Технология современного проектного обучения
Человек есть свой собственный проект. Ж.П. Сартр Проект – это: 1) замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определенным правилам. В переводе с латинского «проект» означает «брошенный вперед»; 2) разработанный план сооружения, конструкции, процесса, мероприятия, изготовления чего-либо. В этом случае «проект» есть результат некоторой – «проектной, проектировочной» деятельности, целостный образ будущего объекта; 3) предварительный, предположительный текст какого-либо документа; 4) определенная форма организации совместной деятельности людей по осуществлению крупных, относительно самостоятельных начинаний, компаний, дел, имеющих определенные цели (пример: «атомный проект»); 5) название организации. В построении и реализации деловых проектов могут участвовать разные специалисты, образуя временную организацию, которую часто именуют также «проектом». Проектность – определяющая черта современного мышления. Проектное мышление, проектная деятельность - процесс обобщенного и опосредованного познания действительности, в ходе которого человек использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию культурных ценностей. Проект в контексте образования есть результативная деятельность, совершаемая в специально организованных педагогом («лабораторных») условиях. Специально организованные педагогом условия дают ребенку возможность действовать самостоятельно, получать результат, но в безопасных условиях. Проектное обучение отличается от проблемного обучения тем, что деятельность учащихся носит характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления.
Технология проектного обучения (метод проектов, проектное обучение) представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании учащимся под контролем учителя новых продуктов (товары или услуги), обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость. Теоретические концепции Дж. Дьюи послужили основой для разработки американскими педагогами У. Килпатриком и Э. Коллингсом метода проектов. Они учли то, что с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; познавательная деятельность чаще строится не в русле учебного предмета, а опирается на сиюминутные интересы детей; реальное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения и др. В России эти идеи первым реализовал С.Т. Шацкий. Метод проектов – это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы. Проектирование – это целенаправленная деятельность по нахождению решения проблем и осуществлению изменений в окружающей среде (естественной и искусственной). Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций преодоления трудностей; приобщение его к проникновению в глубь явлений, процессов, конструирование новых объектов, процессов и т.д. Учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и консультированием учителя.
В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем. Классификационные параметры технологии Уровень и характер применения: метатехнология, охватывающая не только среднюю, но и высшую школу, а также (в различных вариантах) производство, социальную сферу, политику. Философская основа: зависит от позиции субъекта. Методологический подход: исследовательский + деятельностный. Ведущие факторы развития: психогенные + социогенные. Научная концепция освоения опыта: деятельности + развития. Ориентация на личностные сферы и структуры: 1) ЗУН + 2) СДП. Характер содержания: различной ориентации, адаптивно-вариативный. Вид социально-педагогической деятельности: управления. Тип управления учебно-воспитательным процессом: «консультант» + самоуправление. Преобладающие методы: проблемные. Организационные формы: альтернативные. Преобладающие средства: вербальные + программированные + практические. Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: личностно ориентированный. Направление модернизации: на основе активизации. Категория объектов: все категории. Целевые ориентации ¶ Формирование проектной деятельности, проектного мышления. ¶ Стимулирование мотивации детей на приобретение знаний. ¶ Включение всех учащихся в режим самостоятельной работы. ¶ Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников. ¶ Развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач. ¶ Развитие способности применять знания к жизненным ситуациям. ¶ Развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и учителя. ¶ Развитие важнейших компетентностей для современной жизни: – способности брать на себя ответственность; – участвовать в совместном принятии решения; – регулировать конфликты ненасильственным путем;
– оценивать и анализировать социальные привычки, связанные со здоровьем, с окружающей средой; – делать свой выбор; – владеть устным и письменным общением; – способности учиться всю жизнь как основы непрерывной подготовки в профессиональной и общественной деятельности, а также в личной жизни. ¶ Развитие исследовательских умений: анализа (выявления проблем, сбора информации), наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, обобщения. Концептуальные позиции v Принцип гуманизма: в центре внимания ученик, развитие его творческих способностей. v Принцип личной заинтересованности ученика в теме проекта. Образовательный процесс стоится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика; это повышает его мотивацию в учении. v Деятельностный подход. v Процесс обучения для ученика – это процесс работы над проектом своего будущего. v Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития. v Принцип сотрудничества учеников и учителя при решении разнообразных проблем. v Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика. v Принцип четкого осознания учителем и учеником, что они делают и зачем. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях. v Принцип уважения к иной точке зрения. v Принцип обеспечения ответственности за результат. v Использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|