Пальчиковая гимнастика с совместным проговариванием «Колобок»
Лепим, лепим колобка, (имитация лепки) тесто месим мы слегка. (сжимаем и разжимаем пальцы) А потом его катаем, (катаем) на окошко сажаем. (раскрывают ладони) Он с окошка прыг, да прыг, (хлопают в ладони) Укатился озорник! (вращение кистями) В руках у воспитателя дидактическое пособие «Колобок». - Ребята, посмотрите, какого колобка мы слепили. Дидактическая игра «Накорми колобка» - Ребята, колобка нужно накормить: бобы – это витамины, их нужно положить колобку в рот по одному. Дети поочередно выполняют задание: кладут бобы в прорезанное отверстие – рот. Проговаривают стихотворение: Кушай, кушай Колобок, Чтоб катиться дальше мог! - Накормили колобка, повеселел он. Благодарит вас за угощенье и говорит «спасибо». А что нужно отвечать на это слово? - Правильно, «пожалуйста!». Давайте каждый скажет колобку вежливое взаимное слово. Дети поочередно правильно произносят слово «пожалуйста». - Ребята, колобку не терпится отправиться в путешествие. Давайте вспомним, от кого же он ушел? Дидактическая игра «Я от … ушел!» На экране изображение колобок и закрытая картинка, из-под которой видна только часть изображения – подсказка (заяц – уши, медведь – лапа, бабушка – юбка и т. д.) Детям нужно отгадать, кто закрыт. Проговариваем с детьми названия всех персонажей сказки индивидуально. На правильный ответ на экране появляется целая картинка (бабушка, дедушка, заяц, волк, медведь, лиса). На экране картинка – грустный колобок. - Грустно стало колобку после встречи с лисой. Игра «Повтори и ты» На экране появляются пиктограммы (лица колобка) с разными эмоциями (грусть и улыбка). Показ пиктограммы «Грусть» Я улыбку потерял, и
И теперь я грустным стал. Невесело сегодня мне, Печально стало на душе. Когда печалиться придется, То это грустью назовется. Подключается звуковое сопровождение «Плач». - Ребята, а теперь давайте сделаем грустное лицо и скажем «ох-ох-ох». Дети изображают «Грусть» и произносят «Ох-Ох-Ох». Показ пиктограммы «Улыбка» Посмотрите, я какой! Я веселый, озорной! Вам улыбку подарю, Всех ребят развеселю. Когда все вокруг смеется, Это радостью зовется. Подключается звуковое сопровождение «Смех». - Ребята, покажите улыбку на своем лице и скажите «ха-ха-ха»! Дети улыбаются и произносят «Ха-Ха-Ха». - Ребята, если вы видите грустного колобка, то изображаете грусть и говорите «ох-ох-ох», а если радостного, то радость и «ха-ха-ха». Детям нужно отобразить на своем лице показанную эмоцию на экране. Повтор 2 раза. Дидактическая игра «Настроение колобка» - Ребята, я хочу, чтобы колобок никогда не грустил. Давайте подарим ему улыбку. Предлагаю детям картинки-пиктограммы (улыбка колобка), на которых нужно по контуру губ «нарисовать» фасолью обозначенную эмоцию – улыбку. Проговаривание стихотворения по ходу выполнения действий: Улыбайся, Колобок, Чтоб катиться дальше мог! Эмоциональный настрой - Мы с вами можем радоваться и огорчаться, веселиться и грустить. От того, какое у нас настроение, зависит, как мы с вами будем разговаривать друг с другом. Давайте встанем в круг. Собрались мы все вокруг, Ты мой друг, и я твой друг. Ну-ка за руки возьмитесь и друг другу улыбнитесь. Повтор 2 раза. - Ребята, пока мы были заняты, колобок непоседа опять укатился. Он от дедушки ушел, Он от бабушки ушел, В лес попал, погулял, Покушал, посмеялся И пропал… - Куда же он мог спрятаться? - Давайте его поищем. Дидактическая игра «Найди колобка» Предлагаю детям в ведерках с фасолью найти колобка (желтые шарики маленького размера спрятаны в ведерках с фасолью).
Проговаривание стихотворения по ходу выполнения действий: Я найду тебя, дружок, Мой румяный, Колобок! Дети поочередно выполняют действия. - Ребята, давайте поиграем с колобком. Подвижная игра «Лиса и колобок» Под изображение на экране: Колобок катиться (музыка веселая)– дети бегают и подпевают, Появляется лиса (музыка громкая) – дети прячутся, садятся на стульчики. - Ребята, пора колобку возвращаться. Пальчиковая гимнастика «Колобок» Я, колобок, колобок, (катают в руках воображаемый колобок) По сусекам скребен, (правой ладонью скребут по левой ладони) По амбару метен, (имитируют подметание пола) На сметане мешен, (делают круговые движения кистью правой руки) В печку сажен, (показывают обе руки, вытянутые вперед) На окошке стужен. (дуют на ладони) Я от бабушки ушел, Я от дедушки ушел, (имитация ходьбы большим и средним пальцами) С детками поиграл и устал. (хлопки в ладоши) - Давайте попрощаемся с колобком, ему надо отдыхать. - Какое слово мы говорим, когда прощаемся? - Правильно, «до свидания!». Дети прощаются с колобком поочередно. ПЕРЕЧЕНЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР (ранний-средний возраст) Игры,используемые для формирования предметных действий с игрушками 1) Д/и ”Найди игрушку” 2) Игра-забава ”Плавают уточки” 3) Театрализованная игра ”Бабочка” 4) Д/и ”Возьми игрушку” 5) Д/и ”Разберем и соберем пирамидку” 6) Д/и”Достанем для Мишки кубики из коробки”, “Соберем за Мишку кубики в коробку” 7) Д/и ”Соберем ягоды (грибы) в корзинку” 8) Игра с песком ”Куличики” 9) Игра с водой ”Ловись рыбка” 10) Игра с водой ”Кораблики” Игры, используемые для формирования игровых действий 1) Театрализованная игра “Девочка чумазая” 2) Д/и ”На что похоже” 3) Д/и» Найди предмет такой же формы” 4) Д/и”Где мы были мы не скажем, а что делали покажем”(1 вариант) 5) Д/и» Переименуй предмет” 6) Театрализованная игра ”Как мы изобразим, что у нас в руке” Игры, используемые для формирования ролевого поведения 1) Д/и ”Кому что нужно” 2) Д/и ”Что лишнее” 3) Д/и ”Глагольное лото” 4) Д/и ”У меня зазвонил телефон”(1 вариант) 5) Д/и ”Где мы были мы не скажем, а что делали покажем”(2 вариант)
6) Д/и ”У меня зазвонил телефон”(2 вариант) ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ЭТАП 1)”НАЙДИ ИГРУШКУ” Цель: выполнение словесной инструкции. Материалы и атрибуты: любая игрушка Ход игры: Взрослый берет игрушку (Мишку) и вместе с ребенком прячет. Через некоторое время взрослый обращается к ребенку: ”Найди Мишку”. 2)”БАБОЧКА” Цель: концентрация внимания улучшение эмоционального состояния ребенка. Материалы и атрибуты: игрушка-бабочка, ширма. Ход игры: Взрослый демонстрирует бабочку из-за ширмы, привлекает внимание ребенка к игрушке: ”Ах, какая бабочка!” Ребенок наблюдает за игрушкой. Навыки и умения: длительное наблюдение за игрушкой. 3)”ПЛАВАЮТ УТОЧКИ” Цель: та же. Материалы и атрибуты: тазик с водой, пластмассовые уточки. Ход игры: Взрослый привлекает внимание детей (эмоционально):” Дети, посмотрите- уточки плавают”Читает стихотворение: -Наши уточки с утра: “Кря-кря-кря!” Лапками гребут К берегу плывут. Дети рассматривают уточек, по желанию играют с водой и уточками. 4)”ВОЗЬМИ ИГРУШКУ” Цель: побуждение к обследованию игрушки Материалы и атрибуты: яркая игрушка (собачка) Ход игры: “Таня, возьми собачку”. Взрослый дает игрушку ребенку из рук в руки, помогает удерживать, манипулировать с ней. “Давай погладим собачку. Вот какая она мягкая, пушистая. У нее есть лапы, хвост, голова”. Игра проводится многократно с разными по функциональному значению игрушками. 5)”РАЗБЕРЕМ И СОБЕРЕМ ПИРАМИДКУ” Цель: повторение действий с игрушкой в соответствии с ее назначением. Материалы и атрибуты: пирамидка с одинаковыми по размеру кольцами. Ход игры: Взрослый показывает ребенку пирамидку, затем снимает кольца и вновь их надевает. Действия сопровождает словами:”Была пирамидка, кольца сняли- нет пирамидки. Сейчас опять соберем- будем кольца на стержень надевать”.Так повторить несколько раз. Потом предлагает ребенку разобрать и собрать пирамидку. 6)”ДОСТАНЕМ ДЛЯ МИШКИ КУБИКИ ИЗ КОРОБКИ. СОБЕРЕМ ЗА МИШКУ КУБИКИ В КОРОБКУ” Цель: формирование продолжительных манипулятивных действий, переходящих в процессуальные действия.
Материалы и атрибуты: кубики, коробка, игрушка Мишка. Ход игры: Взрослый обращается к ребенку: ”Мишка хочет играть кубиками. Достанем для Мишки кубики из коробки.”Вместе с ребенком достает кубики из коробки:”На Мишка,играй.”(по возможности выполняют простейшую постройку). “А сейчас соберем за Мишку кубики в коробку.”Совместные действия с ребенком. 7)”СОБЕРЕМ ЯГОДЫ (ГРИБЫ) В КОРЗИНКУ” Цель: та же. Материалы и атрибуты: муляжи ягод и грибов, разложенные на ковре, корзина. Ход игры: Взрослый предлагает детям собрать ягоды и грибы, растущие на полянке: “Ой, сколько ягод и грибов на полянке! Помогите мне собрать их в корзинку.” Взрослый начинает сбор, вовлекая детей в игру. 8)”КУЛИЧИКИ” Цель: обучение действиям с песком, совком,формочками. Материалы и атрибуты: ведерко, формочки, совок, песок. Ход игры: 1.Взрослый привлекает внимание ребенка: «Насыплем песок в ведро». Показывает как это можно сделать, сопровождая действия словами:”Набираем песок в совок, пересыпаем в ведро. Теперь еще...Полное ведро песка”.Предлагает то же выполнить ребенку. 2.После освоения ребенком необходимых навыков переходим к их развитию. Взрослый обращается к ребенку:”Сейчас мы будем печь куличики. Набираем песок в совок, наполняем песком формочку, прижимаем песок совком, переворачиваем формочку, стучим по донышку, снимаем формочку.”Вот какой куличик получился!” Взрослый предлагает ребенку испечь свой куличик, помогая в случае затруднения. 9)”ЛОВИСЬ РЫБКА” Цель: формирование положительного отношения к игр, побуждение к речевому высказыванию. Материалы и атрибуты: тазик с водой, пластмассовые рыбки(усложнение: рыбки заводные),сачок. Ход игры: Взрослый опускает рыбок в таз с водой и говорит:”Рыбки плавают”.Затем вылавливает рыбку сачком:”Поймали рыбку!”Предлагает детям поочередно поймать рыбку, побуждая к проговариванию своих действий и повторению словесного образца, данного взрослым. 10)”КОРАБЛИКИ” Цель: эмоциональное взаимодействие детей друг с другом. Материалы и атрибуты: тазик с водой, пластмассовые кораблики. Ход игры: Взрослый опускает кораблики в тазик с водой, говорит:”Вот какие кораблики! Подул ветер(дует),поплыли кораблики! Вот кораблик приплыл к Вите. Витя, пусть твой кораблик поплывет к Маше. «Предлагает детям так же поиграть с корабликами». ЭТАП 1)”НА ЧТО ПОХОЖЕ” Цель: формирование умения сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образцу. Материалы и атрибуты: 5 карточек с изображением геометрических фигур(квадрат, круг, треугольник,прямоугольник,овал),5 карточек с изображением предметов различной формы: круглой (мяч, яблоко, футбольный мяч, воздушный шар, апельсин),
квадратной(коврик,платок, оконная рама, кубик, флаг), овальной(дыня,слива, лист, жук, яйцо),прямоугольной(портфель, конверт, книга, домино, картина),треугольной(кусок сыра, балалайка, колпачок, пакет молока, пирамидка). Ход игры: Дети рассматривают материал, называют фигуры и предметы. По указанию воспитателя дети подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. 2) “НАЙДИ ПРЕДМЕТ ТАКОЙ ЖЕ ФОРМЫ” Цель: Учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. Материалы и атрибуты: геометрические фигуры(круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник); предметы круглой формы (мячи, шары, пуговицы); квадратной формы (строительный материал, плпток, карточки); треугольной формы (строительный материал, флажок, морковь); овальной формы (огурец, яйцо). Ход игры: Геометрические фигуры лежат на столе; предметы на другом. Дети подходят к столу с геометрическими фигурами - называют форму. Найди предмет такой же формы и положи к этой фигуре. Если ребенок правильно выполнил задание, остальные хлопают в ладоши. 3) “ГДЕ МЫ БЫЛИ МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ ПОКАЖЕМ” Цель: учить действию с воображаемыми предметами. Материалы и атрибуты: дудочка, мячик, гармошка (барабан).. Ход игры: Сегодня мы поучимся играть в интересную игру “Где мы были мы не скажем, а что делали покажем”. 1 этап: Играть со мной будет Максим, а вы ребята смотрите. Возьми гармошку в руки, поиграй на ней, хорошо, а теперь положи ее на стул и представь, что в руках у тебя гармонь, покажи, как будто ты играешь на гармони. Давай вместе... Затем воспитатель предлагает взять в руки мячик (барабан), поиграть им, потом воспроизвести действия без мяча. Помогает ребенку - выполняет действия вместе с ребенком. Затем предлагает поиграть ребенку дудочкой и т.п. Когда воспитатель научил ребенка играть, он говорит 2 этап: “А сейчас с тобой будет играть Тема. Он пойдет за двери, а когда мы его позовем, он должен отгадать, на каком инструменте ты играл. (Тема уходит за дверь) Воспитатель договаривается с Максимом, на каком инструменте он будет играть, после чего зовут Тему. Воспитатель говорит:” Где мы были мы не скажем, а что делали покажем” и помогает ребенку выполнить то или иное движение. Игру можно повторить с другими детьми. 4) “ПЕРЕИМЕНУЙ ПРЕДМЕТ” Цель: формирование умения совершать операцию замещения предметов 1 этап игры . Задача: показать детям способ замещения одного предмета другим. Материалы и атрибуты: кукла, тарелка, чашка, палочка. Ход игры: * Воспитатель предлагает ребенку покормить куклу, ставит на стол чашку и тарелку: “Кукла что-то невеселая, наверное, она проголодалась и хочет есть; давай ее покормим. Что нам нужно? * Ребенок говорит, что не хватает ложки. * Воспитатель предлагает взять палочку вместо ложки, потому что они похожи. * Воспитатель кормит куклу палочкой вместо ложки, затем предлагает ребенку проделать то же самое. Этап игры. Цель: учить использовать способ замещения одного предмета другим. Материалы и атрибуты: палочка, кукла, халат, шапочка. Ход игры: Ребенок надевает халат и шапочку. Воспитатель переименовывает один предмет в другой, а ребенку предлагает совершить действия, характерные для переименованного предмета. Например: “Давай назовем палочку градусником. Покажи, какие действия ты будешь совершать градусником” Если ребенок затрудняется воспроизвести действия с предметом-заместителем, то взрослый показывает ему. Далее то же: “Давай назовем палочку шприцем. Покажи, какие действия ты будешь совершать со шприцем. Если ребенок затрудняется воспроизвести действие, то взрослый показывает ему Этап игры Задача: формировать умение переименовывать предметы.. Материалы и атрибуты: сюжетные картины на бытовые темы. Ход игры: *Взрослый предлагает детям рассмотреть сюжетную картину “Семейный обед” и назвать предметы,используемые для обеда. “А сейчас мы поиграем: кто больше назовет предметов, вместо которых понарошку можно использовать палочку. За каждый ответ я буду давать вот такую палочку, и вы ими потом поиграете ”. Дети называют: ” Палочка-нож, морковка, ложка и т. п.” * Взрослый предлагает сюжетную картину “Мама качает малыша”. Если дети затрудняются ответить, то показывает действия мамы. 4 этап игры. Задача: учить совершать действия с двумя и более предметами - заместителями. Материалы и атрибуты: игрушка Заяц, муляж морковки. Ход игры: Ребенку предлагаются игрушки (Заяц, морковка) для совершения с ними действий. Затем взрослый просит ребенка найти предметы для замены этих игрушек, убирает игрушки и побуждает ребенка продемонстрировать ряд действий с подобранными предметами в соответствии с новыми функциями. Например, ребенок должен покормить кеглю-зайчика палочкой-морковкой или измерить температуру кегле - девочки палочкой градусником и т. д. ЭТАП 1)” КОМУ ЧТО НУЖНО” Цель: формировать умение выделять и называть предметы, относящиеся к определенной профессии. Материалы и атрибуты: карты лото, в центре которых изображены люди разных профессий (врач, парикмахер, продавец, повар), а вокруг изображения восемь пустых клеток, маленькие карточки с предметными картинками к каждой из профессий. Ход игры: Дети выбирают карты лото. Взрослый дает рассмотреть картинку на карте и определить, кто на ней изображен. Затем поднимает одну из предметных картинок и спрашивает:” Что это?..Кому это нужно для работы?” После того, как выбор сделан, ребенок получает карточку с предметной картинкой и располагает на своей карте лото. Выигрывает тот, кто первым закрыл свою карту. 2)”ЧТО ЛИШНЕЕ” Цель: формирование умения соотносить название профессии с определенным наборам действий и обозначать эти действия словесно. 3)”У МЕНЯ ЗАЗВОНИЛ ТЕЛЕФОН” (1 вариант) Цель: акцентирование внимания детей на речевом взаимодействии. Материалы и атрибуты: два телефонных аппарата. Ход игры: *Воспитатель берет трубку одного телефона и говорит: - У меня зазвонил телефон. Дзинь! Алло?! -(в трубку другого телефона) Здравствуйте. Это магазин? -Да, мы вас слушаем. -Скажите, пожалуйста, вам привезли свежий хлеб? -Да, приходите, пожалуйста. -Спасибо. (Весь диалог ведет один воспитатель.) * Воспитатель предлагает ребенку роль покупателя, сам берет роль продавца и ведет ролевой диалог по телефону, побуждая ребенка к ответным высказываниям с помощью сопряженной речи. *Ребенку предлагается ведущая роль в диалоге по телефону с взрослым. *Воспитатель предлагает одному ребенку быть продавцом, а другому покупателем и вести телефонный диалог между собой. 5)”У МЕНЯ ЗАЗВОНИЛ ТЕЛЕФОН” (2 вариант) Цель: знакомство с различными вариантами ведения ролевого диалога. Ход игры: Участники игры рассаживаются в кружок, воспитатель вводит смысловую ситуацию и предлагает роли двоим, вовлеченным в игру детям: “Давайте опять поиграем в телефон, только по-другому. Здесь как будто ваши дома. У каждого телефон, а это мой телефон. Это у меня больница. Я доктор. А это вы как будто заболели. Давайте, вы мне звонили, вызывали врача. Дзинь... У меня телефон звонит. Алло! Это доктор у телефона. Кто мне звонит?.. Больная девочка? Что у тебя болит?” Воспитатель развертывает диалог с одним ребенком, а затем переходит к взаимодействию с другим участником, строя диалог аналогичным способом,но несколько изменяя содержание своих вопросов и реплик в зависимости от ролевых высказываний ребенка. 6)”ГДЕ МЫ БЫЛИ МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ ПОКАЖЕМ” (2 вариант) Цель: формирование умения выполнять действия, характерные для тех или иных персонажей в паре друг с другом. Материалы и атрибуты: тематические наборы для сюжетных игр. Ход игры: Участники игры рассаживаются в кружок. Воспитатель говорит:” Сегодня мы будем играть в знакомую нам игру, только немного по-другому. Мы с Таней договоримся кем мы будем, вы должны догадаться кто мы и что делаем. Воспитатель с ребенком обсуждают какие роли они будут выполнять (Например, ребенок - парикмахер, взрослый - посетитель), выбирают необходимые атрибуты и выполняют действия, характерные для выбранных персонажей. Дети отгадывают.(В последующем атрибуты максимально ограничиваются) “А теперь с Таней договорится кто-нибудь из детей, а мы попробуем отгадать “. Дети выполняют действия в паре друг с другом. Далее последовательно вовлекаются в пары все участники игры.
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|