Раздел I. Общие основы акмеологии
Стр 1 из 3Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики Экономический факультет УТВЕРЖДАЮ Проректор По учебно-организационной работе КемГУ ________________ Т. Н. Семенкова «____»______________2012 г.
Рабочая программа дисциплины для специальности 032101 «Физическая культура и спорт», ОПД.Ф.14 ГОС ВПО факультет физической культуры и спорта, Форма обучения Очная
Кемерово, 2012 Программа дисциплины «Акмеология физической культуры и спорта» федерального компонента цикла ОПД.Ф.14 составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по специальности 032101 «Физическая культура и спорт».
Автор (ы): Жукова Т. А., к. пед. н., доцент
Рецензенты: доктор псих. н., профессор Морозова И. С. к. пед. н., доцент Крецан З. В.
Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры
Протокол № 6 от «15» февраля 2012 г. Зав. межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики, д-р пед. наук, профессор __________________________Касаткина Н. Э.
Одобрено учебно-методическим Советом КемГУ
Протокол № ___ от «___» ________ 2012 __ г. Председатель___________________________/Градусова Т. К./
Пояснительная записка При профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту значимость дисциплины состоит в интегрирующей роли: акмеология физической культуры и спорта взаимосвязана с психологией, педагогикой, технологией обучения, психолого-педагогическими аспектами преподавательской деятельности. Для каждого студента изучение акмеологии физической культуры и спорта позволяет лучше познать себя, свои достоинства и недостатки и наметить направления самосовершенствования и профессионального становления с ориентацией на созидательную деятельность. В настоящее время как основной показатель качества общеобразовательного учреждения может быть принят уровень развития у выпускников готовности к осуществлению профессиональной деятельности на творческом уровне и акмеология в этом перспективном направлении играет ведущую роль. Цель дисциплины заключается в овладении студентами представлениями об акмеологии, базовыми знаниями, умениями и способами деятельности в области акмеологии физической культуры и спорта; в формировании в процессе профессиональной подготовки акмеологически направленной личности и акмеологического мышления, творческой индивидуальной и коллективной мыследеятельности, ориентации на самосовершенствование, на достижение в будущем вершин профессионализма, на созидательную деятельность как способ развития и самореализации творческого потенциала личности; развитие познавательного отношения к учебной деятельности. Основными задачами изучения дисциплины являются: 1. Усвоение знаний: о предмете акмеологии, ее месте в системе наук; о развитии индивидуальных, личностных и субъектодеятельностных характеристик человека в их взаимосвязи; о достижении вершин профессионализма в процессе творческой деятельности; о профессионально-педагогической деятельности специалиста по физической культуре и спорту; о современных психолого-педагогических теориях и их использовании в разработке технологий обучения, воспитания, общения; о коммуникативной компетентности специалиста; о педагогической диагностике.
2. Развитие научных представлений о человеке, закономерностях акмеологического развития, личностного и профессионального роста. 3. Овладение понятийным аппаратом при изучении ведущих тем акмеологии и тенденций ее развития, ведущих психолого-педагогических теорий и концепций обучения и воспитания и т.п. 4. Формирование умений самопознания себя как личности, умений коллективной творческой мыследеятельности, умений анализировать причины достижений и неудач и намечать направления самосовершенствования. 5. Ознакомление с акмеологической направленностью профессионально-педагогической деятельности специалистов по физической культуре и спорту. 6. Приобретение опыта анализа акмеологических учебных проблемных ситуаций, рефлексии, развития умений, навыков в будущей профессиональной деятельности (акмеологические аспекты достижения профессионализма в труде педагога). Структура курса представлена в таблице. Разделы и темы выделены в соответствии с логикой изложения материала.
К особенностям изучения дисциплины относится: – соотношение аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины составляет 50/50 % аудиторной и самостоятельной работы; – курс предполагает усвоение студентами учебного материала на основе личного опыта, приобретаемого во время лекций, семинарских занятий, индивидуальной и самостоятельной работы; – цель лекций – создание проблемной среды с обозначением ключевых противоречий, решение и детализация которых осуществляется затем в самостоятельной работе и на практических занятиях; – публичное сопоставление на семинарских занятиях различных акмеологических позиций, что ведет к овладению студентами изучаемого материала; – результаты групповых обсуждений во время семинарских занятий облекаются в форму практических разработок, которые студенты моделируют и анализируют; – проектирование и обсуждение дидактических разработок сопровождается рефлексивным осознанием деятельности обучающихся. По курсу «Акмеология физической культуры и спорта» предполагается лекционно-семинарская система, включающая следующие формы организации учебных занятий: лекции, семинарские занятия (в том числе в форме дискуссий, деловых игр, мозговых штурмов и т.д.), индивидуальные и самостоятельные занятия.
Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины предполагает наличие двух уровней освоения содержания дисциплины: первый уровень – аудиторная работа студентов под руководством преподавателя на лекциях и семинарских занятиях; второй уровень – самостоятельная работа студента, входе которой он прослеживает связь акмеологической теории и практики, углубляет знания и умения, полученные в процессе аудиторной работы, формируется его готовность к будущей профессиональной деятельности. Требования к знаниям и умениям, приобретаемым при изучении дисциплины: В итоге изучения дисциплины студенты должны знать: – основные понятия и положения по всем темам; – структурные взаимосвязи элементов содержания внутри каждой темы, раздела и между разделами (системность знаний). В итоге изучения дисциплины студенты должны уметь: – управлять собственной учебно-познавательной деятельностью на учебных занятиях и в часы самостоятельной работы; – самостоятельно осваивать знания по акмеологии на основе работы с первоисточниками; – применять полученные знания в решении профессиональных и экзистенциальных проблем; – самостоятельно мыслить, создавать проблемные ситуации по темам, изучаемым в курсе акмеологии физической культуры и спорта. – осуществлять самоанализ и самопознание себя как личности и определять направления самосовершенствования; – осуществлять коллективную мыследеятельность; – проводить анализ учебного занятия и определять эффективность технологии обучения; – анализировать достижения выдающихся людей и выявлять условия успешного осуществления творческой деятельности. Общий объем курса «Акмеология физической культуры и спорта» 90 часов определяется целями изучения курса. 20 часов уделяется теоретической части курса и 20 практической. Самостоятельная работа (39 часов) включает в себя изучение как теоретического, так и практического материала, 1 час – индивидуальная работа. Дисциплина изучается на четвертом курсе в восьмом семестре. В процессе изучения дисциплины используются следующие виды контроля знаний студентови отчетности: · Текущий контроль: контрольные работы (рубежный тестовый контроль). · Итоговый контроль – зачет. Курс «Акмеология физической культуры и спорта» общим объемом 90 часов завершается зачетом (примерные вопросы к зачету приведены в данной программе), который охватывает: выявление уровня усвоения знаний; определение уровня сформированности умений, навыков; выполнение индивидуально и в коллективной деятельности творческих заданий.
Наряду с традиционными видами контроля используются элементы рейтингового контроля (преимущественно при оценивании работы на семинарских занятиях), способствующие вовлечению студентов в систему оценивания учебной деятельности, переводу ее на уровень самоконтроля. Отметка «зачтено» выставляется студенту при полной отработке практических занятий, если ответы его соответствуют критериям удовлетворительной оценки (рекомендованным Министерством высшего и среднего специального образования СССР для экзаменов, бюллетень МВ и ССО 1981, № 12, с. 3 – 6). Отметка «не зачтено» выставляется студенту при наличии пропущенных и не отработанных практических занятий, если ответы его не соответствуют критериям удовлетворительной оценки. 2. Тематический план
Содержание дисциплины РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ АКМЕОЛОГИИ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|