Тема: Теория и практика коммунистического воспитания в 20-е – 30-е годы XX в. в России
Цель: знать содержание декларации Государственной комиссии по просвещению «Основные принципы единой трудовой школы» и декрета ВЦИК «Положение о единой трудовой школе РСФСР», понимать их демократический характер; знать основные факты биографий ипедагогической деятельности А.В.Луначарского, Н.К.Крупской, С.Т.Шацкого, П.П.Блонского, А.С.Макаренко; знать педагогические взгляды основоположников коммунистического воспитания, понимать его сущность; знать теорию воспитания в коллективе и через коллектив, законы и принципы воспитания в коллективе, сформулированные А.С.Макаренко; уметь анализировать педагогические произведения советских педагогов 20-х – 30-х гг., оценивать их с позиций принципа историзма. Основные понятия: образование (по Луначарскому), коммунистическое воспитание,единая трудовая школа, педагогика «среды»,коммуна, коллектив, принцип параллельного педагогического действия, принцип оптимизма, закон «движения коллектива», закон развития перспективных линий, дисциплина и режим, педагогическая техника. Задание: осуществить сравнительный анализ «Основных принципов…», «Положения о единой трудовой школе РСФСР» 1918 г. и Закона «Об образовании» 1992 г. с точки зрения их демократизма.
Вопросы для обсуждения: 1. А.В.Луначарский как первый нарком по просвещению в Советской России. Взгляды А.В.Луначарского на образование. 2. Н.К.Крупская как идеолог коммунистического воспитания. 3. С.Т.Шацкий как основоположник педагогики «среды». 4. П.П.Блонский о задачах новой народной школы 5. Жизнь и педагогическая деятельность А.С.Макаренко. 6. Теория воспитания в коллективе и через коллектив А.С.Макаренко. a. Понятие о коллективе.
b. Законы и принципы воспитания в коллективе. c. Дисциплина и режим. d. Трудовое воспитание. 7. А.С.Макаренко о роли воспитателя, педагогическом мастерстве и педагогической технике. 8. А.С.Макаренко о семейном воспитании.
Основная литература: Источники: 1. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики / Под ред. А.Н.Алексеева.- М., 1972: 1.1. Основные принципы единой трудовой школы (Декларация)…- С.71-81. 1.2. Положение о единой трудовой школе РСФСР (Декрет)…- С.81-87. 1.3. Луначарский А.В. Что такое образование?- С.193-203. 1.4. Крупская Н.К. Пионердвижение как педагогическая проблема.- С.160-163. 1.5. Крупская Н.К. О политехнизме.- С.175-178. 1.6. Шацкий С.Т. Изучение жизни и участие в ней.- С.218-223. 1.7. Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы.- С.233-251. 1.8. Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта.- С.271-283. 2. Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века): Учеб.пособие / Сост. А.В.Овчинников и др.- М., 2000. 2.1. Крупская Н.К. Идеалы социалистического воспитания.- 219-223. 2.2. Макаренко А.С. Цель воспитания.- С.315-320. 2.3. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания.- 320-324. 2.4. Макаренко А.С. О родительском авторитете.- С.324-331. Учебники и учебные пособия: 1. Джуринский А.Н. История педагогики.– М.,1999. 2. История педагогики / Под ред. А.И.Пискунова.- Ч.2.- М.,1998. 3. История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова.- М.,2001.
Дополнительная литература: 1. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Мн., 1978. 2. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Проблемы школьного советского воспитания // Избр.пед.соч.: В 2 т. –М., 1977.-Т.I. 3. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. (Любое издание). 4. Макаренко А.С. Книга для родителей. (Любое издание). 5. Павлова М.П. Педагогическая система А.С.Макаренко и современность.– М., 1980.
Методические рекомендации: В процессе подготовки к семинару №11 прочитайте рекомендованную литературу, изучите и законспектируйте указанные источники, ответьте на предлагаемые вопросы.
1. Каковы были цели и сущность коммунистического воспитания? 2. Какие альтернативные коммунистическому воспитанию направления российской педагогической мысли существовали после Октябрьской революции? Семинар № 11 Тема: Гуманистическая педагогика В.А.Сухомлинского. Педагогика сотрудничества Цель: знать факты биографии и педагогической деятельности В.А.Сухомлинского, понимать гуманистическую сущность педагогики В.А.Сухомлинского; понимать преемственность педагогических взглядов А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского, трансформацию педагогического мировоззрения последнего от сугубо «классового» к общечеловеческому; уметь анализировать педагогические произведения В.А.Сухомлинского, оценивать их с позиций принципа историзма. Знать основные направления и понимать сущность «педагогики сотрудничества». Основные понятия: гуманистическая педагогика, «Школа радости», педагогика сотрудничества.
Вопросы для обсуждения: 1. Жизнь и педагогическая деятельность В.А.Сухомлинского. 2. Сущность гуманистической педагогики В.А.Сухомлинского. а) Сухомлинский о ребенке как цели воспитания; б) об умственном воспитании; в) нравственное воспитание как ядро воспитательной системы; г) о гражданском воспитании; д) о трудовом воспитании; е) о коллективе. 3. «Школа радости» В.А.Сухомлинского. 4. Сущность педагогики сотрудничества.
Основная литература: Источники: 1. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики / Под ред. А.Н.Алексеева.- М., 1972. 1.1. Сухомлинский В.А. Из книги «Павлышская средняя школа»- С.373-384. 2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.– Мн., 1981. Учебники и учебные пособия: 4. Джуринский А.Н. История педагогики.– М.,1999. 5. История педагогики / Под ред. А.И.Пискунова.- Ч.2.- М.,1998. 6. История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова.- М.,2001. Дополнительная литература: 1. Сухомлинский В.А. О воспитании.– М., 1973. 2. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика.– М., 1978. 3. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина.- М., 1971. 3. Тартаковский Б. Повесть об учителе Сухомлинском.– М., 1972.
Методические рекомендации: В процессе подготовки к семинару №12 прочитайте рекомендованную литературу, изучите и законспектируйте указанные источники, ответьте на предлагаемые вопросы:
1. В чем заключается гуманистическая сущность педагогической деятельности и взглядов В.А.Сухомлинского. 2. Раскройте эволюцию педагогических взглядов В.А.Сухомлинского. 3. Каковы предпосылки возникновения педагогики сотрудничества в России в 80-х гг. XX столетия В) базы данных, информационно-справочные материалы и поисковые системы Педагогические концепции и материалы по истории педагогики http://hist-ped. Электронная библиотека учебников. Учебники по педагогике – http://studentam.net/content/category/1/2/5/ Педагогическая библиотека - http://pedlib.ru Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена - http://lib.herzen.spb.ru Интернет библиотека электронных книг Elibrus – http://elibrus. 1gb.ru/psi.shtml Российский общеобразовательный портал- http://www.school.edu.ru Электронные каталоги и базы данных Российской Государственной библитеки -http\\www.amazon.com Научная электронная библиотека -http\\www.elibrary.ru Виртуальный университет Spectrum//http://www.vu.org Cайт Отдела образовательных проектов компании «Кирилл и Мефодий»- http://edu.km.ru Контрольно-диагностический блок
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|