Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Hаведение на фокус. Глубина резкости.. Освещение.




Hаведение на фокус.

Автоматическое наведение на фокус - достояние любительской видеосъемки. Профессионал всегда делает это вручную. Сначала это требует времени, впрочем, при постоянной работе быстрое наведение на фокус скоро превращается в рефлекс. Вы выбираете самое резкое изображение, затем корректируете резкость, если изображение начинает " плыть". Есть несколько обязательных условий этого процесса. Объектив нельзя навести на резкость, если объект находится к нему ближе, чем его минимальное фокусное расстояние (МФР). У длиннофокусных объективов (с узким углом) МФР может быть небольшим, около 0, 5 метра. Предмет, находящийся ближе, будет расплываться. У очень длиннофокусных объективов МФР может достигать нескольких метров. Hа другом конце шкалы находятся объективы макросъемки, предназначенные для передачи четкого изображения предмета, расположенного практически у самой линзы объектива. При такой съемке, освещая объекты, трудно избавиться от тени камеры. При использовании макрообъектива " зум" не действует. Универсальный способ наведения на фокус со стандартным объективом: вы выбираете наиболее отдаленный объект из числа тех, что нужны вам в кадре, наводите фокус на него. И все.

 

Глубина резкости.

Когда вы наводите объектив на фокус, только предметы, расположенные на расстоянии, выбранном по шкале фокусировки, на изображении будут выглядеть резко. Все, что ближе или дальше, будет размыто. В дальнем (общем) кадре все может казаться

одинаково четким и ясным. Но измените фокус лишь на пару метров, и вы увидите, что только небольшая часть прежде хорошо видимых деталей сохранила резкость. А теперь наведите объектив на что-нибудь поближе к камере - и глубина резкости сократится до очень малой зоны. Насколько это будет заметно при съемке, зависит от того, сколько на плане деталей и подробностей, которые надо показать. Зона, в которой можно взять предметы в фокус, называется глубиной резкости. Глубина резкости меняется в зависимости от: фокусного расстояния, на которое установлен объектив; диапазона фокусных расстояний самого объектива (или положения трансфокатора - " зума" ); и относительного отверстия диафрагмы объектива. Измените одну из этих переменных - и глубина резкости тоже изменится. Изменение глубины резкости в кадре может служить художественным приемом. При резкости, наведенной на главный объект кадра (например, поясной план корреспондента в стэндапе) и одновременно относительно более широко открытой диафрагме, лицо корреспондента получает наибольшую выразительность. Четкие тени и блики, ясный объем, хорошо читаемая фактура. Предметы, находящиеся на втором плане, менее резки, их светотень, выявляющая объем, становится несколько размыта, растушевана. Объекты третьего плана размыты еще больше, возникает эффект " акварельности", разбеленности тонов. Второй и третий планы способствуют перспективному выделению объекта первого плана. Практика показывает, что съемка крупных планов с " мягкими" задними планами очень живописна и выразительна.

 

Освещение.

Свет является необходимым условием для получения изображения. С помощью света опытный оператор может выявить и подчеркнуть, либо смягчить, уменьшить, самые разные нюансы настроений и чувств, вызываемых той или иной “картинкой”, один и тот же план (кадр) может вызвать совершенно различное (вплоть до полярно противоположного) впечатление. Искусство освещения практически не поддается техническому совершенствованию и целиком зависит от способностей и профессиональной подготовки оператора (и осветителя, если таковой участвует в работе). Применительно к операторскому искусству свет имеет ряд функций.

Первая функция света - свет есть условие наличия изобразительной информации. С появлением света в полной до того темноте “появляются” те или иные предметы, пропадает свет - “пропадают” и предметы. Вторая функция света - выявление цвета предметов. Пословица: “Ночью все кошки серы” - возникла не на пустом месте. Без освещенности трудно сказать, например, какого цвета лежащее на столе яблоко - оно может быть красным, желтым, зеленым. Для точного определения цвета того или иного предмета нужно необходимое и достаточное количество света. Необходимое - это тот минимум освещения, ниже которого можно ошибиться в определении цвета того или иного объекта, предмета. Достаточное - это максимум освещения, при котором цвет воспринимается адекватно, а при большем освещение начинается цветоискажение (например, при вспышке молнии или при работе электросварки цвета предметов выбеливаются из-за переосвещения). Третья функция - выявление формы, объема, рельефа и фактуры предметов, создание ощущения пространства и движения. Четвертая функция - эмоциональное воздействие света. Пасмурная погода вызывает настроения грусти, печали, напротив, яркий солнечный день способствует эмоциональному подъему, оптимистическому настроению. В кино и иногда в телевидении использование возможностей освещения создавать контраст: яркое освещение, красота солнечного дня противопоставляется трагичности собственно информации, тем самым усиливается эмоциональное воздействие на зрителя произведением в целом. Применительно к телевидению свет разделяют на несколько видов. Главный - фронтальное освещение. Источник света находится позади видеокамеры. Минимальны контрастность и цветоискажение. Главный недостаток - фронтальный (лобовой) свет слабо подчеркивает объем предметов, так как тени, выделяющие форму и придающие объекту пространственность, скрыты от наблюдателя (оператора). Диагональное освещение предполагает, что источник света находится под углом в 30-60 градусов к оптической оси объектива видеокамеры. Диагональное освещение имеет большие преимущества перед фронтальным и боковым (90 градусов) освещением, именно при этом освещении максимально выявляются и подчеркиваются формы и рельеф объекта и особенно

человеческого лица благодаря более выразительной раскладке светотеней. Объем предметов выявляется наилучшим образом. В студийных условиях для смягчения контрастов светотени и добавочной моделировки формы используются дополнительные источники света или отражатели. В операторской практике также существует понятие контровое освещение. Это тот случай, когда источник света находится сзади объекта съемки. Его характеристики - световой контур объекта и блики, сильно увеличенная контрастность. Следует помнить, что кадры, снятые в контровом свете, плохо монтируются с кадрами, снятыми при фронтальном и диагональном освещении. Для достижения стилевого единства свето- и цветотонального решения в материалах съемки очень важна также спектральная стабильность света во всех монтажных кадрах. В пасмурную погоду небо, затянутое облаками, создает равномерное бестеневое (тональное) освещение. Горизонтальные поверхности предметов, расположенные перпендикулярно к падающему отвесно свету, получают более интенсивное освещение, нежели вертикальные поверхности, на которые свет попадает под углом. Изображение получается тональным, то есть, построенным только на цветотональных контрастах, а оттого более мягким, благоприятно воспринимаемым человеческим зрением. Влажная воздушная среда смягчает и растушевывает естественные цвета (" акварельный" эффект) на дальних планах, подчеркивая глубину пространства. Блики на мокрых поверхностях дополнительно способствуют выявлению формы предметов. В практике применяется также понятие режимного освещения (или режимного времени ). Режимное время - это 30-4-минутный отрезок времени в момент захода солнца. Солнце зашло, а сумерки еще не наступили. Тени сгущаются. Пространство как бы намечено, но светом уже прорисовывается слабее и слабее. Освещенность падает с каждой минутой. Съемка в условиях режима может мотивироваться чисто художественными требованиями, либо, в репортажной практике, - событиями. При монтаже репортажа нельзя забывать, что солнце заходит в конце дня, а не наоборот, то есть, кадры, снятые " в режиме" не логично применять раньше (по ходу репортажа) тех, что были сняты при ярком солнце, приберегите их для использования в конце репортажа.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...