Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Биохимические показатели школьников




Показатели Физиологическая норма Фактическое содержание (М±m)
Общий белок, г/л 62-82 79,44±0,6
Альбумин, г/л 37-55 49,6±0,4
Мочевая кислота, ммоль/л 170-410 229,67±5,2
Общий холестерин, ммоль/л менее 5,19 4,01±0,1
Триацилглицериды, ммоль/л 0,4-1,86 0,64±0,04
ЛПВП, ммоль/л 0,9-1,9 0,91±0,06
ЛПНП, ммоль/л < 3,36 2,8±0,1
ЛПоНП, ммоль/л 0,13-1,63 0,29±0,02
Индекс атерогенности < 3,0 5,40±0,6
Общий билирубин, мкмоль/л 3,4-20,7 11,22±0,7
АсАТ, Ед/л < 40 29,42±1,63
АлАТ, Ед/л < 40 18,33±2,17
Гаммаглутамил- Трансфераза, Ед/л 11-50 16,10±0,4

 

Содержание аскорбиновой кислоты было выше нормы в 8 раз, что обусловлено возможным применением в школьном питании витаминных препаратов. Содержание тиамина находилось в пределах физиологических нормативов, тогда как количество рибофлавина и пиридоксина оказалось ниже норм в 1,77 и 1,14 раза.

Таблица 3

Показатели витаминной обеспеченности организма школьников

Показатели Физиологическая норма Фактическое содержание (М±m)
Витамин С, мг/л 0,7-1,0 8,0±0,49
Витамин В1, мкг/час 15-35 14,17±0,89
Витамин В2, мкг/час 14-30 7,91±0,35
Витамин В6, мкг/час 40-60 35,07±1,21
Витамин Е, мкг/см3 8-12 9,11±0,35
Витамин А, мкг/см3 0,3-0,7 0,4±0,01

 

Исходя из основ доказательной медицины, исследовано влияние питания на изменение алиментарного статуса.

Учитывая регуляторную функцию пищи, проведен анализ функционального состояния систем организма школьников, который является одним из ключевых показателей диагностики нарушения пищевого статуса детей.

Распределение по индексу Кетле показало, что школьников, имеющих оптимальный пищевой статус, в 2009г. было больше (46,1%) по сравнению с учащимися (38%), обследованными в 2010г. Кроме того, выявлена неблагоприятная тенденция увеличения учащихся с недостаточным и избыточным пищевым статусом в динамике двух лет. Так, детей с недостаточным пищевым статусом в 2009 г. было 12,1%, по сравнению со школьниками (17,7%), обследованными в 2010г. Избыточный пищевой статус регистрировался у 41,8% учащихся в 2009г., а в 2010г. таких детей было 44,3% (рис. 3).

Рис.3. Распределение школьников в зависимости от уровня пищевого статуса по индексу Кетле, %

При анализе данных вариационной хронорефлексометрии у школьников в динамике с 2009г. по 2010 г. выявлено улучшение показателей у учащихся, обследованных в 2010 г., оценивающих различные стороны функционального состояния центральной нервной системы, за исключением функционального уровня нервной системы (ФУС). Так, устойчивость нервной реакции (УР) и уровень функциональных возможностей сформированной функциональной системы (УФВ) увеличились в динамике в 1,1 и 1,2 раза у школьников. Однако, показатели функционального состояния ЦНС оказались ниже физиологического порога у учащихся, обследованных в 2009 и 2010 гг., что обусловлено вероятно дефицитом в рационе питания витаминов А и В1, полиненасыщенных жирных кислот, а также нутриентов, обеспечивающих оптимальную деятельность нервной системы (таблица 4).

При этом школьников с нормальной работоспособностью в 2009 г. было 7,7%, тогда как в 2010 г. - 5,8%. Выявлено уменьшение числа учащихся с незначительно сниженным уровнями функционирования ЦНС с 28,9% в 2009 г. до 27,1% в 2010 г. Сниженная работоспособность в 2009г. регистрировалась у 43% школьников, тогда как в 2010г. таких детей было 33,8%. Установлена тенденция увеличения количества учащихся с существенно сниженной умственной работоспособностью с 20,4% до 30,7% в динамике двух лет.

Кроме того, в 2010г у 2,6% обследованных школьников выявлена ограниченная умственная работоспособность (рис.4).

Таблица 4

Показатели функционального состояния центральной нервной системы

У школьников

Показатели Физиологическая норма (М±m) 2009 г. 2010г.
ФУС (ед.) 4,02 ± 0,56 2,36±0,02 2,22±0,03
УР (ед.) 1,27 ± 0,65 0,95±0,06 1,04±0,04
УФВ (ед.) 2,62 ± 0,73 1,9±0,07 2,11±0,05

 

Рис.4. Распределение школьников 7-11 лет в зависимости от уровня умственной работоспособности, %

Существенным звеном в анализе физиологического статуса является оценка адаптационных возможностей детей.

Анализ данных, представленных на рис. 5, показал, что школьников с удовлетворительной адаптацией за два года исследования стало больше, с 10,6% до 13%. Напряжение механизмов адаптации имели 48,2% школьников в 2009г, тогда как в 2010г. таких детей было 42.1%. Возросло количество учащихся с неудовлетворительной адаптацией с 7,8% до 20,8%. Срыв адаптационных механизмов наблюдался у 33,4% детей в 2009 г., а в 2010г. с данным состоянием было выявлено 24,1% учащихся. Количество младших школьников с достаточными функциональными возможностями организма увеличилось с 2,1% в 2009г. до 4,2% в 2010г. При этом, большинство школьников как в 2009г.(97,9%), так и в 2010г. (95,8%) имели сниженные уровни функциональных резервов и напряжение систем регуляции разной степени.

Рис.5. Распределение школьников 7-11 лет в зависимости от уровня

адаптированности их организма, %

Учитывая пластическую функцию пищи, дана оценка физического развития и его гармоничности в динамике 2-х лет. Важными критериями адекватности и рациональности пищевых рационов потребностям растущего организма школьников являются соматометрические показатели физического развития. В динамике двух лет показатели физического развития школьников улучшились. Так, количество школьников со средними значениями показателей физического развития повысилось с 28,8% до 36%, тогда как с показателями физического развития выше средних величин детей стало 43,5% в 2010г. В динамике наблюдения число учащихся с показателями физического развития ниже среднего уровня снизилось до 20,5% (рис.6).

Рис.6. Распределение школьников в зависимости от уровня физического развития, %

Кроме того, анализ гармоничности физического развития показал увеличение количества учащихся с гармоничным уровнем физического развития с 86,6% до 87%, с дисгармоничным физическим развитием с 12% в 2009 г. до 12,7% в 2010 г. Процент детей с резко дисгармоничным физическим развитием снизился с 1,4% в 2009г. до 0,3% в 2010г. (рис. 7). Отклонения у школьников могут быть следствием дефицита таких эссенциальных нутриентов, как кальций, железо, витамин А и Д.

Рис.7. Распределение школьников 7-11 лет в зависимости от уровня физического развития, %

При распределении школьников на группы здоровья по данным медицинских осмотров выявлено, что удельный вес детей 7-11 лет с первой группой уменьшился в 2010 году по сравнению с предыдущими годами исследования и составил 11,3%, Среди младших школьников в 2010 году количество учащихся со второй группой здоровья снизилось на 7,3%. Самый высокий удельный вес школьников с третьей группой здоровья был определен за последний год и составил 21,4%. Среди младших школьников удельный вес детей с четвертой группой здоровья был наименьшим по сравнению с остальными тремя группами в течение 5 лет (таблица 5).

Таблица 5

Распределение школьников по группам здоровья, %

Группы здоровья 2006г. 2007г. 2008г. 2010г.
I 14,01 13,42 15,04 11,3
II 73,85 73,51 73,43 66,3
III 10,88 11,9 9,76 21,4
IV 1,26 1,17 1,77 1,1

 

Заболеваемость младших школьников является одним из показателей, характеризующих состояние здоровья при воздействии различных факторов, в том числе фактора питания. В результате анализа заболеваемости по данным углубленных медицинских осмотров в возрастной группе 7-11 лет установлено, что ведущее место в 2010 году как и в предыдущие годы у школьников занимали болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (рис. 8). На втором месте у школьников регистрировались болезни глаза и его придаточного аппарата. Третье и четвертое места в структуре заболеваемости занимали болезни системы кровообращения и органов пищеварения.

 

Рис. 8 Структура заболеваемости школьников в 2010 г., %

Установлено, что в структуре заболеваемости процент алиментарно-зависимых заболеваний, таких как анемии, болезни щитовидной железы, ожирение, болезни органов пищеварения, кариес в 2006 и 2010 годах составлял у школьников от 47,2% до 66,5%. Распространенность среди младших школьников алиментарно-зависимых заболеваний в 2006-2007 годах составила 453,15 случаев и 483,03 случаев на 1000 детей, к 2008 году удельный вес учащихся с данной патологией уменьшился и составил 396,88 случаев на 1000 детей. Распространенность ожирения среди всех групп алиментарно-зависимых заболеваний школьников в возрасте 7-11 лет увеличилась в 1,3 раза и составила 25,22 случая на 1000 детей в 2008г. При этом в результате реализации оптимизированного меню в образовательных учреждениях в течении двух лет наблюдается положительная динамика по снижению распространённости ожирения до 18,5 на 1000 детей. Положительная динамика наблюдалась в отношении распространенности анемий и болезней органов пищеварения: удельный вес таких школьников снизился в 2010 году на 23% и 8% относительно 2008 года (рис. 9).

Рис.9. Динамика распространенности алиментарно-зависимых заболеваний школьников 7-11 лет в 2006-2010 гг. (случаи на 1000 детского населения)

Проведя анализ алиментарного статуса школьников, включавшего оценку фактического питания, обеспеченности рационов эссенциальными микро- и макронут-риентами, безопасности и качества пищевых продуктов, исследование пищевого статуса учащихся, определение структуры алиментарно-зависимых заболеваний; биохимического статуса, показывающего обеспеченность организма школьников витаминами, состояние белкового, липидного и пигментного обменов и уровни сывороточных аминотрансфераз; физиологического статуса, включавшего оценку адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы, анализ умственной работоспособности и функциональное состояние нервной системы, необходимой задачей стало установление причинно-следственных связей между поступлением нутриентов с рационами питания и показателями физиологического статуса, а также нутриентной обеспеченностью и заболеваемостью школьников. В ходе проведенного анализа установлена достоверная обратная корреляционная зависимость между содержанием в рационах питания тиамина (r= -1), рибофлавина (r= -1), ниацина (r= -1), пиридоксина (r= -0,96) и напряжением функциональных резервов организма, повышенным напряжением адаптации у школьников (рис.10). Кроме того, установлена достоверная обратная корреляционная зависимость у школьников между содержанием в рационе белков и напряжением механизмов адаптации (r=-0,99), содержанием жиров и неудовлетворительной адаптацией (r=-1), содержанием пиридоксина и неудовлетворительной адаптацией (r=-0,96). Установлена достоверная прямая связь между поступлением витаминов А и В2 и содержанием их в организме школьников.

           
   
 
 
r = -1  
 
   
r = -0,96  
       
   
r = -0,96  
 
 

 

 


 
 

 


 
 

 

 


Рис. 10. Анализ корреляционных зависимостей между содержанием нутриентов в рационах питания, в организме школьников и уровнем функциональных изменений

Недостаточная обеспеченность рационов питания школьников витаминами А, В2 и С приводит к их дефициту в организме, что в свою очередь способствовало повышению заболеваемости отдельными нозологиями, о чем свидетельствует наличие достоверной обратной корреляционной зависимости между содержанием витамина А в сыворотке крови и болезнями органов дыхания (r=-0,97), содержанием рибофлавина в моче и болезнями кожи и подкожной клетчатки (r=-0,95), содержанием аскорбиновой кислоты и инфекционными и паразитарными болезнями у школьников (r=-0,98).

Таким образом, на основании причинно-следственных связей между уровнем здоровья школьников и факторами, формирующими среду их обитания и расчета степени риска развития заболеваемости, нами научно обосновано методическое содержание и структура гигиенического мониторинга питания и здоровья школьников (рис. 11).

 

 

 
 

 

 


Рис. 11. Методические подходы к обоснованию гигиенического мониторинга питания и здоровья школьников

 

ВЫВОДЫ

1. Установлены особенности организации питания младших школьников, характеризующиеся нерациональностью и неадекватностью, что проявлялось в повышенной энергетической ценности рационов питания и увеличенном потреблении белков на 43,6%, жиров на 10,6%, углеводов на 13,7%, избыточном поступлении тиамина, аскорбиновой кислоты, пиридоксина, токоферола и дефицитом кальция, йода, селена, фосфора, витамина А и фолиевой кислоты.

2. Безопасность школьного питания характеризовалась отрицательной динамикой контаминации чужеродными химическими компонентами в динамике трех лет. Наиболее значительно возросли среднесуточные дозы свинца и ртути – в 20,9 и 16,3 раза соответственно, кадмия – в 7,3 раза, мышьяка – в 4,12 раза, нитрозосоединений – в 1,9 раза.

3. Установлено, что наибольший вклад в формирование среднесуточной дозы металлов вносят фрукты, бахчевые и овощи, включая картофель (34,8%), молоко и молочные продукты (30,0%), на долю хлебопродуктов и кондитерских изделий приходится 16,7%, рыбы и рыбопродуктов – 11,4%, мяса и мясных продуктов – 6,1% среднесуточной дозы металлов. Помимо этого, 99,9% среднесуточной дозы нитрозосоединений обусловлено нитратами, поступающими с продуктами растительного происхождения.

4. Неканцерогенный риск от употребления продуктов питания, контаминированных чужеродными химическими веществами, наиболее выражен для сердечно-сосудистой системы (HIссс=4,99) и характеризуется средними уровнями риска для гормональной системы (HIгорм.=4,56), для центральной нервной системы (HIцнс=3,23), кроветворной системы (HIкровь=3,18), иммунной системы (HIимунн=2,99), нервной системы (HIнервн=2,28) и почек (HIпочки=2,28).

5. Установлено уменьшение процента детей с оптимальным пищевым статусом на 8,1% наряду с увеличением количества детей с избыточным и недостаточным статусом на 5,6% и 2,5%.

6. На основании корреляционного анализа установлена зависимость между содержанием в рационах питания витаминов В2 и А и их содержанием в организме школьников, обратная зависимость между содержанием в рационах питания витаминов и напряжением адаптации у школьников. Выявлена связь между содержанием мышьяка и кадмия в контаминированных рационах питания в общеобразовательных учреждениях и их содержанием в биологических средах организма школьников.

7. На основании корреляционного анализа и математической оценки риска возникновения отклонений в состоянии здоровья детей научно и методически обосновано содержание и структура критериев для оценки гигиенического мониторинга питания и здоровья школьников на региональном уровне.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...