Формирование государственного (муниципального) задания на предоставление услуг.
Государственное (муниципальное) задание – это документ, устанавливающий определенные требования к оказанию государственных (муниципальных) услуг. В частности устанавливают требования к качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг (выполнения работ). 12) Расчетно-нормативные затраты на оказание услуг (выполнение работ) и содержание имущества. Основная деятельность автономного учреждения осуществляется на основании государственного (муниципального) задания, утвержденного и доведенного до него учредителем. На выполнение этого задания в соответствующем бюджете бюджетной системы РФ предусматриваются бюджетные ассигнования, которые выделяются учреждению в виде субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) и содержанием имущества.
Расчетно-нормативные затраты - это затраты, определенные для конкретного федерального органа исполнительной власти (федерального государственного бюджетного учреждения) расчетным путем в соответствии с порядком определения расчетно-нормативных затрат на оказание федеральными органами исполнительной власти и (или) находящимися в их ведении федеральными государственными бюджетными учреждениями государственных услуг (выполнение работ) и расчетно-нормативных затрат на содержание имущества бюджетных учреждений. Порядок определения объема и условия предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием автономными учреждениями в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.
13 вопрос: Финансирование образовательной организации в форме субсидии. В январе 2016г. Правительство выпустило постановление «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" (далее - Постановление N 640). Субсидии на выполнение госзадания: Субсидии предоставляются на основании заключаемого соглашения. В соглашении прописывается порядок и условия предоставления субсидии. Требования к содержанию соглашения установлены п. 44 Постановления № 640. Неотъемлемой частью соглашения о финобеспечении является график перечисления субсидий (п. 45 Постановления № 640).
Финансовое обеспечение выполнения задания осуществляется за счет бюджетных ассигнований путем предоставления бюджетному или автономному учреждению: - субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ); - субсидии на общехозяйственные нужды; - субсидии на возмещение нормативных затрат на содержание имущества, а также на уплату налогов, в том числе на земельные участки. Расчет размера субсидий определяется на основе нормативных затрат на оказание услуг в рамках заданий и рассчитывается на основании нормативных затрат на содержание имущества, а также на уплату налогов, в том числе на земельные участки. Нормативное финансирование не только создает условия для финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений, но и создает условия для проектирования своего развития. Для каждого образовательного учреждения это дает возможность реализации управленческой стратегии «работы на результат» как системообразующего понятия качества образовательных результатов реализации программ (предметных, метапредметных, воспитательных и иных), программ развития, программ формирования культуры здорового образа жизни и т.д.
Целевые субсидии образовательным учреждениям: Новый Порядок предоставления таких субсидий бюджетным и автономным учреждениям образования, находящимся в ведении Минобрнауки, утвержден Приказом данного ведомства от 11.01.2016 № 2 (далее - Приказ № 2). Субсидии выделяются бюджетным образовательным учреждениям, подведомственным Минюсту России, на строго установленные цели. Этот перечень определен в п. 2.1. Приказа № 2. Например: • стипендиальное обеспечение обучающихся; • компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа при переезде в случаях заключении (расторжении) трудовых договоров с организациями; • компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях • компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа);
• государственную поддержку ведущих университетов РФ; • предоставление грантов Правительства РФ для государственной поддержки научных исследований; • государственную поддержку молодых российских ученых - кандидатов наук и докторов наук в форме грантов Президента Российской Федерации, • государственную поддержку ведущих научных школ РФ в форме грантов; • капитальный ремонт; • на ежемесячные выплаты членам государственных академий наук. др. 14 вопрос: Специфика бюджетного финансирования коррекционных образовательных организаций и организаций, реализующих программы инклюзивного образования. Инклюзивное образование — практика общего образования, основанная на понимании, того что инвалиды в современном обществе могут и должны быть вовлечены в социум. Данная практика ориентирована на формирование условий доступности образования для всех. В том числе она обеспечивает доступ к образованию для детей с инвалидностью. Коррекционные образовательные организации и организации использующие инклюзивное образование это одно и то же. Дети и подростки, имеющие отклонения в развитии, получают адекватное их развитию лечение, воспитание и образование, в коррекционных школах–интернатах для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Дети данной категории обучаются по программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития учащихся. В целях реализации права образования обучающиеся, воспитанники, нуждающиеся в социальной поддержке, направляемые в коррекционные школы – интернаты, находятся на полном или частичном государственном обеспечении согласно Постановления Правительства Российской Федерации. Дети имеющие родителей направляются в коррекционные школы – интернаты только с согласия родителей и по заключению психико–медико–педагогической комиссии. Финансирование муниципальных коррекционных школ – интернатов осуществляется на основе норм, которые являются суммами минимально необходимых затрат, связанных с реализацией образовательных программ стандартного качества в расчете на одного обучающегося или воспитанника. Средства финансирования носят целевой характер и не могут быть использования на иные цели.
15 вопрос: Договор с учредителем: содержание и сущность. Учредительный договор — договор, заключаемый между учредителями юридического лица при его создании. Его требуется заключать при создании организации Учредительный договор содержит сведения: 1. о наименовании юридического лица, месте его нахождения, 2. о порядке управления деятельностью; 3. о размере и составе уставного капитала; 4. о размере и порядке изменения долей каждого из участников в уставном капитале; 5. о размере, составе, сроках и порядке внесения вкладов; 6. об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов. Договор об учреждении общества с ограниченной ответственностью не является учредительным документом общества. В соответствии с п. 2 ст. 52 ГК РФ учредительные договоры должны соответствовать следующим требованиям: В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным. 16 вопрос: критерии и показатели качества услуг (работ), предоставляемых образовательными организациями. 1. Открытость и доступность информации об учреждении Наличие на официальном сайте учреждения в интернете таких данных как: 1) информация о дате создания, о месте нахождения учреждения и его филиалов (при наличии), режиме и графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты, о руководителях учреждения; 2) информация и структуре и органах управления учреждением; 3) копии Устава учреждения, локальных актов, лицензии и приложении к ней; 4) информация о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов (модулей), предусмотренных соответствующей образовательной программой;
5) информация о календарном графике с приложением его копии; 6) информация о результатах приема и численности обучающихся по реализуемым образовательным программам. И т.д. 2. Комфортность условий и доступность получения услуг, в том числе для граждан с ограниченными возможностями Наличие условий внешнего благоустройства: 1) Присутствуют ли во внешнем благоустройстве следующие характеристики: чистота (отсутствие мусора) около учреждения; освещение территории вокруг учреждения; ограждение учреждения; озеленение территории. 2) Наличие условий внутреннего благоустройства 3) Наличие комфортных условий для питания обучающихся. «Доступная среда» для граждан с ограниченными возможностями здоровья: 1) Наличие у учреждения элементов доступности среды для социального обслуживания инвалидов различных категорий: на кресле-коляске, 2) с поражением опорно-двигательного аппарата, 3) с инвалидностью по зрению, с инвалидностью по слуху, с особенностями психического развития 3. Доброжелательность, вежливость и компетентность работников учреждения Взаимодействие с работниками учреждения: 1) Соблюдение доброжелательности, вежливости и компетентности различных категорий работников учреждения. 2) Удовлетворенность качеством предоставляемых образовательных услуг 1. Доля получателей услуг, удовлетворенных качеством обслуживания в учреждении 1) Результативность деятельности учреждения 2) Качество оказываемой гос. услуги:
Показатели качества оказываемой гос. услуги, установленные в государственном задании: • предоставление дополнительного образования детям стандартное обучение второй и последующие года обучения (город/село); • предоставление дополнительного образования детям стандартное обучение первый год обучения (город/село); • организационное и информационно-методическое сопровождение деятельности образовательных учреждений, учреждений органов по делам молодежи, детских и молодежных общественных организаций (проведение семинаров); • организационное и информационно-методическое сопровождение деятельности образовательных учреждений, учреждений органов по делам молодежи, детских и молодежных общественных организаций (разработка методических материалов); • проведение фестивалей, выставок, смотров, конкурсов, олимпиад, иных программных мероприятий силами учреждения; 17 вопрос: программное и проектное финансирование: Бюджетирование, ориентированное на результат. Программное финансирование - выделение денежных средств в соответствии с утвержденными долгосрочными программами, направленными на решение определенных социально-экономических задач. Преимущества программного финансирования: – его положения тесно связаны с политически заданными и стратегически важными целями социально-экономического развития страны; – краткосрочное планирование целостно зависит от долгосрочного бюджетного планирования и прогнозирования. Программный бюджет нацелен на длительный период и в отличие от исполнительного бюджета базируется на оценке того, каких результатов нужно ожидать в будущем, а не на опыте прошлых лет. Исходя из этого программный бюджет лучше приспособлен для формирования долгосрочной государственной экономической политики; – прочная взаимосвязь между стратегическими планами государства и бюджетом; – повышение ответственности министерств и ведомств за целевое и эффективное использование выделенных ресурсов; – возможность перераспределения ресурсов в пользу более результативных и (или) приоритетных направлений; – возможность оценки эффективности бюджетного процесса на основе конкретных показателей и критериев; – повышение прозрачности и доступности бюджетной информации для общественного контроля; – упрощение структуры бюджета. Проектное финансирование — предоставление целевого кредита на реализацию конкретного инвестиционного проекта с применением различных финансовых инструментов. Банки осуществляют финансирование инвестиционных проектов на условиях проектного финансирования, когда: • источником возврата предоставляемых финансовых ресурсов являются исключительно средства, генерируемые проектом; • риски минимизированы участием собственных средств клиента (не менее чем на 25-30% от проектной стоимости) либо залогом активов, удовлетворяющих банк по стоимости и ликвидности; • структурного финансирования, когда источниками возврата предоставляемых финансовых ресурсов служат средства, генерируемые текущим бизнесом, и средства генерируемые проектом. Преимущества проектного финансирования: • возможность развития; • диверсификация; • возможность получения финансовых средств при отсутствии действующего бизнеса; • возможность разделения финансовых потоков по действующему и проектному бизнесу; • более длительный срок привлечения финансовых ресурсов, чем при использовании кредитования; • возможность заключения сделки с банком с учетом специфических условий проекта; • возможность привлечения средств без предоставления залога; • «льготный период» до начала эксплуатационной фазы проекта; • предоставление комплексного банковского обслуживания одновременно с началом проектного финансирования. Специфика этой формы кредитования — увязка основных этапов инвестиционного цикла гарантий, обязательств и интересов участников проекта, которые входят в компетенцию банка-кредитора. 18 вопрос: Управление по индикаторам, нормативно-подушевое финансирование, формульное финансирование. Управление по индикаторам. Концепция мониторинга деятельности региональных и муниципальных органов управления образованием как механизма индикативного управления модернизацией управления территориальными системами образования предполагает использование специально сконструированных индикаторов. Существенным дефектом управления процессами развития образования в Российской Федерации является неразработанность механизма оценки результатов осуществляемых преобразований. Не определены показатели оценки деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципалитетов по обеспечению государственных гарантий прав граждан в области образования. Отсутствует информация о результативности реализации государственной политики в области образования в разрезе субъектов Российской Федерации и отдельных муниципалитетов, не разработаны и не применяются индикаторы, ориентирующие деятельность органов управления образованием субъектов Российской Федерации и муниципалитетов на реализацию приоритетов государственной политики в области модернизации управления образованием. Подобная ситуация порождает отсутствие ответственности за результаты проводимой образовательной политики. Проблематичным оказывается решение задачи, поставленной в приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации: «В основу финансирования системы образования должен быть положен принцип «управление по результатам». Необходимо, чтобы любая финансируемая за счет бюджетных средств программа развития образовательной деятельности содержала четкий перечень индикаторов результативности». Различные индикаторы модернизации образования предусматривают прежде всего организацию оценки своей деятельности и ранжирования по некоторым показателям, связанным с результатами образования, сопутствующими факторами, а не ориентацию деятельности органов управления на определенные шаги по модернизации управления образованием в соответствии с приоритетами государственной политики в области образования, поскольку не предполагают вычленения показателей вклада органа управления образованием в достижение тех или иных результатов или эффектов. Использование подобных индикаторов нужно, прежде всего, не для оценки, а для ориентации органов управления на модернизацию своей деятельности в заданных государственной политикой направлениях. При этом, естественно, индикаторы должны быть максимально «прозрачными», большая часть их должна быть максимально «простой» по сбору данных, которые не должны подвергаться интерпретации после сбора.
НПФ. С 1 января 2016 года общеобразовательные организации и организации дополнительного образования перешли на нормативно-подушевое финансирование (НПФ). Нормативно — подушевое финансирование образовательных организаций вводится во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Ключевой принцип подушевого финансирования – деньги следуют за учеником. Это означает, что образовательная организации получает деньги по государственному (муниципальному) заданию на обучение каждого ребенка по числу детей. Таким образом, чем больше учеников привлечет себе школа, тем больше денег она получит. Отсюда становится ясным смыл оптимизации школьной сети: для школ — получить большее финансирование, для бюджета – сэкономить часть средств. Считается, что подушевое финансирование автоматически должно заставить школьные коллективы работать лучше, чтобы привлечь в свои стены побольше учеников и, таким образом, иметь большую субвенцию на реализацию государственного образовательного стандарта. В соответствии с ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ определяют нормативные затраты на обучение одного ученика органы государственной власти субъектов Российской Федерации; на школьном сайте должен быть размещен план финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации или ее бюджетные сметы, а также отчет о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года. Начиная с 2016 года, подушевой норматив устанавливается в соответствии с Общими требованиями к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (далее — Общие требования), утвержденными приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2015 г. N 1040. Подушевой норматив для общеобразовательных организаций: Общими требованиями установлено, что нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг для общеобразовательных организаций определяются в расчете на одного школьника по каждому уровню образования в соответствии с ФГОС с учетом: форм обучения; • типа образовательной организации; • сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий; • специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ; • обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам; • обеспечения безопасных условий обучения и воспитания; • охраны здоровья обучающихся; • другими особенностями. Подушевой норматив для организаций дополнительного образования Нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации дополнительных образовательных программ определяются в расчете на человеко-час по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом: форм обучения; федеральных государственных требований (при их наличии); типа образовательной организации; сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий; специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ; обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам; обеспечения безопасных условий обучения и воспитания; охраны здоровья обучающихся; иных предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ особенностей организации и осуществления образовательных услуг (для различных категорий обучающихся). Формульное финансирование. В 2011 г. московские школы перешли на финансирование, ориентированное на количество учеников. Не все верили в успех этого проекта. Однако специалисты не сомневаются: это – гарантия обеспечения качества образования. Новая модель финансового обеспечения деятельности образовательных организаций предполагает установление прямой связи между расходами и образовательными результатами. Для школы такие результаты определяются прежде всего успешностью учеников: в освоении программ, сдаче экзаменов, участии в конкурсах и олимпиадах. Важно также, насколько успешен будет каждый из учеников в будущем — в обучении, профессии, семье. Долгое время финансирование столичных общеобразовательных организаций осуществлялось в зависимости от их статуса. Иными словами, организации, имевшие статус «лицей», «гимназия», «центр образования», «школа здоровья» и т. д., получали денег гораздо больше, чем обычные общеобразовательные школы. Такой подход означал полный отрыв выделяемых государством средств от их главных получателей — учащихся. Допустим, одна из школ г. Москвы приобрела статус «школа здоровья» и право на дополнительное финансирование для обеспечения деятельности образовательной организации. Можно ли сказать, что только учащимся этой школы необходимы особые условия для сохранения и укрепления здоровья? Неужели учащиеся соседних школ все поголовно здоровы? Принимая во внимание результаты ежегодных медицинских осмотров, в это верится с трудом. Или их здоровьем государство в лице региональной власти не озабочено? Поскольку подобных вопросов становилось все больше, московские власти пришли к выводу, что подход к финансированию образовательных организаций необходимо менять для обеспечения качества образования. В результате в 2011 г. был осуществлен переход к финансированию, ориентированному на конкретного ученика. Его часто называют нормативно-подушевым или личностно-ориентированным, но более точным определением в данном случае является «формульное», поскольку в основе такого финансирования заложены нормативы и простые формулы расчета, о которых речь пойдет дальше. Специфика формульного финансирования в деятельности образовательных организаций В настоящее время финансирование образовательных организаций г. Москвы осуществляется по формулам. Приведем несколько примеров. Расчет субсидии на реализацию дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования: Субсидия = Численность обучающихся x Норматив затрат. Расчет субсидии на реализацию дополнительного образования детей: Субсидия = (Численность обучающихся x 75% x Расчетная сумма финансирования) / 2. Расчет субсидии на содержание имущества: Субсидия = Численность обучающихся x Норматив на содержание имущества. Расчет целевых субсидий (повышение квалификации, текущий ремонт): Субсидия = Численность обучающихся x Расчетная сумма финансирования. Из приведенных формул видно, что ключевым параметром, в соответствии с которым происходит расчет субсидии, является численность обучающихся. Иными словами, деньги следуют за учеником. Необходимо отметить, что формульное финансирование касается не только образовательного процесса. Оно относится и к коммунальным платежам, и к текущему ремонту, и к другим направлениям деятельности образовательных организаций. Преимущества формульного финансирования в деятельности образовательных организаций: Прежде всего объектом финансирования на всех уровнях образования стал обучающийся, а не статус образовательной организации. В результате увеличился объем финансов, выделяемых на одного ученика. Так, если в 2010 г. финансирование подавляющего большинства московских школ, не обладающих статусом «лицей», «гимназия», «центр образования» или «школа здоровья», составляло 63,1 тыс. руб. на одного ученика в год, то сегодня — от 85 до 123 тыс. руб. Подчеркнем, что расходы в расчете на одного обучающегося не могут (и не должны) отличаться в зависимости от особенностей функционирования организации. Они могут быть другими только в том случае, когда финансируется ребенок с особыми образовательными потребностями, для обучения и развития которого необходимо создание дополнительных условий. Следствием данной ситуации стало повышение заинтересованности школ в работе с каждым ребенком, в сохранении и приумножении ученического контингента. Одновременно с введением формульного финансирования произошел переход работников образовательных организаций на новую систему оплату труда (НСОТ). Результат — средняя зарплата учителей в Москве повысилась с 39,2 тыс. руб. в 2010 г. до 71,9 тыс. руб. в 2015 г. Рост заработной платы в сфере общего образования привел к повышению престижа учительской профессии в столичном регионе и отсутствию педагогических вакансий в образовательных организациях. Сегодня число учителей, желающих обрести работу в московских школах, намного превышает число вакантных рабочих мест. По этой причине Департамент образования города Москвы принял решение о создании портала педагогических кадров «Банк резюме». На портале учителя могут размещать информацию о себе и своих педагогических достижениях, указывать желаемую должность и место работы. Директора школ, в свою очередь, могут отбирать кандидатов и приглашать их на собеседование. Ситуация, когда школа нужна учителю, — еще один значимый результат обеспечения деятельности образовательной организации, который стал возможен благодаря новым финансово-экономическим механизмам.
19. Принципы ответственного финансового менеджмента в образовании. Переход от управления затратами к управлению результатами. Коренные преобразования в системе образования, связанные с ее модернизацией предлагают новые подходы к управлению качеством образования.
Целью внедрения нового закона является изменение правового статуса бюджетных учреждений для повышения эффективности их деятельности, позволяющее, в том числе: • изменить механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений, переведя их со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания; • предоставить право бюджетным учреждениям заниматься приносящей доходы деятельностью с поступлением доходов в самостоятельное распоряжение этих учреждений; • устранить субсидиарную ответственность государства по обязательствам бюджетных учреждений с расширенным объёмом прав; • расширить права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за учреждением движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает орган публичной власти - учредитель соответствующего учреждения. К основным характеристикам нового финансово-экономического механизма управления качеством относятся: · повышение ответственности образовательных организаций за эффективность бюджетных расходов; · формирование новых типов учреждений: казенных, бюджетных, автономных; · переход от сметного финансирования к финансированию заданий учредителя, включая критерии и показатели оценки качества услуг; усиление ответственности за конечные результаты деятельности образовательных учреждений.
20. Бюджетные инвестиции в образование. 1. В целях настоящего Федерального закона под инвестициями в сфере образования понимаются бюджетные и частные инвестиции, то есть вложение денежных средств, ценных бумаг, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также иных прав, имеющих денежную оценку, в объекты образовательной деятельности в целях достижения полезного эффекта и получения дохода. Инвестирование в сфере образования может осуществляться в формах частно-государственного партнерства. 2. Бюджетные инвестиции в сфере образования осуществляются в целях создания условий реализации образовательных программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, а также образовательными стандартами и требованиями, устанавливаемыми университетами. Размеры бюджетных инвестиций в объекты образовательной деятельности, предусматриваемых в соответствующих бюджетах бюджетной системы РФ, должны быть достаточными для реализации предусмотренных законодательством РФ публичных обязательств государства и муниципальных образований по обеспечению общедоступного и бесплатного дошкольного, общего и среднего профессионального образования и на конкурсной основе бесплатного высшего образования. 3. Частно-государственное партнерство в сфере образования осуществляется в целях повышения качества образования, более полного удовлетворения потребностей в образовании, а также эффективного использования бюджетных средств, выделяемых в соответствии с расходными обязательствами соответствующих бюджетов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|