Направления совершенствования миграционной политике на Северном Кавказе в современных условиях
Миграционная политика представляет собой систему общепринятых на уровне идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых, прежде всего, государство, а также его общественные институты, соблюдая определенные принципы, соответствующие конкретно-историческим условиям страны, предполагают достижение целей, адекватных как этому, так и последующему этапу развития общества. (59) Являясь частью социально-экономической политики, миграционная политика выполняет структурирующую роль, т.е. увязывается проект социально-экономического развития с проектом (прогнозом) количества, качества и размещения населения. Но роль государственной миграционной политики не должна сводиться лишь к планированию движения населения и управления им. Другая ее функция, не менее важная, - это контроль над изменениями в текущей ситуации и гибкое реагирование на изменения социально-экономических условий в обществе. (39) В определении миграционной политики необходимо акцентировать внимание на четырех важных моментах. Прежде всего, миграционная политика - прерогатива не только государства, но и общественных институтов. Кроме того, меры и результаты миграционной политики обычно разделены во времени, то есть существует своеобразный "лаг запаздывания", поэтому миграционная политика должна быть ориентирована на определенный перспективный период. Также миграционная политика может и должна использовать разнообразную систему мер в зависимости от конкретных исторических условий. Также миграционная политика должна носить территориально-дифференцированный характер, что вытекает, с одной стороны, из сущности миграции как межтерриториального явления, а с другой стороны, связано с значительным региональным разнообразием миграционных проблем. Вполне логично, что цели миграционной политики и направления их достижения должны быть также различными. (63)
В структуре миграционной политики принято выделять три основных элемента: цель, концепцию, средства и меры достижения цели. Рассмотрим подробно каждую из этих дефиниций. (59) Цель миграционной политики призвана обеспечить рациональное размещение населения с точки зрения эффективного развития экономики и систем расселения, улучшение качественного состава населения, равномерное развитие территорий, сглаживание социально-экономических различий в условиях жизни населения. (39) В качестве конкретной цели миграционной политики могут выступать: необходимость привлечения мигрантов на постоянное и временное место жительства, создание постоянного населения территории, обеспечение трудовыми ресурсами экономических объектов и регионов, стабилизация численности населения тех или иных территорий, повышение миграционной активности коренных жителей, сдерживание притока мигрантов. Важное условие заключается в том, что цель миграционной политики должна быть четко декларирована и "прозрачна" для общества. В качестве цели миграционной политики на Северном Кавказе выступает необходимость придания миграционным процессам управляемого и предсказуемого характера для обеспечения безопасности страны, учитывая особый геополитический статус региона, который является южным приграничьем страны, обеспечивая выход в Закавказье, в Черноморский бассейн и на Ближний Восток. Придание управляемого характера миграции в регионе невозможно без учета современных и перспективных тенденций миграции населения. Концепция миграционной политики определяет основные направления, по которым осуществляется реализация политики. Концепция представляет собой систему взглядов и сложившихся представлений о характере, составе и объеме средств, с помощью которых следует воздействовать на миграционное поведение. Будучи стратегией проведения миграционной политики, концепция выступает в качестве общего подхода, генеральной идеи, объединяющей все меры в непротиворечивую систему. Концепция должна соответствовать демографическим целям, социальным условиям и экономическим возможностям государства на данном этапе его развития. (59)
Меры осуществления миграционной политики - система преимуществ и льгот, предоставляемых мигрантам, вселяющимся в тот или иной район как самостоятельно, так и в организованном порядке. Особенность мер миграционной политики, отличающая их от мер в области рождаемости или продолжительности жизни, в том, что эффект от них должен быть достигнут сравнительно быстро, в течение ряда лет, тогда как от мер воспроизводственной политики эффект можно ждать десятилетия. (39) Меры миграционной политики неодинаковы. Осуществление одних требует длительного срока (формирование социальной инфраструктуры, жилищное строительство, строительство дорог), тогда как другие могут быть осуществлены гораздо быстрее (выдача ссуд, установление коэффициентов в оплате труда и пр). Кроме того, важную роль играют организационные мероприятия со стороны государства (предоставление информации о возможности переселения, направление в тот или иной район, разработка банка вакансий рабочих мести пр). Учитывая, что Северный Кавказ является крупной и неоднородной в миграционном отношении территорией, в его пределах можно выделить как минимум три типа регионов, для которых отличаются цели, концепции и меры реализации миграционной политики. Как было описано в предыдущих главах, на Северном Кавказе можно выделить территории стабильного миграционного притока населения (Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская область, Адыгея, Северная Осетия), где традиционен приток мигрантов различных этнических групп, большое количество вынужденных мигрантов, кардинальная смена этнического состава населения в отдельных населенных пунктах, осложнение межнациональных отношений. (63)
Для таких регионов в качестве цели рационной политики выступает стабилизация численности населения, придание миграции количественно ограниченного и качественно необходимого характера. Концепция миграционной политики в отношении внешней миграции должна строиться на придании потокам ограниченного, но качественно необходимого для регионального рынка труда характера, т.е. путем таких мер, как привлечение мигрантов по установленным квотам, по контрактам. Концепция в отношении внутренних миграций должна строиться на основе организованного характера межрегионального миграционного обмена населением путем подписания межрегиональных соглашений о приеме рабочей силы, по возможности такие потоки должны быть нивелированы по этническому признаку. Концепция в отношении интеграции иммигрантов и внутренних мигрантов должна строиться на основе снятия межэтнической напряженности в местах компактного проживания мигрантов различных этнических групп, путем формирования толерантности и развития "общественного договора", или нахождения компромисса между интересами коренных жителей и мигрантов. Учитывая особую сложность, актуальность и масштабность, проблемы беженцев и вынужденных переселенцев должны решаться при поддержке федеральной власти, а сами вынужденные мигранты по возможности и согласованию с властями должны распределяться равномерно по территории регионов. Необходима подготовка и реализация федеральной программы обустройства и трудоустройства вынужденных мигрантов на Северном Кавказе, которая бы создала условия, благоприятствующие реализации их профессионального потенциала, предпринимательской инициативы и активности. Второй тип регионов территории устойчивого миграционного оттока населения, прежде всего этнических русских жителей (Кабардино-Балкария, Чеченская Республика, Карачаево-Черкесия), наличие открытых или латентных межнациональных конфликтов, значительное количество вынужденных мигрантов. (63)
Для регионов данной группы целями миграционной политики должны стать: приостановка миграционного оттока русского населения, восстановление прежней численности населения, а также решение проблемы возвращения вынужденных мигрантов в места своего прежнего проживания. Концепция в отношении внутренней миграции должна строиться на создании условий для прекращения оттока и возвратного притока в республики русского населения, переориентация миграционных потоков на потребности социально-экономического развития регионов. Главным средством сокращения миграции русского населения из республик Северного Кавказа (мерами миграционной политики) должно стать обеспечение всей полноты его гражданских, социально-экономических и политических нрав через существующие институты государственной власти. Одной из форм реализации духовных потребностей русского населения в национальных республиках Северного Кавказа может стать создание русских национально-культурных автономий с государственной поддержкой, в том числе финансовой. В настоящий момент в регионе существует лишь одна подобная автономия в Карачаево-Черкесии. Осознавая последствия, которые возникнут в результате миграционного оттока русских, Правительство Дагестана создало специальную комиссию по проблемам русскоязычного населения. Она занимается разработкой и претворением в жизнь реальных проектов, призванных затормозить этот отток: для русской молодежи введены квоты для поступления в учебные заведения, решаются вопросы восстановления и расширения промышленности - основой сферы занятости русских, а также ужесточена борьба с национализмом и преступлениями против русских. (69) Не следует сбрасывать со счетов и экономический фактор. Учитывая, что русское население традиционно было занято в сфере материального производства и, как правило, не имеет источников дополнительных доходов (торговля, приусадебные участки, промыслы и др.), крайне необходимым представляется своевременное и полное финансирование мероприятий в области занятости и создания рабочих мест в рамках федеральных целевых программ. Более широкое представительство русского населения на руководящих постах различных уровней является важным условием, сдерживающим его выезд из национальных республик Северного Кавказа. В этой связи целесообразно рекомендовать при формировании органов власти на региональном уровне, а также при решении кадровых вопросов в сфере строительства, нефтегазового комплекса, здравоохранения, образования активнее привлекать руководителей и специалистов, представляющих русское население. Одним из главных стимулов при этом должно выступать приоритетное выделение им квартир, восстановление разрушенного жилья.
Внутренние миграционные потоки также необходимо стимулировать через создание условий для повышения внутрирегиональной мобильности рабочей силы на основе межрегиональных соглашений. Концепция в отношении вынужденной миграции в этих регионах должна быть связана с ликвидацией условий ее возникновения (стабилизацией этнополитической обстановки, урегулированием кризисных ситуаций, предотвращением интернационализации межнациональных конфликтов, завершения контртеррористической операции в Чеченской Республике). В данных регионах необходимо создать условия для возвращения внутри перемещенных лиц к местам постоянного проживания на территории Чеченской Республики. Во многом решение этой проблемы будет зависеть от разработки и введения в действие порядка оказания государственной помощи для граждан России, пострадавших в ходе проведения контртеррористической операции на территории Чеченской Республики, прежде всего для тех, кто лишился жилья и имущества. Концепция в отношении внешней миграции для данных субъектов Федерации строится вокруг придания этим потокам ограниченного и качественно необходимого для регионального рынка труда характера, но с учетом особенностей истории и географии расселения народов. Аналогично первой группе субъектов Северного Кавказа для этих территорий важно привлекать определенное количество иммигрантов с необходимыми качественными характеристиками, исходя из интересов обеспечения экономики этих республик квалифицированными трудовыми ресурсами. Кроме того, необходим особый (облегченный) порядок пересечения государственной границы для краткосрочных визитов представителями "разделенных народов", проживающих в пограничной зоне (Дагестане, Северной Осетии). Также в этой сфере надо пересмотреть систему денежной помощи переселенцам, испытывающим трудности в трудоустройстве и предусматривать для этой категории лиц предоставление, на основании заключений комитетов содействия занятости населения, возвратных ссуд на льготных условиях для развития предпринимательской деятельности, что позволит части мигрантов самостоятельно решить проблему занятости, в ускоренном порядке создать дополнительные рабочие места другим и уменьшить иждивенческие настроения этой категории жителей. Таким образом, важной объективной характеристикой любого государства является численность населения. Данный показатель опосредован продолжительностью жизни и воспроизводством населения, его миграцией. Государство может влиять на названные параметры, проводя грамотную демографическую политику. Оценивая современную демографическую ситуацию в России, Правительством была одобрена Концепция демографического развития РФ на период до 2015 года. Ее цель: стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту. Для достижения данных целей необходимо решить задачи в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни; в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи; в области миграции и расселения. Для решения поставленных задач в сфере демографического развития населения региона необходимо проведение комплексной работы, направленной на улучшение качества жизни населения, стабилизацию, а в дальнейшем – повышение рождаемости, укрепление потенциала семьи, реализовать меры на снижение смертности, взаимодействовать со средствами массовой информации, пропагандируя здоровый образ жизни – как норму жизни для каждого жителя региона. Важной задачей в области миграции и расселения является проведение активной экономической политики, направленной на сохранение прежней численности население, приостановка миграционного оттока русского населения, а так же решение проблемы возвращения вынужденных мигрантов в места своего прежнего проживания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях развития общества роль демографии заметно возрастает. Население, составляя основу общества, зависит от множества экономических, социальных, политических процессов, которые оказывают существенное влияние на изменение его численности, структуры естественного и миграционного движения. Поскольку в современном мире указанные процессы, взаимно переплетаясь, создают сложную систему, то их влияние на изменения населения не всегда оказывается предсказуемым. В то же время и само население выступает значимым самостоятельным фактором, воздействующим на экономические, социальные и даже политические процессы в обществе. Демографическая ситуация в стране или регионе характеризуется несколькими процессами, соотношение которых определяет численность населения. На нее влияет общий процент, который складывается из суммы показателей естественного и механического (миграционного) прироста. Необходимость учета демографического фактора особенно возрастает в регионах. Это связано с рядом обстоятельств. Во-первых, несмотря на определенную тенденцию сближения демографических процессов по регионам различия в их показателях остаются довольно значительными. Это предполагает осуществление дифференцированной политики не только в экономике и социальной сфере, но и в области народонаселения. Во-вторых, регионы получили большую экономическую самостоятельность. Если при прежней системе основные решения экономического и социального характера диктовались из Центра, то в современных условиях они принимаются региональными органами власти. Это означает, что региональные органы власти не только обрели экономические полномочия, но и увеличили ответственность за социальное и экономическое развитие своего населения. В-третьих, в сфере народонаселения, особенно в последние годы, наблюдаются негативные явления, которые нашли свое отражение во всех составляющих воспроизводства населения. На современную демографическую ситуацию на Северном Кавказе оказали влияние те же социально-экономические факторы, которые присуще России в целом. Однако в воспроизводстве населения имеются свои особенности. Северный Кавказ занимает территорию 355,1 тыс. кв. километров, что составляет немногим 2% от всей территории Российской Федерации. В тоже время на столь относительно небольшой (по российским меркам) территории проживает около 12% всего населения страны. В регионе один из самых высоких показателей плотности населения в стране – 49,5 человека на 1 кв. км, что выше среднего показателя по России почти в 6 раз. Северный Кавказ является наименее урбанизированным районом страны. В городских поселениях региона проживает 57,3% всего населения, в то время как в России 73% населения живут в городских поселениях. Северному Кавказу "повезло" в большей степени по сравнению с другими приграничными регионами страны - здесь депопуляция пока не стала постоянной характеристикой демографической ситуации. Это связанно с тем, что рост населения происходит как за счет естественного, так и за счет механического прироста. Северный Кавказ – самый многонациональный регион России, и традиционные установки на высокую рождаемость, свойственны некоторым кавказским народам. Общие показатели возрастно-полового состава населения Северного Кавказа незначительно отличаются от аналогичных показателей по Российской Федерации. Однако жители Северного Кавказа немного моложе, чем все россияне - 36,1 и 37,3 лет соответственно. Северный Кавказ отличают высокие коэффициенты демографической нагрузки: на 1 тыс. жителей трудоспособных возрастов приходится 765 лиц нетрудоспособного возраста, из них 403 ребенка и подростка, а также 362 человека старшего возраста. Относительный показатель смертности в регионе несколько ниже, чем в России. Причины смертности на Северном Кавказе сходны по своей структуре с общероссийскими. Но существуют и региональные особенности. В регионах, которые "пережили" крупные конфликты и военные действия, несколько выше доля неестественных причин смертности населения. Важной причиной неестественной смерти населения на Северном Кавказе стали убийства, к которым относятся террористические акты. Северный Кавказ традиционно являлся достаточно важным с точки зрения миграционной активности населения регионом России. После распада Советского Союза притягивающая роль региона существенно усилилась, поскольку он кардинально изменил свое геополитическое положение, став новым российским приграничьем и одновременно зоной нескольких крупных этнических конфликтов и военных действий. Эти геополитические изменения привели к формированию двух достаточно устойчивых миграционных тенденций, фиксируемых в настоящее время. Во-первых, Северный Кавказ как приграничная территория принимает на себя или пропускает через свою территорию различные категории и этнические группы иммигрантов из сопредельных стран СНГ и государств дальнего зарубежья. При этом регион можно сравнить со своеобразным миграционным "фильтром", который абсорбирует на себя значительную часть мигрантов. Во-вторых, в пределах самого Северного Кавказа на протяжении последнего десятилетия отмечаются активные миграционные "переливы" собственного населения. Отдельные субъекты Федерации стали центрами притяжения и концентрации внутрироссийских мигрантов (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область), а иные территории - главными источниками "выброса" мигрантов (Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Республика Дагестан). Половина прямого и обратного миграционного потока в регионе приходится на перемещения внутри самого Северного Кавказа. Вооруженные конфликты в районе вызвали массовые, катастрофического масштаба исходы населения и почти полную смену этнического состава населения, террористические акты, гибель населения и усиление межетнической напряженности в районе и стране. Этнические противостояния в республиках вызывают миграцию противоборствующих этносов за пределы этнических территорий. По этнической структуре миграции внутри Северо-Кавказского региона прослеживается достаточно четкое деление на "национальные" республики и "русские" регионы. Для первых (за редким исключением, например Адыгея) характерен устойчивый миграционный отток русского населения, а также приток представителей "титульных" национальностей и некоторых этнических групп, в основном проживающих за пределами России (осетин, аварцев, даргинцев, лакцев, адыгейцев, месхетинских турок и пр) территориях с преобладанием русскоязычного населения наблюдаются иные тенденции - активный миграционный приток русских и представителей других этнических групп. Сегодня от разрозненных мер, направленных на отдельные социально-демографические группы, необходимо перейти к комплексной демографической политике, рассчитанной на длительный период. Это вытекает из того, что демографические процессы тесно переплетаются с экономическими, социальными процессами. Только комплексное решение проблем может, ускорить успешную реализацию экономических реформ. Основными направлениями демографической политики могут быть следующие: - оптимизация рождаемости, социальная защита материнства и детства; - укрепления здоровья населения и увеличения продолжительности его жизни; - повышение устойчивости брака; - социальная поддержка инвалидов и пенсионеров и других социально уязвимых групп; - рационализация миграционных процессов;
Список использованной литературы
1. Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. № 32. Ст.1227. 2. Постановление Правительства РФ от 21 июня 2002 г. № 453 "О правительственной комиссии по миграционной политике" // СЗ РФ. 2002. № 26. Ст.2596; Постановление Правительства РФ от 3 июля 1998 г. № 690 "О неотложных мерах государственной поддержки переселения адыгов (черкесов) из Автономного края Косово в Республику Адыгея" // СЗ РФ. 1998. № 27. Ст.3204; Распоряжение Правительства РФ от 9 ноября 2002. № 1549-р о миграционной карте // СЗ РФ. 2002. № 45. Ст.4530. 3. Приказ МВД РФ от 31 мая 2002 г. № 522 "О полномочиях МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации в области миграции" // РГ.11.06. 2002. 4. Распоряжение Правительства РФ от 24 сентября 2001 г. №1270-Р. О концепции демографического развития РФ на период до 2015 года. СЗ РФ. 2001. № 40. Ст.3873. 5. Собрание законодательства РФ. 1995. № 27. Ст.2503 6. Собрание законодательства РФ 1996. №1. Ст.16; 1997. № 46. Ст.5243; 1998. № 26. Ст.3014; 2000 №2. Ст.153 7. Собрание законодательства РФ 1996. №15. Ст.1627. 8. Собрание законодательства РФ 1996. №21. Ст.2470. 9. Собрание законодательства РФ 1996. №25. Ст.3010. 10. Собрание законодательства РФ 1997. №26. Ст.2956; 1998. №30. Ст.3613; 2000. №33. Ст.3348; №46. Ст.4537. 11. Собрание законодательства РФ 1998. №31. Ст.3802. 12. Собрание законодательства РФ 1999. №18. Ст.2202. 13. Собрание законодательства РФ 2000. №2. Ст.170. 14. Собрание законодательства РФ 2000. №37. Ст.3712. 15. Собрание законодательства РФ 2001. №2. Ст.172. 16. Собрание законодательства РФ 2001. №28. Ст.2943. 17. Собрание законодательства РФ 2001. №51. Ст.4831; 2002. №30. Ст.3033. 18. Собрание законодательства РФ 2001. №52 (ч.1). Ст.3033; 2003. №1. Ст.13. 19. Собрание законодательства РФ 2002. №4. Ст.256. 20. Собрание законодательства РФ 2002. №6. Ст.578. 21. Собрание законодательства РФ 2002. №16. Ст.1565 22. Собрание законодательства РФ 2002. №45. Ст.4530 23. Указ Президента РФ от 23 февраля 2002 г. № 232 "О совершенствовании государственного управления в области миграционной политике" // СЗ РФ. 2002. № 8. Ст.813; Распоряжение Президента РФ от 10 июля 2002 г. № 328-рп "О продлении срока деятельности межведомственной рабочей группы по подготовке предложений по совершенствованию миграционного законодательства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст.2859. 24. Федеральный закон Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" № 202-ФЗ от 28.12.95 Федеральный закон Российской Федерации "О внесении и дополнении в Закон РФ. "О беженцах" РГ.03.07. 1997. 25. Федеральный закон от 12 июля 2000 г. № 97-ФЗ "О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией" // СЗ РФ. 2000. № 29. Ст.3006; Федеральный закон от 20 ноября 1999 г. № 205 - ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев" // СЗ РФ. 1999. № 47. Ст.5623; Федеральный закон от 23 июня 1998 г. № 88 - ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о регулировании процесса добровольного переселения" // СЗ РФ. 1998. № 26. Ст.3008. 26. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ (СЗ РФ). 2002. № 22. Ст. 2031. 27. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст.3032. 28. Федеральная миграционная программа на 1998-2000 г. г. Постановление Правительства РФ от 10.10.97. № 1414. РГ. 29. Акинин П.В., Гаевский В.В., Рязанцев С.В. Экономика Ставропольского края / учебное пособие для студентов высших учебных заведениях экономических специальностей. - Ставрополь: Ки. Изд-во, 2000. – 392 с. 30. Акопян А.С. Демография и политика // Общественные науки и современность – 2001. - №2. – С.3850. 31. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.Н., Сусоколов А.А. Этносоциология. - М.: Мамускрит, 1999. – 231 с. 32. Баранов А.К. Депопуляция // Знание – сила. 2001. – 31 С.70-75 33. Белозеров В.С. Этнодемографические процессы на Северном Кавказе. - Ставрополь: изд-во СГУ, 2000. – 215 с. 34. Борисов В.А. Демография: Учебник для вузов. М., 1999. – 272 с. 35. Бутов В.И. Демография: Учебник для вузов. Москва. - Ростов-Н/Д, 2003. – 592 с. 36. Валентий Д.И., Кваша А.Я. Основы демографии. М., "Мысль". 1989. – 286 с. 37. Витновский Г.С., Кочарян А.В. Вынужденные миграции как социальная проблема. /Миграция населения. – М.: институт Социально-экономических проблем народонаселения, 1992. – 156с. 38. Владимиров Ф.П. Будем рожать!: Демография // Российская газета. – 2001. – 3 августа. – С 5. 39. Воробьева О.Д. Миграция населения. Вып.6: Миграционная политика // Приложение к журналу "Миграция в России" - М., 2001. – С 8 40. Вынужденная миграция: Научная серия "Международная миграция населения и России и современный мир" / Гл. ред. В.А. Ионцев. _ М.: МАКС Пресс, 2001 Вып.6. 41. Галицин Р.А. Роль демографического фактора в управлении социально-экономического региона. // Социально-гуманитарные знания. 2002. - №2. С 70-77. 42. Гундаров И.С. Духовное неблагополучие и демографическая катастрофа. // Общественные науки и современность. – 2001. - №5. – С.58-65. 43. Демографический еженедельник России: Cтат. Сб. / Госкомстат России. – М.: 1998. 44. Доклад о состоянии и мерах по улучшению социально-демографического положения в Ставропольском крае – Ставрополь: ИПК СГУ, 2002, - 48 с. 45. Зона пригодная для жизни // Северный Кавказ. - № 40. – октябрь 2001. С.14. 46. Колеченков Н.В. Что происходит в демографическом развитии России? // Социально-гуманитарные знания. – 2003. - №3. – С. 201. – 212. 47. Курс демографии6 учебник / Под. ред.А.Я. Боярского. - М., 1989. – 214. 48. Курицин И.И. Рождаемость в России в условиях реформирования экономики / / География в школе. - 2003. №10. – С 29-36. 49. Лебедев Е.Н. Ломоносов. М., 1990. – 286 с. 50. Магомедов А.А. Вопросы социально-демографического развития северного Кавказа // Проблемы населения и рынка труда России и кавказского региона. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. – С.149 – 152. 51. Медков В.М. Демография: Учебное пособие. Ростов н/Д., 2002. – 303 с. 52. Никитин Д.С. Миграционные потоки как фактор дестабилизации положения на Северном Кавказе. // Россия и мусульманский мир. – 2002. - №10. – С.66-74. 53. Народонаселение: Энциклопедический словарь. / Гл. ред.Г. Г. Меликьян. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1994 54. Обухова О.В. Демографические факторы и политика // Социально-гуманитарные знания. 2001. - № 4. С 303-311. 55. Основные сведения об организации объединенных наций. – М.: Проспект, 1991. – 149с. 56. Переведенцев В.С. Живите долго // Новое время. – 2004. – 18 января.33. – С.34-35. 57. Пиошко Б.Г., Елисеев И.И. История статистики. – М.: ВЛАДОС, 1990. – 183. 58. Рыбаковский Л.С. Демографическая безопасность // Безопасность Евразии. - 2003 №3 (13). – С.143-154. 59. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. – М.: Наука, 1987. – 187с. 60. Российский статистический ежегодник6 стат. Сб. / Госкомстат России. – М., 2000. – 1116 с. 61. Рязанцев С.В. Влияние миграции на социально-экономическое развитие Европы: Современные тенденции. – Ставрополь: Ки. Издо, 2001. – 415 с. 62. Рязанцев С.В. Миграционная ситуация в Ставропольском крае в новых геополитических условиях. – Ставрополь, 1999. – 186 с. 63. Рязанцев С.В. современный демографический портрет Северного Кавказа. – Ставрополь: Ки. Изд-во, 2003. – 231с. 64. Слоботчиков О.Н. О структуре демографической политии государства // Социально-гуманитарные знания. 2001. - №1. С.267-281. 65. Смольякова Т.Е. Берегите детей и мужчин / / Российская газета. – 2000. – 15 сентября. – С 7. 66. С оциально-экономическая программа Ставропольского края на 2003 г. // Ставропольская правда. - №48. – 4 марта. 2003. С.2-4. 67. Хореев Б.С., Чапек В.Н. Проблемы изучения миграции населения. - М.: "Мысль", 19978 – 293 с. 68. Численность и миграция населения Российской Федерации в 2001 году. - М.: Госкомстат РФ, 2002. – 86с. 69. Эмиров Э.С. Защитить русских // Северный Кавказ. - №22 – июнь. 2002. С.2. 70. Юг России на рубеже III тысячелетия: Территория, ресурсы, проблемы, приоритеты / Под. ред. А.Г. Дружилина, Ю.С. Колесникова. – Ростов – н/д.: Изд-во РГУ, 2000. – 403с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|