Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пальчиковая гимнастика с совместным проговариванием «Колобок»




Лепим, лепим колобка, (имитация лепки)

тесто месим мы слегка. (сжимаем и разжимаем пальцы)

А потом его катаем, (катаем)

на окошко сажаем. (раскрывают ладони)

Он с окошка прыг, да прыг, (хлопают в ладони)

Укатился озорник! (вращение кистями)

В руках у воспитателя дидактическое пособие «Колобок».

- Ребята, посмотрите, какого колобка мы слепили.

Дидактическая игра «Накорми колобка»

- Ребята, колобка нужно накормить: бобы – это витамины, их нужно положить колобку в рот по одному.

Дети поочередно выполняют задание: кладут бобы в прорезанное отверстие – рот. Проговаривают стихотворение:

Кушай, кушай Колобок,

Чтоб катиться дальше мог!

- Накормили колобка, повеселел он. Благодарит вас за угощенье и говорит «спасибо». А что нужно отвечать на это слово?

- Правильно, «пожалуйста!». Давайте каждый скажет колобку вежливое взаимное слово.

Дети поочередно правильно произносят слово «пожалуйста».

- Ребята, колобку не терпится отправиться в путешествие.

Давайте вспомним, от кого же он ушел?

Дидактическая игра «Я от … ушел!»

На экране изображение колобок и закрытая картинка, из-под которой видна только часть изображения – подсказка (заяц – уши, медведь – лапа, бабушка – юбка и т. д.) Детям нужно отгадать, кто закрыт.

Проговариваем с детьми названия всех персонажей сказки индивидуально.

На правильный ответ на экране появляется целая картинка (бабушка, дедушка, заяц, волк, медведь, лиса).

На экране картинка – грустный колобок.

- Грустно стало колобку после встречи с лисой.

Игра «Повтори и ты»

На экране появляются пиктограммы (лица колобка) с разными эмоциями (грусть и улыбка).

Показ пиктограммы «Грусть»

Я улыбку потерял, и

И теперь я грустным стал.

Невесело сегодня мне,

Печально стало на душе.

Когда печалиться придется,

То это грустью назовется.

Подключается звуковое сопровождение «Плач».

- Ребята, а теперь давайте сделаем грустное лицо и скажем «ох-ох-ох».

Дети изображают «Грусть» и произносят «Ох-Ох-Ох».

Показ пиктограммы «Улыбка»

Посмотрите, я какой!

Я веселый, озорной!

Вам улыбку подарю,

Всех ребят развеселю.

Когда все вокруг смеется,

Это радостью зовется.

Подключается звуковое сопровождение «Смех».

- Ребята, покажите улыбку на своем лице и скажите «ха-ха-ха»!

Дети улыбаются и произносят «Ха-Ха-Ха».

- Ребята, если вы видите грустного колобка, то изображаете грусть и говорите «ох-ох-ох», а если радостного, то радость и «ха-ха-ха».

Детям нужно отобразить на своем лице показанную эмоцию на экране. Повтор 2 раза.

Дидактическая игра «Настроение колобка»

- Ребята, я хочу, чтобы колобок никогда не грустил. Давайте подарим ему улыбку.

Предлагаю детям картинки-пиктограммы (улыбка колобка), на которых нужно по контуру губ «нарисовать» фасолью обозначенную эмоцию – улыбку.

Проговаривание стихотворения по ходу выполнения действий:

Улыбайся, Колобок,

Чтоб катиться дальше мог!

Эмоциональный настрой

- Мы с вами можем радоваться и огорчаться, веселиться и грустить. От того, какое у нас настроение, зависит, как мы с вами будем разговаривать друг с другом. Давайте встанем в круг.

Собрались мы все вокруг,

Ты мой друг, и я твой друг.

Ну-ка за руки возьмитесь

и друг другу улыбнитесь.

Повтор 2 раза.

- Ребята, пока мы были заняты, колобок непоседа опять укатился.

Он от дедушки ушел,

Он от бабушки ушел,

В лес попал, погулял,

Покушал, посмеялся

И пропал…

- Куда же он мог спрятаться?

- Давайте его поищем.

Дидактическая игра «Найди колобка»

Предлагаю детям в ведерках с фасолью найти колобка (желтые шарики маленького размера спрятаны в ведерках с фасолью).

Проговаривание стихотворения по ходу выполнения действий:

Я найду тебя, дружок,

Мой румяный, Колобок!

Дети поочередно выполняют действия.

- Ребята, давайте поиграем с колобком.

Подвижная игра «Лиса и колобок»

Под изображение на экране:

Колобок катиться (музыка веселая)– дети бегают и подпевают,

Появляется лиса (музыка громкая) – дети прячутся, садятся на стульчики.

- Ребята, пора колобку возвращаться.

Пальчиковая гимнастика «Колобок»

Я, колобок, колобок, (катают в руках воображаемый колобок)

По сусекам скребен, (правой ладонью скребут по левой ладони)

По амбару метен, (имитируют подметание пола)

На сметане мешен, (делают круговые движения кистью правой руки)

В печку сажен, (показывают обе руки, вытянутые вперед)

На окошке стужен. (дуют на ладони)

Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел, (имитация ходьбы большим и средним пальцами)

С детками поиграл и устал. (хлопки в ладоши)

- Давайте попрощаемся с колобком, ему надо отдыхать.

- Какое слово мы говорим, когда прощаемся?

- Правильно, «до свидания!».

Дети прощаются с колобком поочередно.

ПЕРЕЧЕНЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР (ранний-средний возраст)

Игры,используемые для формирования предметных действий с игрушками

1) Д/и ”Найди игрушку”

2) Игра-забава ”Плавают уточки”

3) Театрализованная игра ”Бабочка”

4) Д/и ”Возьми игрушку”

5) Д/и ”Разберем и соберем пирамидку”

6) Д/и”Достанем для Мишки кубики из коробки”,

“Соберем за Мишку кубики в коробку”

7) Д/и ”Соберем ягоды (грибы) в корзинку”

8) Игра с песком ”Куличики”

9) Игра с водой ”Ловись рыбка”

10) Игра с водой ”Кораблики”

Игры, используемые для формирования игровых действий

1) Театрализованная игра “Девочка чумазая”

2) Д/и ”На что похоже”

3) Д/и» Найди предмет такой же формы”

4) Д/и”Где мы были мы не скажем, а что делали покажем”(1 вариант)

5) Д/и» Переименуй предмет”

6) Театрализованная игра ”Как мы изобразим, что у нас в руке”

Игры, используемые для формирования ролевого поведения

1) Д/и ”Кому что нужно”

2) Д/и ”Что лишнее”

3) Д/и ”Глагольное лото”

4) Д/и ”У меня зазвонил телефон”(1 вариант)

5) Д/и ”Где мы были мы не скажем, а что делали покажем”(2 вариант)

6) Д/и ”У меня зазвонил телефон”(2 вариант)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ЭТАП

1)”НАЙДИ ИГРУШКУ”

Цель: выполнение словесной инструкции.

Материалы и атрибуты: любая игрушка

Ход игры:

Взрослый берет игрушку (Мишку) и вместе с ребенком прячет. Через некоторое время взрослый обращается к ребенку: ”Найди Мишку”.

2)”БАБОЧКА”

Цель: концентрация внимания улучшение эмоционального состояния ребенка.

Материалы и атрибуты: игрушка-бабочка, ширма.

Ход игры:

Взрослый демонстрирует бабочку из-за ширмы, привлекает внимание ребенка к игрушке: ”Ах, какая бабочка!”

Ребенок наблюдает за игрушкой.

Навыки и умения: длительное наблюдение за игрушкой.

3)”ПЛАВАЮТ УТОЧКИ”

Цель: та же.

Материалы и атрибуты: тазик с водой, пластмассовые уточки.

Ход игры:

Взрослый привлекает внимание детей (эмоционально):” Дети, посмотрите- уточки плавают”Читает стихотворение:

-Наши уточки с утра:

“Кря-кря-кря!”

Лапками гребут

К берегу плывут.

Дети рассматривают уточек, по желанию играют с водой и уточками.

4)”ВОЗЬМИ ИГРУШКУ”

Цель: побуждение к обследованию игрушки

Материалы и атрибуты: яркая игрушка (собачка)

Ход игры:

“Таня, возьми собачку”. Взрослый дает игрушку ребенку из рук в руки, помогает удерживать, манипулировать с ней.

“Давай погладим собачку. Вот какая она мягкая, пушистая. У нее есть лапы, хвост, голова”.

Игра проводится многократно с разными по функциональному значению игрушками.

5)”РАЗБЕРЕМ И СОБЕРЕМ ПИРАМИДКУ”

Цель: повторение действий с игрушкой в соответствии с ее назначением.

Материалы и атрибуты: пирамидка с одинаковыми по размеру кольцами.

Ход игры:

Взрослый показывает ребенку пирамидку, затем снимает кольца и вновь их надевает. Действия сопровождает словами:”Была пирамидка, кольца сняли- нет пирамидки. Сейчас опять соберем- будем кольца на стержень надевать”.Так повторить несколько раз.

Потом предлагает ребенку разобрать и собрать пирамидку.

6)”ДОСТАНЕМ ДЛЯ МИШКИ КУБИКИ ИЗ КОРОБКИ. СОБЕРЕМ ЗА МИШКУ КУБИКИ В КОРОБКУ”

Цель: формирование продолжительных манипулятивных действий, переходящих в процессуальные действия.

Материалы и атрибуты: кубики, коробка, игрушка Мишка.

Ход игры:

Взрослый обращается к ребенку: ”Мишка хочет играть кубиками. Достанем для Мишки кубики из коробки.”Вместе с ребенком достает кубики из коробки:”На Мишка,играй.”(по возможности выполняют простейшую постройку).

“А сейчас соберем за Мишку кубики в коробку.”Совместные действия с ребенком.

7)”СОБЕРЕМ ЯГОДЫ (ГРИБЫ) В КОРЗИНКУ”

Цель: та же.

Материалы и атрибуты: муляжи ягод и грибов, разложенные на ковре, корзина.

Ход игры:

Взрослый предлагает детям собрать ягоды и грибы, растущие на полянке:

“Ой, сколько ягод и грибов на полянке! Помогите мне собрать их в корзинку.”

Взрослый начинает сбор, вовлекая детей в игру.

8)”КУЛИЧИКИ”

Цель: обучение действиям с песком, совком,формочками.

Материалы и атрибуты: ведерко, формочки, совок, песок.

Ход игры:

1.Взрослый привлекает внимание ребенка: «Насыплем песок в ведро». Показывает как это можно сделать, сопровождая действия словами:”Набираем песок в совок, пересыпаем в ведро. Теперь еще...Полное ведро песка”.Предлагает то же выполнить ребенку.

2.После освоения ребенком необходимых навыков переходим к их развитию. Взрослый обращается к ребенку:”Сейчас мы будем печь куличики. Набираем песок в совок, наполняем песком формочку, прижимаем песок совком, переворачиваем формочку, стучим по донышку, снимаем формочку.”Вот какой куличик получился!”

Взрослый предлагает ребенку испечь свой куличик, помогая в случае затруднения.

9)”ЛОВИСЬ РЫБКА”

Цель: формирование положительного отношения к игр, побуждение к речевому высказыванию.

Материалы и атрибуты: тазик с водой, пластмассовые рыбки(усложнение: рыбки заводные),сачок.

Ход игры:

Взрослый опускает рыбок в таз с водой и говорит:”Рыбки плавают”.Затем вылавливает рыбку сачком:”Поймали рыбку!”Предлагает детям поочередно поймать рыбку, побуждая к проговариванию своих действий и повторению словесного образца, данного взрослым.

10)”КОРАБЛИКИ”

Цель: эмоциональное взаимодействие детей друг с другом.

Материалы и атрибуты: тазик с водой, пластмассовые кораблики.

Ход игры:

Взрослый опускает кораблики в тазик с водой, говорит:”Вот какие кораблики! Подул ветер(дует),поплыли кораблики! Вот кораблик приплыл к Вите. Витя, пусть твой кораблик поплывет к Маше. «Предлагает детям

так же поиграть с корабликами».

ЭТАП

1)”НА ЧТО ПОХОЖЕ”

Цель: формирование умения сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образцу.

Материалы и атрибуты: 5 карточек с изображением геометрических фигур(квадрат, круг, треугольник,прямоугольник,овал),5 карточек с изображением предметов различной формы: круглой (мяч, яблоко, футбольный мяч, воздушный шар, апельсин),

квадратной(коврик,платок, оконная рама, кубик, флаг), овальной(дыня,слива, лист, жук, яйцо),прямоугольной(портфель, конверт, книга, домино, картина),треугольной(кусок сыра, балалайка, колпачок, пакет молока, пирамидка).

Ход игры:

Дети рассматривают материал, называют фигуры и предметы.

По указанию воспитателя дети подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы.

2) “НАЙДИ ПРЕДМЕТ ТАКОЙ ЖЕ ФОРМЫ”

Цель: Учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами.

Материалы и атрибуты: геометрические фигуры(круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник); предметы круглой формы (мячи, шары, пуговицы); квадратной формы (строительный материал, плпток, карточки); треугольной формы (строительный материал, флажок, морковь); овальной формы (огурец, яйцо).

Ход игры:

Геометрические фигуры лежат на столе; предметы на другом. Дети подходят к столу с геометрическими фигурами - называют форму. Найди предмет такой же формы и положи к этой фигуре.

Если ребенок правильно выполнил задание, остальные хлопают в ладоши.

3) “ГДЕ МЫ БЫЛИ МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ ПОКАЖЕМ”

Цель: учить действию с воображаемыми предметами.

Материалы и атрибуты: дудочка, мячик, гармошка (барабан)..

Ход игры:

Сегодня мы поучимся играть в интересную игру “Где мы были мы не скажем, а что делали покажем”.

1 этап:

Играть со мной будет Максим, а вы ребята смотрите.

Возьми гармошку в руки, поиграй на ней, хорошо, а теперь положи ее на стул и представь, что в руках у тебя гармонь, покажи, как будто ты играешь на гармони. Давай вместе...

Затем воспитатель предлагает взять в руки мячик (барабан), поиграть им, потом воспроизвести действия без мяча. Помогает ребенку - выполняет действия вместе с ребенком.

Затем предлагает поиграть ребенку дудочкой и т.п.

Когда воспитатель научил ребенка играть, он говорит

2 этап:

“А сейчас с тобой будет играть Тема. Он пойдет за двери, а когда мы его позовем, он должен отгадать, на каком инструменте ты играл. (Тема уходит за дверь) Воспитатель договаривается с Максимом, на каком инструменте он будет играть, после чего зовут Тему. Воспитатель говорит:” Где мы были мы не скажем, а что делали покажем” и помогает ребенку выполнить то или иное движение. Игру можно повторить с другими детьми.

4) “ПЕРЕИМЕНУЙ ПРЕДМЕТ”

Цель: формирование умения совершать операцию замещения предметов

1 этап игры .

Задача: показать детям способ замещения одного предмета другим.

Материалы и атрибуты: кукла, тарелка, чашка, палочка.

Ход игры:

* Воспитатель предлагает ребенку покормить куклу, ставит на стол чашку и тарелку:

“Кукла что-то невеселая, наверное, она проголодалась и хочет есть; давай ее покормим. Что нам нужно?

* Ребенок говорит, что не хватает ложки.

* Воспитатель предлагает взять палочку вместо ложки, потому что они похожи.

* Воспитатель кормит куклу палочкой вместо ложки, затем предлагает ребенку проделать то же самое.

Этап игры.

Цель: учить использовать способ замещения одного предмета другим.

Материалы и атрибуты: палочка, кукла, халат, шапочка.

Ход игры:

Ребенок надевает халат и шапочку.

Воспитатель переименовывает один предмет в другой, а ребенку предлагает совершить действия, характерные для переименованного предмета.

Например: “Давай назовем палочку градусником. Покажи, какие действия ты будешь совершать градусником”

Если ребенок затрудняется воспроизвести действия с предметом-заместителем, то взрослый показывает ему.

Далее то же: “Давай назовем палочку шприцем. Покажи, какие действия ты будешь совершать со шприцем.

Если ребенок затрудняется воспроизвести действие, то взрослый показывает ему

Этап игры

Задача: формировать умение переименовывать предметы..

Материалы и атрибуты: сюжетные картины на бытовые темы.

Ход игры:

*Взрослый предлагает детям рассмотреть сюжетную картину “Семейный обед” и назвать предметы,используемые для обеда.

“А сейчас мы поиграем: кто больше назовет предметов, вместо которых понарошку можно использовать палочку. За каждый ответ я буду давать вот такую палочку, и вы ими потом поиграете ”. Дети называют: ” Палочка-нож, морковка, ложка и т. п.”

* Взрослый предлагает сюжетную картину “Мама качает малыша”. Если дети затрудняются ответить, то показывает действия мамы.

4 этап игры.

Задача: учить совершать действия с двумя и более предметами - заместителями.

Материалы и атрибуты: игрушка Заяц, муляж морковки.

Ход игры:

Ребенку предлагаются игрушки (Заяц, морковка) для совершения с ними действий. Затем взрослый просит ребенка найти предметы для замены этих игрушек, убирает игрушки и побуждает ребенка продемонстрировать ряд действий с подобранными предметами в соответствии с новыми функциями. Например, ребенок должен покормить кеглю-зайчика палочкой-морковкой или измерить температуру кегле - девочки палочкой градусником и т. д.

ЭТАП

1)” КОМУ ЧТО НУЖНО”

Цель: формировать умение выделять и называть предметы, относящиеся к определенной профессии.

Материалы и атрибуты: карты лото, в центре которых изображены люди разных профессий (врач, парикмахер, продавец, повар), а вокруг изображения восемь пустых клеток, маленькие карточки с предметными картинками к каждой из профессий.

Ход игры:

Дети выбирают карты лото. Взрослый дает рассмотреть картинку на карте и определить, кто на ней изображен. Затем поднимает одну из предметных картинок и спрашивает:” Что это?..Кому это нужно для работы?”

После того, как выбор сделан, ребенок получает карточку с предметной картинкой и располагает на своей карте лото. Выигрывает тот, кто первым закрыл свою карту.

2)”ЧТО ЛИШНЕЕ”

Цель: формирование умения соотносить название профессии с определенным наборам действий и обозначать эти действия словесно.

3)”У МЕНЯ ЗАЗВОНИЛ ТЕЛЕФОН” (1 вариант)

Цель: акцентирование внимания детей на речевом взаимодействии.

Материалы и атрибуты: два телефонных аппарата.

Ход игры:

*Воспитатель берет трубку одного телефона и говорит:

- У меня зазвонил телефон. Дзинь! Алло?!

-(в трубку другого телефона) Здравствуйте. Это магазин?

-Да, мы вас слушаем.

-Скажите, пожалуйста, вам привезли свежий хлеб?

-Да, приходите, пожалуйста.

-Спасибо. (Весь диалог ведет один воспитатель.)

* Воспитатель предлагает ребенку роль покупателя, сам берет роль продавца и ведет ролевой диалог по телефону, побуждая ребенка к ответным высказываниям с помощью сопряженной речи.

*Ребенку предлагается ведущая роль в диалоге по телефону с взрослым.

*Воспитатель предлагает одному ребенку быть продавцом, а другому покупателем и вести телефонный диалог между собой.

5)”У МЕНЯ ЗАЗВОНИЛ ТЕЛЕФОН” (2 вариант)

Цель: знакомство с различными вариантами ведения ролевого диалога.

Ход игры:

Участники игры рассаживаются в кружок, воспитатель вводит смысловую ситуацию и предлагает роли двоим, вовлеченным в игру детям: “Давайте опять поиграем в телефон, только по-другому. Здесь как будто ваши дома. У каждого телефон, а это мой телефон. Это у меня больница. Я доктор. А это вы как будто заболели. Давайте, вы мне звонили, вызывали врача. Дзинь... У меня телефон звонит. Алло! Это доктор у телефона. Кто мне звонит?.. Больная девочка? Что у тебя болит?”

Воспитатель развертывает диалог с одним ребенком, а затем переходит к взаимодействию с другим участником, строя диалог аналогичным способом,но несколько изменяя содержание своих вопросов и реплик в зависимости от ролевых высказываний ребенка.

6)”ГДЕ МЫ БЫЛИ МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ ПОКАЖЕМ” (2 вариант)

Цель: формирование умения выполнять действия, характерные для тех или иных персонажей в паре друг с другом.

Материалы и атрибуты: тематические наборы для сюжетных игр.

Ход игры:

Участники игры рассаживаются в кружок. Воспитатель говорит:” Сегодня мы будем играть в знакомую нам игру, только немного по-другому. Мы с Таней договоримся кем мы будем, вы должны догадаться кто мы и что делаем. Воспитатель с ребенком обсуждают какие роли они будут выполнять (Например, ребенок - парикмахер, взрослый - посетитель), выбирают необходимые атрибуты и выполняют действия, характерные для выбранных персонажей. Дети отгадывают.(В последующем атрибуты максимально ограничиваются) “А теперь с Таней договорится кто-нибудь из детей, а мы попробуем отгадать “. Дети выполняют действия в паре друг с другом. Далее последовательно вовлекаются в пары все участники игры.

 

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...