Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Денежно-кредитная политика, ее методы и инструменты




Денежно-кредитная политика – это важнейшее направление экономической политики государства, представляющая собой совокупность разработанных центральным банком совместно с правительством мероприятий в области организации денежных и кредитных отношений в стране. С помощью этих мероприятий обеспечивается воздействие денежно-кредитной сферы на воспроизводственный процесс в целях регулирования экономического роста, повышения эффективности производства, обеспечения занятости населения, стабильности внешнеэкономических связей и решение других стратегических задач, стоящих перед экономикой каждой страны.

Специфика экономических и организационных основ денежно-кредитной политики определяется спецификой ее объектов и субъектов. Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке. Субъектами выступают, прежде всего, центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки.

В современных условиях государства с рыночными моделями экономики используют одну из двух концепций денежно-кредитной политики:

· Политика кредитной экспансии, или «дешевых» денег -центральный банк увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов увеличивают общую массу денег в обороте;

· Политика кредитной ресткриции, или «дорогих» денег, которая влечет за собой ограничение коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики денежными ресурсами.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики как правило включает следующие положения:

· Концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком Росси;

· Краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации;

· Прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;

· Количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России, оценку перспектив достижения указанных целей;

· Прогноз основных показателей платежного баланса РФ на предстоящий год;

· Целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;

Методы денежно-кредитной политики- это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики- Центральный банк как государственный орган денежно-кредитного регулирования и коммерческие банки как проводники денежно-кредитной политики- воздействуют на объекты(спрос на деньги и предложение денег) для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют тактическими целями денежно-кредитной политики.

Прямые методы- это административные меры в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке.

Применение прямых методов денежно-кредитной политики позволяет непосредственно влиять на денежные агрегаты, распределение ссуд и издержки заимствований. Они наиболее привлекательны для государственных органов как методы регулирования и перераспределения денежных ресурсов, особенно в условиях экономического кризиса. Прямые методы легче применять, они требуют меньше затрат, последствия их применения более предсказуемы. Негативные методы последствия прямых методов зачастую превалируют над преимуществом их применения в условиях рынка, поскольку деформируют рыночный механизм.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг(временные лаги- это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и созданием этой потребности, выработкой меры воздействия и началом её реализации), последствия их применения менее предсказуемые, чем при использовании прямых методов. Однако их применение не приводит к деформации рынка, а эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связанна со степенью развития денежного рынка.

Переход к преимущественно косвенным методам денежно-кредитной политики объективно сопряжен с общемировым процессом финансовой либерализации, повышением степени независимости центрального банка, его функциями в экономике. В настоящее время в нормативно-правовых источниках юридически закрепляется переход от административных к экономическим методам регулирования денежного обращения, кредитной эмиссии и уровня банковских процентных ставок.

На сегодняшний день взаимоотношения Банка России с коммерческими банками выстроены таким образом, что Банк России не имеет права вмешиваться в текущую деятельность последних, его регулирующие и контрольные функции ограничиваются пределами действия соответствующих законов и направлены на поддержание стабильности денежно-кредитной системы, защиту интересов банковских кредиторов и вкладчиков. Помимо деления методов денежно-кредитной политики на прямые и косвенные различают также общие и селективные методы.

Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом. Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Посредством этих методов решаются частные задачи, такие как ограничение выдачи ссуд некоторым банкам или некоторых видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, центральный банк оставляет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов, несвойственных центральным банкам стран с рыночной экономикой, поскольку они искажают рыночные цены и распределение ресурсов.

Классификацию методов денежно-кредитной политики можно также провести в зависимости от объекта воздействия. Это методы денежно-кредитной политики, воздействующие непосредственно на денежное предложение, регулирующие спрос на денежном рынке.

Под предложением денег понимается денежная масса, находящаяся в обращении и складывающаяся из соответствующих денежных агрегатов. Методы регулирования денежного предложения зависят от целей, которые ставятся в рамках денежно-кредитной политики конкретной страны. Спрос на деньги как объект денежно-кредитной политики формируется из спроса на деньги как средство обращения и спроса на деньги как средство сохранения стоимости.

Спрос на деньги как средство обращения определяется уровнем номинального ВВП (прямо пропорционально). Чем больше доход в обществе, тем больше совершается сделок, чем выше уровень цен, тем больше потребуется денег для реализации экономических сделок в рамках национальной экономики. Таким образом, операционный спрос на деньги не зависит от ставки процента.

Спрос на деньги как средство сохранения стоимости зависит от величины номинальной ставки процента(обратно пропорционально)поскольку, при владении деньгами в форме наличности и чековых вкладов, не приносящих владельцу процентов, возникают определенные временные(альтернативные) издержки по сравнению с использованием сбережений в виде ценных бумаг.

Таким образом, общий спрос на деньги зависит от номинальной ставки процента и объема номинального валового национального продукта.

Выбор методов денежно-кредитной политики зависят от того, что является приоритетным ее объектом: спрос или предложение денег, процентная ставка или количество денег. В свою очередь выбор приоритетов денежно-кредитной политики зависит от того, что сильнее воздействует на экономику- спрос на деньги или их предложение, а фактически-процентная ставка или количество денег.

Воздействие субъектов денежно-кредитной политики на ее объекты осуществляется с помощью набора специфических инструментов. Под инструментами понимают средство, способ воздействия центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.

В мировой экономической практике центральные банки используют следующие инструменты денежно-кредитной политики:

· Изменение норматива обязательных резервов, или так называемых резервных требований;

· Процентную политику центрального банка, т.е. изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у центрального банка или депонирование средств коммерческих банков в центральном банке;

· Операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами.

Обязательные резервы- это процентная доля от обязательств коммерческого банка, которые они должны хранить в центральном банке. Механизм действия этого инструмента денежно-кредитной политики заключается в следующем:

· Если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения, поскольку при изменении норматива обязательных резервов меняется величина депозитного мультипликатора;

· При уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег.

Согласно ст. 38 Закона о Банке России размер обязательных резервов в процентном соотношении к обязательствам кредитной организации(норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются советом директоров.

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и должны быть дифференцированными для различных организаций, а также не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке со счетов организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а так же взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленным Банком России. Этот штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.

При реорганизации кредитной организации порядок переоформления ее обязательных резервов, ранее депонированных в Банке России, устанавливается в соответствии и нормативными актами Банка России.

Процентная ставка центрального банка может быть представлена двумя направлениями: как политика регулирования займов коммерческих банков у центрального банка и как депозитная политика центрального банка. Иначе ее можно назвать политикой учетной ставки, или ставки рефинансирования. Ставка рефинансирования -это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции.

Учетная ставка- процент(дисконт), по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг. Учетную ставку(ставку рефинансирования) устанавливает центральный банк. Уменьшение ее делает займы для коммерческих банков более дешевыми. При получении кредита возрастают резервы коммерческих банков, вызывая мультипликативное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки(ставки рефинансирования) делает займы невыгодными.

Определение размера учетной ставки- один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а ее изменение является показателем перемен в области кредитно-денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда центральный банк намерен смягчить кредитно-денежную политику или ужесточить ее, он снижает или повышает учетную(процентную) ставку. Согласно ст. 37 Закона о Банке России банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки центрального банка необязательны для коммерческих банков в сфере их кредитных отношений со своими клиентами и с другими банками. Однако уровень официальной процентной ставки служит коммерческим банкам ориентиром при проведении кредитных операций.

Операции центрального банка на открытом рынке в настоящее время являются основным инструментом денежно-кредитной политики. Центральный банк продает или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе и государственные, формирующий внутренний долг страны. Этот инструмент считается наиболее гибким при регулировании кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков. Операции на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется по средством изменение цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг. При жесткой рестрикционной политике, направленной на отток кредитных ресурсов с ссудного рынка, центральный банк снижает цену продажи или поднимает ее цену покупки, тем самым соответственно увеличивает или уменьшает ее отклонение от рыночного курса.

Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские счета, тем самым, увеличивая кредитные возможности банка. Если центральный банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачивают такую покупку, тем самым, сокращая свои кредитные и эмиссионные возможности.

Операции на открытом рынке проводятся центральным банком совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.

Кроме рассмотренных традиционных денежно-кредитных инструментов в рамках денежно-кредитной политики могут также устанавливаться ориентиры роста денежной массы и осуществляться денежно-кредитное регулирование.

Управление наличной денежной массой представляет собой регулирование обращение наличных денег, эмиссию, организацию их обращения и изъятия из обращения, осуществляемые центральным банком.

В настоящее время Банк России проводит прогнозные расчеты кассовых оборотов для определения потребности в наличных деньгах по всей стране в целом, по регионам и банкам. В таких расчетах определяются объем и источники поступления наличных денег в кассы коммерческих банков и оборотные кассы Банка России, размеры и укрупненные направления выдачи по регионам наличных денег предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам, а так же налично-денежный эмиссионный результат, т.е. сумма выпуска или изъятия наличных денег из обращения.(Меркулова, Лукьянова)

Таким образом, Банк России как орган банковского регулирования и банковского надзора выполняет следующие функции:

· Во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику;

· Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

· Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

· Устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

· Устанавливает правила проведения банковских операций;

· Осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнения бюджетов,

· Осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

· Принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

· Осуществляет банковский надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

· Регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

· Осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

· Организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· Определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с физическими и юридическими лицами;

· Устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ;

· Устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

· Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ;

· Устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

· Проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и соответствующие материалы и статистические данные.

Основными инструментами и методами денежно-кредитного регулирования Банка России являются:

1. процентные ставки по операциям Банка России;

2. нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России;

3. операции на открытом рынке;

4. финансирование кредитных операций;

5. валютные интервенции;

6. установление ориентиров роста денежной массы;

7. прямые и количественные ограничения;

8. эмиссия облигаций от своего имени.

Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.

Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы РФ и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.(Беляев, Ермаков)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...