Этапы и методы опытно-экспериментального исследования
С целью подтверждения практикой теоретического положения исследования нами была организована опытно-экспериментальная работа. В ней условно можно выделить три основных этапа. Первый этап – поисковый. На данном этапе на основе анализа психолого-педагогической литературы и данных собственного опыта работы в дошкольных учреждениях происходила: - формировка гипотезы исследования; - определение инструментария исследования; - отбор и изучение состава экспериментальной группы. Методический аппарат исследования представляет собой сочетание методов: анкетного, тестового, наблюдения, анализа продуктов деятельности. Метод тестирования является основным. Нами использовались тесты опубликованные в психологической литературе. В частности нами использовался специальный рисуночный тест "Рисунок семьи" (14; с. 206). Этот тест может проводиться с детьми пятилетнего возраста. Он основан на осознании того, что дети по-своему оценивают поведение родителей, видя казалось бы то же, что и взрослые, не воспринимают происходящее также, как они, не делают аналогичные нашим выводы. Особенные детские осмысления вызывают эмоциональные реакции, непонятые и не принимаемые взрослыми. Во внутреннем мире ребенка сплетается, казалось бы, несовместимое, случайное, создаются фантастические образы, собственные "теории", версии. Опираясь на них дети и ведут себя своеобразно. Исторически использование методики "Рисунок семьи" связано с общим развитием "проективной психологии". Росту интереса к рисуночным методикам способствовал выход в свет фундаментальных монографий методик К. Маховера (1949 г.) и Бука Дж. (1948 г.) Рисуночные методики стали очень популярными среди психологов-практиков в 50 – 60 годы. В 60-х годах эта методика быстро распространилась в среде психологов-клинецистов, и в различных географических регионах приоритет в ее использовании связывается с разными именами (в США – В. Хьюлс, во Франции – И. Минковский. М. Поро и т.д.). Э. Хамер (1958 г.) говорит об этом так: "Наверное, как и многие стоящие изобретения, так и это одновременно родилось в умах разных людей." Р. Бернс и С. Кауфман (1972 г.), однако, указывают, что самое раннее упоминание в литературе о применении "Рисунка семьи" принадлежит В. Хьюму (1951 г.). Не вдаваясь в подробности, отметим только, что "Рисунок семьи" в этих целях применяли еще раньше. О развернутой системе анализа и интерпретации "Рисунка семьи" можно говорить, начиная с работы В.Вульфа (1947 г.). Данный исследователь придавал влиянию семьи на развитие личности в дошкольном возрасте исключительное значение и разработал ряд методик для оценки внутрисемейных отношений. В рисунке он анализирует:
а) последовательность рисования членов семьи, их пространственное расположение, пропускание в рисунке членов семьи; б) отличия между графическими презентациями в формах, пропорциях. В. Вульф отмечает, что последовательность в рисовании может указывать на значимость роли рисуемых людей в семье. Ребенок рисует от более значимого к менее. автор отмечает, что пропуск членов семьи – редкий случай, и что за этим всегда стоит определенный мотив. Часто это выражает стремление уменьшить эмоционально неприемлемого члена семьи, избавиться от него. Говоря об особенностях фигур, автор особо выделяет их величину. Если реальное положение вещей не соответствует соотношению величин на рисунке, то это указывает, что величина детерминирована психическими факторами, а не реальностью. Информативными могут быть и различия в рисовании отдельных частей тела.
В обобщении можно сказать, что В. Вульф (1947 г.) выделил те характеристики рисунка, которые позже будут объектом интерпретации у других авторов. Новизна работ В. Хюлса (1951, 1952 гг) состоит в том, что он анализирует сам процесс рисования (использование карандашей, стирание нарисованного, вычеркивания, сомнения, эмоциональные реакции, спонтанные комментарии). Эти данные дают дополнительную информацию об отношении ребенка к рисуемым деталям, об общем его эмоциональном состоянии. Дальнейшее развитие анализа "Рисунка семьи" представляет модификации методики Л. Кормана (1964 г.), Р. Бернса, С. Кауфмана (1972 г.) Модификацию Л. Кормана следовало бы считать продолжением самостоятельных работ и "Рисунка семьи" во французской психологической школе. Согласно этой модификации дети рисуют не "семью" или "свою семью", как у В.Вульфа и В. Хьюилса, а "семью, как ты ее себе представляешь". Автор анализирует рисунок в трех аспектах: а) графическое качество (характер линий, пропорции фигур, аккуратность выполнения рисунка, использование пространства); б) формальная структура (пропорции частей тела, динамичность рисунка, расположение членов семьи); в) содержание (исследователь стремится выяснить, какой смысл для ребенка имеет рисунок). Л. Корман оригинален и в том, что вводит серию вопросов, которые можно разбить на три группы: 1) Открытые, провокационные вопросы, подталкивающие ребенка на открытое обсуждение чувств. 2) "Социометрические" вопросы, в ответ на которые ребенок должен сделать отрицательный или положительный выбор. 3) Вопросы, направленные на выяснение, какой смысл для ребенка имеют нарисованные ситуации, определенные детали. В настоящее время наиболее известна модификация Р. Бернса и С. Кауфмана (1972 г.) – "Кинетический рисунок семьи". Модификаторы исходили из факта, что при обычном задании "нарисуй свою семью" ребенок часто рисовал статическую картину, в которой все члены семьи расположены в ряд и повернуты лицом к наблюдателю. Попытались обеспечить действие дополнительного, кинетического фактора, введя в задание новую инструкцию: "Нарисуй рисунок, в которой каждый член семьи что-нибудь делает". Эти авторы предложили свою схему интерпретации, выделили четыре клинически значимых уровня анализа:
а) характеристики индивидуальных фигур "Кинетического рисунка семьи"; б) действия в "Кинетическом рисунке семьи"; в) стиль; г) символы. В работах советских авторов обращается внимание на связь между особенностями "Рисунка семьи" и внутрисемейными межличностными отношениями (Кольцова Н.Н., 19809 г., Мухина В.С., 1981 г.). Опыт применения "Рисунка семьи" как методики исследования межличностных отношений освещает А.И. Захаров (1977, 1982 гг). В частности, на основе своего клинического опыта А.И. Захаров (1977 г.) утверждает, что в рисуночной пробе "семья" заключены большие диагностические возможности. Он применяет несколько отличный от описанных вариант методики, состоящий из двух заданий. В первом вспомогательном задании ребенку предлагается нарисовать в четырех комнатах, расположенных двухэтапно, но по одному из членов семьи, включая себя. При анализе рисунка имеет значение характер размещения по этапам членов семьи и кто из них находится рядом с ребенком. Обычно это наиболее эмоционально близкое лицо. Во втором основном задании дети рисуют семью без каких-либо дополнительных инструкций. Несмотря на различия в проанализированных схемах интерпретаций, вариации процедур у составителей рисуночных методик, можно выделить основные аспекты интерпретации рисунка, к которым относятся: а) интерпретация структуры рисунка семьи; б) интерпретация особенностей нарисованных членов семьи; интерпретация процесса рисования.
Диагностическая процедура Информация о семейной ситуации исследуемого ребенка: - помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи; - семейные отношения, которые вызывают тревогу или конфликты для рисующего; - как ребенок воспринимает взаимоотношение с другими членами семьи и свое место в семье; - как ребенок решает проблему актуальных семейных отношений. Инструменты: стандартный лист бумаги для рисования, карандаш 2М, ластик.
Инструкция: "Пожалуйста, нарисуй вою семью, так чтобы ее члены были чем-либо заняты" Анализ (количественная оценка): Формальные признаки: - качество линии рисующего; - положение объектов рисунка на бумаге; - стирание рисунка или его отбельных частей; - затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательные признаки: - изображаемая деятельность членов семьи; - взаимодействие и расположение членов семьи; - отношение вещей и людей на рисунке. План анализа: 1) Анализ структуры рисунка (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи); 2) Анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи: - различия в стиле рисования; - количество деталей; - схема тел отдельных членов семьи. 3) Анализ процесса рисования: - последовательность рисунка; - комментарий; - паузы; - эмоциональные реакции во время рисования. Структура: 1) Не все члены семьи на рисунке – не рисуют тех, с которыми находятся в конфликтных отношениях (на другой стороне листа), отсутствие себя – болезнь депривации; 2) Рисуют тех, кто не входит в состав семьи - переживания относительно развода, смерти и т.п.; 3) Расположение: нейтральные взаимоотношения, психологическая близость. Предметы между членами семьи – проекция понимания, что разделяет (отец за газетой, мать у плиты); 4) Общая деятельность: нейтральные и положительные взаимоотношения. Общая деятельность соединяет нескольких членов семьи – наличие группировок в семье. 5) Все фигуры очень маленькие и в нижней части листа – депрессивность, чувство неполноценности в семейной ситуации; 6) Преобладание на рисунке вещей (мебель) – эмоциональная озабоченность ребенка по поводу семейной ситуации, она тревожит его и как бы откладывает рисование членов семьи, а рисуют вещи, которые не обладают столь сильной эмоциональной значимостью. Особенности: 1) Ребенок наиболее детализирует фигуру наиболее любимого члена семьи, рисунок не полный, без деталей, иногда без основных частей тела – отрицательное отношение; 2) Штриховка в изображении главных членов семьи – тот с кем сложились аффективные связи, конфликтные, тревожные отношения, перерисовка и стирание – эмоционально неоднозначные отношения; 3) Величина: неадекватное увеличение (младшая сестра – о внимании, которым она окружена в представлении ребенка); 4) Стиль рисования позволяет определить, с кем ребенок идентифицирует себя (совпадение стилей); 5) Линия: прерывистая, слабая – неполноценность; зачеркивание – враждебность; сильный нажим – тревога. Процесс: 1) Отговорки – это понятно и нормально "... тут не столько важно красиво рисовать, сколько придумать деятельность для членов семьи;
2) Многочисленные отговорки, прикрывание рисунка рукой – недоверие к своим силам, неуверенность в себе, потребность в поддержке; 3) Начинает с того, к кому лучше относится; 4) Пауза перед рисованием той или иной фигуры – эмоционально-неоднозначное или негативное отношение ребенка. Метод анкетирования является дополнительным. При этом использовался текст анкеты опубликованной в психологической литературе (16, с.-135.). Анкета представлена в приложении 1. Анкета-опросник состоит из пяти шкал, где в значительной степени учтены детско-родительские отношения. 1. "Принятие – отвержение". Шкала выявляет интегральное эмоциональное отношение к ребенку. На одном полюсе шкалы находятся родители, которым нравится ребенок таким, какой он есть. Они уважают индивидуальность ребенка, симпатизируют ему, ребенок рассматривается как самоценность. Такие родители стремятся проводить как можно больше времени с ребенком, одобряют его интересы и планы. На другом полюсе оказываются родители, которые воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Им кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Они не доверяют ребенку. 2. "Кооперация" – социально желательный образ родительского отношения. Содержание этой шкалы раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ему, сочувствует его переживаниям. Он сознательно занимается воспитанием и развитием ребенка, поощряет инициативу и самостоятельность, стремится быть на равных. Родитель доверяет ребенку, в спорных вопросах может принять его точку зрения. 3. "Симбиоз" – шкала выявляет межличностную дистанцию в общении с ребенком. Родители ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Тревога родителей повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родители не предоставляют ребенку самостоятельности никогда. 4. "Авторитарная гиперсоциализация" – выявляет форму и направление контроля за поведением ребенка. Родители требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они стараются навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление самоволия его наказывают. Родители пристрастно следят за социальными достижениями ребенка и требуют социального успеха. При этом родители хорошо знают ребенка, его индивидуальные особенности, мысли, чувства. 5. "Маленький неудачник" – выявляет особенности восприятия и понимания ребенка родителями. Родители видят ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся им детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родители не доверяют своему ребенку, досадуют на его не успешность и неумелость. В связи с этим родители стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. Опросник предлагается родителям в напечатанном виде со следующей инструкцией: "Ответьте на вопросы анкеты с максимально возможной откровенностью. Знаком "+" отмечайте высказывания, с которыми Вы согласны, знаком "-" – с которыми не согласны". Не менее важным в нашей работе был метод наблюдения и преимущественное использование его результатов для психодиагностических выводов. В процедуру наблюдения мы включали стандартные схемы и условия, как наблюдать, каким образом фиксировать результаты наблюдения. Материалом для анализа продуктов деятельности служили рисунки детей, выполненные ими в период тренинговых занятий. Наша опытно-экспериментальная работа была связано с изменениями в программе занятий, поэтому привлекать всех детей к ее проведению не представлялось возможным. Определение состава экспериментальной группы осуществлялось методом тестирования. Второй этап – основной. Данный этап исследования включал в себя: - проведение диагностических срезов с целью изучения эмоционального статуса дошкольников - констатирующий эксперимент, представленный в параграфе третьем данной главы; - организацию и проведение учебных занятий в дошкольном учреждении – формирующий эксперимент, описанный нами во втором параграфе данной главы. Третий этап нашего исследования – обобщающий. Данный этап включал в себя проверку и обобщение результатов проведенной нами опытно-экспериментальной работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|