Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика Сберегательного банка РФ




Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют четверть банковской системы страны, а доля в банковском капитале находится на уровне 30%.

Таб. 1 Рейтинг банков по активам на 01 апреля 2010

Банк Регион Активы (тыс. руб.)  
1. Сбербанк России Москва 7 292 759 704 +0,44% за месяц +7,54% за полгода +5,84% за год
2. ВТБ Санкт-Петербург 2 435 434 207 -0,24% за месяц -9,50% за полгода -10,56% за год
3. Газпромбанк Москва 1 612 838 231 -3,20% за месяц -8,43% за полгода -17,32% за год
4. РоссельхозБанк Москва 936 448 699 -0,47% за месяц -0,02% за полгода +10,66% за год
5. Банк Москвы Москва 807 553 239 +5,09% за месяц +4,02% за полгода -1,48% за год
6. ВТБ 24 Москва 693 032 858 +0,04% за месяц +2,65% за полгода +11,81% за год
7. АЛЬФА-Банк Москва 596 955 536 +1,37% за месяц +10,85% за полгода -11,60% за год
8. Юникредит Банк Москва 527 433 238 +3,17% за месяц +3,61% за полгода -10,46% за год
9. Райффайзенбанк Москва 466 550 431 +3,05% за месяц -7,63% за полгода -19,26% за год
10. Промсвязьбанк Москва 464 687 592 +2,13% за месяц
         

Основанный в 1841 г. Сбербанк России сегодня - современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. По состоянию на 1 июня 2009 г., доля Сбербанка России на рынке частных вкладов составляла 50,5%, а его кредитный портфель соответствовал более 30% всех выданных в стране займов. Сбербанк России обладает уникальной филиальной сетью и в настоящее время в нее входят 18 территориальных банков и более 19 050 подразделений по всей стране. Дочерние банки Сбербанка России работают в Казахстане, на Украине и в Белоруссии. Сбербанк нацелен занять 5% долю на рынке банковских услуг этих стран. В соответствии с новой стратегией, Сбербанк России планирует расширить свое международное присутствие, выйдя на рынки Китая и Индии. В целом планируется увеличить долю чистой прибыли, полученной за пределами России, до 5% к 2014 г. Рассматривая международный вектор как важнейшую составляющую стратегии своего развития, Сбербанк России осуществляет казначейские операции на международном рынке и операции торгового финансирования, поддерживает корреспондентские отношения с более чем 220 ведущими банками мира и участвует в деятельности ряда авторитетных международных организаций, представляющих интересы мирового банковского сообщества. Активная позиция и международный авторитет позволяют Сбербанку России наиболее полно удовлетворять внешнеэкономические запросы своих клиентов, привлекать на выгодных условиях ресурсы с мировых финансовых рынков и соответствовать лучшей практике, принятой в международном банковском сообществе. Акции Сбербанка России котируются на российских биржевых площадках ММВБ и РТС с 1996 г. В марте 2007 г. Банк разместил дополнительный выпуск обыкновенных акций, в результате чего, уставный капитал увеличился на 12%, и было привлечено 230,2 млрд. рублей. Средний дневной объем торгов акциями Сбербанка составляет 40% объема торгов на ММВБ. Учредитель и основной акционер Банка — Центральный банк Российской Федерации (Банк России). По состоянию на 8 мая 2009 г., ему принадлежит 60,25 % голосующих акций и 57,58% в уставном капитале Банка. Остальными акционерами Сбербанка России являются более 273 тысяч юридических и физических лиц. Высокая доля иностранных инвесторов в структуре капитала Сбербанка России (более 24%) свидетельствует о его инвестиционной привлекательности.

В настоящее время общее количество размещенных акций Сбербанка России ОАО составляет:

􀂃 обыкновенных акций номиналом 3 руб. – 21 586 948 000 шт.

􀂃 привилегированных акций номиналом 3 руб. – 1 000 000 000 шт.

Количество объявленных обыкновенных акций - 7 413 052 000 шт.

Структура акционеров Сбербанка России ОАО по состоянию на дату закрытия реестра акционеров (24 часа 00 минут 08 мая 2009 года) выглядит следующим образом: Категория акционеров Доля в уставном капитале, %
Стратегический инвестор (Банк России) 57,6
Институциональные инвесторы, в том числе нерезиденты 33,0 24,2
Неинституциональные инвесторы 0,7
Частные инвесторы 8,7

 

Западно-Сибирский банк Сбербанка России входит в число лидеров банковской системы и крупных налогоплательщиков Западной Сибири, объединяет 957 структурных подразделений с общей численностью сотрудников более 9 тысяч человек. Банк осуществляет свою деятельность на территории четырех субъектов Российской Федерации - Тюменской и Омской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Банк работает с частными лицами, ведущими промышленными предприятиями, государственными организациями, субъектами малого и среднего бизнеса. Значительная ресурсная база и капитал, широкая филиальная сеть, собственная расчетная система, традиции и опыт обслуживания клиентов, возможности предоставления крупных кредитов позволяют Западно-Сибирскому банку Сбербанка России активно кредитовать реальный сектор экономики. Западно-Сибирский банк Сбербанка России - участник национальных проектов «Доступное жилье», «Развитие АПК». В банке действует собственная программа поддержки и кредитования малого бизнеса, что способствует повышению доходов населения и улучшению стабильности в регионе. Западно-Сибирский банк Сбербанка России участвует в долгосрочных программах развития предприятий различных видов деятельности, кредитуя инвестиционные проекты и возмещая понесённые ранее инвестиционные затраты. Сотрудничает с лизинговыми компаниями, финансируя контракты по приобретению оборудования и спецтехники для лизингополучателей, организует финансирование импортных контрактов по линии зарубежных экспортных агентств и за счет привлечения средств иностранных банков.

Совершенствование системы управления рисками, оптимизация расходов и реализация инициатив, направленных на повышение эффективности деятельности, позволят Сбербанку России доказать свою устойчивость в текущих условиях нестабильности на глобальных финансовых рынках, сохранить лидерство в российской финансовой системе и стать одной из лучших мировых кредитных организаций. На сегодняшний день Сбербанк обладает очень мощной, слаженной и развитой организационной структурой, включает в себя множество отделов и управлений очень плотно связанных между собой:

СХЕМА!!!!!

 

Для начала следует отметить, что Сбербанк является старейшим банком нашей страны, принципы работы которого складывались годами. На сегодняшний момент для заемщиков (особенно физических лиц) – это самый выгодный кредитор, т.к. предлагаемые им процентные ставки по ссудам значительно ниже, чем у остальных. В связи с этим Сбербанк предъявляет повышенные требования к потенциальным заемщикам, что в свою очередь отражается на работе кредитного отдела. Каждый крупный филиал любого отделения банка имеет свое кредитующее подразделение. Работу отдела можно условно разделить на три этапа, связанных с процессом выдачи кредита:

· Этап оформления кредитной заявки.

· Этап рассмотрения заявления и принятия решения по нему.

· Этап подписания кредитного договора и выдачи кредита.

· За каждый этап отвечают соответствующие сотрудники.

На этапе оформления и подачи заявления на кредит первыми за работу принимаются кредитные консультанты. Как правило, они встречают потенциальных заемщиков в операционном зале, но могут находиться и непосредственно в отделе. Они помогают определиться с программой кредитования, подобрать оптимальный вариант, правильно заполнить необходимые документы, т.е. сделать процесс подачи заявления максимально комфортным и быстрым для обеих сторон. Далее за работу берутся кредитные инспекторы, которые могут заниматься оформлением как отдельных видов займов, так и разных. Инспектор проверяет предоставленный заемщиком пакет документов; рассчитывает сумму и срок ссуды; определяет необходимость обеспечения и удостоверяется в наличии подтверждающих его документов. На плечи инспектора также ложится задача определения платежеспособности заемщика на основании предоставленной им информации. Кроме того, с согласия заемщика делается запрос в бюро кредитных историй с целью установления его благонадежности.

Рассмотрение кредитной заявки может осуществляться достаточно долго (по сравнению с другими банками), до 10 рабочих дней. Начинается оно с оформления кредитного дела заемщика, которое затем передается в службу безопасности. В этом отделе документы и данные, предоставленные клиентом, проходят тщательную проверку на подлинность и соответствие действительности. Кроме того, проверяется «криминальное прошлое» заемщика или его родственников. Вся собранная информация остается в деле и возвращается в руки кредитному инспектору. После полного оформления досье клиента передается на проверку начальнику кредитного отдела, а далее секретарю кредитного комитета для включения его в реестр дел на рассмотрение.

В состав кредитного комитета банка входят представители (начальники или их заместители) и других отделов: экономического, юридического, безопасности, бухгалтерского учета, а также управляющий отделения. В филиале отделения, где есть кредитный отдел, но нет представителей соответствующих служб, устанавливается свой порядок принятия решения, но кредитное дело все равно проходит перед этим все установленные инстанции. На комитете каждый инспектор представляет дела своих клиентов.

После принятия кредитным комитетом положительного решения инспектор извещает об этом заемщика, назначает ему дату выдачи ссуды и приступает к подготовке необходимых документов (кредитного договора, договора залога или поручительства и прочих). Формы всех договоров согласовываются с юристами банка и подписываются руководством.

В день выдачи кредита происходит подписание договора. При этом и заемщик, и поручители должны явиться лично. После ознакомления, заключения и раздачи всех экземпляров договора заемщика провожают в операционную кассу банка, где он собственно и получает долгожданный кредит. После этого ему остается только исправно погашать его. Но работа кредитного инспектора на этом не заканчивается. Он передает сведения о заемщике в бюро кредитных историй, а затем начинает следить за своевременностью погашения ссуды своими клиентами вплоть до окончания срока действия договора. В крупных отделениях эти функции могут возлагаться на работников отдела сопровождения кредитных договоров.

Работа кредитного отдела банка отличается повышенной ответственностью, внимательностью, требовательностью к заемщикам, но в то же время нужно сделать так, чтобы для клиента это оставалось незамеченным, а процесс получения ссуды был сопряжен только с положительными эмоциями. Поэтому работа кредитных специалистов – это не только профессионализм, но и своеобразное искусство.

Экономический отдел СберБанка РФ

Специализация внутри банковской структуры обусловливает специализацию банковских подразделений и четкое распределение между ними функций. Для этого должны быть приняты решения по таким вопросам, как определение степени специализации и оптимального масштаба управляемости, установление связей и уровней иерархии, распределение прав и обязанностей, а также установление пропорции между степенью централизации и децентрализации, дифференциации и интеграции. Итак, задачи структурных подразделений банка определяются исходя из функций банковского учреждения.

Рассмотрим в качестве примера задач структурных подразделений типовое Положение об экономическом отделе банка. Первый раздел содержит общие положения, в нем указывается, что данный отдел является структурным подразделением банка, действует в соответствии с настоящим Положением и руководствуется в своей работе действующим законодательством Российской Федерации, уставом банка, приказами, инструкциями и указаниями вышестоящих организаций. Второй раздел включает основные задачи отдела. Например, для экономического отдела такими задачами являются:

· Прогнозирование состояния рынка банковских услуг и использование прогнозов в работе (при отсутствии отдела маркетинга);

· анализ состава и структуры затрат, производимых банком;

· анализ эффективности управления ресурсами банка с целью укрепления финансового состояния банка и принятие необходимых мер, направленных на увеличение дохода и прибыли;

· осуществление контроля за выполнением показателей бизнес-плана и принятие необходимых мер по их выполнению;

· составление плановых заданий и контроль за их выполнением;

· определение рентабельности банка в сравнении с другими банками;

· анализ прибыли, формирование фондов экономического стимулирования и их использования;

· организация штатной дисциплины;

· осуществление контроля за правильностью исчисления налогов, сборов и других обязательных платежей, своевременной их уплаты;

· обобщение основных показателей работы структурных подразделений банка (филиалов, отделений, сберкасс) и доведение их до руководителей этих подразделений;

· сбор, обработка и экономический анализ отчетной статистической информации;

· разработка рекомендаций по управлению и организации внутренней работы структурных подразделений банка.

Третий раздел содержит сведения о структуре отдела, в частности о том, что штат отдела утверждается управляющим банка в соответствии с типовыми структурами аппарата управления и нормативами численности специалистов и служащих с учетом объема работы. Отдел возглавляется начальником, который назначается и освобождается от должности руководителем банка. Начальник отдела в соответствии с настоящим Положением определяет должностные обязанности своего заместителя и других сотрудников отдела, создает необходимые условия для успешного выполнения этих обязанностей и поощряет инициативу каждого работника. Он также обеспечивает взаимозаменяемость работников. Отдел может иметь в своей структуре секторы по направлениям деятельности. Сотрудники отдела назначаются на должность согласно штатному расписанию. Круг их служебных обязанностей определяется в соответствии с должностными инструкциями, а также исходя из задач и функций, возложенных на отдел.

Четвертый раздел посвящен функциям отдела. Для взятого нами в качестве примера экономического отдела функциями являются:

· организация экономической работы в отделе и оказание практической и методологической помощи в применении нормативных актов другими отделами;

· экономический анализ привлеченных средств клиентов во вклады, ценные бумаги, анализ развития бизнеса пластиковых карточек (безналичных расчетов);

· анализ ежедневного движения средств на корреспондентском счете для определения имеющихся свободных кредитных ресурсов;

· расчет себестоимости совершения банковских операций;

· разработка перспективных и текущих планов развития банка и осуществление контроля за их исполнением;

· передача экономической и статистической информации в высшие инстанции;

составление ежемесячных, квартальных и годовых отчетов.

Пятый раздел определяет права отдела. Экономический отдел, в частности, может:

· давать разъяснения другим отделам и структурным подразделениям банка в пределах действующих правил и инструкций, входящих в компетенцию отдела;

· требовать от отделов и других структурных подразделений соответствующую информацию и данные об их деятельности;

· готовить предложения по вопросам совершенствования механизма экономических расчетов, управления ресурсами, организации и управления работой структурных подразделений и др.

Шестой раздел устанавливает ответственность, а именно: начальник отдела несет ответственность за выполнение задач и функций, изложенных в должностных инструкциях работников, нарушения трудовой дисциплины; соблюдение правил безопасности и др. Он ответствен за достоверность отчетных данных, сведений и иных материалов. Сотрудники отдела несут ответственность в соответствии с должностными инструкциями. Сотрудники отдела обязаны соблюдать конфиденциальность информации о совершаемых операциях клиентов.

Таковым может быть примерное Положение об отделе банка. Иногда в него может включаться такой раздел, как "взаимоотношения с другими подразделениями банка". Этот раздел помогает четко определить необходимые и достаточные взаимосвязи между подразделениями банка и, в сущности способствует более эффективному управлению банком.

Например, отделу вкладов совместно с экономическим отделом необходимо систематически анализировать ход выполнения бизнес-плана по привлечению денежных средств на счета, а совместно с отделом кадров принимать участие в обучении и переобучении операционно-кассовых работников; совместно с отделом маркетинга участвовать в разработке рекламных материалов, касающихся предоставления новых услуг и обслуживания клиентов, а совместно с отделом информационных технологий отделу вкладов необходимо принимать участие в разработке программного обеспечения операций по вкладам граждан.

Отдел по работе с ценными бумагами СберБанка РФ

Для отдела ценных бумаг можно было бы порекомендовать отразить следующие взаимосвязи: совместно с отделом бухгалтерского учета контролировать правильность ведения учета и своевременность операций с ценными бумагами; совместно с экономическим отделом систематически анализировать ход привлечения средств клиентов в ценные бумаги, доходность проводимых операций; совместно с отделом кассовых операций контролировать и обеспечивать наличие ценных бумаг в структурных подразделениях банка.

Отдел по работе с ценными бумагами СберБанка РФ

Для отдела ценных бумаг можно было бы порекомендовать отразить следующие взаимосвязи: совместно с отделом бухгалтерского учета контролировать правильность ведения учета и своевременность операций с ценными бумагами; совместно с экономическим отделом систематически анализировать ход привлечения средств клиентов в ценные бумаги, доходность проводимых операций; совместно с отделом кассовых операций контролировать и обеспечивать наличие ценных бумаг в структурных подразделениях банка.

Таким образом, можно сказать, что связи между банковскими подразделениями являются условием, определяющим возможности координации деятельности всего банка. Эффективная координация зависит от распределения полномочий по уровням иерархии и системы функционирования информации в банке.

Если взять за основу типичную дивизиональную структуру банковского учреждения, то мы видим, что вертикальные связи здесь служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации. Они создают тем самым стабильность в банковской организации. Однако использование вертикальных связей в качестве каналов передачи информации для принятия решений становится малоэффективным, когда информация, используемая для принятия решения, вынуждена проходить несколько уровней организационной иерархии, расположенных далеко друг от друга. Вертикальные связи между банковскими подразделениями обычно осуществляются посредством совещаний, оперативок, собраний и личных встреч руководителей. Вертикальные связи носят формальный характер, если они служат основой утвержденных в банке квалификационных характеристик, особенно в части описания отношений между различными должностями.

Горизонтальные связи - это связи между двумя равными по статусу подразделениями банка, например между отделами или филиалами. Их главное предназначение - способствовать наиболее эффективному взаимодействию частей организации при решении возникающих проблем. Например, взаимодействие между специалистами отделов кредитования различных отделений банка может помочь им снизить степень риска по кредитам, прояснив для себя список организаций, числящихся в должниках.

Обычно горизонтальные связи в отличие от вертикальных не формализуются, не фиксируются в должностных инструкциях или задачах структурных подразделений и не носят обязательный характер. Поэтому особый интерес представляет анализ практики установления таких связей. Естественно, главный способ установления связей - это прямые контакты, посещения или встречи руководителей либо специалистов различных подразделений. Другой способ - создание целевых групп для разработки или решения какой-то проблемы, например для внедрения в банковскую практику технологии обслуживания клиентов по пластиковым карточкам. Наиболее полное развитие целевые группы, конечно, получают в рамках матричной структуры банковской организации. Третьим способом осуществления горизонтальных связей между подразделениями является обучение в рамках подготовки и развития персонала. Естественно, что обсуждение профессиональных проблем в учебных группах дает специалистам и руководителям информацию о положении дел в том или другом подразделении. Четвертым способом могут служить такие объединения, как профессиональные клубы. Например, в Московском банке Сбербанка РФ успешно функционировал клуб заведующих филиалами. Подобные клубы помогают банковским сообществам эффективно решать задачи, возникающие в процессе деятельности филиалов. Известным способом осуществления горизонтальных связей являются также различные командировки, экскурсии, вечера отдыха, спортивные и другие праздники.

Для улучшения связей между структурными подразделениями банка полезно, чтобы сотрудники посещали другие отделы или филиалы. Ведь всегда легче иметь дело с людьми, с которыми встречались или разговаривали. В некоторых банках практикуются непродолжительные стажировки сотрудников к своим коллегам в другие банки, во время которых бывает не только полезно посмотреть, как работают другие, но и приятно вместе пообедать, попить кофе, обсудить свои проблемы.

Профессора Гарвардской школы бизнеса П. Лоуренс и Дж. Лорш на основе обследования некоторой совокупности предприятий пришли к выводу, что на межподразделенческие связи наряду с другими влияют такие факторы, как степень различия между подразделениями (дифференциация) и степень требуемого сотрудничества подразделений (интеграция)*(36). Для определения степени дифференциации они предложили использовать следующие четыре параметра:

· определенность в целях и задачах подразделения;

· структура (жесткая, формальная или гибкая, неформальная);

· уровень взаимодействия между группами;

· временные границы обратной связи, т.е. получают ли сотрудники информацию о результатах работы через короткие или длительные интервалы.

Для примера возьмем три банковских подразделения и посмотрим степень различия между ними поданным переменным.

Чем больше подразделений внутри банка отличаются друг от друга по этим четырем параметрам, тем более дифференцированным является данное банковское учреждение. При этом необходимо иметь в виду, что работу в высокодифференцированных организациях, к которым мы вполне можем отнести банки, очень трудно координировать.

В сочетании с сильной децентрализацией банковское учреждение требует выделения отдельных сотрудников или целых подразделений, которые выполняли бы специальную работу по координации и интеграции различных частей банковской структуры.

Изучение степени дифференциации банковских подразделений помогает определить уровень потенциального конфликта между ними, а наличие соответствующего интеграционного механизма (например, регулярные заседания Комитета по пассивным операциям) создает условия для снижения уровня возможных противоречий. Все вместе способствует повышению эффективности банковской организации в ее взаимодействии с внешней средой.

Для отдела ценных бумаг можно было бы порекомендовать отразить следующие взаимосвязи: совместно с отделом бухгалтерского учета контролировать правильность ведения учета и своевременность операций с ценными бумагами; совместно с экономическим отделом систематически анализировать ход привлечения средств клиентов в ценные бумаги, доходность проводимых операций; совместно с отделом кассовых операций контролировать и обеспечивать наличие ценных бумаг в структурных подразделениях банка.

Таким образом, можно сказать, что связи между банковскими подразделениями являются условием, определяющим возможности координации деятельности всего банка. Эффективная координация зависит от распределения полномочий по уровням иерархии и системы функционирования информации в банке.

Наиболее полное развитие целевые группы, конечно, получают в рамках матричной структуры банковской организации. Третьим способом осуществления горизонтальных связей между подразделениями является обучение в рамках подготовки и развития персонала. Естественно, что обсуждение профессиональных проблем в учебных группах дает специалистам и руководителям информацию о положении дел в том или другом подразделении. Четвертым способом могут служить такие объединения, как профессиональные клубы. Например, в Московском банке Сбербанка РФ успешно функционировал клуб заведующих филиалами. Подобные клубы помогают банковским сообществам эффективно решать задачи, возникающие в процессе деятельности филиалов. Известным способом осуществления горизонтальных связей являются также различные командировки, экскурсии, вечера отдыха, спортивные и другие праздники.

Для улучшения связей между структурными подразделениями банка полезно, чтобы сотрудники посещали другие отделы или филиалы. Ведь всегда легче иметь дело с людьми, с которыми встречались или разговаривали. В некоторых банках практикуются непродолжительные стажировки сотрудников к своим коллегам в другие банки, во время которых бывает не только полезно посмотреть, как работают другие, но и приятно вместе пообедать, попить кофе, обсудить свои проблемы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...