Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления государственного регулирования рынка труда




Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…..3

Глава 1.: Рынок труда……………………………………………………………..6

1.1. Основные понятия рынка труда………………………………………….......6

1.2.. Цели и задачи рынка труда…………………………………………….......16

1.3.. Основные направления государственного регулирования рынка труда………………………………………………………………………………19

Глава 2.:Монопсония на рынке труда…………………………………………..26

2.1. Понятие монопсонии………………………………………………………..26

2.2. Монопсония на рынке труда……………………………………………….30

Заключение……………………………………………………………………….38

Список используемой литературы……………………………………………..40

Приложение 1…………………………………………………………………….44

 


Введение

Как и рынок любого другого ресурса, рынок труда подвластен законам спроса и предложения, ведь труд, по сути, является таким же товаром, как и любой другой.

Разница состоит лишь в том, что те, кто являются продавцами на рынках готовой продукции, в случае с рабочей силой выступают в роли покупателей.

Однако учитывая тот факт, что уровень оплаты – один из основных факторов благополучия населения, а значит, и политической стабильности в стране, государственное регулирование рынка труда становится неотъемлемой, более того – важнейшей частью политики любого правительства.

Государственное регулирование рынка труда является важной составляющей государственной экономической политики, ведь именно от условий оплаты труда зависит уровень дохода граждан страны и их покупательная способность.

А, как известно, чем выше покупательная способность населения, тем выше совокупный спрос, который является важным стимулятором экономического развития страны.

Государственная политика на рынке труда имеет два основных аспекта – обеспечение граждан достаточным уровнем доходов, а также гарантирование нормальных (не вредных) условий работы.

Первый аспект оказывает на рынок труда непосредственное влияние, поскольку применение различных мер по регулированию рынка уводит его из состояния равновесия, превращая его скорее в рынок продавца, нежели рынок покупателя.

Второй аспект оказывает непрямое влияние на рынок, поскольку увеличивает расходы предпринимателей не на оплату труда, а на его организацию.

В отличие от цены на рынке свободной конкуренции цена, которую монопсонист платит, представляет собой функцию его спроса.

Проблема монопсониста заключается в выборе количества, которое максимизирует чистую прибыль от покупки, - ценность товара минус уплаченная за него цена.

Чистая монопсония - тоже редкое явление. Но на многих рынках действуют лишь несколько покупателей, которые могут приобрести товар за меньшую цену, чем они заплатили бы в условиях свободной конкуренции. Такие покупатели обладают монопсонической властью. Обычно это происходит на рынках факторов производства.

Например, три крупные автомобилестроительные компании в США обладают монопсонической властью на рынках шин, аккумуляторов и других автомобильных деталей.

Власть монопсоний - это одна из форм рыночной власти. Рыночная власть означает способность продавца или покупателя влиять на цену товара. Так как покупатели или продавцы всегда обладают некоторой рыночной властью (фактически на большинстве мировых рынков), мы должны понять механизм действия рыночных сил и их влияния на фирмы и потребителей.

Объектом исследования является изучение общественно-эконмических отношений возникающих при регулировании рынка труда.

Предметом исследования является рынок труда и проблема монопсонии при регулировании рынка труда.

Целю исследования является изучение особенностей рынка труда и влияния монопсонии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть основные понятия рынка труда.

2.Охарактеризовать цели и задачи рынка труда.

3.Изучить основные направления государственного регулирования рынка труда

4.Дать понятие монопсонии.

5.Проанализировать монопсонию на рынке труда.

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследований: теоретический анализ литературы посвящённой экономике, изучение методик направленных на оценку рынка труда, аналитический, структурно-функциональный; статистический.

При написании работы были использованы следующие нормативно-правовые акты: Конституция Российской федерации,Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»,

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

При написании работы использовались работы ученых-теоретиков: Архипов А.И., Барышников М., Борисов Е. Ф., Беккер Г. С., Журавлева Г. П., Ивашковский С. Н.,Князева И. В,Нути Д. М., Ломакин В. К., Липсиц Л.И.,

Максимова В. Ф., Нуреев Р. М., Селищев А. С., Чепурин М. Н., Тарасевич Л. С., Токарская Н.М.,

 

Глава 1.:Понятие и характеристика рынка труда

Основные понятия рынка труда

Одной из основополагающих частей современной экономики во всех странах мира является рынок труда. Сложно недооценивать роль данного механизма, так как смысл его заключается в том, что миллиарды людей, которые продают свой труд, получают средства на существование, а миллионы организаций - нужный им для функционирования персонал. Вот для чего необходим рынок труда в первую очередь.

Именно поэтому знать его суть, значение и особенности необходимо не только экономистам и владельцам крупных фирм, но и абсолютно всем людям. Понятие рынка труда Рынок труда - это площадка, на которой встречаются и заключают договор найма работодатель и соискатель. Это своего рода система взаимовыгодных взаимоотношений, социальных и экономических, между двумя субъектами. Одна сторона договора найма - это человек, нуждающийся в рабочем месте.

Другая - это, как правило, юридическое или физическое лицо, которому нужны профессиональные кадры или рабочая сила и которое способно трудоустроить соискателя. Как и на любом другом рынке, здесь есть свой товар - это труд. Человек, ищущий работу, выступает продавцом своих знаний, времени, способностей и навыков. И он хочет получить за предложенный товар вознаграждение в виде заработной платы. Элементы рынка Элементами рынка являются: соискатель и работодатель; спрос и предложение, их соотношение; законы, регулирующие механизм действия рынка; организации службы занятости населения; службы профориентации, предприятия по повышению квалификации работников; организации по временному обеспечению занятости (сезонные работы, надомный труд и т. д.); система государственной финансовой поддержки граждан, потерявших работу по сокращению, переводимых на другое место работы или просто безработных[1].

На рынке труда соискателями выступают следующие группы трудоспособных граждан: граждане, не имеющие рабочего места и желающие при этом трудоустроиться; возможно, лица, уже вставшие на учет в центр занятости, или люди, просто самостоятельно ищущие место работы; люди работающие, но желающие сменить место своей работы по каким-либо причинам, подбирающие другую должность; трудоспособные граждане, находящиеся на гране увольнения. Работодателем на данном рынке могут выступать: различные формы предприятий и организаций (юридические лица); индивидуальные предприниматели (физические лица). Функции рынка Для чего необходим рынок труда - несложно понять, рассмотрев его основную задачу и вытекающие из нее функции.

Так, основной целью данного механизма является организация полной занятости населения с удовлетворением потребностей в наемных рабочих у предприятий и организаций. Рынок, о котором идет речь, достигает этого с помощью следующих выполняемых функций: организация встреч представителей предприятий и соискателей; обеспечение здоровой конкуренции среди участников рынка; установление равновесомых ставок заработной платы. На рынке проходит процесс согласования и подписания договора купли-продажи человеческого труда на взаимовыгодных условиях. Хорошо отлаженный механизм способствует максимально полезному использованию трудового потенциала людей, а значит, на макроуровне в плюсе оказывается экономика. Рынок труда, следовательно, выполняет функцию регулирования. Рассмотрев подробнее рынок труда, понятие и функции его, можно задать вопрос о том, что же способствует его появлению в странах и какого его состояние на сегодняшний день.

Чтобы понять, для чего необходим рынок труда, нужно знать, что он формируется в любой стране в первую очередь с появлением экономических предпосылок. Таковыми являются: Либерализация всех сфер экономики. Суть ее состоит в праве на частную собственность, на наличие средств производства и земли в собственном владении. Признание за человеком свободы выбора в профессиональном, трудовом плане. То есть каждый сам может решать, где и как ему трудиться, за какую плату и работать ли вообще. При этом в стране запрещаются принудительные трудовые действия, за исключением вменяемых в наказание правосудием. Свобода предпринимательства как вида деятельности. Каждый человек в государстве самостоятельно или с группой лиц имеет право свободно открыть собственный бизнес. Таким образом, на образование и функционирование рынка труда влияет экономика. Рынок труда не может быть образован вне ее. Социальные предпосылки формирования рынка Для формирования рынка труда, помимо экономических аспектов, необходимы и социологические предпосылки, которые заключаются в образовании неравенства по уровню доходов, стажу и квалификации работы, степени здоровья и уровню образования между людьми. А также разность по умственным способностям и личным качествам (выносливость, физическая сила, обаяние и т. д.). Такого рода социальное неравенство должно быть уравновешено государственными властями с помощью федеральных и муниципальных программ по защите населения от безработицы, благодаря выплатам пенсионного характера, субсидированию малоимущих семей и медицинскому страхованию.

К юридическим предпосылкам, благодаря которым формируется рынок труда и механизм его функционирования, относятся законы и приказы правительства, способные защитить население экономически и социально, нацеленные на права и свободы личности. В РФ, например, таковыми стали: Конституция РФ, ст. 7, в которой указано, что РФ - это социальное государство, целью которого является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие людей. Трудовой кодекс РФ, в котором перечислены и пояснены правила контроля и регулирования трудовых отношений.

Гражданский кодекс, в котором определены организационно-правовые формы бизнеса. ФЗ № 10321 «О занятости населения в Российской Федерации», ФЗ № 207-ФЗ «О коллективных договорах и соглашениях», ФЗ № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и другие.

Из определения рынка труда и описания его субъектов становится ясно, что данный механизм основан на таких экономических понятиях, как спрос и предложение. Спрос - это наличие открытых вакансий, он отображает емкость рынка. А предложение - это количество безработных, готовых продать свой труд нанимателю.

В какой стране бы ни был организован и каким бы ни был рынок труда, предложение и спрос на рынке труда всегда существуют. Изменяются они в зависимости от внешних и внутренних факторов. Так, спрос на рынке труда зависит в первую очередь от уровня заработной платы. Его связь в обычных условиях, при идеальной конкуренции, обратно пропорциональна цене за труд. Также на уровень спроса влияют другие экономических факты, такие как, например, востребованность производимых предприятием товаров, уровень его технологической оснащенности или цена капитала фирмы. Предложение же труда, напротив, прямо пропорционально оплате труда. То есть если растет заработная плата, увеличивается количество людей, желающих и способных продать свои профессиональные навыки по данной стоимости. На предложение труда, помимо уровня заработной платы, влияют в разной степени количество трудоспособного населения, количество часов, отведенных на труд в день, неделю, год, профессионально-квалификационные особенности трудящейся массы[2].

Спрос и предложение на рынке труда формируют конъюнктуру рынка. Она, при их разном соотношении, может быть следующей: с трудовым недостатком (рынок испытывает дефицит трудовых ресурсов); с трудовым переизбытком (рынок переполнен предложениями труда); сбалансированной (спрос и предложение равновесны).

Субъективное и объективное влияние на функционирование рынка труда. Несомненно, государство способно регулировать механизм функционирования рынка труда. Это действие может быть оказано на различных уровнях власти: федеральными законами (для регламентации на уровне всей страны); на региональном или местном (для регулирования локальных рынков труда согласно их специфике). Также воздействие на рынок труда могут оказывать общественные организации, такие как, например, профсоюзы. Но не только от субъективной регламентации вопросов занятости и безработицы зависит, как будет функционировать рынок труда. Предложение и спрос на рынке труда, несомненно, также играют свою существенную роль в данном процессе. Причем влияние их будет независимым от воли и мнения людей, так как будет основано на экономических законах. То есть будет объективным. Модели рынка труда Каким может быть рынок труда? Классификация рынков может быть следующей: в зависимости от степени конкуренции (полностью конкурентный рынок, монопсонический рынок); в зависимости от государственных особенностей (японская модель, модель США, шведская модель). Полностью конкурентный - это рынок труда, который включает в себя большое количество фирм и организаций, конкурирующих между собой, а также достаточно много работников, вступающих в противоборство друг с другом. При такой модели рынка труда ни предприятия, ни работники не могут диктовать собственные условия. Монопсонический - это рынок труда, который заключается в монополии со стороны одного из покупателей труда.

При такой модели практически все работники заняты на одном предприятии, не имея возможности выбора. Следовательно, фирма диктует собственные правила, в том числе устанавливает заработную плату. Такая модель характерна для небольших населенных пунктов, где функционирует один крупный завод или организация. Японская модель рынка труда отличается системой пожизненного найма, то есть работник работает на одном и том же месте до достижения пенсионного возраста. При этом его заработная плата и социальные выплаты напрямую зависят от выслуги лет. Повышение квалификации и карьерный рост происходят строго по плану. Если организации требуется провести сокращение, то рабочие не увольняются, а просто переводятся на короткий рабочий день. В основе модели рынка труда США заложена децентрализация законодательства в части занятости населения и помощи безработным. Каждый штат принимает собственные правила. В организациях же существует жесткая дисциплина и нелояльное отношение к работникам[3].

Карьерный рост идет не внутри фирмы, а путем ухода на другое предприятие. Уровень безработицы, по сравнению с другими странами, в Америке очень высок. Таков в США рынок труда, и причины безработицы вытекают из его особенностей. Шведская модель рынка труда отличается большим влиянием государства на сферу занятости населения. Здесь минимальный уровень безработицы за счет ее предупреждения. Специфика рынка труда Стоит отметить, что современный рынок труда и его особенности в каждом государстве, в каждом регионе и даже в каждом населенном пункте разнятся. Но главными отличительными чертами всех рынков является то, что предметом купли-продажи является труд. То, что продавца и товар невозможно отделить друг от друга, а также то, что сам товар не представляется возможным хранить, когда в нем нет необходимости. Спецификой всех данных рынков является невозможность установления заработной платы ниже указанной государством. Для чего необходим рынок труда - несложно понять, рассмотрев его понятие, цели, модели и предпосылки возникновения.

1. Объектом сделки на рынке труда является право использования единицы ресурса труда определенного качества, на определенных условиях, за определенный период времени.

2. Субъектами рынка труда признаются: наемные работники – индивиды, включающиеся в процесс общественного производства на основе договора о найме с заранее оговоренными условиями оплаты их труда; профсоюзы – объединения наемных работников; работодатели – предприниматели (их объединения), фирмы, нуждающиеся в трудовом ресурсе; государство, осуществляющее прямое и косвенное регулирование рынка труда (в бюджетной сфере, на государственных предприятиях и организациях – работодатель); посреднические организации, помогающие в трудоустройстве, осуществляющие мониторинг, прогнозирование ситуации на рынке труда. Как и любой рынок, рынок труда состоит из трех взаимосвязанных элементов: спрос на труд, предложение труда и цена труда – заработная плата. Спрос на труд (DL) – это потребность в труде, предъявляемая работодателями к определенному количеству и качеству трудовых ресурсов (профессии, квалификации) и обеспеченная соответствующими денежными ресурсами. Спрос на труд является производным от спроса на рынке готовой продукции. Если спрос на каком-либо рынке товаров падает, то падает и спрос на рабочую силу, которая производит эти товары. Предложение труда (SL) – это объем суммарной потребности различных групп населения в работе по найму и в заработке.

Цена на рынке труда (w) – это ставка заработной платы наемных работников. Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата (wn) – это сумма денег, начисленная в качестве платы за труд. Реальная заработная плата (wr) – это покупательная способность номинальной заработной платы. Она показывает, какое количество готовой продукции реально можно приобрести за номинальную заработную плату после выплаты налогов и страховых отчислений с учетом изменения потребительских цен. Связь между этими величинами будет определяться уровнем цен (Р) на товары и услуги: wr = wn / P.

Рассмотрим, как формируется спрос на рынке труда. Правило найма работника для фирмы аналогично правилу применения любого другого ресурса. Фирма нанимает дополнительного работника тогда, когда его предельная доходность равна ставке его заработной платы: MRPL = w.

Таким образом, кривая спроса на труд строится в координатах «заработная плата» (да) – «число занятых» (L) и имеет нисходящий вид

В основе предложения труда (SL) лежит проблема выбора каждым человеком соотношения между трудом и досугом (соответственно Тw и ТF) (Приложение 2)..

Досуг является нормальным благом, т.е. тем, потребление которого сокращается по мере роста его цены. Цена досуга – это его "альтернативная стоимость", это упущенный за время досуга доход, который человек потенциально мог получить. Целевая функция человека состоит в максимизации общей полезности от сочетания потребляемых благ и досуга.

Общая полезность для индивида в стоимостном выражении: QP + wTF (стоимость набора благ при данных ценах плюс альтернативная стоимость досуга при данной ставке заработной платы). Следовательно, условие максимизации общей полезности можно выразить так: QP + wTF = wT + V.

Оно означает, что максимально доступный человеку денежный доход, обеспечивающий общую полезность, равен доходу, который он получит, отдав все время (T) работе при ставке заработной платы (w) и величине дохода, не связанного с трудом (V).

Объем предложения труда будет зависеть: от ставки реальной заработной платы; размера реального нетрудового дохода; общего объема времени, которым располагает индивид; индивидуального предпочтения «блага – досуг»[4].

Индивидуальное предложение труда связано с действием эффекта дохода и эффекта замещения.

При увеличении ставки заработной платы альтернативная стоимость каждого часа досуга (потенциально возможный доход) возрастает. Это стимулирует индивида к замещению досуга работой.

Эффект замещения – это увеличение индивидуального предложения труда при росте ставки заработной платы.

Однако при высоких заработках, при достижении высокого уровня материального благосостояния, мотивация человека меняется. Он начинает больше ценить свободное время – досуг и сокращает индивидуальное предложение труда.

Разумеется, индивид не может диктовать предпринимателю, фирме новый график работы – это невозможно даже по причинам технологии, иным параметрам. Человек может перейти на неполный рабочий день, получать дополнительные выходные, отпуска, например, "за свой счет" (данный процесс ни в коем случае нельзя путать с явлением скрытой безработицы).

Эффект дохода – это сокращение предложения труда при росте ставок заработной платы и совокупного дохода, он отражен в нисходящем участке кривой SL. Кривая рыночного предложения труда для любой категории работников получается путем суммирования индивидуальных кривых предложения. Эта кривая имеет восходящий вид, так как повышение заработной платы данной категории работников будет увеличивать приток рабочей силы в данную область деятельности из других отраслей. И наоборот, величина заработной платы напрямую зависит от того количества работников, которое приобретает отрасль.

В краткосрочном периоде кривая предложения менее эластична, чем в долгосрочном периоде. Это связано с тем, что реакция на изменение заработной платы более активна именно в долгосрочном периоде. Играет роль время, в течение которого распространяется информация об условиях работы в той или другой отрасли, в течение которого люди могут изменить или повысить квалификацию, принять решение о смене места жительства и т.д. Теоретически рынок труда, как и любой другой, может быть совершенно-конкурентным и несовершенно-конкурентным. И в том и в другом случае спрос на труд со стороны отдельной фирмы, отрасли и экономики в целом будет определяться предельной доходностью труда. Различия в ценообразовании на разных рынках будут касаться, прежде всего, предложения труда. Совершенно-конкурентный рынок труда характеризуется тем, что: 1) большое число работников одинаковой квалификации предлагают свои услуги в данной сфере деятельности; 2) большое число небольших фирм конкурируют друг с другом при найме работников данной специальности; 3) ни рабочие, ни фирмы не в состоянии влиять на цену труда, т.е. на величину заработной платы.

Поскольку речь идет о совершенной конкуренции, постольку в этом случае предельные издержки труда будут равны заработной плате (MRCF = w). Это объясняется тем, что предложение труда дляотдельной фирмы не будет зависеть от величины заработной платы, поскольку работники не в состоянии ее изменить. С другой стороны, отдельная фирма нанимает не всех, а лишь незначительную часть общего рыночного предложения рабочей силы. Поэтому при данной ставке заработной платы предложение труда может быть сколь угодно большим. Тогда любая фирма, пользуясь ситуацией, будет увеличивать занятость на производстве до тех пор, пока дополнительный работник не обеспечит прирост дохода, равный величине его заработной платы: MRPL = w. Тогда занятость применительно к отдельной фирме установится на уровне LE.

 

Цели и задачи рынка труда

Рынок труда представляет собой сложную систему отношений по поводу обмена индивидуальных способностей к труду на фонд жизненных средств (заработная плата), необходимых для воспроизводства рабочей силы. Являясь важнейшей частью в системе факторов производства, условий экономической жизни общества, рынок труда выполняет многосторонние функции: на рынке труда определяются величина заработной платы, ее форма, условия найма работников, их занятость и структура, динамика безработицы, мобильность рабочей силы, возможность повышения квалификации работников. Существуют две основные социальноэкономические цели рынка труда: распределение доходов в форме окладов, заработной платы как стимул и как вознаграждение за труд и распределение людских ресурсов по альтернативным видам занятости.

Механизм рынка труда основан на стоимостных принципах увязки и согласования социально различных интересов разнообразных групп работодателей и трудоспособного населения, нуждающегося в работе и желающего работать по найму [5].

Основным показателем рынка труда является оплата труда, которая определяется в том числе исходя из совокупной стоимости благ, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Конечный уровень оплаты труда определяется под воздействием множества факторов, к основным из которых относятся спрос и предложение на рынке труда. В реальной экономической жизни на динамику рынка труда оказывает влияние целый ряд факторов. Так, предложение рабочей силы определяется, в первую очередь, факторами демографическими - уровнем рождаемости, темпами роста численности трудоспособного населения, его половозрастной структурой. Со стороны спроса главным фактором, оказывающим влияние на динамику занятости, является состояние экономической конъюнктуры, фаза экономического цикла. Помимо этого серьезное влияние на потребность в рабочей силе оказывает научно-технический прогресс.

Становление рынка, усиление конкуренции на базе высоких технологий, необходимость развития человеческого потенциала приводят к усилению роли государства в экономике. В развитых странах экономическая функция - создание необходимых условий для функционирования и прогресса национальной экономики, обеспечение деятельности государства экономическими регуляторами - становится главной.

Государственное регулирование рынка труда представляет собой особую форму и сферу регулирующего воздействия на социально-экономические процессы, сложную систему мер и мероприятий, охватывающих в своем взаимодействии не только сферу занятости, но практически все элементы экономической системы общества (формирование спроса на труд и его предложения, помощь безработным гражданам).

В современных условиях экономического и социального развития необходимость государственного регулирования рынка труда не вызывает сомнений. Государственное регулирование рынка труда должно быть направлено на достижение рационального в конкретных социально-экономических условиях уровня занятости, наибольшего соответствия профессиональной структуры занятых профессиональной структуре занимаемых рабочих мест, смягчения последствий безработицы. Государственные меры, воздействующие на величину и структуру спроса на рабочую силу, - это создание новых рабочих мест за счет сокращения рабочего дня на уже существующих рабочих местах.

В условиях развитой экономики организационная структура рынка труда делится на некоторые элементы. К ним относят систему подготовки кадров, направление государственной политики в области занятости, фонд помощи безработным, систему контракта и найма. Кроме того, структура рынка труда имеет в составе биржи труда систему переквалификации и правовое регулирование занятости. В подобной сфере, как и при любых сделках, связанных с куплей-продажей, встречаются покупатели и продавцы. Первые представляют собой предпринимателей или трудовые коллективы, имеющие способность и возможность выбирать количество требуемых им наемников.

Продавцами в этой ситуации выступают работники, которые предлагают свою способность к труду. Формирование рынка труда Особенности формирования рынка труда основаны на действии закона предложения и спроса на рабочую силу. Он оказывает существенное влияние на заработную плату и показывает несоответствие на рынке труда приходящих наемников количеству свободных вакансий. Здесь происходит довольно тщательный и жесткий выбор наиболее подходящих по всем параметрам работников. Особенности современного рынка труда предусматривают стимуляцию высококвалифицированных кадров и способствуют возникновению связей между полученными результатами и приложенными к этому усилиями[6].

Опыт многих государств показывает, что рынок труда не может обходиться без демократических институтов и конкурентной экономики, которая основывается на частной собственности. Его существование исключается тоталитарным обществом, так как подобная система рассматривает человека как юридически и материально зависимого субъекта от государства. Ведь для него не важно эффективное использование имеющегося потенциала, а наоборот - значимым является наличие человека в полном распоряжении и подчинении для удовлетворения собственных нужд. Структура рынка труда может быть и свободной, но в подобных условиях выступает всего лишь помехой. Распределение рабочей силы имеет подобное название, при этом обслуживает экономику, которая принадлежит государству.

Основные направления государственного регулирования рынка труда

Для российского государства исторически характерна роль важнейшего игрока во всех ключевых сферах развития страны. Эта тенденция прослеживается и в отношении такой области, как рынок труда. Каковы особенности работы государственных институтов в данной сфере? Какова специфика развития рынка труда в России? О рынке труда Современный рынок труда - особая экономическая сфера, играющая важнейшую роль в национальной хозяйственной системе России. Исследователями чаще всего изучаются такие его категории, как зарплата, уровень занятости граждан, безработница, динамика возникновения вакансий, перераспределение рабочих мест по отраслям. В связи с важностью данной сферы в национальной экономике во многих странах мира, в том числе и в России, осуществляется государственное регулирование рынка труда. Когда власти вовлекаются в этот процесс наиболее активно? Направления государственной политики Государственное регулирование рынка труда в России осуществляется в рамках следующих основных направлений. Во-первых, это стимулирование занятости, а также увеличение количества рабочих мест в организациях и учреждениях, находящихся в собственности государства. Во-вторых, это содействие развитию институтов, деятельность которых направлена на повышение производительности труда, подготовку новых кадров. В-третьих, это реализация программ с целью решения проблем, связанных с поиском и наймом персонала. В-четвертых, это борьба с безработицей и поддержка граждан, не имеющих занятости [7].

Для чего, собственно, осуществляется государственное регулирование рынка труда в РФ? Прежде всего, это создание условий, при которых как можно большее количество граждан сами смогут себя обеспечивать. Чем меньше безработица - тем ниже нагрузка на бюджет государства в аспекте оказания мер различного рода поддержки населения. Государство заинтересовано в строительстве конкурентоспособной экономики, от качества функционирования которой зависит социальная и политическая стабильность. Это во многом определяется квалификацией кадров, а также в значительной мере зависимым от нее уровнем производительности труда. Трудовые резервы - фундамент экономики Государство должно выстраивать стратегию долгосрочного развития экономики, обеспечивать фундаментальные факторы устойчивости политического курса, которые во многом зависят от качества функционирования национальной хозяйственной системы. В числе ключевых критериев здесь - адаптированность экономики, особенно в аспекте занятости населения, к изменениям на рынке. Дело в том, что при капиталистической модели, в соответствии с которой сегодня развивается большинство стран, возможны периодические изменения в структуре тех или иных отраслей, насыщение каких-то отдельных рынков, появление новых. Эти процессы формируют новые запросы в отношении рынков труда. Если они проходят на национальном уровне, то ключевым институтом, призванным обеспечить соответствие курса социального и политического развития страны вызовам рынка, становится именно государство. Формы государственной политики.

Государственное регулирование рынка труда, в соответствии с популярными концепциями российских экспертов, может выражаться в двух базовых формах - активной и пассивной. Касательно первой подразумевается, что работа будет вестись в направлении создания рабочих мест, стимулирования занятости, борьбы с безработицей. Пассивная форма участия государства в развитии рынка труда, как правило, сводится к материальной поддержке людей, не имеющих занятости, посредством выплаты пособий.

Рассмотрим, как государство подходит к решению такой проблемы, как регулирование занятости и рынка труда, какие перед ним ставятся задачи. Прежде всего, это привлечение в экономику новых инвестиций, что позволяет открывать новые производства, осваивать отрасли, как результат - создавать рабочие места. Также государству нужно обеспечивать занятость населения посредством организации работы соответствующего назначения служб и бирж труда. Следующее необходимое направление работы властей - содействие развитию бизнеса, особенно малых и средних предприятий. Именно такого рода фирмы, как считают экономисты, могут обеспечивать занятостью людей в небольших городах, где нет стратегических, управляемых государством предприятий, а также в отраслях, для которых присутствие госактивов нехарактерно и не всегда целесообразно при свободном рынке (общепит, сфера услуг, ритейл). Еще одна важная задача государства - эффективное регулирование миграционных процессов. Очень многие проблемы, характерные для рынка труда, как полагают эксперты, предопределены географическим аспектом экономики России. Есть города, где попросту нет работы в силу того, что размещение предприятий там нерентабельно [8].

И в этом случае людей, живущих там, надо как-то трудоустраивать. Это может делать государство, организуя эффективные программы содействия переезду граждан в промышленно развитые районы. Уровни государственной политики Продолжая изучение теоретических аспектов, отражающих методы государственного регулирования рынка труда, мы можем рассмотреть, на каких уровнях соответствующая политика властей может осуществляться. Эксперты выделяют три. Макроуровень Во-первых, это макроуровень. На нем ключевую роль играют высшие институты государственной власти. Их функции - разработка законов, регулирующих рынок труда в России, а также реализация принятых норм. Это определение приоритетов в развитии занятости граждан соотносительно с актуальными направлениями социально-экономического развития. Это организация корректного взаимодействия политических институтов и учреждений, которые решают практические задачи, связанные с развитием рынка труда. Региональный уровень В-вторых, это региональный уровень. Во многом он воспроизводит все отмеченные направления работы государственных институтов на макроуровне. Только соответствующими комптенциями в этом случае наделены не федеральные, а региональные органы власти. Вместе с тем, рынок труда и занятость населения могут формировать проблемные области, специфичные для отдельно взятых субъектов федерации.

Институты, ответственные за проведение политики на макроуровне, могут не учитывать соответствующие региональные особенности, и потому более качественно работу здесь будут вести именно властные структуры субъектов РФ. Для рассматриваемого уровня характерно решение вопросов эффективной адаптации ключевых принципов государственной политики в сфере занятости граждан к локальным особенностям. Местный уровень В-третьих, это местный уровень. Как правило, на нем концентрируются задачи, связанные с корректной реализаций государственной политики применительно к конкретным объектам регулирования. То есть, например, за то, наск

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...