Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дикция. 6. Основы работы оператора.




Звук

Когда достигнута легкость и четкость в произношении каждого согласного, наработаны навыки правильного дыхания, необходимо приступать к работе над голосом. Процесс звукообразования (координированная работа мышц гортани, резонирующей надставной трубы и дыхательной системы) - это автоматизированный процесс, регулируемый отделами центральной нервной системы. Теория голосообразования основывается на учении И. М. Сеченова и И. П. Павлова о рефлексах. Условные рефлексы, как известно, приобретаются в результате опыта. Закрепление определенного комплекса таких рефлексов как единого целого это стереотип. Воспитание навыков правильного голосообразования по своей физиологической сущности представляет собой образование определенного стереотипа, а значит, когда стереотип сформировался, все действия, входящие в него, совершаются легко, без напряжения, как бы " автоматически". Добиться этого как раз и необходимо, иначе, любая, самая минимальная работа с голосом будет требовать от вас напряжения высшей нервной деятельности. Приступая к работе над голосом, прежде всего необходимо определить " центр", то есть, естественное звучание вашего голоса. Для этого применяют упражнение на " стон". Стон - самый естественный звук, беспрепятственно выходящий из гортани без усилий и напряжения. (см. упражнение 6. )

 

Дикция

Четкая и ясная дикция - необходимое профессиональное качество диктора, комментатора, корреспондента. Главная цель занятий дикцией - выработка четкой речи, правильного произношения гласных и согласных, исправление имеющихся недостатков, таких как небрежность в произношении отдельных звуков, вялость или торопливость в речи, склонность к скороговорке, нечеткое произношение начала и конца слов и т. д. Совершенствование дикции достигается исключительно путем тренинга. (Таблицы дикционного тренинга необходимо найти в специальной литературе).

86 Вопросы и задания. Упражнения

1. Прочитайте внимательно, произнесите безударные сочетания -оо, -оа, ао:

Удивительное в оо бражение.

Гуляем п о А рбату.

В оо руженные силы.

Сертификат с оо тветствия.

Спутник н а о рбите.

Увидите н а о бороте книги.

Погода на островах.

Расскажите пр о О льгу.

Говорите п о-а нглийски?

Съедим п о а нтрекоту?

Идти пешком д о о зер?

Найдите п о о бъявлению.

 

2. Прочитайте внимательно и правильно произнесите безударные сочетания -еа, -ео, -еи:

Н еа ккуратный ученик.

Н ео днократное предупреждение.

Н ео боснованное обвинение.

Н еа политанский танец. Н еи зученная проблема.

Н еи счерпаемые ресурсы.

Н ео бходимое условие.

Н еи нтеллигентный человек.

Он н е а рхитектор!

Н еи ссякаемые возможности.

Н е и грайте громко.

Н ео писуемый восторг.

Н ео тложная помощь.

Н еа ктуальный вопрос.

Н еи зведанный путь.

Н еи споведимы пути.

Н еи зменные привычки.

 

3. Прочитайте внимательно и правильно произнесите слова и сочетания слов:

Введение

ввинтить - винтить

Брусчатка

Бутсы

Безрасчетный

Отдергивать

Жужжание

Изжога

с женой

с Шаболовки

беспамятство

времяисчисление

бесчинство

азиатский

безжалостный

бесшабашный

высший

расшифровать

тридцать

отцвели

беспутство

без сбоя - без боя

вас сберечь - вас беречь

к галке - галке

к голове - голове

к городу - городу

як горбатый - я горбатый

вас свалить - вас валить

вас спасти - вас пасти

нам мылить - намылить

нам мерить - намерить

нам мазать - намазать

вас сдать - воздать

подделка - поделка

ссудить - судить

в форму - форму

расшит - Рашид

их хмель - их мель

подтёк - потёк

 

4. Почитайте вслух скороговорки, пословицы:

Добыл бобыль бобов.

Попытка не пытка.

Речисто да не чисто.

Ткёт ткач ткани на платки Тане.

От топота копыт пыль по полю летит.

Инцидент и интендантом.

Константин констатировал.

Архип осип, Осип охрип.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

Около кола колокола.

Слишком много ножек у сороконожек.

Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь.

Кому чин, кому блин, а кому и клин.

Кому какое дело, что кума с кумом сидела.

Кто кого любит, тот того и голубит.

У святых отцов не найдешь концов.

Всяк хлопочет, добра себе хочет.

В чужой прудок не кидай неводок.

Речами тих, да сердцем лих.

Где щи - тут нас и ищи.

 

5. Артикуляционные упражнения.

881).

П-Ч

Без участия голоса, только артикулируя согласные одну за другой, акцентируя шипящую Ч, как бы ставя после каждой запятую.

Произнести эти сочетания по одному разу, по два раза, по три раза. Каждый согласный должен быть слышен отчетливо, без прибавления гласного и без примеси шумного выдоха.

Аналогичное упражнение выполнять и с согласной Ц (П-Ц, Т-Ц, К-Ц и т. д. )

Т-Ч
К-Ч
Х-Ч
Ф-Ч
С-Ч
Ш-Ч
Ц-Ч
Ч-Ч

 

2). Присоединение согласных к гласным А - О - У - Э - Ы - И - таблица гласных. Любой согласный последовательно присоединяем к каждому гласному:

ПА, ПО, ПУ, ПЭ, ПЫ, ПИ. Затем к слогу присоединяем один, а затем два одинаковых согласных:

П - П - ПА

П - П - ПО

П - П - ПУ

П - П - ПЭ

И так далее. Сильное акцентирование согласного П усиливает тонус диафрагмы, нарабатывает легкость движения губ. Тренировка с сочетаниям согласного Б способствует выработке навыка энергичного размыкания губ:

Б - Б - БА

Б - Б - БО

Б - Б - БУ

И так далее по порядку.

В односложные сочетания между гласным и согласным вставляем согласный Т. Упражнения способствуют укреплению мышц языка.

ПТА, ПТО, ПТЭ, ПТУ, ПТЫ, ПТИ

РТА, РТО, РТЭ, РТУ, РТЫ, РТИ

ФТА, ФТО, ФТЭ, ФТУ, ФТЫ, ФТИ

Присоединяем согласный Т к беззвучному слогу, составленного из сонорного согласного и гласных:

НА - Т, НО - Т, НУ - Т и т. д.

ЛА - Т, ЛО - Т, ЛУ - Т и т. д.

МА - Т, МЩ - Т, МУ - Т и т. д.

Эти упражнения предназначены для тренировки активной работы языка и нижней челюсти. Все упражнения должны выполняться в различных темпах, с постепенным ускорением. Закрывать рот после каждого сочетания (в медленном темпе) и

добирать воздух носом бесшумно. В процессе занятий обязательно отдыхать, иначе может начаться головокружение. Все артикуляционные упражнения способствуют снятию напряжения со связок, полетности и четкости произнесения согласных, тренируют силу и динамичность диафрагмы. Упражнения необходимо дополнять работой над скороговорками, произнося их " на шепоте", не задевая связок, без звука, так же, как и все звукосочетания, акцентируя каждый согласный.

 

6. Упражнения для голоса.

1). Упражнение на " стон". Расслабить мускулы лица, шеи, плеч, сомкнуть губы. Тихо издать стон на звук М. Звук должен быть еле слышимым, выходящим из глубины на низкой, но комфортной для вас высоте. Можно представить, что болит голова или горло. Звук короткий. По мере тренировок, звук удлиняется, но обязательно должен быть чистым и глубоким, как и короткий, без напряжения и хрипа. Следующий этап этого упражнения - " звуковая волна". Представьте, будто вы укачиваете ребенка. Рот сомкнут, звук не прерывается, а как бы течет волной, приподнимаясь на гребне.

2). Произносим всю таблицу гласных по принципу предыдущего упражнения, на " стоне", изменяя гласные. Гласные не петь. Язык упирается в верхние зубы. Звук напоминает далекий гул колокола. Рука, лежащая на верхней части груди, ощущает вибрацию, отражение звука в грудном резонаторе.

ДЖУНЬ - ДЗУНЬ

ДЖЫНЬ - ДЗЫНЬ

ДЖОНЬ - ДЗОНЬ

ДЖЭНЬ - ДЗЭНЬ

3). На " стоне" произносится вся таблица гласных. Звуки сначала короткие, затем удлиненные, следить, чтобы не было примеси согласного Х.

У - Ы - И - О - Э - А

4). " Выбрасывание" звука, или " летящий" звук. Это упражнение вырабатывает так называемую " полетность" голоса. Во всех упражнениях на " стон" звучание поддерживается диафрагмой и нижнебрюшными мышцами. " Летящий" звук обеспечивается этими же мышцами. Гласные произносятся в следующей последовательности:

А - О - У - Э - Ы - И

5). Соединение удлиненного звучания в грудном резонаторе с " летящим звуком" дает полное грудное звучание. Обе предыдущие таблицы гласных произносятся с постепенным сближением грудного " стона" и " летящего" звука.

 

 

6. ОСНОВЫ РАБОТЫ ОПЕРАТОРА.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...