Организационный период смены
Организационным периодом называют первые три дня пребывания детей в лагере. По отношению к нему существует педагогическое поверье: «Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена». Как ко всякой народной мудрости, к этой вожатской примете нужно отнестись с серьезностью и вниманием. По крайней мере, если в первые дни ребята не привыкнут вовремя выбегать на зарядку, аккуратно заправлять постели и культурно принимать пищу в столовой, не ждите, что они исправятся и начнут все это делать к середине смены. Это проверено многократно, и не стоит проверять еще раз на своем отряде. Задачи организационного периода: § обеспечить быстрое знакомство ребят друг с другом, с педагогами, администрацией, территорией лагеря, программой деятельности; адаптацию детей к жизни в лагере, для чего провести игры и отрядные дела, способствующие интенсивному знакомству; § выявить лидеров (ребят, обладающих организаторскими способностями, оказывающих положительное влияние на других), сформировать актив, органы детского самоуправления (распределить поручения между членами отряда, определить участие каждого в выполнении общей задачи); § предъявить единые педагогические и организационные требования к выполнению режима и распорядка дня, самообслуживанию, личной гигиене, организации питания, дисциплине и поведению, организации совместной деятельности; § создать благоприятную атмосферу в детском коллективе, условия для раскрытия способностей, возможности для самоутверждения; создать у детей ощущение уюта и комфорта, для чего красиво оформить комнаты и весь корпус; § выявить возможности и интересы детей; дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться, для чего предложить набор отрядных дел разнообразной направленности: спортивной, интеллектуальной, художественно-прикладной, трудовой, творческой.
В оргпериод важно:
Основной период смены
Цель - реализация деятельности, спланированной на смену, развитие самоуправления, достижение успеха каждым ребенком, совместная деятельность. Нужна максимальная самостоятельность и активность детей. Задачи основного периода: § создание эмоционально-нравственной атмосферы в коллективе; § корректировка личностных отношений; § создание условий для самореализации ребенка; § стимулирование активности, поощрение успеха; § координация взаимодействия детей внутри отряда; § обеспечение условий воспитательной эффективности деятельности временного детского коллектива; § систематический анализ результатов деятельности, корректировка воспитательных задач; § создание условий для демонстрации коллективных достижений. Вожатым необходимо устраивать побольше мероприятий, которые будут направлены на укрепление психологического климата в отряде. Можно достаточно часто проводить соревнования в различных видах деятельности. Главное обеспечить занятость ребенка, так как самое характерное для этих дней – разобщенность, которая возникает как результат разных потребностей и интересов. Обеспечивая занятость детей, нужно предложить им занятия, способствующие их развитию и росту. Важным аспектом работы вожатого является организация межотрядного сотрудничества. Необходимо вовлекать ребят в общелагерные мероприятия. Вожатому рекомендуется почаще при принятии решений уходить в сторону, не брать на себя всю долю ответственности как в организационный период, а предоставлять творческую свободу детям.
Итоговый период Итоговый период - это заключительный период смены (2- 3 дня), период подведения итогов, проверки того, чему научились, узнали дети, и что их порадовало. Последние несколько дней смены очень грустные - оттого, что необходимо paccтаваться с новыми друзьями, летней сказкой. Заключительный период посвящается творческому отчету. В отряде организуются выставки поделок, фотогазет, отрядных газет. В конце смены нередко проводятся творческие дела, направленные на подъем настроения, снятие усталости и напряжения после кризисных дней. Детское объединение становится более сплоченным, общие интересы выступают на первый план. В этот период вас ждёт небольшая проблема - пик усталости, ребята устали жить в большом и шумном коллективе, вне дома, в постоянной деятельности и т.д. Именно в этот период вы должны быть особенно внимательны к каждому ребенку, заботясь о том, чтобы доброе слово было сказано в адрес каждого ребенка, чтобы каждый yexaл с хорошим настроением и желанием приехать сюда еще раз. Для ребенка важно в этот период: чтобы труд ребенка оценили, чтобы произошло обогащение личного багажа знаний, услышать как можно больше теплых слов. Для вожатого в этот период важно: подведение итогов смены с детьми, анализ смены с напарником, планы на будущее, оформление итогов, настрой детей на лирический, на оптимистический лад, особенный контроль над детской дисциплиной. В последние дни вожатые вплотную заняты подготовкой к вожатскому концерту. В эти дни важно не потерять бдительности, нельзя расслабляться («Вот уже и окончание смены!»), нужно быть предельно внимательным. Чувствуя приближение отъезда, дети начинают нарушать правила внутреннего распорядка, поэтому вожатому необходимо стремиться ограничить свободное время детей и подростков, стараясь организовывать коллективные дела с привлечением каждого ребенка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|