Малинова О.Ю. Исследования политической культуры. — М., 2002.
Стр 1 из 2Следующая ⇒
3. Политическая культура России 3.1. Особенности формирования российской политической культуры Любая политическая культура является результатом взаимодействия множества исторических факторов. Существует богатая традиция осмысления особенностей судьбы России, «русской идеи», русского национального характера, в рамках которой можно обнаружить множество интерпретаций обстоятельств формирования российской политической культуры и ее особенностей. Как правило, обращают внимание на геополитические причины: лесостепной ландшафт, преимущественно континентальный и резко континентальный климат с долгой зимой, наличие огромных и слабозаселенных территорий. Считается, что большое пространство толкало на экстенсивный путь развития. Как писал Бердяев, «дар формы у русских людей невелик». Жизнь на безграничных пространствах, по его мысли, определила важные качества «русской души», пейзаж которой «соответствует пейзажу русской земли, та же безграничность, бесформенность, устремленность в бесконечность, широта». Становлению особенностей «национального характера» способствовали и климатические особенности: долгая зима приучала к терпению и созерцательности, короткое лето - к взрывной активности и выносливости (многое нужно было успеть). Огромные расстояния ослабляли макросоциальные связи, привязывая жизнь человека к непосредственной среде его обитания, к родной общине61. Другим важным фактором формирования российской политической культуры считаются причины цивилизационного характера: исторически Россия оказалась как бы посередине между Востоком и Западом (помимо географического положения в этой связи указывают обычно на принадлежность к восточной ветви христианства, влияние татаро-монгольского ига, наконец, включение в границы государства «неевропейского» населения и культурные заимствования у соседей с Востока). Эта «неустойчивость» неизменно вызывает споры о том, к какой из культурных традиций принадлежит Россия - восточной или западной. Указанная дилемма решается по-иному: одни утверждают, что исходно наша страна принадлежала к европейской цивилизации, и путь на Запад ей не заказан; другие настаивают на самобытности и уникальности России (некоторые современные философы тают возможным говорить о ней как о самостоятельной цивилизации);третьи вслед за Н.Бердяевым, насчитывавшим «пять разных России», указывают на прерывность развития, сопровождавшуюся неоднократным изменениям цивилизационной ориентации. Так или иначе, но в политической культуре России многие находят черты, определившиеся воздействием византийских традиций (соборность, доминирование коллективных форм социальной жизни, отсутствие опыта правовой государственности, жестокость властей). При этом отмечают и влияние Запада, сказавшееся в особенности в умонастроениях «верхнего культурного слоя», на протяжении последующих двух столетий «ассимилировавшего все западные идеи». В данном обстоятельстве усматривают и корни фрагментарности российской политической культуры: по-западному образованная элита все больше отрывалась народа», сохранявшего старые традиции.
Считается, что важную роль в формировании политической культуры ради особенности истории государства Российского: противостояние военной угрозе, равно как и необходимость осваивать огромные географические пространства, превращали государство в мощный фактор общественного развития, рождали традиции авторитарного властвования и патерналистские ожидания подданных. При этом для России с ее долгим опытом монархического правления характерны: персонализация власти, доверие институтам, но лицам, облеченным властью; традиции служения (предполагает ориентацию на клиентелистские, а не правовые модели взаимоот-ений между государством и подданными); наконец, потребность в харизматическом лидере, с которым связываются надежды на лучшее (при этом виновников недостатков традиционно видят в «исполнителях»: «добрый царь - злые бояре»). Эти стереотипы властных отношений в полной мере проявились и в советский, и в постсоветский период.
Особенностями истории государства, вынужденного мобилизовывать ресурсы для противостояния внешним врагам и поддержания единства огромных территорий, многие историки объясняют и длительное существование в России крепостного права. Считается, что это обстоятельство оста-i существенный след в политической культуре; в частности, оно внесло свою лепту в формирование описанных выше властных стереотипов, а также сказалось в склонности россиян скорее к «воле» (понимаемой как возможность для индивида действовать, не стесняя себя социальными узами), чем к «свободе» (предполагающей личную ответственность). Было довольно много спекуляций и относительно качеств национального характера, обусловленных долгим опытом общинной жизни. Как известно, в России сельская община просуществовала вплоть до начала XX в. А.И.Герцен, а позднее народники связывали с этим обстоятельством надежды на возможность для России особого пути развития. И в XDC, и в XX вв. опыт русской общины рассматривался как источник особых ценностных ориентации: склонности к коллективизму, равенству, социальной справедливости. Впрочем, и тогда у тех, кто был склонен идеализировать общину, находились оппоненты, которые указывали на быструю трансформацию этого института, постепенно утрачивающего свои патриархальные черты. Тем не менее указанные ценностные ориентации действительно присущи российской политической культуре (хотя теперь уже трудно судить, в какой мере они обусловлены «общинностью» русского народа, а в какой - реальным опытом и официальной пропагандой советского периода). К числу широко распространенных суждений о русском национальном характере относится представление об особой приверженности вере, готовности к самопожертвованию ради высоких целей. Об этом качестве писали много, по-разному его интерпретируя, люди из разных общественно-политических лагерей: славянофилы и К.Леонтьев, В.Соловьев и Н.Бердяев и др. Склонность нашей политической культуры быть «культурой веры» стала своеобразным клише, использовавшимся многими западными и отечественными авторами. Это клише, безусловно, подтверждается нашей историей, в особенности недавней. Вместе с тем, отношение к нему современных исследователей неоднозначно: одни сетуют на утрату «великих целей» и настаивают на необходимости поиска новой «национальной идеи», другие же видят причину склонности россиян поддерживать мессианские идеи в незавершенности процессов модернизации и особенностях осуществления последней в России. По мнению сторонников второго подхода, старая модель развития, основанная на мобилизации скудных ресурсов сверху ради целей великой державы, исчерпала себя, и «России предстоит учиться жить в расколдованном мире рациональности, в котором национальные идеи и методы их достижения не имеют никаких шансов обрести утраченный сакральный статус»65. Безусловно, если это произойдет, то потребует серьезных изменений в архетипах политической культуры.
Наконец, в числе непосредственных факторов, определяющих современную политическую культуру России, указывают на семидесятилетний опыт советской власти: ни одна страна, кроме СССР, не прошла столь долгого и трудного пути, связанного с отказом от многих прежних культурных ценностей, выстраиванием новой, догматической, но эмоционально привлекательной мировоззренческой системы - и последующим крушением всех идеалов. Этот опыт по-разному оценивается. Одни считают его органичным для нашей культурной традиции, указывая при этом на соборность, коллективизм, устремленность к трансцендентальным ценностям, государственничество и прочие качества «национального характера» (в свое время еще Бердяев видел истоки «русского коммунизма» в особенностях нашей истории; позже эта тема была весьма популярна среди западных советологов; сейчас об органичности социалистической традиции много пишут писатели из левопа-риотического лагеря). Другие видят в наследии «проклятого прошлого» досадную помеху на пути к «светлому» демократическому будущему.
Легко заметить, что заключения об особенностях российской политической культуры нередко тенденциозны: из одной и той же суммы фактов мыслители разной идеологической ориентации делают разные выводы. Очевидно, это связано с тем, что перспективы развития нашего общества еще окончательно не определены, и различные способы прочтения традиций политической культуры становятся важными аргументами в споре между сторонниками разных альтернатив. Вместе с тем в течение последнего десятилетия политическая наука довольно много занималась изучением ценностных ориентации, стилей политического поведения и способов самоидентификации россиян, и хотя пока рано говорить об исчерпывающих теориях, тем не менее мы располагаем достаточно серьезным материалом, позволяющим составить объективное представление о меняющейся политической культуре.
Для понимания динамики политической культуры большое значение имеют сравнительные исследования, позволяющие оценить происходящее в данной стране на фоне тенденций, демонстрируемых другими странами. Такие исследования дают возможность более адекватно оценить происходящее: ведь зачастую наши представления о собственной «уникальности» обусловлены всего лишь незнанием того, как аналогичные процессы протекают у других народов. Сравнительные исследования налагают ряд дополнительных требований в отношении методики, поскольку корректное сравнение требует эквивалентной информации о сравниваемых объектах. За последнее десятилетие в рамках ряда международных проектов накоплен интересный материал о российской политической культуре в сравнительном контексте. Прежде всего, это проект («Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения»), выполненный в середине 1990-х годов коллективом голландских и российских исследователей. Результаты этого проекта выявили достаточно пеструю картину: в некоторых случаях между политической культурой России и стран Запада существуют разительные различия, тогда как по другим позициям, напротив, прослеживается сходство ориентации. Россияне демонстрируют экстремально высокий уровень неудовлетворенности жизнью. Они абсолютно не удовлетворены своими доходами, глубоко озадачены отсутствием ясных перспектив в жизни и на работе; большинство опрошенных считают, что их положение ухудшилось за период реформ, и не ожидают, что ситуация изменится в лучшую сторону в ближайшем будущем. Возник огромный ценностный, идеологический разрыв в представлениях о роли государства, разделяемых большинством, и реальной практикой правящих элит: значительное число россиян хотело бы иметь правительство, которое обеспечивало бы гражданам минимальный доход и социальные гарантии, работу и хорошее жилье, уменьшало неравенство и контролировало цены. Стремление «жить при социализме после его свержения» может считаться типичной чертой менталитета посткоммунистических обществ. Польские и болгарские ученые отмечали, что хотя социалистические общества довольно легко расстались с внешними атрибутами прежнего строя, «коммунизм внутренний» оказался более жизнеспособен. Это наблюдение подтверждают и данные исследований в России.
Подобная ситуация провоцирует кризис легитимности власти: из всех изученных стран именно в России граждане в наименьшей степени доверяют президенту, парламенту, правительству, правовой системе, правоохранительным органам, а также прессе и профсоюзам (следует заметить, что эта тенденция характерна для большинства посткоммунистических стран). Не менее сложно дело обстоит и с ориентациями в отношении политической системы. Российские граждане декларируют приверженность свободе слова, вероисповедания, передвижения и возможность занятия независимым бизнесом, а также политический плюрализм и свободную конкуренцию партий на парламентских выборах. В этом измерении постсоветская Россия не отличается от Запада. Но в то же время россияне полагают, что подлинная демократия должна не только обеспечить соблюдение базовых прав, но и гарантировать достойный уровень жизни. Хотя времена изменились, россияне полагают, что социальные права и гарантии, приобретенные при прежнем режиме, должны рассматриваться как базисные права человека, безусловно охраняемые государством. (Следует отметить, что в странах Запада также ведутся дискуссии о необходимости пересмотра фундаментальных положений социальной политики.) Вместе с тем приверженность демократии сочетается с высоким уровнем неудовлетворенности относительно того, как демократия работает в России (по этому показателю мы близки к странам Южной Европы). Российское общество идеологически расколото «не столько из-за различного отношения людей к самой идее народовластия и демократии как политической системе, сколько из-за разного отношения к результатам реформ, начавшимся под лозунгом «больше демократии» в середине 1980-х годов». Данные исследования, проведенного голландскими социологами Л. Халманом и И. Эстером и их российским коллегой В.Рукавишниковым, позволяют сопоставить российскую политическую культуру с культурами других стран с точки зрения удельного веса составляющих ее субкультур Таблица 3.1 Распространенность политических субкультур в России и в отдельных странах мира в 1990-х гг., %
Данные опросов начала 1990-х годов показывали относительно высокий уровень интереса к политике, что не характерно для чистых «аполитичных» культур. Вероятно, это - следствие высокого уровня образованности, породившего привычку читать газеты, смотреть новостные передачи и т.д. Вместе с тем в дальнейшем тенденция, связанная с интересом к политике, изменилась. В 1994 - 1996 гг. доля политически индифферентных людей уже в 7 - 8 раз превосходила долю активно вовлеченных в политику. Наиболее крупное снижение общенационального уровня субъективного политического интереса было зарегистрировано после событий октября 1993 г. По оценке авторов рассматриваемого проекта, доля лиц, активно интересующихся политикой, в России близка к аналогичным пропорциям в южноевропейских и латиноамериканских странах, тогда как доля лиц, в минимальной степени проявляющих интерес к политике, в странах Запада, как правило, в несколько раз выше. Таким образом, хотя снижение интереса к политике налицо, российская политическая культура все же не становится совсем «аполитичной». Без сомнения, определяющая характеристика политической жизни современной России - это устойчивое отчуждение большинства населения от власти, что сильно отличает нас от западных демократий. Несмотря на свой декларируемый коллективизм и очевидную неудовлетворенность жизнью, россияне не склонны к массовым формам протеста. Политика отдана на откуп политикам. При этом граждане России демонстрируют удивительно высокий уровень электоральной активности на общенациональных выборах. Казалось бы, на фоне низкого уровня субъективного интереса к политике и утраты веры в эффективность участия следовало ждать обратного. Чем обусловлена эта особенность политического поведения? Многие исследователи полагают, что мотивы значительной части российских избирателей обусловлены «эмоциональной потребностью выразить солидарность с тем или иным участником электорального соревнования либо, напротив, протест против определенной политической тенденции». О достоверности этой модели говорит и достаточно высокая стабильность голосований за «демократов» и «коммунистов» от выборов к выборам. Несмотря на то, что недавний успех прагматически ориентированного «Единства» как будто говорит об усталости общества от идеологических противостояний, представляется, что пока несколько преждевременно говорить о полной неактуальности партийных идеологий в качестве фактора политической идентификации избирателей. Значительное число россиян рассматривает выборы как способ выразить свое отношение к политике и к политикам, и потребность продемонстрировать свою солидарность с альтернативой развития, защищаемой той или иной партией, играет существенную роль в их решении прийти к избирательным урнам. Хотя удельный вес активистских культур в России невелик, люди, считающие себя способными оказать влияние на власть и интересующиеся политикой, все-таки есть. Однако большинство из них не верит нынешней власти и олицетворяющим ее чиновникам. Именно поэтому из всех возможных видов «активных» субкультур в России достаточно широко представлена только «автономная» культура (каждый пятый - 22%). Таким образом, анализ данных табл.6 показывает, что в демократических обществах Запада удельный вес представителей активных политических субкультур существенно выше, чем в России. По мнению В.Рукавишникова, (можно сказать, что по композиции субкультур политическая культура России переходного периода... сходна, скорее, с политической культурой современной модернизирующейся Мексики, других развивающихся стран, Южной Европы, переходившей от авторитаризма к демократии в 1970-х гг., или же Италии и Германии после поражения во второй мировой войне, нежели с политическими культурами британской, американской и других западных демократий...». Кроме того, часто указывают на фрагментированный характер российской политической культуры (напомним, что для культур этого типа характерно отсутствие согласия в отношении того, как должна осуществляться политическая жизнь, а также раскол общества на группы, имеющие противоречивые или даже несовместимые ориентации). На усиление фрагментарности работает множество факторов: быстрые изменения социальных институтов, резкая смена ориентиров политической системы, несовершенство публичной сферы и сферы политических коммуникаций, поколенческие, региональные различия, кризис идентичности, связанный с распадом СССР и ростом национализма. Результатом является отсутствие согласия в отношении перспектив развития общества и приемлемых правил взаимоотношений власти и общества. Выводы российско-голландского проекта, основанного на материалах середины 1990-х годов, могут быть дополнены данными, полученными в 1995 - 1999 гг. в рамках проекта «Исследование мировых ценностей» (руководитель Р.Инглхарт). Судя по этим данным, политика находится на последнем месте среди приоритетов россиян: после семьи, работы, друзей и знакомых, свободного времени и религии. Семья оказывается одной из немногих ценностей, по поводу которых в обществе существует практически полный консенсус (важность семьи в своей жизни признают 95% респондентов). Исследование показало, что неформальное человеческое общение весьма значимо для россиян, что дружба, товарищество занимают в их жизни существенное место, хотя уровень участия в добровольных организациях весьма низок: на момент проведения исследования 67% россиян не входили ни в какие общественные организации. Очевидно, причинами такого уровня самоорганизации следует считать житейские трудности (не случайно на первом месте стоят в России «ценности, необходимые для выживания» - по классификации Инглхарта). Вероятно, сказывается и усталость от излишней заорганизованности советских времен, когда членство во многих общественных организациях было принудительным. Однако факт остается фактом: институты гражданского общества чрезвычайно слабы. По-прежнему остается зазор между абстрактной поддержкой демократических ценностей и оценкой конкретных демократических процедур. Так, выше 47% опрошенных считают демократическую политическую систему подходящей для России (в 1996 г. «демократию вообще» поддерживало более половины респондентов), отвергают же демократические методы управления около 28% россиян. Однако при оценке конкретных процедур и правил демократии, их эффективности в российских условиях согласие с демократическими ценностями резко падает. Так, 54% согласны с утверждением, что «демократические системы не слишком хороши для поддержания порядка. Еще больше число респондентов (62,6%) разделяют тезис о том, что «при демократических системах мало дела и слишком много пустой болтовни». Показателен и тот факт, что 15 - 20% опрошенных вообще не могут выразить свое отношение к демократическим институтам и процедурам. По-видимому, демократия не рассматривается россиянами в качестве реального инструмента решения общественных проблем. По-прежнему весьма низко доверие россиян к почти всем государственным и политическим институтам. Относительным доверием пользуются лишь вооруженные силы и политически нейтральная система образования. Наименьшую же степень доверия вызывают именно те институты, на которых держится нормальное демократическое общество - парламент, пресса, судебная система. Вместе с тем результаты исследования наглядно демонстрируют политический скептицизм и раскол в массовом сознании относительно приемлемых путей преодоления кризиса. Судя по всему, большинство населения не видит однозначного выхода для России ни в демократии, ни в «сильной руке», особенно в ситуации, когда ни один институт власти не вызывает у граждан доверия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|