Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава I . Работа с детьми и семьями группы риска как социально-педагогическая проблема.

Оглавление.

 

Введение  
Глава I. Работа с детьми и семьями группы риска как социально-педагогическая проблема.  
1.1. Содержание социально-защитной деятельности КДН.  
1.2. Развитие социальной работы по защите прав несовершеннолетних в деятельности КДН.    
1.3. Модернизация деятельности КДН.  
Глава 2. Практика социальной работы КДН с детьми и семьями группы риска.  
2.1. Сущность социальной деятельности в сфере профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. 2.2.Модель социальной работы в технологиях КДН.    
Глава 3. Деятельность КДН по защите прав детей и семей группы риска (на примере КДН при администрации Октябрьского района г. Тамбова).  
3.1. Коррекционно-воспитательная работа КДН.   3.2. Отклоняющееся поведение в разрезе микросоциума Заключение    
Список использованной литературы  
Приложения  

 

 

Введение

По данным МВД в России более 2 миллионов детей школьного возраста (10%соответствующей популяции) нигде не обучаются (и на них приходится 40% детско-подростковои преступности); от 2 до 4 миллионов детей и подростков бродяжничают; число детей-сирот достигло бООтыс.; 40% детей подвергаются насилию в семьях; в школах 16%. учащихся испытывают со стороны педагогов физическое насилие и 22% — психологическое; за последние 10 лет смертность от самоубийств среди детей и подростков выросла на 100%, отмечаются самоубийства среди детей 5-9 лет; В стране 700 тыс. семей где есть несовершеннолетние и один из родителей безработный, а в бОтыс. семей с детьми оба родителя не имеют постоянного источника заработка.

Из года в год происходит обострение проблем социального положения несовершеннолетних. Противоправное поведение несовершеннолетних растет в 2 раза быстрее, чем среди взрослых, особенно по тяжким преступлениям против личности. Детская преступность выросла за 5 лет 1,5 раза, число правонарушений, совершаемых девушками - на 57,1%; число несовершеннолетних, задержанных за правонарушения, увеличилось почти вдвое и превысило 1 млн. в год; 27% из них - дети моложе 14 лет. На территории России действуют около 30 тыс. преступных группировок несовершеннолетних. При этом от 60 до 80% "несовершеннолетней" преступности приходится на подростков, имеющих психические аномалии.

Необходимость решения конкретных проблем современного положения детей в соответствии с нормами Конституции РФ и международными обязательствами обусловили выбор в качестве приоритетного направления государственной социальной политики, социальную, социально-правовую защиту детей и подростков.

Положения Конвенции ООН о правах ребенка определяют следующиеориентиры для развития системы социально-правовой защиты несовершеннолетних:

- несовершеннолетние ввиду умственной и физической незрелости имеют право на специальную охрану, заботу, защиту;

- несовершеннолетние обладают комплексом особых прав и возможностью их самостоятельного осуществления;

- в решении вопросов взаимодействия ребенка с любыми учреждениями приоритет отдается интересам ребенка;

- особое внимание уделяется несовершеннолетним, находящимся в трудных (неблагополучных) условиях.

В соответствии с этими ориентирами в России в 1995 утвержден Национальный план действий в интересах детей, определивший защиту прав детей и подростков как специальное направление деятельности государственных институтов, нацеленное на правовое обеспечение и регулирование, как воздействий среды, так и самого процесса формирования и развития личности.

Создание государственной системы защиты прав несовершеннолетних в сфере профилактики социальных отклонений, призванной обеспечить этот подход, было закреплено Указом Президента РФ "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав. В эту систему вошли: органы управления и учреждения образования, здравоохранения, занятости, культуры, физкультуры и спорта, опеки и попечительства, МВД. Координацию действий Федеральных министерств и ведомств, направленных на решение проблемы, осуществляет Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ.

Особенно актуальна обозначенная проблема для деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних, на которые ложится вся тяжесть работы по осуществлению мер по защите и восстановлению прав и законных интересов детей, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, т.е. осуществлению реальной помощи ребенку, оказавшемуся в социально опасном положении.

Теоретическая и практическая значимость данной проблемы обусловила выбор темы дипломной работы "Социальная работа с детьми и семьями группы риска в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав".

Объект исследования: социальная работа с детьми и семьями группы риска комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Предмет исследования: социально - педагогические функции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по работе с детьми и семьями группы риска.

Цель исследования: выявить специфику социальной работы с детьми и семьями группы риска в деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Для достижение цели исследования нами определены следующие задачи:

- изучить и проанализировать научно - методическую литературу

- познакомиться с нормативно-правовой базой работы КДН

- познакомиться со спецификой работы КДН

- выявить условия способствующие эффективности работы КДН

База исследования: Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Октябрьского района.

Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, беседы, работа с картотекой, документами.

 

Глава I. Работа с детьми и семьями группы риска как социально-педагогическая проблема.

В настоящей главе в теоретическом аспекте рассматривается защита прав несовершеннолетних с отклонениями в поведении как социально-педагогическая проблема; механизм формирования отклоняющегося поведения несовершеннолетних, в котором незащищенность элементарных, прав ребенка и их нарушение рассматриваются как одна из социальных детерминант отклонений, обусловленных также и особенностями психологической позиции личности; представлено теоретическое обоснование современного социально-педагогического подхода к правозащитной деятельности в сфере профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних.

1.1. Содержание социально-защитной деятельности КДН.

Октябрьский район является самым крупнонаселенным районом города. Комиссия по делам несовершеннолетних образована при территориальной Администрации Октябрьского района. Комиссией рассматриваются дела о несовершеннолетних и их родителях, либо лиц, их заменяющих. Из числа несовершеннолетних, дела которых рассматриваются на комиссии, около 70% составляют учащиеся школ; 15% - учащиеся ПТУ; 10% -неработающие и не учащиеся; 6% - учащиеся средне специальных и высших учебных заведениях; 2% - работающие.

Порядок рассмотрения дел комиссиями:

1. Прием первичных документов (заявления, ходатайство, материалы) по представлению: образовательного учреждения, работодателей, органов опеки и попечительства, органов внутренних дел, общественных организаций, учреждений здравоохранения,7

2. Предварительное изучение поступивших материалов. На этом этапе

комиссии ведут дополнительную проверку материалов дела, привлекая необходимых специалистов для дачи заключения.

В заключении должны быть отражены особенности личности несовершеннолетнего, предыдущие меры воспитательного характера, применявшиеся к правонарушителю, и оценка реакции на них; наличие учреждений социальной защиты населения возможности проведения профилактической работы с данным несовершеннолетним и другие моменты, важные для решения его проблем.

3.Заседание комиссии. Заседание Комиссии является правомочным при наличии не менее двух третей ее постоянного состава.

На заседании Комиссии обязательно присутствие несовершеннолетнего, дело о котором рассматривается, его родителей (лиц их заменяющих), а в необходимых случаях представителя воспитательного учреждения, педагога, специалиста, адвоката (по просьбе потерпевшего).

Комиссия рассматривает дела на закрытом заседании. Комиссия вправе удалить несовершеннолетнего на время исследования обстоятельств, обсуждение которых может отрицательно повлиять на него.

После всестороннего рассмотрения всех обстоятельств дела Комиссия принимает одно из следующих решений: прекратить дело, отложить рассмотрение дела и провести дополнительную проверку, передать дело в органы прокуратуры, суд, применить меры воздействия.

Постановления КДН обязательны для исполнения государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности, должностными лицами и гражданами.

Районные (городские), районные в городах комиссии рассматривают дела:

а) о несовершеннолетних;

б) в отношении родителей (лиц, их заменяющих), злостно не выполняющих обязанности по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних детей.

Комиссии могут применять к несовершеннолетним следующие меры воздействия: предупреждения; предостережения, выговор или строгий выговор; постановка на учет; штрафные санкции; направление в спец. учреждения; трудоустройство; направление материалов в суд.

Меры воздействия к родителям: предупреждения; предостережения, выговор, строгий выговор; передача материалов в трудовые коллективы; наложение штрафа; возмещение материального ущерба; лишение родительских прав.

Деятельности КДН включает следующие содержательные компоненты:

- изучение конкретных условий семейного воспитания несовершеннолетних, благоприятных возможностей социального окружения;

- изучение личности несовершеннолетнего (состояние здоровья, нервно-психическое состояние, положительные стороны личности несовершеннолетних, его позитивно направленные интересы, склонности);

- разработка конкретной, многоплановой, но единой для всех служб программы социально-педагогической поддержки; согласованная деятельность учреждений воспитательно-профилактической сферы различного ведомственного подчинения, применительно к данному ребенку; включение подростков в активное взаимодействие со средой по социально и воспитательно-ценным направлениям;

- развитие активной роли семьи в разрешении проблем ее взаимодействия с социумом;

- организация совместной деятельности детей и взрослых;

- влияние на формирование общественного мнения, способствующего активизации различных форм инициативной деятельности взрослых и детей в социуме;

- представительство в органах самоуправления для решения наиболее актуальных вопросов социально-правовой защиты детей;

- организация занятости подростков, профориентация среди подростков, молодежи, предоставление возможностей трудоустройства;

- привлечение (в необходимых случаях) специалистов по коррекции поведения и органов правопорядка;

- организация взаимодействия всех социально-воспитательных институтов, функционирующих в конкретном социуме, поддержка воспитательных подсистем, необходимых для объединения различных социальных институтов;

- дифференцированный подход при осуществлении координации деятельности многочисленных органов и учреждений системы профилактики и защиты прав несовершеннолетних на основе социально-психологических, криминологических характеристик объектов профессиональных воздействий (степень социальной защищенности, социальной дезадаптации подростков и характер неблагополучия семей).

1.2. Развитие социальной работы по защите прав несовершеннолетних в деятельности КДН.

Во многих странах специализированные правозащитные органы обладают большими возможностями, чем органы общей компетенции по восстановлению нарушенных прав, поскольку анализируют ситуации, приведшие к их нарушению и выра­батывают рекомендации превентивного характера.

Применительно к защите прав несовершеннолетних в мировой практике выработаны специальные механизмы.

Анализ отечественной практики показывает, что в последнее время был предпринят ряд шагов по выстраиванию региональных моделей защиты прав несовершеннолетних.

 

Однако практика показала, что вновь образуемые механизмы защиты прав ребенка, к сожалению, малоэффективны и не всегда действуют должным образом при сохраняющейся остроте социальных проблем детей. Кроме того, известно, что экономически и организационно выгодно опираться на уже имеющиеся структуры, осуществляющие государственное (а не общественное) квалифицированное начало в процессе ресоциализации личности. Единая целеустановка и высокая степень совпадения интересов всех основных субъектов системы требует разрешения двух задач. С одной стороны - интегрирование ведомственных интересов для комплексного решения местных задач по социализации, реабилитации, адаптации и реадаптации детей и подростков. С другой стороны - сохранение их ведомственной принадлежности без ломки вертикальных связей административной подчиненности.

На наш взгляд, эти задачи могут быть решены в условиях Комиссии по делам несовершеннолетних, как ведомственно независимого органа, подчиняющегося местной администрации и реализующего интересы и планы как государства, республики, региона, так и ведомств. Территориальный принцип построения КДН позволяет обеспечить максимальную доступность и приближенность к населению.

Анализ более чем 100-летней истории комиссий по делам несовершеннолетних показывает, что основной тенденцией развития КДН на всех этапах было стремление к усилению социально-воспитательных, социально-педагогических функций.

В 1980 году началось интенсивное создание сети школ-интернатов для детей из социально-неблагополучных семей. Все это были весьма позитивные перемены, заметно усилившие роль государства в социальной охране и поддержке детства, как главного условия превенции детско-юношеских отклонений. Однако эти преобразования носили половинчатый характер, не были доведены до конца, и в период так называемой стагнации советского общества превентивная практика приобрела формальный административный характер.

Комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних осуществляли не столько меры социальной поддержки, сколько различные административные воздействия по отношению к "трудным подросткам" и их родителям. Основными такими мерами являлись: общественные осуждения и разбирательства; постановка на учет в милицию; направления в спецшколы и спецПТУ, которые работали в режиме карательных учреждений со строгими дисциплинарными санкциями.

Авторитарная педагогика процветала и в школьной практике того времени.

90-е годы ознаменовались кардинальными изменениями общественно-политической системы, социально-политическими и социально-экономическими переменами, сопровождающими процесс интеграции России в передовое международное сообщество. Карательная превенция явно изжила себя и потребовались новые подходы в решении проблемы профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних.

Функции Комиссий по делам несовершеннолетних районного (городского) уровня - координирующая, контролирующая, профилактическая, правопросветительная, защитная и одновременно наказательная функции.

Сегодня комиссии по делам несовершеннолетних обладают широким диапазоном мер для предупреждения правонарушений детей и подростков. Они наделены полномочиями по применению мер воздействия не только к несовершеннолетним, но и к их родителям, виновным в неправильном воспитании детей, к другим лицам, оказывающим отрицательное влияние на подрастающее поколение. В системе ранней профилактики правонарушений комиссии играют ключевую роль, поскольку именно они осуществляют руководство и координацию всей воспитательно-профилактической деятельности в районе, которой также занимаются школы, ПТУ, внешкольные учреждения, спецПТУ, спецшколы,- инспекции по делам несовершеннолетних органов МВД.

Сложившиеся традиции организации деятельности комиссий являются далеко несовершенными и требуют существенной перестройки, а в чем-то и возвращения к тем прежним, хорошо зарекомендовавшим себя в 20-30-х годах принципам организации профилактической работы в нашей стране. В отличие от традиций, сложившихся в те годы, из поля зрения существующих ныне комиссии по делам несовершеннолетних выпало важнейшее звено, на которое прежде всего должно быть направлено внимание: неблагоприятные условия воспитания несовершеннолетних. При подготовке и передаче дел на комиссию эти условия практически не изучаются ни членами комиссии, ни теми органами, которые выносят дело на рассмотрение. Отсутствуют даже единые требования к необходимой информации о личности несовершеннолетнего, его здоровье, семье, родителях и т. д., которые должны быть в обязательном порядке собраны, прежде чем выносить дело на рассмотрение. Изучение условий семейного воспитания осуществляется, как правило, лишь в тех крайних случаях, когда речь идет о лишении родительских нрав и направлении детей в интернаты.

Основное внимание комиссия сосредоточивает непосредственно на проступке подростка, не вникая в его причины и не принимая мер. по их устранению. Как правило, остается не освидетельствованным состояние здоровья подростка, в том числе нервно психическое состояние, в чем особенно нуждаются «трудные». На комиссии практически не рассматриваются положительные стороны личности несовершеннолетнего, его позитивно направленные интересы, склонности, благоприятные возможности его окружения, что может быть использовано при педагогической коррекции поведения. В результате слабой изученности личности несовершеннолетних привлечение на комиссию части из них оказывается неоправданным, происходящим либо из-за случайных, нехарактерных для подростка проступков, либо в результате конфликтов, возникающих со взрослыми: учителями, соседями и т. д., которые при более близком рассмотрении оказываются в значительной степени спровоцированными самими взрослыми, что также должно быть учтено и решениях комиссии. В то же время нередки случаи, когда опасные криминогенные подростковые группы -длительное время занимаются преступной деятельностью, не попадая в поле зрения органов ранней профилактики.

Таким образом, отсутствие тщательной подготовки дел, их массовый, поточный метод рассмотрения приводят к тому, что в деятельности комиссии практически не реализуется дифференцированный подход к выбору воспитательно-профилактических средств, преобладают вербальные формы воздействия, различные внушения, проводящиеся нередко в бестактной, оскорбительной для подростка и его родителей форме. Кроме того, анализ показывает, что за массовыми разбирательствами и обсуждениями в работе комиссий почти не находится места такой ее важнейшей функции, как координация и руководство всей системой органов ранней профилактики, в которые входят инспекции, школы, ПТУ, производственные коллективы, внешкольные учреждения и т. д.

Как известно, координация деятельности многочисленных органов предполагает и их дифференциацию, четкое разделение их функций, сфер воздействия. При этом основным критерием, определяющим дифференциацию общих и специальных органов профилактики, должны стать социально психологические и криминологические характеристики объектов профилактического воздействия, т.е. степень социальной запущенности, социальной дезадаптации подростков и характер неблагополучия их семей. Так, семьи хронических алкоголи­ков, морально деградированных людей - в первую очередь объект профилактических воздействий специальных органов профилактики. Напротив, педагогически несостоятельные семьи, ведущие в целом здоровый образ жизни, нуждаются в квалифицированной помощи педагога, психолога, здесь противопоказаны публичные обсуждения и другие административные меры.

Однако выполнение данных координационных функций также требует предварительного углубленного изучения объектов профилактики, своевременной их криминологической диагностики, что, как мы уже отмечали, комиссиями прак­тически не осуществляется.

Отсюда очевидно, что важнейшая задача в решении проблемы защиты прав несовершеннолетних с отклонениями в поведении - перестройка, модернизация деятельности КДН в соответствии с социально-педагогической парадигмой правозащитной деятельности в сфере профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних, нацеленной на изучение и преобразование окружающей среды, поиск механизмов педагогически компонентного вмешательства в различные личностно-средовые ситуации с целью их разрешения и социальной защиты личности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...