Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности процесса познания




Московский институт экономики, менеджмента и права

 

 

Кафедра истории и философии

 

 

Е.А. Полякова

ЛОГИКА

Конспект лекций

Москва 2008

 

Автор: Полякова Е.А., кандидат педагогических наук, доцент

 

Логика: Конспект лекций / Полякова Е.А. – М.; МИЭМП, 2008.,

 

 

Конспект лекций предназначен для студентов очной формы обучения и

заочной формы выходного дня всех специальностей. Печатается по

решению научно-методического совета Московского института

экономики, менеджмента и права.

 

 

© Полякова Е.А., 2008

© Московский институт экономики, менеджмента и права, 2008

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….6

Глава 1. Предмет, цель и основная задача логики как науки………………7

Логика как наука……………………………………………………..7

Особенности процесса познания……………………………………8

Форма мысли…………………………………………………………8

Глава 2. Роль языка……………………………………………………………9

Понятие языка ………………………………………………………9

Аспекты изучения языка…………………………………………….10

Виды языка (по происхождению)…………………………………..10

Имя – основная смысловая категория языка………………………11

Виды имен.…………………………………………………….. …...11

Глава 3.Основные законы логики……………………………………………12

Понятие логического закона………………………………………...12

Закон тождества……………………………………………………...13

Закон непротиворечия……………………………………………….13

Закон исключенного третьего………………………………………14

Закон достаточного основания……………………………………...14

Глава 4. Понятие………………………………………………………………15

Понятие как форма мышления……………………………………...15

Содержание и объем понятия……………………………………….16

Логические приемы формирования понятий………………………16

Виды понятий………………………………………………………...17

Отношения между понятиями………………………………………18

Логические операции с понятиями…………………………………21

Глава 5. Суждение…………………………………………………………….24

Суждение как форма мышления……………………………………24

Простые суждения…………………………………………………...25

Сложные суждения…………………………………………………..27

Отношений между простыми суждениями ………………………..28

Глава 6. Логика вопросов………………………………………………………30

Сущность и структура вопроса……………………………………….30

Виды вопросов…………………………………………………………31

Правила постановки простых и сложных вопросов…………………32

Глава 7. Умозаключение. Дедуктивные умозаключения……………………...33

Понятие умозаключения………………………………………………..34

Дедуктивное умозаключение…………………………………………..34

Непосредственные умозаключения……………………………………35

Опосредованные умозаключения. Простой категорический

силлогизм………………………………………………………………..36

Общие правила категорического силлогизма……..…………………39

Сокращенный силлогизм………………………………………………40

Сложный силлогизм и его виды……………………………………….41

Сложносокращенный силлогизм………………………………………41

Дедуктивные выводы из сложных суждений…………………………42

Глава 8. Индуктивное умозаключение………………………………………….47

Понятие индукции………………………………………………………47

Виды индукции………………………………………………………….48

Индуктивные методы установления причинных связей……………..50

Понятие вероятности……………………………………………………53

Глава 9. Умозаключение по аналогии……………………………………...54

Понятие аналогии………………………………………………….54

Виды аналогии: аналогия свойств и отношений………………...54

Виды аналогии по степени достоверности заключений………...55

Глава 10. Гипотеза и ее виды…………………………………………………….56

Понятие гипотезы………………………………………………………56

Виды гипотез……………………………………………………………56

Построение и опровержение гипотез………………………………….57

Глава 11. Логические основы теории аргументации……………………………58

Понятие аргументации…………………………………………………58

Состав аргументации…………………………………………………...59

Структура аргументации……………………………………………….60

Способы аргументации………………………………………………...61

Правила в доказательстве и опровержении…………………………...63

Ошибки в доказательстве и опровержении…………………………...63

Стратегия и тактика аргументации……………………………………64

Понятия о софизмах и логических парадоксах……………………… 67

Список литературы…………………………………………………………… …..68

 

 

Введение

Логика является обязательной дисциплиной в высших учебных заведениях, особенно на юридических специальностях. Необходимость изучения логики для специалистов всех направлений обусловлена тем, что любая наука, любой вид деятельности человека основываются на принципах и законах логического мышления.

Человек всегда стремился познать окружающий мир и самого себя. Для этого им были изобретены различные способы познания. Эффективное познание невозможно без логически правильного мышления.

Человек не рождается с развитым абстрактным мышлением. Это результат постоянной мыслительной деятельности. Изучение логики – один из наиболее эффективных способов развития абстрактного мышления.

Цель данного учебного пособия – оказание помощи в изучении логики студентам очной и заочной форм обучения, в понимании и освоении основных вопросов курса.

Задачами данного учебного пособия являются:

1. Развитее логической культуры студентов на основе обучения логическим операциям, развития абстрактного мышления, совершенствования логической памяти.

2. Знакомство с логическими принципами научного исследования, с такими его составляющими, как объяснение, определение, обобщение, классификация, доказательство, опровержение и т.д.

3. Обучение правилам аргументации, навыкам рационального убеждения в научной дискуссии.

В результате изучения данного курса студенты должны

1. знать:

- основные законы, приемы, формы и операции мышления;

- правила аргументации;

2. уметь:

- применять свои знания в мышлении;

- владеть навыками убеждения и научной дискуссии.

В основе данного учебного пособия лежат лекции, прочитанные в Сергиево-Посадском филиале МИЭМП на очном и заочном отделениях с 2004 – 2008 гг. Программа курса «Логика» составлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

 

Предмет, цель и основная задача логики как науки

1. Логика как наука.

2. Особенности процесса познания.

3. Форма мысли.

 

Логика как наука

Логика – это наука о мышлении. Она возникла в 4в. до нашей эры. Ее основателем является Аристотель. Это – формальная логика.

Основная цель логики – исследование того, как из одних утверждений можно выводить другие.

Историю логики можно разделить на два основных этапа:

1-й: с момента возникновения до сер. 19 в. – это формальная, традиционная логика;

2-ой – после середины 19 в. – математическая или символическая логика. Второй период связан с бурным развитием науки, проникновением в нее математических методов.

Объектом изучения логики является мышление человека. Логика не единственная наука, изучающая мышление – это и психология, и физиология, и медицина… Но только логика изучает мышление как средство познания. Ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.

Особенности процесса познания

Познание– процесс отражения объективного мира сознанием человека. Познание представляет собой единство чувственного и рационального познания.

Познание может быть чувственным и отражать мир непосредственно и абстрактным – отражать мир опосредованно. Формами чувственного познания являются ощущение, восприятие и представление.

Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов или явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Восприятие – это целостное отражение внешнего материального мира, непосредственно воздействующего на органы чувств.

Представление – это чувственный образ предмета, в данный момент не воспринимаемого, но воспринимаемого ранее в различных формах.

Чувственное познание не дает нам знание о причинной зависимости между явлениями. Для этого существует мышление, отражающее действительность в определенных логических формах.

Формами абстрактного мышления являются понятие, суждение и умозаключение. (Формы абстрактного мышления будут рассмотрены далее подробно).

Особенностями абстрактного мышления являются:

А) обобщение – способность мышления абстрагироваться (отвлечение) от единичного, выделяя в предметах общее, существенное;

Б) способность опосредованно отражать действительность. Т.е. мы можем получать новые знания, не прибегая к чувственному восприятию, а на основе уже имеющихся знаний. Такое знание называется выводным, а процесс – выведение.

В ) связь с языком: язык выражает результат мыслительной деятельности.

Основной задачей логического исследования является обнаружение и систематизация определенных схем правильного рассуждения.

Рассуждение – это цепочка выводов, вытекающих один из другого. Рассуждения облекаются в логическую форму и строятся в соответствии с логическими законами.

Форма мысли

Логическая форма мысли – это ее строение, способ связи элементов мысли, благодаря которому содержание существует и отражает действительность. Логическая форма отражает общие структурные связи объективного мира.

Структуру мысли, т.е. ее форму можно выразить при помощи символов. Выявим форму следующих мыслей: «все соловьи – птицы», «все жуки насекомые», «все люди смертны». Содержание у них разное, а форма одна и та же: «Все S суть P». Эта формула включает S – субъект, т.е. понятие о предмете суждения («соловьи», «жуки», «люди»), Р – предикат, т.е. понятие о признаке предмета («птицы», «насекомые», «смертны»), связку («есть», «суть»), кванторное (количественное) слово «Все», которое указывает, принадлежит ли признак, выраженный предмету, всему объему понятия, выраженному в субъекте, или только его части. Бывает квантор общности («все», «всякий», «каждый», «ни один») и квантор существования («некоторый», «существует»).

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что изучает логика?

2. Каковы основные формы чувственного познания?

3. Каковы основные формы абстрактного мышления?

4. Назовите основные структурные элементы каждой мысли. Приведите примеры.

 

РОЛЬ ЯЗЫКА

1. Понятие языка.

2. Аспекты изучения языка.

3. Виды языка (по происхождению.

4. Имя – основная смысловая категория языка.

5. Виды имен.

Понятие языка

Язык выступает материальной оболочкой мыслей. Выявление логических структур возможно только при анализе языковых выражений.

Язык – это знаковая информационная система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности и общения между людьми.

Язык состоит из знаков. Знак – это любой чувственно воспринимаемый (зрительно) предмет, выступающий представителем другого предмета.

Существуют:

1. знаки-образы;

2. знаки-символы.

1. Знаки-образы имеют определенное сходство с обозначаемыми предметами (фото, дорожные знаки, отпечатки пальцев).

2. Знаки-символы не имеют сходства с обозначаемыми предметами (буквы, ноты, цифры).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...