1985 г. Черненко к власти пришел Михаил Горбачев. К тому времени СССР уже находился на грани глубокого кризиса, как в экономике, так и в социальной сфере. Эффективность общественного производства неуклонно снижалась, тяжким бременем на экономике страны лежала гонка вооружений. Фактически в обновлении нуждались все сферы жизни общества. Сложное положение СССР явилось причиной перестройки, а так же, изменения внешней политики страны. Современные историки выделяют следующие этапы перестройки: · 1985 – 1986 гг. · 1987 – 1988 гг. · 1989 – 1991 гг. В период начала перестройки с 1985 по 1986 гг. существенных изменений в организации управления страной не было. В регионах власть, по крайней мере, формально, принадлежала Советам, а на высшем уровне – Верховному Совету СССР. Но, в этот период уже слышались заявления о гласности и борьбе с бюрократией. Постепенно начался процесс переосмысления международных отношений. Значительно уменьшилась напряженность в отношениях СССР – США. Масштабные изменения начались несколько позднее – с конца 1987 года. Этот период характеризуется небывалой свободой творчества, развитием искусства. На телевидении выходят авторские публицистические программы, журналы печатают материалы, пропагандирующие идеи реформ. В тот же время, явно обостряется политическая борьба. Начинаются серьезные преобразования в сфере государственной власти. Так, в декабре 1988 г., на 11 внеочередной сессии Верховного Совета принимается закон «Об изменениях и дополнениях к Конституции». Закон внес изменения в избирательную систему, введя принцип альтернативности. Однако наиболее бурным оказался третий период перестройки в СССР. В 1989 г. полностью выводятся из Афганистана советские войска. Фактически СССР перестает поддерживать социалистические режимы на территории других государств. Лагерь социалистических стран рушится. Важнейшим, знаковым, событием того периода является падение Берлинской стены и объединение Германии. Партия постепенно утрачивает реальную власть и свое единство. Начинается ожесточенная борьба фракций. Критике подвергается не только сложившаяся в СССР ситуация, но и сами основы идеологии марксизма, а так же октябрьская революция 1917 г. Формируется множество оппозиционных партий и движений. На фоне жесткой политической борьбы в этот период перестройки Горбачева начинается раскол и в сфере интеллигенции, среди деятелей искусства. Если часть их была критически настроена по отношению к происходящим в стране процессам, то другая часть оказывает всестороннюю поддержку Горбачеву. На фоне невиданной то этого времени политической и социальной свободы значительно уменьшаются объемы финансирования, как искусства, так и науки, образования, многих отраслей производства. Талантливые ученые в подобных условиях уезжают работать за рубеж, или же превращаются в бизнесменов. Множество НИИ и КБ прекращают свое существование. Развитие наукоемких отраслей замедляется, а позже и совсем останавливается. Пожалуй, ярчайшим примером этого может стать проект «Энергия – Буран», в рамках которого был создан уникальный космический челнок многоразового использования «Буран», совершивший единственный полет. Материальное положение большинства граждан постепенно ухудшается. Так же, происходит обострение межнациональных отношений. Многие культурные и политические деятели начинают говорить о том, что перестройка изжила себя. Последствия перестройки крайне неоднозначны и многоплановы. Безусловно, получение обществом социальных и политических свобод, гласность и реформирование планово-распределительной экономики являются положительными моментами. Однако, процессы, происходившие в период перестройки в СССР 1985 – 1991 гг., привели к распаду СССР и обострению тлевших долгое время межнациональных конфликтов. Ослаблению власти, как в центре, так и на местах, резкому снижению уровня жизни населения, подрыву научной базы и так деле. Несомненно, итоги перестройки и ее значение еще не раз будут переосмыслены будущими поколениями. 44 С началом перестроечного процесса стали происходить серьезные изменения во внешней политике СССР. С уходом с поста министра иностранных дел А.А. Громыко, произошла смена руководства министерства. Во внешнюю политику пришли люди с новым мышлением. Внешнеполитический курс стал выбираться на основе мнения экспертов. Горбачев заявил о приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми и отказе от основного постулата советской идеологии, о расколе мира на две противоборствующие общественно-политические системы. Мир признавался единым и неделимым. Основным инструментом разрешения международных вопросов, признавался не баланс сил, а баланс их интересов. Исходя из этого, были определены основные направления внешней политики: · смягчение противостояния между Востоком и Западом посредством переговоров; · урегулирование региональных конфликтов; · расширение экономических связей с мировым сообществом. Особое значение придавалось советско-американским отношениям. Ежегодными стали «встречи в верхах», в результате были подписаны соглашения об уничтожении ракет средней и меньшей дальности. В июле 1991 года М.С. Горбачев и Д. Буш подписали договор об ограничении наступательных вооружений. Достигнут значительный успех в переговорном процессе о снижении количества обычных вооружении в Европе. Подписав этот договор в ноябре 1990 года, СССР выдвинул встречную инициативу и в одностороннем порядке сократил численность сухопутных войск на 500 тыс. человек. В апреле 1991 года М.С. Горбачев нанес визит в Японию, с целью подготовить почву для подписания мирного договора и оживления двухсторонних отношений. Советская делегация официально признала существование территориальных разногласий с Японией, связанных с изменением границ в результате их пересмотра в 1945 года В мае 1989 года в результате визита Советской делегации в Пекин, произошла нормализация отношений с Китаем, подписаны долгосрочные соглашения о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве. Был положен конец бессмысленной войне Советского Союза в Афганистане. Процесс урегулирования и вывода войск осуществлялся поэтапно: в феврале 1988 года было объявлено о выводе войск, который начался 15 мая 1988 года и завершился в феврале 1989 года. Политика отказа от применения силы в международных отношениях, в том числе и по отношению к союзникам, ускорила процесс падения коммунистических режимов в странах восточной Европы. В Чехословакии, Польше, Болгарии, Румынии, Венгрии, ГДР к власти пришли новые демократические силы. В ноябре 1989 года прекратила существование Берлинская стена - символ раздела Европы. Лидеры новых государств взяли курс на разрыв связей с СССР и сближение со странами Запада. 1 июля 1991 года юридически оформлен роспуск Варшавского Договора. К этому времени советские войска покинули Венгрию и Чехословакию. Была решена самая большая проблема европейской политики - «германский вопрос». В 1990 году в Москве состоялась встреча канцлера ФРГ Г. Коля с М.С. Горбачевым. В ходе переговоров, было достигнуто соглашение об объединении двух германских государств и вхождении единой Германии в состав НАТО. В марте этого же года, в ГДР были проведены многопартийные выборы, победу в которых одержал блок буржуазно-консервативных партии. В ноябре ГДР вошла в состав ФРГ. В период перестройки произошла интеграция СССР в мировое сообщество. Началась работа представителей СССР в международных конференциях и встречах лидеров ведущих стран. На западе резкий поворот во внешней политике связывали с именем президента СССР Горбачева. В 1990 году он был удостоен Нобелевской премии мира. Выросло доверие к СССР. 45 В самом начале 90-х гг. Россия оформлялась как суверенное государство. Как известно, в мае-июне 1990 г. на Съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете России. В июне 1991 г. Президентом России был избран Б. Н. Ельцин. Идею о суверенитете России поддерживали практически все политические партии и течения, начиная от коммунистов во главе с И. К. Полозковым и кончая демократами. Демократы, правда, считали тогда, что российский сепаратизм опасен для самой России. В 1991 г. после драматических событий 19 августа распад СССР ускорился и завершился Беловежским соглашением в декабре этого же года о создании Союза Независимых Государств в составе России, Белоруссии и Украины. Этим соглашением была оформлена ликвидация СССР. С начала 1992 г. переход к рыночной экономике стал одним из приоритетных направлений внутренней политики руководства России. При абсолютно новых задачах в экономической сфере руководящие посты заняли преимущественно прежние номенклатурные работники, недавние противники рыночных отношений. В условиях распада СССР рушилась монополия государственной собственности, правопреемницей которой объявила себя Россия. Сформированное Б. Н. Ельциным правительство во главе с Е. Т. Гайдаром объявило о либерализации цен (освобождение их из-под контроля государства), приватизации (передаче или продаже в частную собственность части государственной собственности) и акционировании (превращении государственной собственности в акционерную на основе купленных акций, дающих право их владельцу на присвоение части прибыли предприятий в форме дивиденда) государственной собственности. Предложенный путь выхода страны из кризиса стали называть шоковой терапией. Либерализация цен привела к тому, что к концу 1992 г. они увеличились в 36 раз, а сбережения граждан обесценились. Затем в начале 1993 г. правительство прибегло к увеличению денежной массы (напечатало деньги), что привело к их инфляции (обесцениванию). Резкое повышение цен совпало с началом приватизации и акционирования путем выдачи ваучеров, т. е. приватизационных чеков. Ваучеры бесплатно получили все граждане России – от новорожденных до стариков. Они могли свободно продаваться и давали право стать акционерами. Многие акционеры, а их всего было около 40 млн, в условиях роста цен вынуждены были продавать свои приватизационные чеки. Ваучеры скупали состоятельные люди, в том числе номенклатурные работники, которые еще недавно были стражами государственной собственности, а теперь руководили ее распродажей. Они становились владельцами значительной доли акций приватизируемых предприятий, активно смыкались с коммерческими структурами и банковской системой, получая при этом большую прибыль. Повсеместным явлением стала коррупция. Она захватила в свои сети большое количество чиновников от самого высокого ранга в центре до самого низкого на местах. Разбогатевшие люди, которых стали называть «новыми русскими», вкладывали свои деньги в зарубежные банки. Данные западноевропейской статистики свидетельствуют о том, что за неполные три года (1992–1994) из России было вывезено почти 50 млрд долларов. Одновременно происходило увеличение численности управленческого аппарата России. Он стал более многочисленным, чем был в СССР. В эти годы в стране резко подало промышленное и сельскохозяйственное производство. Быстро шел процесс поляризации общества. Увеличивалось число бедных и безработных. Чем больше становились доходы одних, тем беднее становились другие. За чертой бедности оказалось более 40 % населения, а 8 млн человек стали безработными. Реформы, проведенные правительством Е. Т. Гайдара, вызвали резкое недовольство у россиян. В декабре 1992 г. правительство возглавил бывший руководитель Газпрома В. С. Черномырдин. Оставаясь приверженцем рыночной экономики, он решил остановить общее падение производства путем инвестиций иностранного и отечественного капитала в промышленность и сельское хозяйство. Правительство В. С. Черномырдина выделило значительные кредиты топливно-энергетическому комплексу. Оно стало проводить протекционистскую политику, поддерживая государственные предприятия и в первую очередь военно-промышленного комплекса, в том числе и убыточные, но вместе с тем поощряло предпринимательскую деятельность граждан. Вскоре темпы спада промышленного производства удалось несколько приостановить. В 1995 г. они снизились по сравнению с 1994 г. в семь раз. Осенью 1994 г. начался второй этап приватизации путем свободной купли-продажи акций предприятий по рыночным ценам. В экономической сфере Россия решала проблемы рыночных отношений, а в области политики она стояла перед выбором формы государственности. Высшим органом законодательной власти в России был Съезд народных депутатов и избираемый им Верховный Совет. Исполнительную власть представляли Президент и назначаемое им правительство. Высшей инстанцией судебной власти стал Конституционный Суд. Но такое разделение властей еще не было отражено в Конституции Российской Федерации. Задача разработать ее проект была поставлена в 1990 г. на I Съезде народных депутатов. Документ дорабатывался и перерабатывался вплоть до декабря 1993 г. Такие сроки подготовки Конституции объяснялись многими обстоятельствами. Так, например, между президентом, с одной стороны, и Съездом Народных депутатов и Верховным Советом – с другой, возникли разногласия по поводу законодательного оформления государственности республики. Одни обращались к опыту либеральной модели государственного устройства европейских стран, другие – к собственному опыту власти Советов. Президентский проект Конституции Российской Федерации, представлявший собой вариант модели президентско-парламентской республики, не был поддержан руководством Верховного Совета. Верховный Совет и Съезд народных депутатов стали центром, вокруг которого начали объединяться силы, противостоящие правительству и Президенту. В декабре 1992 г. состоялся VII Съезд народных депутатов России, на котором руководство Верховного Совета во главе с Р. И. Хасбулатовым предложило внести поправки в Конституцию РФ. Суть поправок сводилась к тому, чтобы ограничить полномочия исполнительной власти и президента, а Верховному Совету предоставить право «приостанавливать действие указов и распоряжений Президента РФ, отменять постановления и распоряжения Совета министров республик в составе Российской Федерации в случае их несоответствия законам Российской Федерации». В течение лета 1993 г. продолжалась борьба между исполнительной и законодательной ветвями власти. Президент обвинял Р. И. Хасбулатова в намерении возвратить страну к коммунистическому прошлому. В свою очередь Верховный Совет приостановил действие многих указов президента и законодательных инициатив правительства. В ответ Указом от 21 сентября 1993 г. Президент объявил о роспуске Съезда народных депутатов России и Верховного Совета. Верховный Совет объявил действия президента антиконституционными, а А. В. Руцкой, Вице-президент России, заявил, что обязанности президента он берет на себя, и приступил к формированию своего правительства. Этот конфликт был разрешен Президентом Б. Н. Ельциным по чилийскому варианту 1973 г. – расстрелом «Белого дома» 3–4 октября 1993 г. и арестом руководства Верховного Совета – Р. И. Хасбулатова, А. В. Руцкова и других, с заключением их в Лефортовскую тюрьму. Это «мероприятие» президента Б. Н. Ельцина и его окружения вызвали шок в стране и за рубежом у одних и восторг, ликование в США и странах НАТО у других людей. Однако действовавшая тогда Конституция РСФСР не предусматривала такой вариант разрешения конфликтов, поэтому решено было ускорить принятие новой Конституции России, чтобы закрепить достигнутые успехи в строительстве новой рыночной демократии. Еще в сентябре 1992 г. Б. Н. Ельцин, отвечая на вопросы главного редактора газеты «Аргументы и факты» В. Старкова, говорил: «Главное, что я хочу сказать тем, кто повсюду кричит, будто Россия идет к капитализму, – ни к какому капитализму мы Россию не идем. Россия к этому просто не способна. Россия – уникальная страна. Она не будет ни в капитализме, ни в социализме. Она будет Россией, которая наконец-то сбросила ярмо рабства, дала свободу человеку, свободу предприятиям, свободу предпринимательству, свободу республикам, входящим в состав России, свободу регионам, областям и краям с минимальным давлением из Москвы, с минимальным влиянием бюрократии из центра, с максимальной самостоятельностью на местах… Россия остается, есть и будет цельным единым государством – великим и мощным. С достойным человека материальным обеспечением». Еще ранее 7 апреля 1992 г., выступая с докладом на VI Съезде народных депутатов Российской Федерации, Б. Н. Ельцин говорил: «Сегодня реформы – это реальность. Реформы идут, они начинают давать первые результаты, и позитивные, и негативные… Социальная сила, способная вывести Россию из кризиса, – это массовый слой предпринимателей. Проблемой большой политической и экономической значимости стал рост преступности в стране. Взяв курс на экономические реформы, мы знали, что столкнемся с этой проблемой. Но ее масштаб проявился значительно больше, чем можно было предполагать. Организованная преступность, коррупция, разного рода «теневики», сращиваясь с государственно-валютными структурами, пытаются диктовать «свои правила игры»… Переход от командной к рыночной экономике, сопровождаемый глубокими структурными изменениями народного хозяйства, оказался болезненным и потому, что надломилась вся неповоротливая уравнительная система социального обеспечения. Она не смогла защищать не только инвалидов, пенсионеров, студентов, но и других людей, нуждающихся в поддержке. Под ударом оказались семья, материнство и детство – будущее России…» В декабре 1993 г. во время выборов в новый российский парламент состоялся референдум по принятию Основного Закона страны – Конституции Российской Федерации. Это была первая Конституция, в которой провозглашалось уже не советское, а парламентское устройство с четким разделением властей. В этой Конституции властей говорится, что президент является главой государс
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|