Примеры моделирования бизнес-процессов: «Прием специалиста в штат», «Увольнение сотрудника»
Рассмотрим опыт применения систем бизнес-моделирования для потребностей менеджера по управлению персоналом по рекомендациям консалтинговой компании «Бизнес-инжиниринговые технологии».
Итак, первый бизнес-процесс «Прием специалиста в штат компании» имеет:
- точку зрения на бизнес-процесс от генерального директора компании;
- цели бизнес-процесса в виде «Формирования штата»;
- назначение бизнес-процесса – «Обеспечение компании необходимыми специалистами»;
- выходы — «Заполненное рабочее место», «Приказ, трудовая книжка, личное дело, карточка учета Т-12», «Информация об отказе», и «Объявления»;
- клиентов бизнес-процесса — «Профильное подразделение», куда поступает на работу сотрудник, «Кадровый архив», «Соискатель должности» и «Средства массовой информации — СМИ»;
- входы и поставщиков бизнес-процесса – «Запрос», «Соискатель», «Резюме», «Информация о кадровом резерве», «Профильное подразделение», «Рынок труда», «Кадровые агентства», «Сотрудники компании»;
- кроме того, поставщиками данного бизнес-процесса являются два других бизнес-процесса — «Сбор данных по специалистам» и «Формирование кадрового резерва»;
- основные стадии бизнес-процесса — «Первичный отбор», «Проведение встречи», «Вторичный отбор», «Стандартное согласование кандидатур», «Оформление трудовых отношений»;
- начало бизнес-процесса — «Запрос от профильного подразделения»;
- окончание бизнес-процесса — «Специалист принят в штат и занял рабочее место».
Диаграмма окружения бизнес-процесса приведена на рис. 5.4 .
Структура действий на каждой стадии бизнес-процесса отражена в табл. 5.1. Структура информационных потоков в зависимости от типа носителя изображена в табл. 5.2. Диаграмма потоков бизнес-процесса в нотации DFD с указанием исполнителей приведена на рис. 5.5 .
Таблица 5.1 Структура действий по стадиям бизнес-процесса
Структура действий (функциональная структура) бизнес-процесса «Прием специалиста в штат компании»
|
1. Первичный отбор
| 2. Проведение встречи
| 3. Вторичный отбор
| 4. Стандартное согласование кандидатур
| 5. Оформление трудовых отношений
|
1.1. Просмотр резюме
1.2. Форматирование списка звонков
1.3. Выполнение звонков
| 2.1. Согласование времени встречи
2.2. Проведение встречи
2.3. Сортировка резюме
| 3.1. Составление представлений
3.2. Согласование интересных представлений с начальником управления персоналом
3.3. Формирование группы из трех кандидатов
| 4.1. Оформление листа согласований
4.2. Прохождение согласования
4.3. Принятие решения о предоставлении листа согласованиий Генеральному директору
4.4. Получение решения у Генерального директора
| 5.1. Определение даты выхода на работу
5.2. Сбор документов
5.3. Оформление приказа о приеме на работу
5.4. Передача приказа на подпись Генеральному директору
5.5. Направление на рабочее место
|
Таблица 5.2 Структура потоков объектов информации
Структура потоков объектов бизнес-процесса «Прием специалиста в штат компании»
|
Информация на бумажных носителях (документы)
| Устная информация
| Информация в электронном виде
| Прочие потоки объектов
|
- запрос
- ежедневный отчет
- представление
- лист согласований
- резюме (от соискателей, используемое при отборе)
- приказ, трудовая книжка, личное дело, карточка Т-12
- решение директора о приеме на работу
| - запрос к соискателю
- телефонный звонок
- устные комментарии
- информация об отказе
- контакт с соискателем
| - объявления
- резюме (из кадровых агентств, из бизнес-процесса «Сбор данных по специалистам», от соискателей
- информация о кадровом резерве
| - соискатель
- заполненное рабочее место
|
Совмещая структуру действий бизнес-процесса по его этапам с организационной структурой бизнес-процесса получаем матрицу отвественности каждого исполнителя бизнес-процесса, начиная от генерального диретора и заканчивая менеджером по документообороту трудовых отношений (кадровик) — табл. 5.3.
Таблица 5.3 Матрица ответственности бизнес-процесса «Прием специалиста в штат»
Организационная структура бизнес-процесса
| Структура действий (функциональная структура) бизнес-процесса
|
1. Первичный отбор
| 2. Проведение встречи
| 3. Вторичный отбор
| 4. Стандартное согласование кандидатур
| 5. Оформление трудовых отношений
|
Генеральный директор (ГД)
|
|
|
| х
|
|
Начальник управления персоналом (НУП)
|
|
| х
|
|
|
Руководитель профильного подразделения (РПП)
|
|
|
| х
|
|
Менеджер по подбору персонала (МПП)
| х
| х
|
| х
|
|
Менеджер по документообороту трудовых отношений (МДТО)
|
|
|
|
| х
|
Второй бизнес-процесс, бизнес-моделирование которого мы рассмотрим — это «Увольнение сотрудника», выполненный в нотациях DFD и IDEF0:
- первичная диаграмма А0 (рис. 5.6 );
- диаграмма А0. Бизнес-процесс «Увольнение сотрудника» (рис. 5.7 );
- диаграмма А1. «Визировать заявление у непосредственного руководителя и оформить обходной лист» (рис. 5.8 );
- потоки объектов бизнес-процесса «Заполнить обходной лист» (рис. 5.9 );
- декомпозиция блока «Издать приказ об увольнении». Диаграмма А2 (рис. 5.10 );
- декомпозиция блока «Произвести расчеты с бухгалтерией». Диаграмма А3 (рис. 5.11 );
- декомпозиция блока «Оформить и выдать трудовую книжку сотруднику». Диаграмма А5 (рис. 5.12 ).
Вопросы для самопроверки
1. Какой частью речи должен определяться функциональный блок в нотации бизнес-моделирования IDEF0?
2. Какие основные вопросы должен задать менеджер в начале моделирования деятельности своего подразделения или бизнес-процесса?
3. Для чего необходимо моделировать бизнес-процессы?
4. Для чего нужна декомпозиция функциональных блоков?
5. Какой уровень детализации объектов рекомендуется осуществлять при моделировании бизнес-процессов?
Читайте также:
Воспользуйтесь поиском по сайту: