54.Публичные финансы. 56. Концепции перехода постсоциалистических стран к рыночной экономикеСоциально ориентированную рыночную экономику, к которой стремятся постсоциалистические страны в качестве цели, можно определить как систему, в основе которой преоб
54. Публичные финансы Важнейшим элементом хозяйственного механизма современного общества являются финансы. Финансы - это система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода. Финансы - историческая категория. Термин " финансы" от лат означает доход, платеж. В значении " денежный платеж" он начал использоваться в ХП-ХУ вв. в Италии. Финансовая политика - это совокупность финансовых мероприятий, осуществляемых правительственными органами через звенья и элементы финансовой системы. Публичные финансы – это основная сфера финансовой системы государства, целью функционирования которой является обеспечение реализации общественных интересовПубличные финансы включают: · Государственные финансы: гос. бюджет, гос. кредит, гос. централизованные и децентрализованные фонды, гос. резервные и страховые фонды. · Местные финансы: финансы местного самоуправления, местные внебюджетные фонды, финансы коммунальных предприятий. Общие черты государственных и местных финансов: - они являются инструментом реализации функций государственных институтов и органов местного самоуправления; - и те и другие обслуживают не частные и не коллективные, а общественные интересы; - и те и другие носят публичный характер. 55Переходные системы: содержание и основные черты. Переходные (трансформационные) экономические системы — явление сложное. В истории развития любого социума наступают периоды нисходящего развития и зарождения в недрах старой элементов новой системы с тенденцией к самоорганизации и восходящему развитию. Переходные экономики можно классифицировать по ци-вилизационному и формационному подходам. В аспекте цивилизационного процесса выделяют периоды: — от неолита к бронзовому веку; — от бронзового к железному веку; — от железного к доиндустриальному веку; — от доиндустриального к индустриальному веку; — от индустриального к постиндустриальному (информационному) веку. В аспекте формационного процесса выделяют переходы: — от первобытнообщинного к рабовладельческому строю(Добывание средств существования, переходит в производство средств существования, примитивный «труд» переходит в— работу. переход отродоплеменных отношений к рабовладельческим)— от рабовладельчества к феодализму; — от феодализма к капитализму; — от капитализма к социализму; — от социализма к капитализму (для постсоциалистических стран и т. п. ). Черты переходной экономики: неустойчивость, неопределенность, высокая степень риска, альтернативность развития, возникновение и функционирование переходных экономических форм, историчность переходных экономик.
56. Концепции перехода постсоциалистических стран к рыночной экономикеСоциально ориентированную рыночную экономику, к которой стремятся постсоциалистические страны в качестве цели, можно определить как систему, в основе которой преобладает частная собственность, свобода предпринимательства, свободная реализация всех экономических ресурсов и экономических благ. Главные задачи переходного периода от административно-командной к социально ориентированной рыночной системе следующие: — реформирование отношений собственности; — разгосударствление (ограничение вмешательства государства в экономическую жизнь общества, отказ от прямого управления государства экономикой, создание условий для увеличения численности хозяйствующих субъектов); — приватизация (переход в частную собственность значительной части государственной собственности); — демонополизация (создание и защита конкурентной среды, преодоление государственной и негосударственной монополии); — либерализация, упразднение государственного кон троля над ценами, подчинение деятельности товаропроизводителя условиям рынка и расширение возможностей поступления в страну иностранных инвестиций, снятие ограничений на экспорт и импорт; — макроэкономическая стабилизация (минимизация дефицита государственного бюджета, прекращение избыточной денежной эмиссии и льготного кредитирования, порождающих инфляцию); — формирование рыночной инфраструктуры, — социальная защита наиболее уязвимых слоев населения. 57. Формирование институциональных и экономических условий перехода стран к новой системе хозяйствованияГлавные направления влияния государства на создание институциональных и экономических условий формирования рыночной экономики: 1) законодательное обеспечение трансформационных преобразований; 2) обеспечение институциональных изменений в предпринимательстве; 3) обеспечение открытости экономики; 4) адаптация социальной политики к условиям переходной экономики. Хозяйственное законодательство переходного периода призвано обеспечить формирование конкурентной среды, содействуя: — возникновению новых предприятий, упрощению их регистрации; — формированию конкурентных рынков и свободного доступа иностранных предпринимателей к национальному рынку; — запрещению монополистических объединений, стимулированию и защите конкуренции. Законодательство о собственности должно обеспечить равенство всех форм собственности. Законодательство о предпринимательской деятельности должно гарантировать полную экономическую свободу выбора сферы хозяйственной деятельности. Антимонопольное законодательство должно упреждать создание новых монополий, сговоров, открытых и тайных соглашений о распределении рынков сбыта. Налоговое законодательство должно выполнять не только фискальную, но и регулирующую и стимулирующую функции. Трудовое законодательство должно обеспечить проведение эффективной политики занятости. Законодательство о социальной защите населения должно стимулировать деловую активность всех слоев населения, социально защищать наиболее уязвимые.
58. Мировое хозяйство и его структура. Современное мировое хозяйство представляет собой систему национальных хозяйств отдельных стран и экономических субъектов, объединенных между собой различными формами международных экономических отношений. Особенности мирового хозяйства: 1. Отличительной чертой мирового хозяйства является интернационализация хозяйственной жизни. Каждая из стран в большей или меньшей степени участвует в международном разделении труда. Это приводит к тому, что воспроизводственные процессы осуществляются теперь не только на национальном, но и на международном уровне. 2. Одной из важнейших особенностей развития современного мирового хозяйства является его целостность. Она определяется наличием глобальных экономических проблем, для решения которых необходимы согласованные совместные усилия всех стран и народов. Более сложный анализ позволяет представить структуру мирового хозяйства в виде трех подсистем. В первой из них располагается около 30 развитых индустриальных стран (США, Япония, страны Западной Европы). Вторую подсистему образуют более 140 развивающихся стран. (Гонконг, Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Бразилия, Аргентина, Мексика и др. ).; Страны производители и экспортеры нефти, слаборазвитые страны с низким уровнем жизни населения. В третьей подсистеме мирового хозяйства находятся бывшие социалистические государства Европы и страны СНГ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|