Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поведение новорожденного в течение первого часа жизни




Слаженность эмоциональных переживаний роженицы, ощущений новорожденного и их действий по отношению друг к другу, уди­вительно точно совпадающих по времени, производит порази­тельное впечатление. Первые минуты после родов мать испытыва­ет бурю эмоций, а малыш в это время тихо отдыхает; затем мать хочет прикоснуться к своему ребенку, а он готов отправиться на поиски матери; мать хочет взять малыша на руки и приложить его к груди, а он хочет взять материнскую грудь, чтобы получить ус­покоение и новый источник питания. С началом сосания начина­ются схватки, отделяется и рождается послед, а мать и дитя испы­тывают приступ апатии и усталости и мирно засыпают рядом друг с другом.

Хотя 1 час — это очень короткий период времени, для новорожден­ного он делится на 4 фазы:

- релаксация (первые 20 минут после рождения);

- пробуждение;

- активная фаза (следующие 40 минут);

- отдых и сон (через 1 час).

Рассмотрим естественное поведение новорожденного вне условий родильного дома, поскольку искусственные условия современных родов не позволяют младенцу первого часа жизни полноценно реа­лизовать все фазы своего поведения, равно как и его матери.

Период релаксации

Первые 20 минут после родов — это период релаксации новорож­денного, необходимый для восстановления его сил после напряже­ния во время рождения. Совершив первый крик, новорожденный, соединенный с матерью пуповиной, тихо лежит у нее в ногах и, при­слушиваясь к новым ощущениям, отдыхает. В это время он обычно откашливается, чихает и сопит, освобождая дыхательные пути от слизи и привыкая к новому способу дыхания.

Пробуждение

Спустя 20 минут после рождения новорожденный начинает совер­шать телодвижения: поворачивает голову, делает движения руками и ногами. Малыш начинает ползти по направлению к матери, ориенти­руясь на ее запах и сопровождая свои движения криком. Именно в этот момент мать, помогая младенцу, берет его на руки или на живот. Первый контакт «кожа к коже». Первым телесным контактом матери и ребенка, которое называют контактом «кожа к коже», является ощупывание новорожденного и прикосновение его тельца к телу матери. Женщи­на поглаживает спинку, ножки и ручки малыша, гладит его влажную головку, перебирает пальчики рук и ног. Минуты первого телесного контакта матери и ребенка трудно переоценить. В мире млекопита­ющих он является вручением верительных грамот и выражается в облизывании матерью своего детеныша или его ощупывании. Таким образом, мать признает свое дитя, а дитя — свою мать. Для человека смысл первого контакта «кожа к коже» не утратил сво­ей актуальности. Для новорожденного он является сигналом <-я в бе­зопасности», а для матери это сигнал о том, что ребенок жив и его надо кормить. Этот импульс стимулирует у женщины выделение гор­монов, в частности, окситоцина и пролактина, которые стимулируют лактацию. Кроме этого, окситоцин и пролактин стимулируют эмо­циональную связь между матерью и ребенком, поэтому их называют гормонами связи. Благодаря их действию у женщины пробуждается материнский инстинкт, что позволяет ей лучше понимать ребенка и удовлетворять его потребности.

Активная фаза. Поисковый рефлекс

С началом проявления двигательной активности, когда малыш уже попал на руки или на живот матери, у него проявляется поисковый рефлекс, позволяющий ему самостоятельно, без посторонней помо­щи найти материнскую грудь. Сегодня считается очень важным, что­бы ребенок нашел и взял грудь в момент проявления поискового ре­флекса. Во многих родильных домах стран Европы и Америки здоро­вого новорожденного не уносят от матери до тех пор, пока он не проявит поисковую активность и не начнет сосать грудь. Поисковая активность новорожденного проявляется в том, что он начинает открывать рот, сжимает и разжимает ладони. Затем он на­чинает ползти, поднимая голову, работая локтями и толкаясь ногами, и старается достичь соска. Совершив несколько движений, новорож­денный отдыхает. Важно, чтобы мать помогла ребенку добраться до соска, а не взирала на его попытки с видом исследователя. После то­го как малыш приблизился к лицу матери, он пытается установить с ней зрительный контакт: он смотрит на грудь и на лицо матери, пы­таясь сосредоточить взгляд на ее глазах.

Следующим этапом поискового рефлекса является этап «у груди». Но­ворожденный добираясь до груди, широко открывает рот, лижет сосок, сосет свои руки, пальцы и «клюет» головой. Затем он высовыва­ет язык и размещает его так, что сосок сам оказывается глубоко во рту. Теперь он захватывает и начинает сосать грудь сильными потя­гиваниями, периодически ненадолго останавливаясь. Вскоре он на­чинает с силой сжимать грудь челюстями и выдавливать молоко. Ре­бенок сам определяет, сколько ему необходимо времени, чтобы все получилось, поэтому не следует ему мешать и торопить его. Когда ма­лыш справится со своей задачей, он бросает грудь и засыпает. В фазе поисковой активности чрезвычайно важен момент контакта «глаза в глаза» и момент захватывания материнской груди.

Зрительный контакт. В механизме проявления поискового рефлекса немаловажен момент, когда малыш пытается установить связь с глазами матери (бондинг). «Момент установления зрительной связи очень важен для новорожденного ребенка. Если этого не происходит, ребенок подрастает, не овладев способностью смотреть прямо в глаза другому, не отводя взгляда — при таком обмене взглядами он всегда будет испытывать дискомфорт и неловкость. Необходимой тера­пией для тех, кто не пережил этого эффекта связи при рождении, является разыгрывание ситуации рождения (ребефинг) и установ­ления такой связи» [Джеоф Грэхэм, «Как стать родителем самому се­бе», 1993].

Первое прикладывание к груди. Первое прикладывание новорожденного к груди матери является продолжением их телесного контакта, который осу­ществляется до пересечения пуповины. Это естественное действие имеет огромное значение как для младенца, так и для матери — оно дает устойчивую лактацию. Именно с началом сосания в головной мозг женщины поступает сигнал о необходимости в кормлении ре­бенка, благодаря чему усиливается продукция гормонов окситоцина и пролактина, стимулирующих лактацию.

Отдых и сон

После того как малыш проявил поисковую активность, взял материн­скую грудь и получил первые капли молозива, он засыпает. Это про­исходит примерно через 1 час после родов. Как правило, к этому мо­менту женщина тоже испытывает непреодолимое желание рассла­биться и заснуть.

Перинатальная психология

Роды — это физиологический процесс, требующий напряжения и усилий не только от матери, но и от плода. Рождающийся ребенок яв­ляется активным участником родов и не равнодушен к происходя­щим с ним событиям. Вопреки существующему мнению, что плод во время родов полностью безучастен, он переживает свое рождение с эмоциями необыкновенной силы. Состояние стресса, переживаемое ребенком во время рождения, принято называть травмой рождения или родовым стрессом. Стресс, переживаемый плодом в ходе благополучных физиологических родов, является физиоло­гической нормой. Благодаря процессу родов и родовому стрессу происходит перестройка всех систем жизнеобеспечения плода, что позволяет младенцу успешно приспособиться к внеутробному суще­ствованию. Помимо физиологической перестройки роды являются механизмом, определяющим характер психоэмоциональных реак­ций и поведения человека.

Перинатальным называют период развития ребенка с 28 недели внутриутробной жизни до исполнения ему 1 недели после рождения, включающий роды Перинатальная психология занимается изу­чением переживаний плода перед родами, во время них и в первые часы и дни жизни ребенка. Главным предметом изу­чения перинатальной психологии является опыт биологиче­ского рождения и его значение в последующей жизни чело­века.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...