П. М. Керженцева в Политбюро ЦК ВКП(б))
Январь 1929 г. Политическое значение пьесы. 1. Булгаков, описывая центральный этап белогвардейского движения, искажает классовую сущность белогвардейщины и весь смысл гражданской войны. Борьба добровольчедкой армии с большевиками изображается как рыцарский подвиг доблестных генералов и офицеров, причем совсем обходит социальные корни белогвардейщины и ее классовые лозунги. 2. Пьеса ставит своей задачей реабилитировать и возвеличить художественными приемами и методами театра вождей и участников белого движения и вызвать к ним симпатии и сострадание зрителей. Булгаков не дает материала для понимания наших классовых врагов, а, напротив, затушевывал их классовую сущность, стремился вызвать искренние симпатии зрителя к героям пьесы. 3. В связи с этой задачей автор изображает красных дикими зверями и не жалеет самых ярких красок для восхваления Врангеля и др. генералов. Все вожди белого движения даны как большие герои, талантливые стратеги, благородные, смелые люди, способные к самопожертвованию, подвигу и пр. 4. Постановка «Бега» в театре, где уже идут «Дни Турбиных» (и одновременно с однотипным «Багровым островом»), означает укрепление в Художественном театре той группы, которая борется против революционного peпepтyaра, и сдачу позиций, завоеванных театром постановкой «Бронепоезда» (и, вероятно, «Блокады»). Для всей театральной политики это было бы шагом назад и поводом к отрыву одного из сильных наших театров от рабочего зрителя. Как известно, профсоюзы отказались покупать спектакли «Багрового острова» как пьесы, чуждой пролетариату. Постановка «Бега» создала бы такой же разрыв с рабочим зрителем и у Художественного театра. Такая изоляция лучших театров от рабочего зрителя политически крайне вредна и срывает всю нашу театральную линию.
Художественный совет Главреперткома (в составе нескольких десятков человек) единодушно высказался против этой пьесы. Необходимо воспретить пьесу «Бег» к постановке и предложить театру прекратить всякую предварительную работу над ней (беседы, читка, изучение ролей и пр.).
ВСЕ МОИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДО ОДНОГО ПОДВЕРГАЛИСЬ ЗАПРЕЩЕНИЮ1 (Из заявления писателя М. А. Булгакова члену коллегии Народного комиссариата просвещения, начальнику Главискусства А. И. Свидерскому) 30 июля 1929 г. Заявление В этом году исполняется десять лет с тех пор, как я начал заниматься литературой в СССР. За этот срок я, ни разу не выезжая за пределы СССР (в Большой Советской Энциклопедии помещено в статье обо мне неверное сведение о том, что я якобы одно время был в Берлине), написал ряд сатирических повестей, а затем четыре пьесы, из которых три шли при неоднократных цензурных исправлениях, запрещениях их и возобновлениях на сценах государственных театров в Москве, а четвертая — «Бег» была запрещена в процессе работы над нею в Московском Художественном театре и света не увидала вовсе. Теперь мне стало известно, что и остальные три к представлению запрещаются. Таким образом, в наступающем сезоне ни одна из них, в том числе и любимая моя работа «Дни Турбиных», больше существовать не будут. Я должен сказать, что в то время, как мои произведения стали поступать в печать, а впоследствии на сцену, все они до одного подвергались 1 Цит. по: Источник. — 1996. — № 5. в тех или иных комбинациях или сочетаниях запрещению, а сатирическая повесть «Собачье сердце», кроме того, изъята у меня при обыске в 1926 году представителями Государственного Политического Управления. По мере того, как я писал, критика стала обращать на меня внимание и я столкнулся со страшным и знаменательным явлением.
Нигде и никогда в прессе в СССР я не получил ни одного одобрительного отзыва о моих работах, за исключением одного быстро и бесследно исчезнувшего газетного отзыва в начале моей деятельности, да еще Вашего и А. М. Горького отзывов о пьесе «Бег». Ни одного. Напротив: по мере того, как имя мое становилось известным в СССР, пресса по отношению ко мне становилась все хуже и страшнее. Обо мне писали как о проводнике вредных и ложных идей, как о представителе мещанства, произведения мои получали убийственные и оскорбительные характеристики, слышались непрерывные в течение всех лет моей работы призывы к снятию и запрещению моих вещей, звучала открытая даже брань. Вся пресса направлена была к тому, чтобы прекратить мою писательскую работу, и усилия ее увенчались к концу десятилетия полным успехом: с удушающей документальной ясностью я могу сказать, что я не в силах больше существовать как писатель в СССР. После постановки «Дней Турбиных» я просил разрешения вместе с моей женой на короткий срок уехать за границу и получил отказ. Я просил о возвращении взятых у меня при обыске моих дневников — получил отказ. Теперь мое положение стало ясным: ни одна строка моих произведений не пройдет в печать, ни одна пьеса не будет играться, работать в атмосфере полной безнадежности я не могу, за моим писательским уничтожением идет материальное разорение, полное и несомненное. И вот я со всею убедительностью прошу Вас направить правительству СССР мое заявление: Я прошу правительство СССР обратить внимание на мое невыносимое положение и разрешить мне выехать вместе с моей женой Любовью Евгеньевной Булгаковой за границу на тот срок, который будет мне нужным. Михаил Афанасьевич Булгаков
О ВСЕОБЩЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ НАЧАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ1 (Из постановления ЦК ВКП(б)) 25 июля 1930 г. Развитие социалистического строительства и связанные с этим огромные задачи по подготовке кадров, ликвидации культур но-технической отсталости и коммунистическому воспитанию широких масс требуют скорейшего проведения всеобщего обязательного начального обучения как важнейшей предпосылки дальнейшего развития культурной революции.
Успешное осуществление всеобщего обязательного обучения «будет величайшей победой не только на культурном, но и на политическом и хозяйственном фронтах» (Сталин). ЦК признает необходимым: 1. Ввести с 1930/31 года повсеместное всеобщее обязательное начальное обучение детей в возрасте 8—9—10 лет с последующим распространением обязательности начального обучения для детей 11 лет в 1931/32 г. Ввести с 1930/31 года обязательное обучение переростков (от 11 до 15 лет, не прошедших курса начальной школы) на основе ускоренных форм обучения: 2-годичные и 1-годичные школы-курсы. 1 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. — М., 1984. Т. 5. — С. 473—476. Приступить с 1930/31 г. к введению всеобщего обязательного обучения в объеме школы-семилетки в промышленных городах, фабрично- заводских районах и рабочих поселках, установив обязательность обучения в школе-семилетке для кончающих в этом году начальную школу (I ступень). Обратить особое внимание на развертывание фабрично-заводских семилеток. Усилить развертывание школ колхозной молодежи (как дневных, так и вечерних) с таким расчетом, чтобы к концу пятилетки охватить ими основную массу колхозной молодежи. 2. Для обеспечения осуществления всеобщего начального обучения наряду со значительным увеличением бюджетных ассигнований всемерно привлечь к финансированию всеобщего обучения, а также к строительству, ремонту и оборудованию начальных школ хозяйственные, профсоюзные, кооперативные и др. общественные организации, а также инициативу широких масс (в порядке соцсоревнования, специальных отчислений, поступлений от культурных гектаров коллективных запашек, помощи шефов, бесплатного трудового участия и проч.). При расходовании средств на школьное строительство иметь в виду первоочередное удовлетворение нужд основных индустриальных районов, рабочих центров и районов сплошной коллективизации, а также всех культурно отсталых национальных районов. 3. В целях обеспечения школ всеобщего обучения необходимыми педкадрами:
а) Срочно развернуть сеть и контингенты пединститутов, педтехникумов, а также специальных педагогических курсов и прочих форм подготовки педагогов. б) Учитывая растущие новые задачи, возлагаемые на учительство, значительно улучшить материальное положение педкадров начального обучения. Обеспечить для учителей сельской школы нормы рабочего снабжения. в) Обратить особое внимание на марксистско-ленинскую подготовку и политехническую квалификацию педкадров. Принять меры по усилению коммунистического и рабочего ядра среди педагогических кадров. Предложить ЦК комсомола в течение 3-х лет выделять и направлять в порядке мобилизации ежегодно не менее 20 000 членов ВЛКСМ для работы в школах всеобщего обучения и для комплектования педучебных заведений. 4. В целях обеспечения действительной доступности школы, повышения качества обучения и решительной борьбы с второгодничеством и отсевами в начальной школе значительно усилить с 1930/31 г. материальную помощь (в виде бесплатного снабжения учебными пособиями, обувью, одеждой, питанием, транспортом и проч.) учащимся, детям менее обеспеченных рабочих, батраков и бедноты путем увеличения бюджетных ассигнований на эту помощь, привлечения средств от общественных организаций, а также за счет средств от специально для этого образуемых фондов в порядке, устанавливаемом СНК Союза. Одновременно с этим широко развернуть в порядке культпоходов практику подготовительных групп и занятий до поступления в школу для детей рабочих, батрачества и деревенской бедноты.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 1930-е гг. ИЗ ДОГОВОРА О НЕНАПАДЕНИИ МЕЖДУ ГЕРМАНИЕЙ И СОВЕТСКИМ СОЮЗОМ1 23 августа 1939 г. 1 Цит. по: Международная жизнь. 1989.— № 9. Статья I Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга, как отдельно, так и совместно с другими державами. Статья II В случае, если одна из Договаривающихся Сторон окажется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая Договаривающаяся Сторона не будет поддерживать ни в какой форме эту державу. Статья III Правительства обеих Договаривающихся Сторон останутся в будущем в контакте друг с другом для консультации, чтобы информировать друг друга в вопросах, затрагивающих их общие интересы. Статья IV Ни одна из Договаривающихся Сторон не будет участвовать в какой- нибудь группировке держав, которая прямо или косвенно направлена против другой стороны... Статья VII ...Настоящий Договор подлежит ратификации в возможно короткий
срок... Договор вступает в силу немедленно после его подписания...
СЕКРЕТНЫЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРОТОКОЛ1 Москва, 23 августа 1939 года При подписании договора о ненападении между Германией и Союзом Советских Социалистических Республик нижеподписавшиеся уполномоченные обеих сторон обсудили в строго конфиденциальном
1 Цит. по: Секретные документы из особых папок // Вопросы истории.— 1993. — № 1. порядке вопросы о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе. Это обсуждение привело к нижеследующему результату: 1. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. При этом интересы Литвы по отношению Виленской области признаются обеими сторонами. 2. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского Государства, граница сфер интересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по линии рек Нарева, Вислы и Сана. Вопрос, является ли в обоюдных интересах желательным сохранение независимого Польского государства и каковы будут границы этого государства, может быть окончательно выяснен только в течение дальнейшего политического развития. Во всяком случае, оба Правительства будут решать этот вопрос в порядке дружественного обоюдного согласия. 3. Касательно юго-востока Европы с советской стороны подчеркивается интерес СССР к Бессарабии. С германской стороны заявляется о ее полной политической незаинтересованности в этих областях. 4. Этот Протокол будет сохраняться обеими сторонами в строгом секрете.
РАЗЪЯСНЕНИЕ К «СЕКРЕТНОМУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ПРОТОКОЛУ» ОТ 23 АВГУСТА 1939 г.1 Москва, 28-го августа 1939 года 1 Цит. по: Секретные документы из особых папок // Вопросы истории.— 1993.— № 1. В целях уточнения первого абзаца п. 2-го «Секретного Дополнительного Протокола» от 23 августа 1939 г. настоящим разъясняется, что этот абзац следует читать в следующей окончательной редакции, а именно: «2. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского Государства, граница сфер интересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по линии рек Нисса, Нарева, Вислы и Сана».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|