Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Гуманистические идеи в теории и практике образования эпохи Возрождения




Семинар №1

 

Тема: Идея всесторонне гармонично развитой личности в трудах философов античности и её реализация в образовании

Цель: на основе анализа систем образования и философско-педагогических идей мыслителей Древней Греции, Древнего Рима проследить становление, развитие и реализацию идеи всесторонне гармонично развитой личности и выявить такую закономерность как социальная обусловленность образования.

Основные понятия: абак,аггеллы, агоны, академия, всадники, гимнасия, герусия, грамматист, дидаскал, ирен, калькулятор, кифарист, калокагатия, киносарг, криптия, лаконичная речь, ликей, мусическая школа, палестра, педагогиум, педагог, педоном, педотриб, ритор, риторские школы, сократическая беседа, стиль, эфебия.

Задание: используя указанные ниже учебники и литературу, дать определения основным понятиям.

Вопросы для обсуждения:

  1. Калокагатия как идеал воспитания человека в Древней Греции.
  2. Идея Демокрита о природосообразности воспитания. Человек есть «микрокосм».
  3. Сократ: «майевтика» как средство гармонизации личности и общества.
  4. Идеи Платона о справедливом государстве для блага личности и общественном воспитании.
  5. Аристотель: воспитание как средство развития добродетелей. Обоснование идеи гармоничного развития личности.
  6. Сравнительный анализ педагогических систем Спарты, Афин и Древнего Рима. Реализация идеи гармоничного развития личности.
  7. Квинтилиан «О воспитании оратора».

Основная литература:

Источники:

1. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. А.И.Пискунов.- М.,1981:

1.1.Демокрит. Фрагменты о воспитании. -С.9-10.

1.2.Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Ликург. –С.11-17.

1.3.Платон. Протагор. –С.19-20.

1.4.Платон. Государство. –С.20-32.

1.5.Аристотель. Политика. –С34-38.

1.6.Квинтилиан. О воспитании оратора. –С.39-45.

Учебники и учебные пособия:

1. История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова.- М., 2001.

2. Джуринский А.Н. История педагогики.– М.,1999. –С.8-168.

Дополнительная литература:

1. Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа.- Л., 1990.

2. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики.– М.,1963.

3. Марру А.И. История воспитания в античности (Греция).– М.,1998.

4. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен.– Ч.1. –Спб.,2000.

 

Методические рекомендации: В процессе подготовки к семинару №2 прочитайте рекомендованную литературу, изучите и законспектируйте предлагаемые источники, разработайте модели систем образования в Лаконии, Аттике и Древнем Риме, осуществите их сравнительный анализ, ответьте на следующие вопросы:

1. Какова была зависимость целей и особенностей образования от социально-экономических, политических и культурных условий существования этих древнегреческих государств-полисов и Древнего Рима?

2. Выделите основные педагогические идеи древнегреческих философов и раскройте их значение для дальнейшего развития педагогической мысли?

3. Определите главные черты римской системы образования и основные положения педагогической системы Квинтилиана?

 

Семинар № 2

Тема: Образование и педагогическая мысль в Киевской Руси и Московском государстве (X-XVIIвв)

Цель: проследить генезис образования и школы средневековой Руси, выявить особенности образования в указанный период, осуществить анализ древнерусских педагогических источников, раскрыть роль «братских школ» в Украине и Белоруссии в развитии образования в России.

Основные понятия: мастера грамоты, берестяные грамоты, «Пчела», «Домострой», греко-латинская школа, братские школы.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Предпосылки возникновения образования на Руси.

2. Образование и педагогическая мысль в Киевской Руси (X-XIIIвв.).

3. Образование на Руси в период монголо-татарского нашествия.

4. Образование и педагогическая мысль в Московском и Русском государстве (XIV- XVIIвв.).

5. Братские школы в Украине и Белоруссии.

Основная литература:

Источники:

1. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. /Сост. С.Ф. Егоров.- М., 1986.:

1.1.Поучение Владимира Мономаха детям.

1.2.Домострой.

1.3.Е. Славинецкий. Гражданство обычаев детских.

1.4.Устав Львовской братской школы.

2. История педагогики в России: Хрестоматия. / Сост. С.Ф. Егоров. -М., 1999.

 

Учебники и учебные пособия:

1. История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова.- М., 2001.

2. Джуринский А.Н. История педагогики.– М.,1999. –С.8-168.

Дополнительная литература:

1. Школа и педагогика в культуре Древней Руси: Историческая хрестоматия.- М., 1992.- Ч.1.

 

Методические рекомендации: Прочитайте соответствующий теме раздел рекомендованных учебников и дополнительную литературу, ответьте на следующие вопросы:

1. Что послужило источником развития культуры и просвещения в Киевской Руси?

2. Охарактеризуйте особенности образования на Руси с X – XVII вв.

3. Какие памятники древнерусской педагогической литературы относятся к XI-XII вв. и что представляли они собой по своему содержанию и общей направленности?

4. Раскройте демократический характер «братских школ» в Украине и Белоруссии, какова их роль в развитии образования в России?

Семинар № 3

Тема: Гуманистические идеи в теории и практике образования эпохи Возрождения

Цель: на основе анализа философско-педагогических идей писателей-гуманистов эпохи Возрождения проследить развитие и реализацию идеи всесторонне гармонично развитой личности и других педагогических идей гуманистической направленности.

Основные понятия: гуманизм, всесторонне гармонично развитая личность, утопия, компетентностный подход, всеобщее образование, принцип наглядности, принцип сознательности, соединение обучения с производительным трудом.

Вопросы для обсуждения:

1. Гуманизм как характерная черта эпохи Возрождения.

2. Критика схоластического образования в трудах писателей-гуманистов эпохи Возрождения.

3. Идея гармонично развитой личности в трудах писателей-гуманистов эпохи Возрождения (Ф. Рабле).

4. Истоки компетентностного подхода в работе М.Монтеня «Опыты».

5. Социально-педагогические идеи основоположника социального утопизма Т.Мора.

6. Реализация принципа наглядности в образовании в утопическом проекте «Город Солнца» Т. Кампанеллы.

7. Практическое воплощение гуманистических идей эпохи Возрождения в педагогической деятельности «отца всякой гуманности» Витторино да Фельтрэ.

Основная литература:

Источники:

Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. А.И.Пискунов.- М.,1981:

1.1. Ф.Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль. –С.62-69.

1.2. М. Монтень. Опыты. –С.70-76.

1.3. Т. Мор. Утопия.

1.4. Т. Кампанелла. Город Солнца.

Учебники и учебные пособия:

1. История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова.- М., 2001.

2. Джуринский А.Н. История педагогики.– М.,1999. –С.8-168.

Дополнительная литература:

1. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.- М., 1991.

Методические рекомендации: В процессе подготовки к семинару №4 ответьте на следующие вопросы:

1. Каковы причины возникновения педагогики гуманизма?

2. Какие новые педагогические идеи привнесены в общественное сознание гуманистами и социальными утопистами эпохи Возрождения?

3. Проанализируйте работу М.Монтеня «Опыты» и выявите характерные черты компетентностного подхода.

4. Составьте кроссворд на тему: «Идея всестороннего гармоничного развития личности в истории философско-педагогической мысли».

 

Семинар №4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...