Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Применение технологии развития критического мышления




На уроках истории и обществознания (из опыта работы)

Технологию ТРКМ чаще всего использую в старших классах на уроках истории и обществознания, так как учащимся уже известен изучаемый материал и нахождение новых знаний, идей, различных точек зрения на некоторые вопросы, корректировка своих знаний вызывает интерес к предмету и процессу обучения, позволяет учащимся реально оценить свои знания, стимулирует к новым достижениям в овладении предметом. Чаще всего использую приемы «толстых» и «тонких» вопросов, «INSERT», «взаимоопрос».

В среднем звене есть темы, по которым учащиеся получили знания в начальной школе, из СМИ, книг и других источников, поэтому и там можно использовать ТРКМ. Например:

- в 5 классе – «Олимпийские игры», «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», «Религия древних греков»,

- в 6 классе – «В рыцарском замке», «Могущество папской власти», «Борьба Руси с западными завоевателями», «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»,

- в 7 классе – «Петр I. Россия на рубеже веков»,

- в 8 классе – «Отечественная война 1812 г.»,

- в 9 классе – «Великая Отечественная война. 1941–1945 гг»

В среднем звене чаще использую прием ЗХУ, «синквейн», «кластер», «толстых и тонких вопросов», «взаимоопрос».

Реализация технологии проблемно-диалогического обучения на уроках истории.

Особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс новых технологий обучения. Одна из них – технология проблемно-диалогического обучения, разработанная на основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении и психологии творчества и др.Данная технология является одной из наиболее универсальных личностно-ориентированных технологий, применимых на разных ступенях образовательной системы и на любом предметном содержании, поэтому я использую на уроках истории и обществознания.

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем.

Актуальность технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения, она позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.

Результативность технологии заключается в эффективном развитии интеллекта и творческих способностей, повышении мотивации учения, создании атмосферы сотрудничества учителя и ученика, воспитании активной личности, достижении высокого уровня обученности.

Данная технология является также здоровьесберегающей, так как исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребёнка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки.

Благодаря проблемно-диалогическому обучению у обучающихся развиваются пять универсальных компетентностей:

- способность к исследованию;

- способность к эффективным коммуникациям и организации взаимодействия;

- способность принимать решения;

- способность осуществлять принятое решение;

- способность постоянно осваивать новые виды деятельности.

Данная технология развивает не только ученика, но и учителя. Учитель вырастает как творческая личность, коммуникативный лидер, способный в современных условиях успешно решать сложные педагогические задачи. Уроки, на которых дети сами определяют тему, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила – доставляют удовольствие учителю, радость открытия детям. Технология проблемно-диалогического обучения становится сегодня приоритетным принципом образовательного процесса.

Проблемно – диалогическая технология базируется на концепции А. А. Леонтьева «Педагогика здравого смысла», на системе принципов развивающего образования и реализует современные образовательные технологии деятельностного типа. Данная образовательная система разработана и апробирована Амонашвили Ш. А., Леонтьевым А. А., Бондыревой С. К., Ладыженской Т. А., Бунеевым Р. Н., Бунеевой Е. В., Горячевым А. В., Вахрушевым А. А., Даниловым Д. Д., Мельниковой Е. Л.

Проблемно – диалогическая технология позволяет заменить традиционное объяснение материала учителем на самостоятельное открытие новых знаний учениками.

На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем, обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы.

Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не "пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить.

На уроках, проводимых мною по проблемно-диалогической технологии, предполагается несколько этапов:

1.Создание проблемной ситуации

2.Формулировка учениками в диалоге с учителем учебной проблемы

3.Выдвижение гипотез

4.Актуализация знаний учащихся

5.Открытие нового знания

1. Применение нового знания

Этап

Приемы создания проблемных ситуаций:

- Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

- Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;

- Побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

- Ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).

Чаще всего использую следующие приемы создания проблемной ситуации противоречия:

· Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременнным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. Факт понимается как единичная научная информация, теория- система научных взглядов,мнение- позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие увидели?»

· Проблемная ситуация с противоречием между житейским(т. е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактос создается следующим образом. Сначала я выявляю житейское представление учеников вопросами или практическим заданием на «ошибку». Затем представляется научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вы думали сначала? А что оказывается на самом деле?»

· Проблемная ситуация между реальным положением дел и эмоционально-оценочными представлениями о должном и справедливом

· Проблемная ситуация между необходимостью выполнить задание и невозможностью это сделать при имеющемся уровне знаний и умений

Этап

На этом этапе организуется подводящий к теме диалог учителя с учениками. Он представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающий формулирование темы урока, учебной проблемы учениками. Вопросы задаются следующие: Какой у вас возник вопрос на основе выявленного противоречия? Что нам предстоит сегодня выяснить? Учащиеся формулируют учебную проблему

Этап

На этом этапе учитель организует диалог, который побуждает к выдвижению гипотез.Он имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения(призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказками(намеком, сужающим область поиска),в крайнем случае завершается сообщением учителя. Ученики предлагают свои версии, мною принимаются разные гипотезы, даже абсурдные.

Этап

Этот этап состоит из актуализации знаний и планировании способов деятельности.В диалоге ученики вспоминают ранее изученный материал, который связан с проблемой и выясняют, что необходимо узнать, каких знаний не хватает, чтобы решить эту проблему и определяют где и как их добыть (открыть).

Этап

В соответствии с первым пунктом дается задание по обсуждению новых знаний, в ходе выполнения задания проверяются версии. Учащиеся работают с текстом учебника, дополнительной литературой, наглядными пособиями, используются компьютерные технологии. Ученики выбирают варианты ответа по учебной проблеме. В ходе работы чередуются разные формы: индивидуальная, парная,групповая и общая беседа.

Этап

Происходит представление использования новых знаний в виде рассказа, схемы-рисунка и т.д.. Учащиеся обобщают, делают выводы по проблеме. Учитель организует рефлексию: Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? Ученики проводят самоанализ и дают самооценку.

Таки образом технология проблемно – диалогического обучения дает возможность ученикам не быть объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, а быть активными её субъектами, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи. Данная технология направлена на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:

1. умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);

2. самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);

3. креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...