Модернизация исторического образования. Концепция нового УМК по отечественной истории.
Модернизация системы школьного исторического образования в современной России обусловлена комплексом социально-исторических и научно-педагогических факторов. В последнее десятилетие ХХ в. одним из главных событий мировой истории стало становление нового государства — Российской Федерации, которая после распада Советского Союза стала суверенным государством. В нашей стране произошли коренные изменения, которые затронули все сферы общественной жизни – политику, экономику, культуру, духовную жизнь. Становление новой российской государственности является сложнейшим и болезненным для граждан России процессом. Эти революционные по масштабам изменения радикально повлияли на российскую систему образования в целом и систему школьного исторического образования в частности. Осмысление всех сторон этого процесса в системе образования ещё только начинается. Педагогическое сообщество пытается сформулировать подходы к построению такой системы образования, которая обеспечит России и её гражданам достойное место в современном мире. В настоящее время в России в системе образования происходит процесс переосмысления практически всех аспектов системы под углом зрения их соответствия вызовам ХХI в. Результатом этого процесса должно стать формирования стратегии комплексной модернизации образования, призванной обеспечить повышение эффективности и качества отечественного образования.
Модернизация образования в Российской Федерации в начале ХХI в. имеет определённую преемственность с образовательной реформой 1990—1992 гг., основные достижения которой отражены в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992).
- переход к 11 летней школе - временный Госстандарт - Концентрическая система изучения - многообразие программ и учебников - плюрализм…
Положительно оценивая политику и практику модернизации школьного образования в РФ в целом, нельзя вместе с тем не отметить недостаточную эффективность действий органов государственной власти в области образования. Так, в частности, в решении коллегии Министерства образования и науки РФ от 4 ноября 2004 г. сделан критический анализ деятельности упразднённого в 2004 г. Министерства образования РФ. При этом констатируется, что внутриотраслевой, замкнутый характер образовательной политики в ряде случаев приводил к межведомственной рассогласованности по вопросам образовательных реформ и к противодействию различных общественных групп процессу модернизации образования. Внедрение в педагогическую практику основных направлений государственной образовательной политики чаще всего не оценивалось с позиций социально-экономической эффективности образовательной деятельности. Фактически не получили развития механизмы взаимодействия системы образования, рынка труда и общественных институтов. Оценивая эффективность проведённых экспериментов в сфере общего образования, коллегия констатировала, что, за исключением эксперимента по ЕГЭ, они не затронули основной массы работников системы образования. Поэтому для многих из них модернизация не стала жизненно важной задачей, превратившись в разговоры о переменах к лучшему, притом что повседневные проблемы развития образования решались медленно. Это не позволило сформировать необходимую массовую поддержку проводимым преобразованиям, сделать цели модернизации образования понятными и разделяемыми большинством образовательного сообщества и общества в целом. Чтобы подтолкнуть преобразования и добиться содержательных изменений, Правительство начало реализацию национального проекта «Образование». Далее президент перечислил приоритетные задачи в этой сфере. Прежде всего, образование должно быть доступно для всех граждан. А его качество соответствовать лучшим отечественным и международным образцам. Нужны и принципиально новые оценки качества образования, причём с опорой на критерии, предъявляемые обществом, экономикой, работодателями, рынком труда. Во-вторых, в образовании должны, наконец, появиться новые управленческие технологии и финансовые механизмы. Регионы могут более эффективно внедрять нормативно-подушевое финансирование.
В-третьих, система образования должна быть ответственна за результаты воспитательной работы, за воспитание личности. Концепция нового УМК по Отечественной истории ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Необходимость создания нового учебника истории России диктуется, прежде всего, развитием мировой исторической науки, накоплением новых исторических знаний, возросшим общественным интересом к событиям прошлого. Представленная Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории включает в себя Историко-культурный стандарт, который содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий. Историко-культурный стандарт представляет собой научное ядро содержания школьного исторического образования и может быть применим как к базовому, так и профильному уровню изучения истории. Историко-культурный стандарт сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей – объективные сложности в преподавании. Концепция направлена на повышение качества школьного исторического образования, развитие компетенций учащихся общеобразовательных школ в соответствием с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего и среднего (полного) образования, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.
Реализация Концепции предполагает не только подготовку учебно-методического комплекса, состоящего из учебной программы курса, учебника, методических пособий, книг для учителя, комплекта карт, электронных приложений, но и формирование единого научно-образовательного пространства в сети Интернет. Успешная реализация Концепции возможна лишь в случае проведения комплекса мероприятий, направленных на развитие исторического информационного пространства, насыщения его научно-обоснованными материалами как для учителей, так и для учащихся общеобразовательных учреждений. Перечень «трудных вопросов истории России» составлен с целью включения в методические пособия и книги для учителя дополнительных справочных материалов, соотносящих наиболее распространенные точки зрения на эти события. Представляется целесообразным подготовить серию тематических модулей, посвященных отдельным вопросам истории России. Задачи учебно-методического комплекса: Предполагается использование Концепции при подготовке текстов соответствующей линейки школьных учебников. В этих текстах необходимо:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|