Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел I. Общие основы акмеологии




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кемеровский государственный университет»

Межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики

Экономический факультет

УТВЕРЖДАЮ

Проректор

По учебно-организационной работе КемГУ

________________ Т. Н. Семенкова

«____»______________2012 г.

 

 

Рабочая программа дисциплины

для специальности

032101 «Физическая культура и спорт», ОПД.Ф.14 ГОС ВПО

факультет физической культуры и спорта,

Форма обучения

Очная

 

курс………………..………………...4   зачет…………8 семестр
семестр…………….………..…...….8    
лекции………………...........20 часов    
семинарские занятия………20 часов    
самостоятельные занятия…49 часов    
индивидуальная работа……….1 час    
Всего часов…………………90 часов    

 

Кемерово, 2012


Программа дисциплины «Акмеология физической культуры и спорта» федерального компонента цикла ОПД.Ф.14 составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по специальности 032101 «Физическая культура и спорт».

 

 

Автор (ы): Жукова Т. А., к. пед. н., доцент

 

 

Рецензенты:

доктор псих. н., профессор Морозова И. С.

к. пед. н., доцент Крецан З. В.

 

Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры

 

Протокол № 6 от «15» февраля 2012 г.

Зав. межвузовской кафедры

общей и вузовской педагогики,

д-р пед. наук, профессор __________________________Касаткина Н. Э.

 

 

Одобрено учебно-методическим Советом КемГУ

Протокол № ___ от «___» ________ 2012 __ г.

Председатель___________________________/Градусова Т. К./

 

 

 


Пояснительная записка

При профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту значимость дисциплины состоит в интегрирующей роли: акмеология физической культуры и спорта взаимосвязана с психологией, педагогикой, технологией обучения, психолого-педагогическими аспектами преподавательской деятельности.

Для каждого студента изучение акмеологии физической культуры и спорта позволяет лучше познать себя, свои достоинства и недостатки и наметить направления самосовершенствования и профессионального становления с ориентацией на созидательную деятельность.

В настоящее время как основной показатель качества общеобразовательного учреждения может быть принят уровень развития у выпускников готовности к осуществлению профессиональной деятельности на творческом уровне и акмеология в этом перспективном направлении играет ведущую роль.

Цель дисциплины заключается в овладении студентами представлениями об акмеологии, базовыми знаниями, умениями и способами деятельности в области акмеологии физической культуры и спорта; в формировании в процессе профессиональной подготовки акмеологически направленной личности и акмеологического мышления, творческой индивидуальной и коллективной мыследеятельности, ориентации на самосовершенствование, на достижение в будущем вершин профессионализма, на созидательную деятельность как способ развития и самореализации творческого потенциала личности; развитие познавательного отношения к учебной деятельности.

Основными задачами изучения дисциплины являются:

1. Усвоение знаний: о предмете акмеологии, ее месте в системе наук; о развитии индивидуальных, личностных и субъектодеятельностных характеристик человека в их взаимосвязи; о достижении вершин профессионализма в процессе творческой деятельности; о профессионально-педагогической деятельности специалиста по физической культуре и спорту; о современных психолого-педагогических теориях и их использовании в разработке технологий обучения, воспитания, общения; о коммуникативной компетентности специалиста; о педагогической диагностике.

2. Развитие научных представлений о человеке, закономерностях акмеологического развития, личностного и профессионального роста.

3. Овладение понятийным аппаратом при изучении ведущих тем акмеологии и тенденций ее развития, ведущих психолого-педагогических теорий и концепций обучения и воспитания и т.п.

4. Формирование умений самопознания себя как личности, умений коллективной творческой мыследеятельности, умений анализировать причины достижений и неудач и намечать направления самосовершенствования.

5. Ознакомление с акмеологической направленностью профессионально-педагогической деятельности специалистов по физической культуре и спорту.

6. Приобретение опыта анализа акмеологических учебных проблемных ситуаций, рефлексии, развития умений, навыков в будущей профессиональной деятельности (акмеологические аспекты достижения профессионализма в труде педагога).

Структура курса представлена в таблице. Разделы и темы выделены в соответствии с логикой изложения материала.

 

  №     Название и содержание разделов и тем Объем часов
  Общий   Лекции Семинар. занятия
Раздел I. Общие основы акмеологии
  Акмеология как наука системы человекознания      
  Основные понятия акмеологии    
  Слагаемые профессионализма и творческой самореализации человека     –  
  Методы акмеологии      
  Вершины творчества выдающихся людей в различных сферах деятельности и прогресс человечества         –    
Раздел II. Акмеологическая направленность профессионально-педагогической деятельности специалистов по физической культуре и спорту
  Профессионально-педагогическая деятельность специалиста по физической культуре и спорту             –
  Структура профессионально- педагогического мастерства       –
Раздел III. Акмеологические аспекты достижения профессионализма в трудовой деятельности специалистов по физической культуре и спорту
  Современные теории обучения и воспитания и их использование в практической деятельности            
  Акмеологические технологии в воспитательно-образовательных системах     –  
  Коммуникативная компетентность специалиста       –
  Педагогическая техника и технология педагогического общения       –
  Технология педагогического общения    
  Технология воспитывающей деятельности       –
  Педагогическая диагностика      
           

 

К особенностям изучения дисциплины относится:

– соотношение аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины составляет 50/50 % аудиторной и самостоятельной работы;

– курс предполагает усвоение студентами учебного материала на основе личного опыта, приобретаемого во время лекций, семинарских занятий, индивидуальной и самостоятельной работы;

– цель лекций – создание проблемной среды с обозначением ключевых противоречий, решение и детализация которых осуществляется затем в самостоятельной работе и на практических занятиях;

– публичное сопоставление на семинарских занятиях различных акмеологических позиций, что ведет к овладению студентами изучаемого материала;

– результаты групповых обсуждений во время семинарских занятий облекаются в форму практических разработок, которые студенты моделируют и анализируют;

– проектирование и обсуждение дидактических разработок сопровождается рефлексивным осознанием деятельности обучающихся.

По курсу «Акмеология физической культуры и спорта» предполагается лекционно-семинарская система, включающая следующие формы организации учебных занятий: лекции, семинарские занятия (в том числе в форме дискуссий, деловых игр, мозговых штурмов и т.д.), индивидуальные и самостоятельные занятия.

Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины предполагает наличие двух уровней освоения содержания дисциплины:

первый уровень – аудиторная работа студентов под руководством преподавателя на лекциях и семинарских занятиях;

второй уровень – самостоятельная работа студента, входе которой он прослеживает связь акмеологической теории и практики, углубляет знания и умения, полученные в процессе аудиторной работы, формируется его готовность к будущей профессиональной деятельности.

Требования к знаниям и умениям, приобретаемым при изучении дисциплины:

В итоге изучения дисциплины студенты должны знать:

– основные понятия и положения по всем темам;

– структурные взаимосвязи элементов содержания внутри каждой темы, раздела и между разделами (системность знаний).

В итоге изучения дисциплины студенты должны уметь:

– управлять собственной учебно-познавательной деятельностью на учебных занятиях и в часы самостоятельной работы;

– самостоятельно осваивать знания по акмеологии на основе работы с первоисточниками;

– применять полученные знания в решении профессиональных и экзистенциальных проблем;

– самостоятельно мыслить, создавать проблемные ситуации по темам, изучаемым в курсе акмеологии физической культуры и спорта.

– осуществлять самоанализ и самопознание себя как личности и определять направления самосовершенствования;

– осуществлять коллективную мыследеятельность;

– проводить анализ учебного занятия и определять эффективность технологии обучения;

– анализировать достижения выдающихся людей и выявлять условия успешного осуществления творческой деятельности.

Общий объем курса «Акмеология физической культуры и спорта» 90 часов определяется целями изучения курса. 20 часов уделяется теоретической части курса и 20 практической. Самостоятельная работа (39 часов) включает в себя изучение как теоретического, так и практического материала, 1 час – индивидуальная работа. Дисциплина изучается на четвертом курсе в восьмом семестре.

В процессе изучения дисциплины используются следующие виды контроля знаний студентови отчетности:

· Текущий контроль: контрольные работы (рубежный тестовый контроль).

· Итоговый контроль – зачет.

Курс «Акмеология физической культуры и спорта» общим объемом 90 часов завершается зачетом (примерные вопросы к зачету приведены в данной программе), который охватывает: выявление уровня усвоения знаний; определение уровня сформированности умений, навыков; выполнение индивидуально и в коллективной деятельности творческих заданий.

Наряду с традиционными видами контроля используются элементы рейтингового контроля (преимущественно при оценивании работы на семинарских занятиях), способствующие вовлечению студентов в систему оценивания учебной деятельности, переводу ее на уровень самоконтроля.

Отметка «зачтено» выставляется студенту при полной отработке практических занятий, если ответы его соответствуют критериям удовлетворительной оценки (рекомендованным Министерством высшего и среднего специального образования СССР для экзаменов, бюллетень МВ и ССО 1981, № 12, с. 3 – 6).

Отметка «не зачтено» выставляется студенту при наличии пропущенных и не отработанных практических занятий, если ответы его не соответствуют критериям удовлетворительной оценки.


2. Тематический план

№ п/п Наименование тем и разделов Всего (час) Аудиторные занятия (час) Самостоят. работа (№№ вопросов и заданий) Контроль
В том числе
Лекции Семинары
Раздел I. Общие основы акмеологии
    Акмеология как наука системы человекознания             №№ 1, 5, 10, 24, 25, 26     Контр. работа
    Основные понятия акмеологии         № 2
  Слагаемые профессионализма и творческой самореализации человека         –      
    Методы акмеологии       № 3, 22
  Вершины творчества выдающихся людей в различных сферах деятельности и прогресс человечества         –      
Раздел II. Акмеологическая направленность профессионально-педагогической деятельности специалистов по физической культуре и спорту
  Профессионально-педагогическая деятельность специалиста по физической культуре и спорту           №№ 4, 8, 14, 24       Контр. работа
  Структура профессионально-педагогического мастерства             – №№ 6, 11, 28, 29
Раздел III. Акмеологические аспекты достижения профессионализма в трудовой деятельности специалистов по физической культуре и спорту
  Современные теории обучения и воспитания и их использование в практической деятельности             №№ 7, 12, 13, 30     тест
  Акмеологические технологии в воспитательно-образовательных системах         –      
  Коммуникативная компетентность специалиста         №№ 9, 15     тест
  Особенности профессионального общения     –     №№ 16, 17
  Педагогическая техника и технология педагогического общения       – № 23
  Технология педагогического общения     –    
  Технология воспитывающей деятельности         № 18, 23, 31 тест
    Педагогическая диагностика       № 19, 20, 21 тест
  Итого:         зачет
индивидуальная работа – 1 час

Содержание дисциплины

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ АКМЕОЛОГИИ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...