Химический состав и калорийность рациона питания школьников
- 60% от суточной потребности в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»
Установлено, что среднесуточная нагрузка на детский организм таких тяжелых металлов, как ртути, составила 1,41*10-4мг/кг, кадмия – 3,4*10-4мг/кг, свинца – 3,69*10-4мг/кг, мышьяка 4,97*10-4мг/кг. Среднесуточные дозы поступления в детский организм нитрозосоединений составили: нитрата натрия – 3,03мг/кг, нитрита натрия – 0,74*10-4мг/кг. Помимо металлов и нитрозосоединений, с пищевыми продуктами идентифицировано поступление пестицидов. Так, среднесуточная доза гексахлорциклогексана составила 0,1*10-4мг/кг, дихлордифенилтрихлорэтана – 0,25*10-4мг/кг. Среднесуточная нагрузка микотоксина и левомицетина составила 0,02*10-4мг/кг и 0,9*10-7мг/кг соответственно.
При анализе проб рыбопродуктов установлено превышение предельно-допустимой концентрации (ПДК) гистамина в 1,1 раза. В пробах плодоовощной продукции установлено превышение ПДК нитратов в 2,1 и меди в 1,1 раза. В ходе исследования был рассчитан неканцерогенный риск для здоровья школьников 7-11 лет. Определено, что коэффициент неканцерогенной опасности (HQ) от загрязнения продуктов солями ртути составил в 2010г. 0,95, что в 16 раз выше, чем в 2007г. (HQ=0,06), HQ от загрязнения продуктов питания кадмием в 2010г. превысил приемлемый уровень и составил 1,33, что в 7 раз больше уровня 2007 года. Следует также отметить, что за счёт контаминации продуктов питания мышьяком, неканцерогенный риск последние 3 года превышал 2 ед. Коэффициент неканцерогенной опасности от употребления продуктов, загрязнённых нитратами превысил уровень 2007 года в 2 раза и характеризовался как средний (HQ=2,95) (рис. 1). Рис. 1. Показатели риска развития неканцерогенных эффектов от употребления контаминированных продуктов школьного питания (HQ), (Ед.) Учитывая, что различные контаминанты имеют общие системы и органы – мишени, были рассчитаны индексы неканцерогенной опасности. Наибольший риск воздействия оценен для сердечно- сосудистой системы (HIссс=4,99), второе ранговое место занимает воздействие на гормональную систему (HIгорм.=4,56), третье место – риск для ЦНС (HIцнс=3,23), далее следуют риск по воздействию на кровь (HIкровь=3,18), иммунную систему (HIимунн=2,99), нервную систему (HIнервн=2,28) и почки (HIпочки=2,28) (рис. 2). Рис. 2 Суммарные индексы опасности для критических органов и систем организма школьников, употребляющих контаминированные продукты питания на базе общеобразовательных учреждений (HI), (Ед.)
На фоне возрастающей химической нагрузки на организм школьников, было важно определить баланс макро- и микроэлементов в организме учеников. С этой целью проведён анализ микроэлементного состава волос. Установлено, что у детей концентрации тяжелых металлов превышали средние российские показатели по свинцу (56%) и кадмию (87%). Выявлено превышение биотических концентраций меди на 37,3%, железа – на 50,8%, цинка – на 100,4%, ванадия – на 70%, при этом содержание йода было снижено на 61,5%, кремния – на 19%, селена – на 38%. При анализе биохимических показателей биологических сред организма школьников, выявлено, что значения основных маркеров белкового обмена (обший белок, мочевая кислота и альбумин) находились в пределах физиологических норм. Установлено, что средние значения липидного обмена соответствовали физиологическим нормам, за исключением индекса атерогенности, среднее значение которого было превышено в 1,8 раза. Анализ показателя пигментного обмена (общий билирубин) выявил соответствие его значения физиологической норме. Уровни в крови сывороточных трансаминаз (аланинаминотрансферазы и аспартатаминотрансферазы), а также гаммаглутамилтрансферазы находились в пределах установленных нормативов (таблица 2). Анализ витаминной обеспеченности организма школьников показал, что содержание жирорастворимых витаминов (ретинола и токоферола) было в пределах установленных нормативов (таблица 3).
Таблица 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|