Использование классификации затрат в процессе формирования себестоимости предприятия и в управлении
Содержание Введение 1. Себестоимость предприятия, ее формирование и учет 1.1 Использование классификации затрат в процессе формирования себестоимости предприятия и в управлении 1.2 Принципы формирования и учета затрат по центрам ответственности, факторы, влияющие на уровень затрат 1.3 Новые системы учета и управления затратами предприятия, возможность их применения в отечественной практике 2. Анализ и основные характеристики финансово – хозяйственной деятельности предприятия ХК ОАО «Привод» 2.1 Краткая организационно – экономическая характеристика ХК ОАО «Привод» 2.2 Общая оценка финансово – экономического состояния ХК ОАО «Привод» 2.3 Факторный анализ формирования затрат 3. Пути повышения эффективности финансово – хозяйственной деятельности для ХК ОАО «Привод» 3.1 Управление формированием запасов 3.2 Факторы снижения затрат предприятия Заключение Литература Приложения
ВВЕДЕНИЕ В экономической теории утвердился подход, согласно которому любое коммерческое предприятие стремится принимать такие решения, которые обеспечивали бы ему получение максимально возможной прибыли, которая зависит прежде всего от цены продукции предприятия и затрат на ее производство и реализацию. Цена продукции на рынке складывается чаще всего (кроме услуг естественных монополий) как результат взаимодействия спроса и предложения. В самом общем случае уровень цен на продукцию предприятия является внешним фактором, влиять на который предприятие не в состоянии. Под воздействием законов рыночного ценообразования, цена продукции не может, как правило, повышаться по желанию производителя. В отличие от цены, затраты предприятия, формирующие себестоимость, могут снижаться или, наоборот повышаться в зависимости от объема потребляемых трудовых и материальных ресурсов, организационно-технического уровня производства и других факторов. Следовательно, менеджеры предприятия располагают множеством рычагов снижения затрат, которые они могут использовать при умелом руководстве.
Целью данного курсового проекта является исследование факторов, влияющих на формирование себестоимости предприятия, а также определение возможных путей снижения затрат с целью улучшения финансовых результатов предприятия. При этом была рассмотрена возможность применения ряда сравнительно новых для нашей экономики методов. В процессе достижения указанной цели были сформулированы и решены следующие задачи: 1) выбран объект исследования – ХК ОАО «Привод», у которого показатели финансового состояния за рассматриваемый период несколько ухудшились, в том числе, в связи с абсолютным и относительным ростом затрат; 2) изучены традиционные, для отечественной практики, методы учета и управления затратами предприятия, а также новые методы и системы, присущие рыночной экономике в условиях приведенного в работе объекта исследования; 3) проведен анализ финансового состояния предприятия, и на его основе даны рекомендации по его улучшению; 4) рассмотрены возможности применения рыночных методов управления затратами на исследуемом предприятии.
Себестоимость предприятия, ее формирование и учет Использование классификации затрат в процессе формирования себестоимости предприятия и в управлении В экономической литературе и нормативных документах применяются такие понятия как «издержки», «расходы», «затраты». Следует отметить, что некоторые авторы считают эти термины различными[1], а другие – синонимами[2]. Термин «издержки» применяется, как правило, в экономической теории. Это суммарные жертвы предприятия, связанные с выполнением определенных операций[3]. Они включают в себя как явные (бухгалтерские), так и вмененные (альтернативные) издержки.
Явные (бухгалтерские) издержки – это выраженные в денежной форме траты предприятия, обусловленные приобретением и расходованием разных видов экономических ресурсов в процессе производства и обращения продукции, товаров, работ или услуг. Альтернативные (вмененные) издержки означают упущенную выгоду предприятия, которую оно получило бы при выборе производства альтернативного товара, по альтернативной цене, на альтернативном рынке и т.д. Поэтому под затратами целесообразно понимать явные (бухгалтерские, фактические, расчетные) издержки предприятия. Термин расходы означает уменьшение средств предприятия или увеличение его долговых обязательств в процессе хозяйственной деятельности. Расходы являются использованием сырья, материалов, услуг сторонних организаций и т.д. Лишь в момент реализации предприятие признает свои доходы и связанную с ними часть затрат – расходы. На таком понимании указанных терминов ориентирует международный стандарт МСФО 18 «Выручка»[4]. Таким образом, можно сказать, что понятия «издержки», «затраты», «расходы» прямыми синонимами не являются. Среди качественных показателей деятельности предприятия важное место занимает такой показатель, как себестоимость продукции. В нем как в синтетическом показателе отражаются многие стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия. От уровня себестоимости продукции зависят объем прибыли и уровень показателей рентабельности. Чем экономичнее организация использует трудовые, материальные и финансовые ресурсы при изготовлении изделий, выполнении работ и оказании услуг, тем выше эффективность производственного процесса, тем больше будет прибыль. Исчисление себестоимости продукции предприятию необходимо для: - оценки выполнения плана по данному показателю и определению его динамики; - определения рентабельности производства и отдельных видов продукции; - выявления резервов снижения себестоимости продукции;
- определения цен на продукцию; - обоснования решения о производстве новых видов продукции и снятии с производства устаревших изделий и т.д. Себестоимость продукции является объективной экономической категорией, однако состав затрат, включаемых в себестоимость продукции в настоящее время регулируется государством[5]. Воздействие государства на процесс формирования себестоимости продукции проявляется следующим образом: - разделение затрат предприятий на текущие затраты производства и долгосрочные инвестиции; - разграничение затрат предприятий на относимые в себестоимость продукции и возмещаемые за счет других источников финансирования; - установление норм амортизации основных средств, тарифов отчислений на социальные нужды и налогов, включаемых в себестоимость. Кроме того, необходимо иметь в виду, что на предприятиях часть затрат, хотя и включается в себестоимость продукции в фактически произведенной сумме, но для целей налогообложения, размеры затрат корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм, нормативов и ставок (командировочные расходы, представительские расходы, расходы по оплате процентов по кредитам и займам и др.) Выделяют следующие направления и признаки классификации затрат в зависимости от процессов хозяйственной деятельности предприятия: - принятия управленческих решений – затраты явные и альтернативные, релевантные и нерелевантные, эффективные и неэффективные; - прогнозирования – затраты краткосрочного и долгосрочного периодов; - планирования – затраты планируемые и непланируемые; - нормирования – затраты в пределах установленных стандартов, норм и смет и по отклонениям от них; - организации – затраты по местам и сферам их возникновения, функциям деятельности и центрам ответственности; - учета – затраты в разрезе экономических элементов и статей калькуляции, одноэлементные и комплексные, постоянные и переменные, основные и накладные, прямые и косвенные, текущие и единовременные; - контроля – затраты контролируемые и неконтролируемые;
- регулирования – затраты регулируемые и нерегулируемые; - стимулирования – затраты обязательные и поощрительные; - анализа – затраты фактические, плановые, стандартные и нормативные, полные и частичные, общие и структурные. Важным моментом в управлении предприятием является процесс принятия решений, в ходе которого определяются тактика и стратегия развития предприятия. При этом прежде всего имеет значение подразделение затрат на явные и неявные (альтернативные). Явные затраты – это предполагаемые затраты, которые должно нести предприятие при выполнении производственной и коммерческой деятельности. Затраты, обусловленные отказом от одного товара в пользу другого, называют альтернативными (вмененными) затратами. Они означают упущенную выгоду. Когда выбор одного действия исключает появление другого действия. Альтернативные затраты возникают в случае ограниченности ресурсов. Если ресурсы неограниченны, вмененные затраты равны нулю. Альтернативные затраты иногда называют дополнительными. В зависимости от специфики принимаемых решений затраты целесообразно подразделять на релевантные и нерелевантные. Релевантными (т.е. существенными, значительными) затратами можно считать только те затраты, которые зависят от рассматриваемого управленческого решения. В частности, затраты прошлых периодов не могут быть релевантными, поскольку повлиять на них уже нельзя. В то же время вмененные затраты (упущенная выгода) релевантны для принятия управленческих решений. На результаты принимаемых решений существенное влияние может оказать деление затрат на эффективные и неэффективные. Эффективные затраты – это производительные затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых были произведены эти затраты. Неэффективные затраты – это затраты непроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы, так как не будет произведен продукт. Неэффективные затраты – это потери на производстве, к которым относятся потери от брака, простоев, недостачи и порчи товарно-материальных ценностей и др. Выделение неэффективных затрат позволяет не допустить проникновения потерь в планировании и нормировании. Чтобы затраты на единицу выпускаемой продукции были минимальны, необходимо сделать так, чтобы принимаемые решения были ориентированы на минимизацию затрат. Где важную роль играет процесс прогнозирования, в ходе которого затраты предприятия, по критерию временного лага, рассматриваются в краткосрочном и долгосрочном периодах. Это обусловлено тем, что краткосрочный и долгосрочный периоды отличаются по возможностям, которые возникают у организации.
К таким отличиям относятся: - в краткосрочном периоде организация не может изменить свои производственные мощности, а в долгосрочном периоде такая возможность имеется; - в краткосрочном периоде отсутствует возможность свободного доступа новых фирм в отрасль и на рынок, т.е. число функционирующих экономических единиц, как правило, не меняется; в долгосрочном периоде такая возможность возникает; - в краткосрочном периоде можно выделить постоянные и переменные затраты. В долгосрочном периоде все затраты становятся переменными в связи с изменением масштабной базы[6]. Принятые управленческие решения не могут быть осуществлены, если они не будут иметь непосредственные связи с процессом планирования, в ходе которого предполагаемые затраты, связанные с выполнением производственной и коммерческой деятельности, рассматриваются с точки зрения возможностей их охвата планом. В этих целях затраты предприятия необходимо подразделять на планируемые и непланируемые. Большое значение имеет классификация затрат в зависимости от их отношения к действующим на предприятии нормам, нормативам, лимитам и стандартам. По данному признаку все затраты, включаемые в себестоимость продукции, группируются в разрезе установленных норм, действующих на начало текущего месяца, и по отклонениям от действующих норм, возникшим в процессе производства. Такое деление затрат лежит в основе нормативного учета и является важнейшим средством текущего оперативного контроля за уровнем издержек производства. По составу затраты подразделяются на одноэлементные и комплексные. Одноэлементными называются затраты, состоящие из одного элемента: материалы, заработная плата, амортизация и др. Эти затраты независимо от места их возникновения и целевого назначения не делятся на различные компоненты. Комплексными считаются затраты, состоящие из нескольких элементов, например, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, в состав которых входит заработная плата соответствующего персонала, амортизация зданий и другие одноэлементные затраты. По экономическому содержанию затраты классифицируют по экономическим элементам и статьям калькуляции. Экономическим элементом принято называть первичный однородный вид затрат на производство и реализацию продукции, который на уровне предприятия невозможно разложить на составные части. Для всех предприятий установлен единый перечень элементов затрат, включающий в себя следующие затраты: материальные, оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация и прочие затраты. Группировка затрат по экономическим элементам является объектом финансового учета и используется при составлении годовой бухгалтерской отчетности. Данная группировка дает возможность устанавливать потребности в основных и оборотных фондах, определении фонда оплаты труда и т.д. Однако классификация затрат по экономическим элементам не позволяет исчислить себестоимость отдельных видов продукции. Для решения этой задачи применяют классификацию затрат по статьям калькуляции. Она позволяет определить назначение расходов и их роль, организовать контроль над ними, устанавливать по каким направлениям необходимо вести поиск путей снижения затрат, На основе этой группировки строится аналитический учет затрат на производство, составляется плановая и фактическая калькуляция себестоимости отдельных видов продукции. В коммерческих организациях данная группировка затрат является основной, но ее содержание дифференцируется исходя из специфики каждой отрасли. При установлении системы учета затрат можно выделить группировку затрат по отношению к изменениям объема производства. По данному признаку затраты разделяются на постоянные и переменные. Постоянными считаются затраты, величина которых не изменяется при изменении объема производства, например, общехозяйственные расходы. Переменными называются затраты, величина которых изменяется вместе с изменением объема производства. К ним относят расход сырья и материалов, топлива и энергии на технологические цели, заработную плату производственных рабочих и др. Особое значение для учета и управления затратами имеет способ включения затрат в себестоимость продукции. По данному признаку затраты предприятия разделяются на прямые и косвенные. Прямыми называются затраты по производству конкретного вида продукции. Поэтому они могут быть отнесены на объекты калькуляции в момент их совершения или начисления на основании данных первичных документов. Косвенные затраты связаны с выпуском нескольких видов продукции, например затраты по управлению и обслуживанию производства. Косвенные расходы сначала собирают на отдельных счетах учета, а затем включают в себестоимость конкретных изделий с помощью специальных расчетов распределения. Выбор базы распределения обусловливается отраслевыми особенностями предприятия. Важное значение в процессе управления затратами, имеет группировка затрат по их роли в технологическом процессе. По данному признаку затраты предприятия делятся на основные и накладные. Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом изготовления продукции. К ним относятся: стоимость сырья, расходы на оплату труда производственных рабочих, расходы по эксплуатации производственных машин и оборудования и др. Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства, реализацией продукции и управлением. Они состоят из управленческих и коммерческих расходов. Величина этих расходов зависит от структуры управления организации, эффективности менеджмента и других факторов. Большую роль в управлении затратами имеет группировка затрат в зависимости от времени их возникновения и отнесения на себестоимость продукции. По данному признаку затраты подразделяются на текущие и будущих периодов. Текущими называются затраты по производству и реализации продукции данного отчетного периода. Они принесли доход в настоящем и потеряли способность приносить доход в будущем. Расходы будущих периодов – это затраты, произведенные в текущем отчетном периоде, но подлежащие включению в себестоимость продукции, которая будет выпускаться в последующие отчетные периоды. Немаловажное значение в управлении затратами имеет система контроля, которая обеспечивает полноту и правильность действий в будущем, направленных на снижение затрат и рост эффективности производства. Для обеспечения системы контроля за затратами их группируют на контролируемые и неконтролируемые. Контролируемые – это затраты, которые поддаются контролю со стороны субъектов управления. Неконтролируемые затраты не зависят от деятельности субъектов управления, например, переоценка основных средств увеличивает суммы амортизационных отчислений. При построении эффективной системы контроля затрат на предприятии, необходимо выделить центры ответственности, где формируются затраты, классифицировать затраты а затем организовать управление затратами. В результате руководитель предприятия получит возможность своевременно выделять «узкие места» в формировании затрат и принимать соответствующие решения. Процесс управления затратами на предприятии включает в себя и процесс регулирования их уровня. Для этих целей затраты подразделяются на регулируемые и нерегулируемые. Степень регулируемости затрат зависит от специфики конкретного предприятия, поэтому универсальной методики классификации затрат по этому признаку не существует. Деление затрат на регулируемые и нерегулируемые необходимо предусмотреть в отчетах по центрам ответственности. Это позволит выделить сферу ответственности каждого менеджера и оценить его работу в части контроля за затратами подразделения предприятия. Опыт успешных предприятий показывает, что четкое определение затрат и их классификация имеют немаловажное значение для организации оптимального управления ими и, соответственно, для их снижения и максимизации прибыли.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|