Тема 7 Философская антропология
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 1 Понятие природы. Природа живая и неживая. Происхождение жизни. 2 Единство биологического и социального в человеке. 3 Проблема антропосоциогенеза. 4 Сущность и существование человека. Смысл и цель жизни человека. 5 Человек, свобода, творчество. Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса.
Литература: Основная: 1. Алексеев П.В. Философия: Учебник для вузов / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – 4-е изд.,перераб.и доп. – М.: Проспект, 2009. – 592 с.: ил. 2. Спиркин А.Г.Философия: учебник для студ. вузов / А. Г. Спиркин. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2009. – 736 с. 3. Голубинцев, В.О. Философия для технических вузов: учебник для студ. техн. напр. и спец. вузов / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. – 4-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 503 с. – (Высшее образование). Дополнительная: 4. Ильин В.В. Философия: учебник. В 2 т. Т. 2 / В.В.Ильин. – Ростов н/Д: «Феникс», 2006. – 784 с. – (Высшее образование). 5. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: Учебник для вузов. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 500 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»). 6. Стивенсон Дж. Философия. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 286 с. 7. Философская антропология: Учебное пособие / Под ред. С.А.Лебедева – М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. – 423 с.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ (СРС) включает следующие виды работ: – конспектирование первоисточников и другой учебной литературы; – проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе); – подготовка докладов на семинарах, к участию в тематических дискуссиях; – работа с тестами и вопросами для самопроверки; – написание рефератов (эссе).
Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:
1) выработка навыков восприятия и анализа оригинальных философских текстов (классических и современных); 2) формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, развитие способности схватывания и понимания философских аспектов различных социально и личностно значимых проблем; 3) развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу; 4) развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении философских проблем. Для решения первой задачи студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу работы классических и современных философов (либо их разделы). Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях, посвященных историческим типам философии, другим разделам курса. Навыки критического отношения к философской аргументации вырабатываются при выполнении студентами заданий, требующих нахождения аргументов «за» или «против» какого-либо философского тезиса, развития либо опровержения той или иной философской позиции. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной философской литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работ. Для развития и совершенствования коммуникативных способностей студентов организуются специальные учебные занятия в виде «диспутов» или «конференций», при подготовке к которым студенты заранее распределяются по группам, отстаивающим ту или иную точку зрения по обсуждаемой проблеме. Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какой-либо значимой классической либо современной философской проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Предмет философии. Место и роль философии в культуре, жизни человека и общества. Структура философского знания. 1 Что такое мировоззрение? Истоки философии? 2 В каких государствах возникла предфилософия? 3 В чем заключается сходство и отличие философии, религии и науки? 4 Каковы основные вопросы философии и типы философских концепций? Восточная философия 1 Чем характеризуется древнеиндийский тип мироздания? 2 Каковы основные идеи учения буддизма? 3 В чем заключается сущность этической концепции Конфуция? 4 Раскройте основные естественно-фаталистические идеи даосизма. Античная философия 1 В чем сходство и различие пифагорейских и милетских идей? 2 Как менялся предмет античной философии в процессе ее развития? 3 Какое значение имеет философия Платона для наших дней? 4 Свидетельствуют ли апории Зенона о том, что элеаты глубже других понимали природу вещества, пространства и времени? 5 Почему считается, что логика является необходимым элементом науки? 6 Чьим детищем является атомарная гипотеза – философов или физиков? Чем отличается древний атомизм от современного? Философия Средних веков 1 Какая эпоха в человеческой истории называется Средневековьем? Каковы ее основные черты? 2 Что такое патристика? Какова ее основная проблема? 3 Каким образом решалась участь философии в Средние века? 4 Что такое схоластика? Как она объясняла противоречия между верой и знанием, религией и философией?
5 Какие черты средневековой философии сохранили свою актуальность? Философия эпохи Возрождения 1 В чем новизна натурфилософии и диалектики мыслителей эпохи Возрождения? 2 Почему в эпоху Возрождения религиозные взгляды и церковная организация подверглись значительным изменениям? 3 В силу каких причин католическая церковь потеряла свой авторитет в глазах верующих? 4 Почему и Платон, и Кампанелла считали имущество или частную собственность источником всех общественных несчастий? 5 Что такое гилозоизм? Философия Нового времени 1 В чем видела философия Нового времени свою основную задачу? 2 За что Бэкон критиковал старую философию? Что такое дедукция и силлогизм? 3 Что считал Декарт отправным пунктом для построения новой философии? 4 Какова основная идея в философском учении Девида Юма? 5 Какую эпоху в истории философии называют Просвещением, и каковы ее основные черты? 6 Почему кантовская философия называется критической или критикой разума? 7 Как понимать странное на первый взгляд утверждение Фихте: «Весь мир – это Я»? Можно ли назвать его солипсическим? 8 Почему гегелевскую философию можно назвать пантеистической? Что такое Абсолютная идея в учении Гегеля? 9 В чем заключается главное отличие философских воззрений Фейербаха от гегелевских идей? 10 Каковы составные части марксистской философии? Философия рубежа XIX – XX вв. 1 Почему, с точки зрения «философии жизни», необходимо отдалить философскую мысль от науки и приблизить ее к искусству? 2 В чем сходство воззрений Артура Шопенгауэра с религиозно-философскими учениями Древней Индии и Китая? 3 Что есть добро и зло в учении Ницше? 4 Что такое психоанализ? Каков его основной принцип? 5 В чем заключается трудность познания экзистенции? Каким образом ее возможно постичь? 6 Какова основная идея позитивизма? Что такое неопозитивизм? 7 Какова основная идея Чарлза Пирса? Что такое прагматизм? Русская философия XIX – XX вв. 1 В чем причина разногласий западников и славянофилов? 2 Роль и значение русской идеи в развитии философской школы в России XIX – XX вв.
3 Каковы характерные черты русской философии? 4 Является ли космизм специфичным направ-лением русской философии? Философия ХХ в. 1 Каковы основные черты сциентизма и антисциентизма? 2 Как развивалась философская мысль в ХХ в. 3 Что значит в экзистенциализме «существование предшествует сущности»? 4 В чем заключается смысл герменевтических направлений современной философии? Философское учение о бытии (онтология) 1 Каковы смысл и специфика категории бытия? 2 Как выясняют, что именно существует? 3 Что такое движение, пространство, время и развитие? 4 Какие закономерности важнее, динамические или статические? 5 Что такое реальность? Теория познания 1 В чем заключается специфика философского познания? 2 Каковы особенности когерентной и прагматической концепций истины? 3 В чем единство и различие объекта и субъекта познания? 4 Какова роль чувственного и рационального познания в формировании системы знания? 5 Познаваем ли мир или непознаваем? Философия и методология науки 1 Каковы основные характерные черты науки? 2 В чем сходство и различие между философией и наукой? 3 Когда наука обрела классический статус и стала оформляться как социальный институт? 4 Как проводится оценка техники? 5 Каково соотношение науки и техники? 6 Каковы основные этические принципы инженерного отношения к миру? Социальна философия и философия истории 1 Общество и его структура. 2 Личность и общество, проблема взаимодействия. 3 Проблема субъекта истории и движущих сил развития общества. 4 Проблема смысла направленности исторического процесса. 5 Обречены ли народные массы на отрыв от культуры? 6 Каковы эстетические ценности и их роль в человеческой жизни? 7 Какие императивы вы считаете актуальными в свете проблематики глобальных идей? 8 Способна ли философия оказать содействие в решении глобальных проблем в развитии человечества? 9 Не приведет ли современное развитие науки и техники к непредвиденным обстоятельствам? Философская антропология 1 Как по мере развития человека проявляются его биологические и социальные свойства. 2 Чем является психическое: нематериальным, идеальным или символическим? 3 Что есть проблема отчуждения и его основные формы? 4 Каковы религиозные и философские трактовки жизни и смерти и смысла жизни? ТЕМЫ контрольных работ Мировоззрение, его сущность, структура и основные исторические типы. 1. Философское мировоззрение, предпосылки его возникновения и отличие от иных форм мировоззрения. 2. Специфика философского знания. Структура философии как системы философских знаний.
3. Предмет, функции и методы философии. 4. Основные проблемы философии и способы их решения. 5. Зарождение философских знаний. Ионийские мыслители о первоначалах бытия. 6. Гераклит и Зенон: представления о диалектике природы. 7. Софисты и Сократ о самосознании человека. Понимание диалектики как взаимодополнительности иронии и майевтики. 8. Атомизм Левкиппа – Демокрита – Эпикура. 9. Философия Платона: мир идей и мир вещей. Природа человека и идеальное государство. 10. Учение Аристотеля о причинах бытия, человеке и государстве. Создание логики – науки о правильном мышлении. 11. Философия эпохи эллинизма: эпикуреизм, стоицизм и скептицизм. Неоплатонизм. 12. Теоцентризм средневековой философии. Апологетика и патристика. А. Августин о бытии и времени, смысле истории, причинах зла. 13. Схоластика. Спор номиналистов и реалистов. Ф.Аквинский о бытии бога, сущности и существовании, о соотношении веры и знания. 14. Мусульманская арабоязычная философия: концепции эманации и фатализма. 15. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли эпохи Возрождения (Пико делла Мирандола, Петрарка, Монтень). 16. Натурфилософия Н. Кузанского и Д. Бруно. Социально – политические идеи эпохи Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла, Н. Макиавелли). 17. Философия Ф. Бэкона: критика идолов, разработка экспериментального метода и метода индукции. 18. Философия Р. Декарта: гносеологический рационализм, принцип методического сомнения, интеллектуальная интуиция, дедуктивный метод. 19. Учение о субстанции (Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Р. Декарт). Монизм, дуализм, плюрализм. 20. Философия французского Просвещения ХVΙΙΙ (рационализм, механический материализм и сенсуализм). 21. Деизм и проблемы воспитания у французских просветителей (Руссо, Вольтер). 22. «Критическая философия» И. Канта (гносеологические и этические аспекты). 23. Философская система Г. Гегеля. История как процесс самопознания духа. Диалектическая логика Гегеля. 24. Антропологический материализм Л. Фейербаха. 25. Философия А. Шопенгауэра. 26. Ф. Ницше – родоначальник «Философии жизни». 27. Формирование философии марксизма, ее «практический» характер. Проблема отчуждения труда и способы его устранения. Учение о практике. 28. Социальная философия К. Маркса. Материалистическое понимание истории. Концепция общественно-экономической формации. 29. Становление и основные этапы русской философии. Основные течения (славянофильство и западничество, космизм). 30. Позитивизм и эмпириокритицизм (Конт, Мах). 31. Неопозитивизм о языке науки и постпозтивизм о специфике развития научного знания (К.Поппер, Т.Кун и др.). 32. Экзистенциализм (К. Ясперс, Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер) о проблемах существования человека. 33. Бытие как одна из основных философских категорий. Основные формы бытия и их взаимовязь. 34. Материальное бытие. Основные этапы развития материалистической философии. Формы движения материи и их взаимосвязь. 35. Пространство и время как формы существования материи. Современные научные концепции пространства и времени. 36. Сущность экологической проблемы и ее глобальный характер. Философия о способах решения экологической проблемы. 37. Понятие развития. Основные концепции развития. Диалектика как учение о развитии. 38. Понятие закона. Основные законы диалектики. 39. Соотносительные категории диалектики и их методологическое и практическое значение. 40. Антропосоциогенез как единый комплексный процесс, его важнейшие факторы. 41. Человек как единство и противоречие природного, социального и духовного. 42. Проблема сознания в философии. Основные подходы и природа (идеальность, интенциональность и идеаторность) сознания. 43. Структура сознания. Бессознательное и сознание. Самосознание. Язык как способ структурирования сознания. 44. Бытие человека как жизнь, смерть и бессмертие. Проблема смысла жизни. 45. Практика как основа и цель познания. Практика как критерий истины. 46. Философское понятие практики. Многообразие видов человеческой деятельности. 47. Становление науки. Основные этапы развития науки. 48. Рост научного знания (проблема, гипотеза и теория). 49. Общество и его структура. Общество и государство. 50. Познание как предмет философского анализа. Проблема познаваемости мира. 51. Роль чувственного познания и абстрактного мышления в познавательной деятельности человека. Рационализм и сенсуализм. Знание и вера 52. Истина как процесс. Объективность и конкретность истины. Диалектика абсолютной и относительной истины. 53. Философия науки. Наука в современном мире. Взаимоотношение науки и техники. 54. Философия техники: предмет и задача. Онтология техники. Гносеологические и аксиологические аспекты техники. 55. Человек в системе социальных связей. Личность и общество. Свобода и ответственность личности. 56. Культура как предмет философского анализа. Нравственные, религиозные и эстетические ценности, их роль в человеческой жизни. 57. Культура Запада, Востока, России как исторически сложившиеся типы культуры. Диалог культур как форма их взаимодействия и взаимовлияния. 58. Понятие природы. Природная среда как необходимое условие существования и развития общества. 59. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и будущее цивилизаций.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
1 Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. 2 Предмет философии, ее основные функции. 3 Место философии в системе культуры. 4 Античная философия, её специфические особенности. 5 Философия Сократа. 6 Основные идеи философии Платона, его учение об идеальном государстве. 7 Философия Аристотеля, её основные идеи. 8 Теоцентризм философии средних веков. Учение А. Августина. Философия Ф. Аквинского. 9 Становление научного метода познания в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта (эмпиризм и рационализм). 10 Т. Гоббс о проблемах взаимоотношения человека и общества. 11 Философия Д. Беркли и Д. Юма. 12 Теория познания И. Канта. 13 Этика И. Канта. 14 Основные идеи философии Г. Гегеля. Противоречие между системой и методом. 15 Антропологический материализм Л. Фейербаха. 16 Человек, общество и природа в философии французского Просвещения. 17 Марксистское понимание общества и истории. 18 Диалектика природы Ф. Энгельса. 19 Марксистская философия в России (Г. Плеханов, В. Ленин). 20 Русская религиозная философия. 21 Русский космизм. 22 Зарубежная философия ХХ века: экзистенциализм. 23 Зарубежная философия ХХ века: психоанализ и неофрейдизм. 24 Проблема бытия в истории философии. 25 Материальное и духовное бытие: проблема соотношения. 26 Сущность сознания. Сознание и бессознательное. 27 Категория «материя»: подходы к истолкованию. 28 Движение и его сущность. Движение и развитие. 29 Философские концепции пространства и времени. 30 Диалектика как теория и как метод познания. Формы диалектики. 31 Законы и категории диалектики. 32 Понятие картины мира. Религиозная и научная картины мира. 33 Познание как взаимодействие субъекта и объекта. 34 Практика: понятие и основные роли. Роль практики в познании. 35 Чувственное познание и его специфика. Образное и знаковое в познании. 36 Рациональное познание и его формы. Роль рационального познания в освоении человеком действительности. 37 Проблема истины в познании. Основные концепции истины. Понятие объективной, абсолютной и относительной истины. Критерии истины. 38 Общество как социум. Понятие, основные черты. 39 Деятельность как специфический способ существования человека. 40 Общество как развивающаяся система. 41 Понятие культуры. Типология культур. 42 Цивилизация и культура. 43 Восток-Запад: диалог культур. Место России в диалоге культур. 44 Производственно-экономические отношения и их роль в жизни общества. 45 Политические отношения. Государство и общество. 46 Духовная жизнь общества: понятие и основные характеристики. Общественное сознание и его структура. 47 Человек как личность. Социальная роль личности. 48 Проблема смысла жизни человека. 49 Отчуждение личности. Свобода и ответственность личности. 50 Общество и глобальные проблемы современности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|