Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 7 Философская антропология




1 Понятие природы. Природа живая и неживая. Происхождение жизни.

2 Единство биологического и социального в человеке.

3 Проблема антропосоциогенеза.

4 Сущность и существование человека. Смысл и цель жизни человека.

5 Человек, свобода, творчество. Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса.

 

Литература:

Основная:

1. Алексеев П.В. Философия: Учебник для вузов / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – 4-е изд.,перераб.и доп. – М.: Проспект, 2009. – 592 с.: ил.

2. Спиркин А.Г.Философия: учебник для студ. вузов / А. Г. Спиркин. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2009. – 736 с.

3. Голубинцев, В.О. Философия для технических вузов: учебник для студ. техн. напр. и спец. вузов / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. – 4-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 503 с. – (Высшее образование).

Дополнительная:

4. Ильин В.В. Философия: учебник. В 2 т. Т. 2 / В.В.Ильин. – Ростов н/Д: «Феникс», 2006. – 784 с. – (Высшее образование).

5. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: Учебник для вузов. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 500 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).

6. Стивенсон Дж. Философия. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 286 с.

7. Философская антропология: Учебное пособие / Под ред. С.А.Лебедева – М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. – 423 с.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ (СРС) включает следующие виды работ:

– конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

– проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе);

– подготовка докладов на семинарах, к участию в тематических дискуссиях;

– работа с тестами и вопросами для самопроверки;

– написание рефератов (эссе).

 

Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:

1) выработка навыков восприятия и анализа оригинальных философских текстов (классических и современных);

2) формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, развитие способности схватывания и понимания философских аспектов различных социально и личностно значимых проблем;

3) развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу;

4) развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении философских проблем.

Для решения первой задачи студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу работы классических и современных философов (либо их разделы). Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях, посвященных историческим типам философии, другим разделам курса.

Навыки критического отношения к философской аргументации вырабатываются при выполнении студентами заданий, требующих нахождения аргументов «за» или «против» какого-либо философского тезиса, развития либо опровержения той или иной философской позиции. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной философской литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работ.

Для развития и совершенствования коммуникативных способностей студентов организуются специальные учебные занятия в виде «диспутов» или «конференций», при подготовке к которым студенты заранее распределяются по группам, отстаивающим ту или иную точку зрения по обсуждаемой проблеме.

Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какой-либо значимой классической либо современной философской проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Предмет философии. Место и роль философии в культуре, жизни человека и общества. Структура философского знания.

1 Что такое мировоззрение? Истоки философии?

2 В каких государствах возникла предфилософия?

3 В чем заключается сходство и отличие философии, религии и науки?

4 Каковы основные вопросы философии и типы философских концепций?

Восточная философия

1 Чем характеризуется древнеиндийский тип мироздания?

2 Каковы основные идеи учения буддизма?

3 В чем заключается сущность этической концепции Конфуция?

4 Раскройте основные естественно-фаталистические идеи даосизма.

Античная философия

1 В чем сходство и различие пифагорейских и милетских идей?

2 Как менялся предмет античной философии в процессе ее развития?

3 Какое значение имеет философия Платона для наших дней?

4 Свидетельствуют ли апории Зенона о том, что элеаты глубже других понимали природу вещества, пространства и времени?

5 Почему считается, что логика является необходимым элементом науки?

6 Чьим детищем является атомарная гипотеза – философов или физиков? Чем отличается древний атомизм от современного?

Философия Средних веков

1 Какая эпоха в человеческой истории называется Средневековьем? Каковы ее основные черты?

2 Что такое патристика? Какова ее основная проблема?

3 Каким образом решалась участь философии в Средние века?

4 Что такое схоластика? Как она объясняла противоречия между верой и знанием, религией и философией?

5 Какие черты средневековой философии сохранили свою актуальность?

Философия эпохи Возрождения

1 В чем новизна натурфилософии и диалектики мыслителей эпохи Возрождения?

2 Почему в эпоху Возрождения религиозные взгляды и церковная организация подверглись значительным изменениям?

3 В силу каких причин католическая церковь потеряла свой авторитет в глазах верующих?

4 Почему и Платон, и Кампанелла считали имущество или частную собственность источником всех общественных несчастий?

5 Что такое гилозоизм?

Философия Нового времени

1 В чем видела философия Нового времени свою основную задачу?

2 За что Бэкон критиковал старую философию? Что такое дедукция и силлогизм?

3 Что считал Декарт отправным пунктом для построения новой философии?

4 Какова основная идея в философском учении Девида Юма?

5 Какую эпоху в истории философии называют Просвещением, и каковы ее основные черты?

6 Почему кантовская философия называется критической или критикой разума?

7 Как понимать странное на первый взгляд утверждение Фихте: «Весь мир – это Я»? Можно ли назвать его солипсическим?

8 Почему гегелевскую философию можно назвать пантеистической? Что такое Абсолютная идея в учении Гегеля?

9 В чем заключается главное отличие философских воззрений Фейербаха от гегелевских идей?

10 Каковы составные части марксистской философии?

Философия рубежа XIX – XX вв.

1 Почему, с точки зрения «философии жизни», необходимо отдалить философскую мысль от науки и приблизить ее к искусству?

2 В чем сходство воззрений Артура Шопенгауэра с религиозно-философскими учениями Древней Индии и Китая?

3 Что есть добро и зло в учении Ницше?

4 Что такое психоанализ? Каков его основной принцип?

5 В чем заключается трудность познания экзистенции? Каким образом ее возможно постичь?

6 Какова основная идея позитивизма? Что такое неопозитивизм?

7 Какова основная идея Чарлза Пирса? Что такое прагматизм?

Русская философия XIX – XX вв.

1 В чем причина разногласий западников и славянофилов?

2 Роль и значение русской идеи в развитии философской школы в России XIX – XX вв.

3 Каковы характерные черты русской философии?

4 Является ли космизм специфичным направ-лением русской философии?

Философия ХХ в.

1 Каковы основные черты сциентизма и антисциентизма?

2 Как развивалась философская мысль в ХХ в.

3 Что значит в экзистенциализме «существование предшествует сущности»?

4 В чем заключается смысл герменевтических направлений современной философии?

Философское учение о бытии (онтология)

1 Каковы смысл и специфика категории бытия?

2 Как выясняют, что именно существует?

3 Что такое движение, пространство, время и развитие?

4 Какие закономерности важнее, динамические или статические?

5 Что такое реальность?

Теория познания

1 В чем заключается специфика философского познания?

2 Каковы особенности когерентной и прагматической концепций истины?

3 В чем единство и различие объекта и субъекта познания?

4 Какова роль чувственного и рационального познания в формировании системы знания?

5 Познаваем ли мир или непознаваем?

Философия и методология науки

1 Каковы основные характерные черты науки?

2 В чем сходство и различие между философией и наукой?

3 Когда наука обрела классический статус и стала оформляться как социальный институт?

4 Как проводится оценка техники?

5 Каково соотношение науки и техники?

6 Каковы основные этические принципы инженерного отношения к миру?

Социальна философия и философия истории

1 Общество и его структура.

2 Личность и общество, проблема взаимодействия.

3 Проблема субъекта истории и движущих сил развития общества.

4 Проблема смысла направленности исторического процесса.

5 Обречены ли народные массы на отрыв от культуры?

6 Каковы эстетические ценности и их роль в человеческой жизни?

7 Какие императивы вы считаете актуальными в свете проблематики глобальных идей?

8 Способна ли философия оказать содействие в решении глобальных проблем в развитии человечества?

9 Не приведет ли современное развитие науки и техники к непредвиденным обстоятельствам?

Философская антропология

1 Как по мере развития человека проявляются его биологические и социальные свойства.

2 Чем является психическое: нематериальным, идеальным или символическим?

3 Что есть проблема отчуждения и его основные формы?

4 Каковы религиозные и философские трактовки жизни и смерти и смысла жизни?

ТЕМЫ контрольных работ

Мировоззрение, его сущность, структура и основные исторические типы.

1. Философское мировоззрение, предпосылки его возникновения и отличие от иных форм мировоззрения.

2. Специфика философского знания. Структура философии как системы философских знаний.

3. Предмет, функции и методы философии.

4. Основные проблемы философии и способы их решения.

5. Зарождение философских знаний. Ионийские мыслители о первоначалах бытия.

6. Гераклит и Зенон: представления о диалектике природы.

7. Софисты и Сократ о самосознании человека. Понимание диалектики как взаимодополнительности иронии и майевтики.

8. Атомизм Левкиппа – Демокрита – Эпикура.

9. Философия Платона: мир идей и мир вещей. Природа человека и идеальное государство.

10. Учение Аристотеля о причинах бытия, человеке и государстве. Создание логики – науки о правильном мышлении.

11. Философия эпохи эллинизма: эпикуреизм, стоицизм и скептицизм. Неоплатонизм.

12. Теоцентризм средневековой философии. Апологетика и патристика. А. Августин о бытии и времени, смысле истории, причинах зла.

13. Схоластика. Спор номиналистов и реалистов. Ф.Аквинский о бытии бога, сущности и существовании, о соотношении веры и знания.

14. Мусульманская арабоязычная философия: концепции эманации и фатализма.

15. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли эпохи Возрождения (Пико делла Мирандола, Петрарка, Монтень).

16. Натурфилософия Н. Кузанского и Д. Бруно. Социально – политические идеи эпохи Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла, Н. Макиавелли).

17. Философия Ф. Бэкона: критика идолов, разработка экспериментального метода и метода индукции.

18. Философия Р. Декарта: гносеологический рационализм, принцип методического сомнения, интеллектуальная интуиция, дедуктивный метод.

19. Учение о субстанции (Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Р. Декарт). Монизм, дуализм, плюрализм.

20. Философия французского Просвещения ХVΙΙΙ (рационализм, механический материализм и сенсуализм).

21. Деизм и проблемы воспитания у французских просветителей (Руссо, Вольтер).

22. «Критическая философия» И. Канта (гносеологические и этические аспекты).

23. Философская система Г. Гегеля. История как процесс самопознания духа. Диалектическая логика Гегеля.

24. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

25. Философия А. Шопенгауэра.

26. Ф. Ницше – родоначальник «Философии жизни».

27. Формирование философии марксизма, ее «практический» характер. Проблема отчуждения труда и способы его устранения. Учение о практике.

28. Социальная философия К. Маркса. Материалистическое понимание истории. Концепция общественно-экономической формации.

29. Становление и основные этапы русской философии. Основные течения (славянофильство и западничество, космизм).

30. Позитивизм и эмпириокритицизм (Конт, Мах).

31. Неопозитивизм о языке науки и постпозтивизм о специфике развития научного знания (К.Поппер, Т.Кун и др.).

32. Экзистенциализм (К. Ясперс, Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер) о проблемах существования человека.

33. Бытие как одна из основных философских категорий. Основные формы бытия и их взаимовязь.

34. Материальное бытие. Основные этапы развития материалистической философии. Формы движения материи и их взаимосвязь.

35. Пространство и время как формы существования материи. Современные научные концепции пространства и времени.

36. Сущность экологической проблемы и ее глобальный характер. Философия о способах решения экологической проблемы.

37. Понятие развития. Основные концепции развития. Диалектика как учение о развитии.

38. Понятие закона. Основные законы диалектики.

39. Соотносительные категории диалектики и их методологическое и практическое значение.

40. Антропосоциогенез как единый комплексный процесс, его важнейшие факторы.

41. Человек как единство и противоречие природного, социального и духовного.

42. Проблема сознания в философии. Основные подходы и природа (идеальность, интенциональность и идеаторность) сознания.

43. Структура сознания. Бессознательное и сознание. Самосознание. Язык как способ структурирования сознания.

44. Бытие человека как жизнь, смерть и бессмертие. Проблема смысла жизни.

45. Практика как основа и цель познания. Практика как критерий истины.

46. Философское понятие практики. Многообразие видов человеческой деятельности.

47. Становление науки. Основные этапы развития науки.

48. Рост научного знания (проблема, гипотеза и теория).

49. Общество и его структура. Общество и государство.

50. Познание как предмет философского анализа. Проблема познаваемости мира.

51. Роль чувственного познания и абстрактного мышления в познавательной деятельности человека. Рационализм и сенсуализм. Знание и вера

52. Истина как процесс. Объективность и конкретность истины. Диалектика абсолютной и относительной истины.

53. Философия науки. Наука в современном мире. Взаимоотношение науки и техники.

54. Философия техники: предмет и задача. Онтология техники. Гносеологические и аксиологические аспекты техники.

55. Человек в системе социальных связей. Личность и общество. Свобода и ответственность личности.

56. Культура как предмет философского анализа. Нравственные, религиозные и эстетические ценности, их роль в человеческой жизни.

57. Культура Запада, Востока, России как исторически сложившиеся типы культуры. Диалог культур как форма их взаимодействия и взаимовлияния.

58. Понятие природы. Природная среда как необходимое условие существования и развития общества.

59. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и будущее цивилизаций.

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

 

1 Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.

2 Предмет философии, ее основные функции.

3 Место философии в системе культуры.

4 Античная философия, её специфические особенности.

5 Философия Сократа.

6 Основные идеи философии Платона, его учение об идеальном государстве.

7 Философия Аристотеля, её основные идеи.

8 Теоцентризм философии средних веков. Учение А. Августина. Философия Ф. Аквинского.

9 Становление научного метода познания в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта (эмпиризм и рационализм).

10 Т. Гоббс о проблемах взаимоотношения человека и общества.

11 Философия Д. Беркли и Д. Юма.

12 Теория познания И. Канта.

13 Этика И. Канта.

14 Основные идеи философии Г. Гегеля. Противоречие между системой и методом.

15 Антропологический материализм Л. Фейербаха.

16 Человек, общество и природа в философии французского Просвещения.

17 Марксистское понимание общества и истории.

18 Диалектика природы Ф. Энгельса.

19 Марксистская философия в России (Г. Плеханов, В. Ленин).

20 Русская религиозная философия.

21 Русский космизм.

22 Зарубежная философия ХХ века: экзистенциализм.

23 Зарубежная философия ХХ века: психоанализ и неофрейдизм.

24 Проблема бытия в истории философии.

25 Материальное и духовное бытие: проблема соотношения.

26 Сущность сознания. Сознание и бессознательное.

27 Категория «материя»: подходы к истолкованию.

28 Движение и его сущность. Движение и развитие.

29 Философские концепции пространства и времени.

30 Диалектика как теория и как метод познания. Формы диалектики.

31 Законы и категории диалектики.

32 Понятие картины мира. Религиозная и научная картины мира.

33 Познание как взаимодействие субъекта и объекта.

34 Практика: понятие и основные роли. Роль практики в познании.

35 Чувственное познание и его специфика. Образное и знаковое в познании.

36 Рациональное познание и его формы. Роль рационального познания в освоении человеком действительности.

37 Проблема истины в познании. Основные концепции истины. Понятие объективной, абсолютной и относительной истины. Критерии истины.

38 Общество как социум. Понятие, основные черты.

39 Деятельность как специфический способ существования человека.

40 Общество как развивающаяся система.

41 Понятие культуры. Типология культур.

42 Цивилизация и культура.

43 Восток-Запад: диалог культур. Место России в диалоге культур.

44 Производственно-экономические отношения и их роль в жизни общества.

45 Политические отношения. Государство и общество.

46 Духовная жизнь общества: понятие и основные характеристики. Общественное сознание и его структура.

47 Человек как личность. Социальная роль личности.

48 Проблема смысла жизни человека.

49 Отчуждение личности. Свобода и ответственность личности.

50 Общество и глобальные проблемы современности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...