Тема: Гуманистические идеи в теории и практике образования эпохи Возрождения
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Семинар №1
Тема: Идея всесторонне гармонично развитой личности в трудах философов античности и её реализация в образовании Цель: на основе анализа систем образования и философско-педагогических идей мыслителей Древней Греции, Древнего Рима проследить становление, развитие и реализацию идеи всесторонне гармонично развитой личности и выявить такую закономерность как социальная обусловленность образования. Основные понятия: абак,аггеллы, агоны, академия, всадники, гимнасия, герусия, грамматист, дидаскал, ирен, калькулятор, кифарист, калокагатия, киносарг, криптия, лаконичная речь, ликей, мусическая школа, палестра, педагогиум, педагог, педоном, педотриб, ритор, риторские школы, сократическая беседа, стиль, эфебия. Задание: используя указанные ниже учебники и литературу, дать определения основным понятиям. Вопросы для обсуждения:
Основная литература: Источники: 1. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. А.И.Пискунов.- М.,1981: 1.1.Демокрит. Фрагменты о воспитании. -С.9-10. 1.2.Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Ликург. –С.11-17. 1.3.Платон. Протагор. –С.19-20.
1.4.Платон. Государство. –С.20-32. 1.5.Аристотель. Политика. –С34-38. 1.6.Квинтилиан. О воспитании оратора. –С.39-45. Учебники и учебные пособия: 1. История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова.- М., 2001. 2. Джуринский А.Н. История педагогики.– М.,1999. –С.8-168. Дополнительная литература: 1. Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа.- Л., 1990. 2. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики.– М.,1963. 3. Марру А.И. История воспитания в античности (Греция).– М.,1998. 4. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен.– Ч.1. –Спб.,2000.
Методические рекомендации: В процессе подготовки к семинару №2 прочитайте рекомендованную литературу, изучите и законспектируйте предлагаемые источники, разработайте модели систем образования в Лаконии, Аттике и Древнем Риме, осуществите их сравнительный анализ, ответьте на следующие вопросы: 1. Какова была зависимость целей и особенностей образования от социально-экономических, политических и культурных условий существования этих древнегреческих государств-полисов и Древнего Рима? 2. Выделите основные педагогические идеи древнегреческих философов и раскройте их значение для дальнейшего развития педагогической мысли? 3. Определите главные черты римской системы образования и основные положения педагогической системы Квинтилиана?
Семинар № 2 Тема: Образование и педагогическая мысль в Киевской Руси и Московском государстве (X-XVIIвв) Цель: проследить генезис образования и школы средневековой Руси, выявить особенности образования в указанный период, осуществить анализ древнерусских педагогических источников, раскрыть роль «братских школ» в Украине и Белоруссии в развитии образования в России. Основные понятия: мастера грамоты, берестяные грамоты, «Пчела», «Домострой», греко-латинская школа, братские школы.
Вопросы для обсуждения:
1. Предпосылки возникновения образования на Руси. 2. Образование и педагогическая мысль в Киевской Руси (X-XIIIвв.). 3. Образование на Руси в период монголо-татарского нашествия. 4. Образование и педагогическая мысль в Московском и Русском государстве (XIV- XVIIвв.). 5. Братские школы в Украине и Белоруссии. Основная литература: Источники: 1. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. /Сост. С.Ф. Егоров.- М., 1986.: 1.1.Поучение Владимира Мономаха детям. 1.2.Домострой. 1.3.Е. Славинецкий. Гражданство обычаев детских. 1.4.Устав Львовской братской школы. 2. История педагогики в России: Хрестоматия. / Сост. С.Ф. Егоров. -М., 1999.
Учебники и учебные пособия: 1. История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова.- М., 2001. 2. Джуринский А.Н. История педагогики.– М.,1999. –С.8-168. Дополнительная литература: 1. Школа и педагогика в культуре Древней Руси: Историческая хрестоматия.- М., 1992.- Ч.1.
Методические рекомендации: Прочитайте соответствующий теме раздел рекомендованных учебников и дополнительную литературу, ответьте на следующие вопросы: 1. Что послужило источником развития культуры и просвещения в Киевской Руси? 2. Охарактеризуйте особенности образования на Руси с X – XVII вв. 3. Какие памятники древнерусской педагогической литературы относятся к XI-XII вв. и что представляли они собой по своему содержанию и общей направленности? 4. Раскройте демократический характер «братских школ» в Украине и Белоруссии, какова их роль в развитии образования в России? Семинар № 3 Тема: Гуманистические идеи в теории и практике образования эпохи Возрождения Цель: на основе анализа философско-педагогических идей писателей-гуманистов эпохи Возрождения проследить развитие и реализацию идеи всесторонне гармонично развитой личности и других педагогических идей гуманистической направленности. Основные понятия: гуманизм, всесторонне гармонично развитая личность, утопия, компетентностный подход, всеобщее образование, принцип наглядности, принцип сознательности, соединение обучения с производительным трудом. Вопросы для обсуждения: 1. Гуманизм как характерная черта эпохи Возрождения. 2. Критика схоластического образования в трудах писателей-гуманистов эпохи Возрождения.
3. Идея гармонично развитой личности в трудах писателей-гуманистов эпохи Возрождения (Ф. Рабле). 4. Истоки компетентностного подхода в работе М.Монтеня «Опыты». 5. Социально-педагогические идеи основоположника социального утопизма Т.Мора. 6. Реализация принципа наглядности в образовании в утопическом проекте «Город Солнца» Т. Кампанеллы. 7. Практическое воплощение гуманистических идей эпохи Возрождения в педагогической деятельности «отца всякой гуманности» Витторино да Фельтрэ. Основная литература: Источники: Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. А.И.Пискунов.- М.,1981: 1.1. Ф.Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль. –С.62-69. 1.2. М. Монтень. Опыты. –С.70-76. 1.3. Т. Мор. Утопия. 1.4. Т. Кампанелла. Город Солнца. Учебники и учебные пособия: 1. История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова.- М., 2001. 2. Джуринский А.Н. История педагогики.– М.,1999. –С.8-168. Дополнительная литература: 1. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.- М., 1991. Методические рекомендации: В процессе подготовки к семинару №4 ответьте на следующие вопросы: 1. Каковы причины возникновения педагогики гуманизма? 2. Какие новые педагогические идеи привнесены в общественное сознание гуманистами и социальными утопистами эпохи Возрождения? 3. Проанализируйте работу М.Монтеня «Опыты» и выявите характерные черты компетентностного подхода. 4. Составьте кроссворд на тему: «Идея всестороннего гармоничного развития личности в истории философско-педагогической мысли».
Семинар №4
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|